|   | 

Давление на экономику

Давление на экономику

Давление  на экономику

США продолжают ужесточать санкции против России, которые уже дошли до представителей крупного российского бизнеса. В т.н. «Кремлевский доклад», выпущенный Министерством финансов США в конце января 2018 года, вошли 96 самых богатых россиян, чьи бизнес-интересы носят международный характер и состояние каждого из которых превышает 1 млрд. долларов. Всего же в «Кремлевский список» попало 210 человек, включая 43 самых влиятельных политиков РФ. По словам главы американского Минфина Стивена Мнучина, его ведомство в настоящее время разрабатывает ограничительные меры, которые затронут российских олигархов и политиков из санкционного списка, а в свою очередь Государственный департамент — меры против оборонно-промышленного сектора и спецслужб РФ. «Кремлевский список» был подготовлен в рамках подписанного в августе 2017 года президентом Дональдом Трампом Закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций».
Для Узбекистана и стран Центральной Азии факт начала нового витка войны санкций между США и Россией имеет самое серьезное значение, так как РФ для всего региона является важнейшим торгово-экономическим партнером. Любое ограничение на международную деятельность крупного российского бизнеса может по цепочке негативно сказаться на экспортно-импортных операциях России и реализации ее долгосрочных инвестиционных проектов с участием стран ЦА. Однако в то же время нельзя исключать и появления некоторых позитивных моментов для российской экономики, что показали предыдущие этапы войны санкций, которые стали катализатором роста в сельском хозяйстве и в некоторых отраслях промышленности РФ, в рамках проводимой Москвой политики импортозамещения.

Для Узбекистана и стран Центральной Азии начало нового витка войны

санкций между США и Россией имеет самое серьезное значение, так как РФ для

всего региона является важнейшим торгово-экономическим партнером

Новый раунд

Как показывает история применения санкций против Москвы со стороны Вашингтона, они следуют логике растянутого во времени постепенного ужесточения. Эксперты считают, что подобная логика будет иметь место и в отношении представителей российского крупного бизнеса, т.е. давление и вводимые ограничения будут нарастать и в итоге они могут привести к введению частичного или даже полного запрета на сотрудничество американских и европейских банков и других финансовых организаций с флагманами российского частного бизнеса, а также отказу крупным бизнесменам из РФ в получении американских и европейских виз. Некоторые аналитики даже высказываются в пользу вероятности того, что конечным итогом санкций в долгосрочной перспективе может стать «заморозка» активов ведущих российских частных компаний. 
По словам американских чиновников, секторальные санкционные подходы в отношении России уже дают некоторые результаты. Как отметила представитель Госдепартамента Хизер Науэрт, потери Москвы только в оборонно-промышленном комплексе в последнее время составили 3 млрд. долларов. Также она подчеркнула, что всем американским дипломатическим миссиям было поручено прилагать усилия для предотвращения деловых контактов с Россией, прежде всего, с ее оборонно-промышленным комплексом. Слова представителя Госдепа подтверждаются ростом американского давления на Турцию, которая намеревается приобрести новейший российский ЗРК С-400. Согласно некоторым турецким СМИ, не названные американские чиновники, ссылаясь на недавно принятые Конгрессом законы, предупредили, что в отношении Турции в случае реализации сделки с Москвой могут быть применены санкции. Еще одним результатом секторального давления на Москву стал выход нефтяной компании ExxonMobil из всех проектов с «Роснефтью» на российском морском шельфе, что создает прямую угрозу перспективам разработки российских нефтяных месторождений в Арктике, поскольку «Роснефть» пока не обладает в полной мере передовыми технологиями в этой сфере.

Возможное давление США на российские деньги, вращающиеся или

нашедшие «тихую гавань» в западной финансовой системе, может

обернуться несколькими неожиданными «плюсами» для Москвы


Среди последних действий Вашингтона и его союзников в войне санкций с Россией также можно отметить постепенно сжимающуюся петлю вокруг т.н. «тихих гаваней», где укрываются выведенные из страны российские деньги. Так, в Великобритании вступил в силу Закон «Ордер на богатство неясного происхождения», который позволяет властям «замораживать» активы стоимостью от 50 тысяч фунтов и начинать расследования в случае, если их владелец не может доказать законную природу происхождения своих денег. По словам министра по вопросам безопасности Бена Уоллеса, «вся мощь правительства обрушится на коррумпированных политиков и иностранных преступников, которые используют Великобританию как убежище. Когда мы доберемся до вас, мы придем за вами, за вашими активами, и мы сильно усложним вам жизнь». Напомним, что Лондон многие годы охотно принимал российские деньги, которые активно вкладывались в недвижимость, предметы роскоши и искусства, систему образования и сферу медицинского обслуживания.
Еще одним «звонком» для российских капиталов на Западе стало решение Министерства финансов США закрыть для второго крупнейшего латвийского банка ABLV доступ к американской финансовой системе и лишить его возможности совершать транзакции в долларах. Поводом послужил отчет «Сети по борьбе с финансовыми преступлениями» (FinCEN, США), в котором указывается, что «отмывание» денег является основой функционирования банка». При этом в отчете особо подчеркивается, что «через Латвию регулярно проходят сомнительные транзакции различных компаний и частных лиц из СНГ в другие регионы».
Под потенциальный удар попадают также деньги из России в многочисленных офшорах. Как показало т.н. «Панамское досье» — скандал 2015 года, связанный с передачей «анонимным источником» немецкой газете Süddeutsche Zeitung 11,5 млн. файлов об офшорных счетах и связанных с ними лицах и компаниях, офшоры больше не являются «непроницаемыми». Согласно оценкам Национального бюро экономических исследований США (NBER), в 2015 г. россияне держали за рубежом около 75% национального дохода страны, или 700 млрд. долл., что равно размерам активов всех российских домохозяйств внутри страны. Если удар по офшорам будет в итоге нанесен в виде «заморозки» активов, которые посчитают «активами сомнительного происхождения», то потенциальными жертвами могут стать самые состоятельные россияне, 1% которых контролирует 20-25% национального дохода РФ, а 10% — 45-50%.
В дополнение к вышеуказанным фактам следует отметить, что в Европейском Союзе стала активнее вестись работа по реализации Четвертой директивы Европарламента, которая обязывает каждую страну ЕС создать реестр конечных бенефициаров зарегистрированных на ее территории компаний, а также трастов. Подобные реестры создаются в 17 странах ЕС.
Обратный эффект 
Между тем, возможное давление США на российские деньги, вращающиеся или нашедшие «тихую гавань» в западной финансовой системе, может обернуться несколькими неожиданными «плюсами» для Москвы. В первую очередь, санкции против российских денег и закрытие прачечных по их «отмывке» в Восточной Европе будут тормозить вывод капитала из России, наносившего серьезный урон экономике. В прошлые десятилетия из России в среднем выводилось от 15 до 50 млрд. долларов в год. Теперь же часть этих денег может остаться в стране. Вторым «плюсом» для Москвы станет возможное возвращение ранее осевших на Западе и в офшорах капиталов, поскольку среди обосновавшихся в США и ЕС российских бизнесменов растут пессимистические настроения и неуверенность в сохранности их денег и приобретенного имущества. 
Об этом напрямую свидетельствует т.н. «Список Титова» (по имени составившего его бизнес-омбудсмена Бориса Титова), в который вошли 16 бизнесменов, бывших политиков и чиновников. В отношении всех ведутся судебные разбирательства в РФ. Недавно они выразили желание вернуться на родину, в том числе и для урегулирования правовых вопросов. Первый бизнесмен из «Списка Титова» Андрей Каковкин вернулся 23 февраля 2018 года в Москву из Лондона для участия в судебном разбирательстве. Как указывают наблюдатели, возвращение Каковкина — это своего рода тест, и если власти РФ успешно пройдут его, то количество желающих вернуться и возвратить свои капиталы на родину будет расти в геометрической прогрессии.
В принципе, процесс возвращения капитала начался уже в конце 2017 года. По данным российского Sberbank Private Banking, который занимается персональным обслуживанием состоятельных клиентов, наибольший приток российских капиталов идет из Швейцарии, Великобритании и Австрии. Их общий размер уже превысил несколько сот миллионов долларов, и только в одном январе 2018 года объем возвращенных средств в три раза превысил показатель аналогичного периода прошлого года.
Кремль со своей стороны старается стимулировать этот процесс. 1 марта 2018 года была запущена вторая волна налоговой амнистии, которая будет длиться по 28 февраля 2019 года. Согласно подписанному В. Путиным пакету законов, граждане смогут указать в декларации счета (вклады) в зарубежных банках как открытые на начало 2018 года, так и закрытые на дату представления декларации, если они открывались до 1 января 2018 года. Также продлевается срок «безналоговой ликвидации» контролируемых иностранных компаний (КИК) до марта 2019 года и до этой же даты продлеваются сроки, в течение которых ликвидируемая КИК не признается российским налоговым резидентом. От налога на доходы физических лиц (НДФЛ) освобождаются любые доходы в денежной и натуральной формах, которые получает физическое лицо при ликвидации КИК, если этот процесс завершится до марта 2019 года. Ранее под амнистию подпадало только имущество, но не денежные средства.

На темпах возвращения российских капиталов из-за рубежа может

положительно сказаться решение рейтингового агентства Standard & Poor's

повысить суверенный кредитный рейтинг России до «инвестиционного» 

В. Путин дополнительно дал поручение правительству и Центральному банку обеспечить в 2018 году выпуск специальных валютных облигаций для возвращения капиталов в РФ. Необходимо отметить, что в данном вопросе президент РФ пошел навстречу российским бизнесменам, осевшим на Западе, которые в конце 2017 года обратились к Москве с идеей ввести специальные валютные облигации Минфина для инвестирования в них своих сбережений в иностранной валюте.
На темпах возвращения российских капиталов из-за рубежа может положительно сказаться решение рейтингового агентства Standard & Poor's повысить суверенный кредитный рейтинг России до «инвестиционного» (BBB-) со «стабильным» прогнозом. Данное решение было принято 24 февраля 2018 года. Ранее, в 2015 году, агентство на фоне сложностей, с которыми столкнулась Москва в результате ухудшения отношений с США и ЕС, понизило суверенный кредитный рейтинг РФ до «мусорного» уровня (BB+). На нынешнее решение S&P поднять суверенный рейтинг повлияли, прежде всего, успешная политика Банка России по сохранению финансовой стабильности, действия правительства по приспособлению к снижению цен на сырьевые товары и международным санкциям, а также впечатляющий подъем России в рейтинге Doing Business от Всемирного банка со 120-й на 35-ю позицию. По этому поводу министр финансов РФ Антон Силуанов заметил, что среди рыночных инвесторов российские долговые обязательства уже давно котируются на инвестиционном уровне. Его слова подтверждает тот факт, что доля иностранных инвесторов достигла почти 1/3 от всех вложений в российские ценные бумаги.
Силуанов также спрогнозировал, что «пересмотр суверенного рейтинга позитивно скажется и на аналогичном повышении рейтингов корпоративных участников рынка и банков и, как следствие, снижении стоимости их заимствований». Это означает, что у компаний из РФ теперь расширятся возможности по привлечению финансирования в развитие и новые проекты. Прогноз главы Минфина РФ сбылся уже 27 февраля 2018 г., когда S&P повысило кредитные рейтинги до «инвестиционного» таким крупным госкомпаниям, как «Транснефть», «Газпром», «Газпромнефть», «Российские железные дороги», «Федеральная сетевая компания», «Русгидро», «Россети» и другие.

Давление на российский крупный бизнес и владельцев офшорных счетов

открывает для стран ЦА целый ряд потенциальных возможностей


Помимо S&P, успехи российских компаний на международном финансовом рынке отметил и авторитетный журнал Forbes (США), согласно которому в 2017 году зарубежные заимствования в России достигли наибольших темпов роста за последние четыре года, и из общего долга российских резидентов перед иностранными банками, который составляет 102,7 млрд. долл., порядка 16,3 млрд. были получены от кредиторов из Франции, 14,3 млрд. — из Великобритании и 7,7 млрд. — из Германии. Forbes подчеркивает, что «рост зарубежных кредитов — это один из признаков выхода из рецессии и оживления российской экономики». Было также отмечено, что «иностранные инвесторы явно адаптировались к «новой реальности» и готовы наращивать свое присутствие на этом непростом, но многообещающем рынке».

Что могут извлечь страны ЦА?

Итак, чего ждать странам Центральной Азии в ситуации, когда имеют место два диаметрально противоположных тренда — ужесточение санкций США, которые потенциально могут ухудшить ситуацию в экономике РФ, и отмечаемое возвращение российских капиталов, которые могут потенциально стимулировать дальнейший экономический рост в России? Анализ двух вышеуказанных трендов позволяет выделить несколько очевидных угроз и открывающихся позитивных возможностей для стран Центральной Азии. Как представляется, основной вызов будет наблюдаться по линии оказания Вашингтоном давления на страны-импортеры российского вооружения. Как известно, все страны ЦА почти на 100% зависят от российской военной техники и в одночасье отказаться от сотрудничества с ВПК РФ они попросту не могут. 
В то же время давление на российский крупный бизнес и владельцев офшорных счетов открывает для стран ЦА целый ряд потенциальных возможностей, но при условии, что российские власти смогут успешно обеспечить возвращение и легализацию их капиталов через предоставление широких возможностей для инвестирования в ценные бумаги и реальный сектор. Масштабное возвращение средств на фоне сохранения благоприятного суверенного кредитного рейтинга РФ и цен на нефть выше 60 долларов за баррель может выступить хорошим стимулом для дальнейшего роста российской экономики и ее покупательной способности. Это, в свою очередь, позволит странам ЦА еще больше нарастить поставки сельскохозяйственной и промышленной продукции в РФ, а также получить больший объем денежных переводов от своих трудовых мигрантов.
Для Узбекистана и проводимых сегодня реформ важным представляется перетянуть часть возвращающихся в Россию капиталов на свой рынок, как в виде прямых инвестиций в различные производственные проекты, так и через другие инструменты. И в этой связи очень своевременными выглядят озвученные заместителем премьер-министра, министром финансов Джамшидом Кучкаровым планы Узбекистана по размещению евробондов на сумму от 200 до 300 млн. в 2018 году при условии получения страной суверенного кредитного рейтинга. По его словам, Узбекистан и Citigroup подписали меморандум, согласно которому американский партнер возьмет на себя подготовку соответствующей «дорожной карты». После возможного получения Узбекистаном суверенного кредитного рейтинга узбекские банки и крупные компании также смогут получить свои рейтинги, что откроет им возможность для привлечения средств на рынке, включая средства российских инвесторов.

Для Узбекистана и проводимых сегодня реформ важным представляется перетянуть

часть возвращающихся в Россию капиталов на свой рынок, как в виде прямых

инвестиций в различные производственные проекты, так и через другие инструменты

Говоря о рисках и возможностях для стран ЦА от войны санкций между США и Россией, также представляется важным не только акцентировать внимание на действиях сторон вокруг «Кремлевского списка», но и не упустить из виду несколько других площадок, которые, возможно, станут новыми сферами санкционных столкновений, способных отразиться на центральноазиатских экономиках. Потенциально подобные столкновения могут произойти как минимум на трех площадках. 
Первая — это санкции США против госдолга РФ. Тема введения подобных санкций активно обсуждалась в конце 2017 года, и сторонники их введения указывали, что они могут спровоцировать серьезный отток капитала из РФ, падение темпов роста ее экономики и снижение курса рубля. Однако пока Вашингтон воздержался от их принятия, так как риски для самого американского бизнеса весьма велики. Как уже отмечалось, иностранные инвесторы, включая американских, владеют третью всех российских облигаций федерального займа (ОФЗ). Тем не менее, этот факт все же полностью не исключает возможности возвращения к теме санкций против российского госдолга в обозримой перспективе. Как показывает пример выхода ExxonMobil из выгодных нефтяных проектов с РФ, которые будут стоить компании от 200 млн. до 1 млрд. долларов издержек и упущенной выгоды, политика сегодня все чаще преобладает над экономикой. Также нужно отметить, что Москва приняла к сведению наличие подобной угрозы, о чем говорит намерение Минфина РФ в текущем году начать выпуск юаневых ОФЗ, которые будут ориентированы на привлечение капиталов китайских инвесторов и снижение зависимости от американских инвесторов. 
Второй площадкой может стать тема отключения России и ее банков от SWIFT — международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей. Через SWIFT ежедневно проходят платежные поручения на сумму более 6 трлн. долларов. Как показывает отключение Ирана в 2012 году от SWIFT, последствия от блокировки участия отдельно взятой страны в данной системе, членами которой являются более 11 тыс. организаций из 210 стран, очень болезненные. В 2015 году на фоне обострения ситуации на Украине некоторые американские политики рассматривали возможность отключения России, однако она не получила воплощения ввиду отсутствия поддержки со стороны ЕС. Напомним, что штаб-квартира SWIFT находится в Брюсселе, и она подчиняется законам ЕС. Вполне возможно, что тема отключения РФ от SWIFT может вновь быть поднята в ближайшее время, что несет в себе угрозу для торгово-экономических отношений компаний стран ЦА с их российскими партнерами. Российские власти и экономисты в этой связи уже пытаются создать защитные механизмы. Большие надежды ими возлагаются также на поддержку со стороны Китая.

Важно не упустить из виду несколько других площадок, которые,

возможно, станут новыми сферами столкновений, способных

отразиться на центральноазиатских экономиках


И, наконец, третьей площадкой войны санкций может стать энергетической сектор, а именно — сфера торговли российской нефтью и природным газом. Ситуация здесь накаляется, о чем свидетельствует отказ «Газпрома» от поставок газа Украине в ответ на несправедливое, по его мнению, решение Стокгольмского арбитражного суда, обязавшего «Газпром» заплатить «Нафтогазу» штраф в 2,56 млрд. долларов за недопоставку согласованных объемов газа для транзита. Украинский президент Петр Порошенко уже пригрозил, что будет добиваться ареста активов «Газпрома», если Россия откажется выполнять решение Стокгольмского арбитража. Украинский газовый кризис может по цепочке отразиться на общей стабильности европейского энергетического рынка и вызвать очередной виток американо-российской борьбы за него, так как производители сланцевого газа в США видят ЕС в качестве одного из своих перспективных рынков сбыта. 

Заключение

Таким образом, можно вполне уверенно говорить о том, что прекращения войны санкций в ближайшем будущем ожидать не стоит. Санкции продолжат оказывать одно из фундаментальных влияний на весь деловой климат как минимум в Европе и на постсоветском пространстве. Тревогу внушает то, что санкции постоянно расширяются, затрагивая все больше производственных секторов, крупных бизнесменов и финансовые и торговые связи, цепочки создания добавленной стоимости. На них наслаиваются процессы, связанные с ростом глобальной военно-политической, технологической и инновационной конкуренции за ресурсы и рынки сбыта, а также введением все большего числа протекционистских мер. Суммарное воздействие всех этих мер постепенно расшатывает выстроенную за последние десятилетия систему глобальной экономики торговли и создает новые тренды и правила игры, ориентироваться в которых как крупным, так и средним игрокам, включая страны ЦА, будет становиться все сложнее.

Рустам Махмудов

Tags

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

В номере

Экономическое обозрение

Contacts

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6