|   | 

Зарубежная практика экономической дипломатии

Зарубежная практика экономической дипломатии

Зарубежная практика экономической дипломатии

 

Различные модели организации структур по содействию внешнеэкономической деятельности можно рассмотреть на примере следующих стран.

 В современных условиях под влиянием глобализации и роста международной конкуренции в большинстве стран мира экономическая составляющая внешней политики выходит на первый план. Для развивающихся стран «экономическая дипломатия» имеет приоритет по сравнению с традиционной дипломатией еще и потому, что укрепление их экономического потенциала, как правило, увеличивает и их политическое влияние.  

Проведенный американским исследователем Э. Роузом анализ статистических показателей экспорта из порядка 20 ведущих стран мира в более 200 государствах, продемонстрировал следующую взаимозависимость между сетью диппредставительств и консульств и интенсивностью экспортных потоков. Открытие каждого нового посольства или консульства в среднем приводило к росту экспорта между странами на 6-10%, причем по мере открытия дополнительных загранучреждений в данной стране эти показатели сокращались.

Для развивающихся стран «экономическая дипломатия»

имеет приоритет по сравнению с традиционной дипломатией

Мировая практика содействия экспорту и привлечению инвестиций включает в себя как традиционные способы использования возможностей министерств иностранных дел, торговли, экономики, так и создание специализированных агентств, работающих на принципах государственно-частного партнерства.

 США

Внешнеполитическое ведомство – Государственный департамент США – играет основную роль в разработке и осуществлении экономической дипломатии и наряду с другими ведомствами реализует внешнеэкономические программы, связанные с поощрением экспорта товаров, содействием частным американским инвестициям за рубежом, научным и технологическим обменам.

Руководит внешнеэкономической деятельностью Госдепартамента заместитель госсекретаря по экономическим вопросам. Одним из крупных подразделений Госдепа является управление по экономическим вопросам и делам бизнеса. Значительное место в регулировании внешнеэкономической деятельности США занимают посольства, в составе которых наибольшими по численности сотрудников являются экономические отделы. В посольствах работают представители различных министерств и ведомств США, а также крупных фирм для непосредственной связи с соответствующими деловыми кругами этих стран. Например, Коммерческая служба (Commercial Service) в структуре Министерства торговли США, имеет свои офисы в составе посольств и консульств в 78 странах мира.

 Канада

Ведущим государственным органом в системе внешнеэкономической деятельности Канады является Министерство иностранных дел и международной торговли, имеющее в своей структуре специализированные по регионам мира департаменты. В составе министерства действуют две специальные службы содействия внешнеторговой деятельности: т.н. «Сборная Канады» и Служба торговых уполномоченных.

Открытие каждого нового посольства или консульства в

среднем приводило к росту экспорта между странами на 6-10%

«Сборная Канады» – это представительная канадская делегация, которая содействует продвижению интересов канадского бизнеса на рынки других стран. Делегацию, как правило, возглавляет премьер-министр, в которую включаются также министры провинций, представители правительства и деловых кругов тех отраслей экономики, которые заинтересованы в развитии долговременного торгового и инвестиционного сотрудничества с данной страной-партнером.

Служба торговых уполномоченных состоит из более тысячи сотрудников, работающих торговыми представителями в составе торговых отделов канадских посольств и консульств в более чем 140 городах мира, а также в 12 региональных офисах в Канаде. Служба работает в непосредственном контакте с канадскими компаниями, оказывая им содействие по продвижению товаров, услуг и инвестиций на внешние рынки.  При этом торговые представительства посольств, руководители которых имеют, как правило, статус заместителя главы дипмиссии, располагают своими независимыми от МИДа бюджетами. Размер последних зависит от важности данной страны для канадской экономики, и их могут  расходовать на различные мероприятия в интересах канадских деловых кругов.

 Франция

В целях совершенствования деятельности традиционной службы экономической дипломатии при МИД Франции создана «Генеральная дирекция по глобализации, развитию и партнерствам», которая включает в себя следующие дирекции по: глобальной экономике и стратегии развития; глобальным общественным благам; культурной политике и французскому языку; политике мобильности и привлекательности. Деятельность дирекции основывается на принципах «большей открытости вовне, упреждающих действий, межминистерской координации, быстрого реагирования» и охватывает широкий круг вопросов по продвижению как экономических, так и политических интересов Франции за рубежом, в том числе по формированию привлекательного имиджа страны.

В посольствах работают представители различных

министерств и ведомств США, а также крупных фирм

Интересен также опыт МИД Франции по созданию «Клуба послов» и «Клуба предпринимателей». Первый регулярно проводит выступления иностранных послов, работающих во Франции перед представителями французских деловых кругов, некоммерческих организаций, учебных заведений, представителей СМИ, второй регулярно организует выступления представителей крупных французских компаний перед иностранными послами.

 Великобритания

В Великобритании положительно зарекомендовал себя опыт работы Государственного агентства по содействию торговли и инвестициям (UK Trade&Invest), которое имеет свои офисы в составе посольств и консульств в более чем в 100 странах мира. Агентство создано на базе ряда подразделений Министерства торговли и промышленности и Министерства иностранных дел, и его подотчетность госсекретарю по торговле и госсекретарю по иностранным делам позволяет эффективно вести межведомственную кооперацию.

По инициативе правительства в Великобритании был также создан институт бизнес-послов, включающий руководителей крупных английских компаний и ректоров вузов, которые занимаются лоббированием интересов английских компаний, в первую очередь, малого и среднего бизнеса, в ходе зарубежных поездок.

 Швейцария

При посольствах Швейцарии в 18 странах, привлекательных для швейцарского бизнеса, – созданы швейцарские центры содействия бизнесу, основная задача которых – поддержка и продвижение швейцарских компаний на рынки зарубежных стран, оказание им консалтинговых услуг и продвижение их продукции на местные рынки. Деятельность центров координирует OSEC – Агентство по продвижению торговли и инвестиций, созданное по инициативе парламента страны. 

 Япония

Министерство иностранных дел является ответственным за представление интересов Японии за рубежом и одним из ключевых ведомств по осуществлению внешнеэкономической деятельности государства. В структуре МИД Японии имеются несколько территориальных и пять функциональных департаментов, среди которых два занимаются экономической дипломатией.

«Сборная Канады» – это представительная канадская делегация,

которая содействует продвижению интересов канадского бизнеса на рынки других стран

Другим ведомством, ответственным за внешнеэкономическую деятельность Японии, является Министерство внешней торговли и промышленности, которое по вопросам продвижения японского экспорта тесно сотрудничает с Ассоциацией содействия международной торговли. В посольствах и зарубежных миссиях МИД и Министерства внешней торговли и промышленности Японии имеют примерно по равному количеству сотрудников, занимающихся торгово-экономическими вопросами.

Кроме этого, в Японии функционируют и специализированные организации по развитию экспорта, как, например, некоммерческая Государственная организация содействия внешней торговли (Japan External Trade Organization – JETRO), которая имеет 77 представительств в 57 странах мира.

 Республика Корея

 В Республике Корея содействием развитию торговли с зарубежными странами занимается некоммерческое Государственное агентство по поддержке экспорта и привлечению инвестиций (Korea`s Trade – Investment Promotion Agency – KOTRA), которое имеет 127 представительств в 86 странах при посольствах и консульствах Кореи.

 Содействие корейским производителям в выходе со своей продукцией на внешние рынки оказывает также неправительственная организация – Корейская ассоциация международной торговли (The Korea Internation Trade Association – KITA).

 Китай

 В Китае широко практикуется государственная поддержка по продвижению на мировые рынки продукции предприятий малого и среднего бизнеса, которые составляют 95% от всех зарегистрированных предприятий и  дают одну треть ВВП.

Государственным координирующим органом по вопросам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является Министерство коммерции КНР, которое координирует деятельность отраслевых ассоциаций производителей и экспортеров, а также занимается разработкой проектов концепций и госпрограмм развития ВЭД и их реализацией. В составе внешнеэкономического блока Министерства коммерции вопросами поддержки и развития ВЭД занимаются два крупных подразделения: Департамент поддержки экспорта и Китайское агентство поддержки инвестиций. Отраслевые ассоциации производителей и экспортеров совместно с подразделениями Министерства коммерции оказывают информационно-консультационные услуги китайским предприятиям-экспортерам и финансируют их участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

По инициативе правительства в Великобритании создан институт бизнес-послов,

включающий руководителей крупных английских компаний и ректоров вузов

В Китае создана эффективная и единая в организационном плане система зарубежных торговых представительств. Структурно торгпредства находятся в составе китайских посольств и консульств, как правило, в виде торгово-экономических отделов или бюро торговых и экономических советников. Общее их количество составляет около 180, включая отделения в консульствах, в более 140 государствах, являющихся торгово-инвестиционными партнерами Китая.

 Российская Федерация 

В России поддержку экспортерам оказывают государственные институты федерального и регионального уровней, отраслевые союзы предпринимателей, отраслевые ассоциации, негосударственные организации и научные институты. При посольствах России за рубежом действуют более пятидесяти торговых представительств, в том числе в Узбекистане, которые обеспечивают внешнеэкономические интересы России в государстве пребывания и административно относятся к Министерству экономического развития России.

Государственным координирующим органом по вопросам

внешнеэкономической деятельности является Министерство коммерции КНР

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой модели поддержки экспорта по принципу «единого окна», ключевую роль в которой занимает АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) – государственная структура поддержки экспорта для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе через взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими функции по развитию внешнеэкономической деятельности. В настоящее время РЭЦ открывает свои представительства за рубежом.

 Беларусь

В Беларуси также ответственным за внешнеэкономическую деятельность государства является Министерство иностранных дел. Правительством утверждена Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы, координатором которой назначено Министерство иностранных дел, а исполнителями – республиканские госорганы управления и иные госорганизации, а также местные исполнительные органы. В рамках реализации нацпрограммы ежегодно устанавливаются прогнозные показатели внешней торговли и разрабатываются совместные планы действий МИД с республиканскими органами госуправления по развитию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами. 

 Юрий Кутбитдинов

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

В номере

Экономическое обозрение

Contacts

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6