|   | 

Афганистан в обрамлении ШОС

Как развиваются отношения ШОС с Афганистаном

Афганистан в обрамлении ШОС

 Исторически и географически сложившаяся взаимосвязь государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Казахстан, КНР, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, а с 2017 года еще и Индия и Пакистан) и Афганистана предопределяет неизбежность взаимовлияния происходящих процессов на данных территориях. Общность границ естественным образом формирует торгово-экономическое взаимодействие, единое транспортное пространство, культурно-гуманитарные и общественные отношения между народами. С другой стороны, дестабилизация Афганистана, в силу все тех же общих границ, оказывает прямое негативное воздействие на уровень стабильности в сопредельных государствах и создает дополнительные издержки в области обеспечения безопасности. Все эти факторы влияют на характер отношений Шанхайской организации сотрудничества и Афганистана и определяют аспекты сотрудничества между ними.

 Ответ на афганский вызов

2001 год – год рождения Шанхайской организации сотрудничества. Не менее исторический этот год и для Афганистана – в ходе военной операции западной коалиции в стране кончилось правление Талибана, что в очередной раз перевернуло жизнь внутри этой южноазиатской страны и несколько изменило существовавшие внешнеполитические реалии для приграничных государств. Однако эйфория относительно, как тогда казалось, скорого установления мира в Афганистане уже в самые ближайшие годы сменилась пониманием того, что Афганистан входит в очередной виток активного вооруженного противостояния со всеми вытекающими из этого последствиями и в очередной раз нереализованными возможностями, которые сулит мир на афганской земле.

2001 год – год рождения Шанхайской организации сотрудничества. Не менее
исторический этот год и для Афганистана в стране кончилось правление Талибана

Афганский конфликт можно считать одним из факторов образования Шанхайской организации сотрудничества. Являющийся одним из основных источников нестабильности в регионе, конфликт в Афганистане, наряду с прочими региональными вызовами тех лет, определял необходимый уровень взаимодействия между будущими государствами-членами ШОС в сфере защиты собственных территорий и упрочения стабильности в регионе. Как тогда, так и в настоящее время странам Шанхайской организации сотрудничества в своей деятельности приходится иметь в виду афганский фактор как в вопросах региональной безопасности, так и в вопросах социально-экономического характера.

 Это обуславливает тот факт, что афганская проблематика как тогда, так и сейчас остается под пристальным вниманием стран ШОС, и это находит отражение в ежегодных итоговых документах, принимаемых в ходе саммитов глав государств-членов ШОС, заседаниях глав правительств и министров иностранных дел. Так, в январе 2002 года, после отстранения от власти «Талибана» главы внешнеполитических ведомств стран ШОС провели внеочередное совещание, в итоговом заявлении которого была выражена поддержка временной администрации Афганистана и построению «широкопредставительной власти с участием различных этнических групп». Представители ШОС выступили с призывом к мировому сообществу «уважать суверенитет, территориальную целостность и государственное единство Афганистана, не допускать вмешательство в его внутренние дела». Было заявлено и о намерении стран ШОС принять активное участие в оказании гуманитарной помощи афганской стороне и предоставлении транспортных коридоров для поставок гуманитарной помощи из других стран. На саммите глав государств-членов ШОС в июне 2002 года поддержка мирному Афганистану была подтверждена.

Афганский конфликт можно считать одним из факторов
образования Шанхайской организации сотрудничества

В середине нулевых в Афганистане, с одной стороны, продолжался процесс становления демократических институтов государственной власти и постепенного восстановления экономики, а с другой – набирала обороты развернутая «Талибаном» партизанская война против новых властей в Афганистане и иностранного военного контингента. Данные обстоятельства потребовали от стран-соседей Афганистана введения дополнительных мер в области безопасности, усиления вооруженных сил и спецслужб и ужесточения приграничного контроля. ШОС пришлось приложить немало усилий для поддержания стабильной обстановки в регионе и противодействия перетока деструктивных элементов из Афганистана на свою территорию. Основу деятельности ШОС в этом направлении составляла Шанхайская конвенция, являющаяся одним из основополагающих документов ШОС. Созданная в 2002 году Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС, базирующаяся в Ташкенте, консолидирует усилия стран-членов организации в борьбе с проявлениями терроризма и содействует подержанию региональной безопасности.

Для противодействия распространению наркотиков из Афганистана в 2004 году ШОС было принято соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В декларации по итогам заседания СГГ 2005 года в Астане было заявлено, что «ШОС готова активно участвовать в международных усилиях по формированию вокруг Афганистана антинаркотических поясов». В 2015 году было выпущено заявление ШОС по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана.  На последнем саммите в Циндао были утверждены Антинаркотическая стратегия государств-членов Шанхайской организации сотрудничества на 2018-2023 гг. и Программа действий по ее выполнению.

Вызовы, исходящие с территории Афганистана, потребовали создания консультационного механизма, позволяющего тесно контактировать с правительством Афганистана. Таким механизмом стала контактная группа «ШОС–Афганистан». Целью группы была заявлена выработка предложений и рекомендаций по осуществлению сотрудничества между ШОС и Афганистаном по вопросам, представляющим взаимный интерес. Первая встреча была проведена в 2005 году на уровне постоянных представителей государств-членов при Секретариате ШОС и представителей посольства Афганистана в Пекине.  Здесь же уместно будет вспомнить специальную конференцию по Афганистану, прошедшую в марте 2009 года в Москве под эгидой ШОС, по итогам которой был принят План действий государств- членов Шанхайской организации сотрудничества и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.

В январе 2002 года, после отстранения от власти «Талибана» главы внешнеполитических ведомств стран ШОС

В отношениях с Афганистаном ШОС демонстративно и декларативно не вмешивается в афганский политический процесс. Принципиальная позиция ШОС по афганской проблематике – стремление содействовать, но не становится одной из сторон афганского конфликта, поддержка целостности и суверенитета страны, находить симпатию со стороны афганского правительства. С середины прошлого десятилетия представители Афганистана неизменно принимали участие в различных мероприятиях Шанхайской организации сотрудничества, вплоть до самого высокого уровня. С 2012 года Афганистан является страной-наблюдателем при ШОС. А в 2015 году им была подана заявка на полноценное членство в Шанхайской организации сотрудничества. Учитывая состоявшееся в 2017 году расширение ШОС, естественным представляется потенциальное принятие Афганистана в состав полноправных членов, в чем весьма заинтересованы в Кабуле.

Активная торговля

Трансрегиональное расположение Афганистана исторически выступало связующим звеном между центральной, западной и южной частями Азии, что в свою очередь определяет сравнительно высокий уровень экономических отношений между странами ШОС и Афганистаном.

Согласно данным, представленным на сайте статистической службы Афганистана, суммарный товарооборот между этой южноазиатской страной и странами ШОС в 2016 году составил 4,2 млрд. долл. США, или 59% от всего внешнеторгового оборота Афганистана. Из них афганский экспорт в страны ШОС составил 547 млн. долл. США, или 88,3% от всего экспорта из Афганистана, причем с 2008 года это является наиболее высоким показателем экспорта. Импорт Афганистана из стран ШОС составил почти 3,7 млрд. долл. США, или 56,4% от всего афганского импорта. Наиболее высокая доля импорта была в 2008 году – 60%. Как видно, страны ШОС являются основными торговыми партнерами Афганистана.

Созданная в 2002 году Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС, базирующаяся
в Ташкенте, консолидирует усилия стран-членов организации в борьбе с проявлениями терроризма

Главным торговым партнером Афганистана является Пакистан. В 2016 году товарооборот с этой страной составил 1,4 млрд. долл. США, или 20,8% от всего внешнего товарооборота Афганистана. При этом экспорт в Пакистан в том же году составил 283 млн. долл США, что составляет 47,5% от всего афганского экспорта, импорт из Пакистана в Афганистан составил 1,2 млрд. долл. США, или 18,3% от общего объема импорта Афганистана. Пакистан, в основном, продает в Афганистан зерно, муку, строительные материалы, цемент, сельскохозяйственную продукцию, продукты питания, одежду. Афганистан, в свою очередь, поставляет в Пакистан ковровые изделия, пряности, виноград и прочее. Однако в последние годы товарооборот между Пакистаном и Афганистаном снижается. Так, в 2012 году товарооборот составлял 2,2 млрд. долл. США (24% от всего афганского внешнеторгового оборота). Спад произошел в пакистанском экспорте, в 2012 году он составлял 2,1 млрд. долл. США. В то же время наблюдается рост афганского экспорта в Пакистан. Спад в экспорте аналитики объясняют увеличением спроса на афганском рынке на китайские и индийские товары, цена которых меньше, чем на аналогичные пакистанские. Еще одна причина – это сложные афгано-пакистанские отношения по границе и по вопросам поддержки террористических группировок.

На фоне осложнившихся отношений между Пакистаном и Афганистаном последний активно стремится диверсифицировать торговлю с Индией. С Индией у Афганистана в 2016 году было самое крупное положительное торговое сальдо – 77 млн. долл. США. В прошлом году было налажено воздушное сообщение между Кабулом и Нью-Дели. По налаженному воздушному коридору уже начали осуществляться поставки сельскохозяйственной продукции на индийский рынок.

Китай более чем в два раза увеличил импорт в Афганистан с 437 млн. долл. США в 2013-м до 1 млрд. в 2014-м и в последующие годы объем импорта ниже 1 миллиарда не спускался. В 2016 году основу китайского экспорта в Афганистан составили текстильная продукция, электротехника. В 2016 году КНР являлась третьим торговым партнером Афганистана после Пакистана и Ирана. Россия, в основном, экспортировала в Афганистан древесину и пиломатериалы, растительное масло, топливо, стройматериалы.

Товарооборот Афганистана со странами Центральной Азии, входящими в ШОС (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан), в 2016 году составил 1,1 млрд. долл. США, или 15,5% от всего объема товарооборота Афганистана. Всего центральноазиатские страны импортировали из Афганистана товаров на сумму 5,2 млн. долл. США, однако в 2014 году данный показатель составлял 20,6 млн. долл. США, а в 2015 году – 15 млн. долл. США. Экспорт в Афганистан составил 1,1 млрд. долл. США, или 16,8% от всего объема афганского импорта. Страны ЦА, в основном, завозят из Афганистана овощи, фрукты, изюм, специи, продукцию животноводства. В то же время Афганистан закупает в Центральной Азии пшеницу, муку, электроэнергию, цемент, продукцию металлургической отрасли, бобы, сжиженный газ, продукты питания и т.п.

Вызовы, исходящие с территории Афганистана, потребовали создания консультационного
механизма, позволяющего тесно контактировать с правительством Афганистана.
Таким механизмом стала контактная группа «ШОС–Афганистан»

 Проекты, приближающие к миру

Страны Шанхайской организации сотрудничества на двусторонней основе активно участвуют в запуске и реализации крупных инвестиционных проектов, выделяют финансовые средства на поддержку социально-экономического развития Афганистана и оказывают гуманитарную помощь. Представителями стран ШОС не раз заявлялось, что эффективным методом в деле скорейшего установления мира в Афганистане является вовлечение афганской территории в крупные межгосударственные инфраструктурные проекты, способствующие созданию большого количества рабочих мест и тем самым вытягиванию афганцев из сферы производства наркотиков и террористической деятельности в русло мирной жизни.

В настоящее время уже реализуется ряд крупных проектов на территории Афганистана с участием стран ШОС. Это, к примеру, строящийся газопровод ТАПИ, предполагающий поставку туркменского газа в Пакистан и Индию, CASA-1000 – проект по переброске электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Пакистан через территорию Афганистана. В конце декабря 2017 года сообщалось, что афганский участок проекта будут строить индийские компании. Кроме того, Узбекистан намерен построить линию электропередач «Сурхан–Пули-Хумри». Еще один крупный инфраструктурный проект запланированный Узбекистаном, – это прокладка железной дороги Мазари-Шариф–Герат. В перспективе данный отрезок может стать частью крупного транспортного коридора из Китая через Кыргызстан, Узбекистан и Афганистан к побережью Персидского залива, в страны Ближнего Востока и далее, что предполагает значительное сокращение времени на доставку грузов.

Китай в последние годы достаточно активно вкладывается в разработку афганских недр. Здесь наиболее крупным проектом является месторождение меди Айнак. Также Китай добывает нефть на севере Афганистана. Важной в китайско-афганских отношениях является реализация на территории Афганистана глобального китайского проекта «Один пояс – один путь», в чем Кабул не раз высказывал свою заинтересованность.

С 2012 года Афганистан является страной-наблюдателем при ШОС. А в 2015 году им
была подана заявка на полноценное членство в Шанхайской организации сотрудничества

Индийские компании также активно нацелены на инвестирование в разработку афганских месторождений. В частности, в 2011 году индийский консорциум выиграл тендер на разработку месторождения железа Хаджигак. В целом Индия прикладывает значительные усилия и средства по восстановлению Афганистана.  

В конце апреля текущего года в СМИ прошло сообщение о том, что Китай и Индия договорились о реализации крупного совместного проекта на территории Афганистана. Подробности не разглашались, но сам факт подобного сотрудничества в условиях весьма сложных отношений Китая и Индии является знаковым событием.

Планирование и реализация новых совместных транспортных и инфраструктурных проектов стран ШОС в Афганистане имеют важный стабилизирующий эффект не только для Афганистана, но и для самих стран Шанхайской организации сотрудничества. Наличие нерешенных вопросов, борьба за влияние вполне могут вылиться в конструктивный диалог по укреплению стабильности и усилить здоровую конкуренцию за рынки на пространстве ШОС. К таким проектам может быть отнесено не только совместное участие в реализации железных дорог «КНР–КР–РУз» и «Мазари-Шариф–Герат», но и полномасштабный проект по созданию железнодорожной и автомобильной сетей в Афганистане. Здесь значимым представляется железнодорожный коридор «Индия–Пакистан–Афганистан–Центральная Азия». Еще одними сферами совместной деятельности могут стать разработка афганских месторождений и создание крупных перерабатывающих промышленных объектов. Афганистан – это 30-миллионная страна с дешевой рабочей силой, что создает стимулы для переноса крупных трудоемких производств в Афганистан.  Однако реализация всех этих планов упирается в отсутствие необходимого уровня безопасности.

 На пути к мирным переговорам

 В последние годы политическая и социальная-экономическая обстановка в ИРА ухудшилась. В связи с этим в прошлом году после длительного перерыва с 2009 года была возобновлена работа контактной группы «ШОС–Афганистан». Был повышен и уровень представительства участников –  теперь контактная группа собирается на уровне заместителей министров иностранных дел. Первая встреча в обновленном формате прошла в Москве. Вторая – в мае текущего года в Пекине. В последней встрече также приняли участие представители Ирана и Туркменистана. Таким образом, в заседании участвовали все страны-соседи Афганистана.

С Индией у Афганистана в 2016 году было самое крупное положительное торговое сальдо – 77 млн. долл. США

Перезапуск работы контактной группы на более высоком уровне сигнализирует о резко возросшем внимании со стороны государств-членов Шанхайской организации к процессам, происходящим в Афганистане. И здесь дело не только в том, что с выводом основной части международного контингента в Афганистане резко ухудшилась и до этого не простая обстановка. В Афганистане на октябрь этого года запланированы парламентские выборы, а в следующем году должны состоятся выборы президента. Данное обстоятельство уже обострило внутриполитическую борьбу в высших эшелонах власти в Афганистане, что может быть использовано внешними силами в своих интересах.

Данные обстоятельства и возможная угроза разрастания афганского конфликта вынуждают все заинтересованные стороны к поиску вариантов выхода из складывающейся обстановки. Одним из таких вариантов является скорейший запуск подлинного мирного процесса между противоборствующими сторонами в Афганистане. Этим объясняется ряд инициатив по урегулированию конфликта, исходящих как от афганского правительства, так и от других государств, в том числе и стран ШОС. Так, к примеру, в 2014 году в Китае прошла 4-я министерская конференция в рамках «Стамбульского процесса» по Афганистану, проводятся встречи в так называемом московском формате, посвященные разрешению конфликта в Афганистане. Еще одним механизмом по обсуждению афганской проблематики является формат взаимодействия Китай–Пакистан–Афганистан, в рамках которого значимым пунктом является поддержка афгано-пакистанского диалога.

В 2016 году КНР являлась третьим торговым партнером Афганистана после Пакистана и Ирана

Важным событием в международных усилиях по урегулированию афганского конфликта стала прошедшая в марте текущего года Ташкентская международная конференция высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие», которая, похоже, уже приносит положительный результат в деле стабилизации ситуации в  Афганистане.  Как и обещала узбекская сторона, Ташкентская конференция не стала разовым мероприятием. 18 июня Министерство иностранных дел Узбекистана выпустило заявление, в котором, в частности, говорилось, что «в целях реализации консолидированной позиции участников Ташкентской конференции, узбекская сторона установила соответствующие контакты и провела рабочие встречи с высокопоставленными представителями движения «Талибан», в ходе которых были обсуждены перспективы диалога и взаимодействия для установления долгосрочного мира и стабильности в Афганистане и его экономического развития».  Данное заявление было опубликовано на фоне объявленного перемирия между правительством Афганистана и «Талибаном» в связи с празднованием Ид аль-Фитр. 16 июня Президент Афганистана Ашраф Гани заявил об одностороннем продлении перемирия. В заявлении Узбекистан выразил надежду на то, что перемирие приобретет бессрочный характер, и подтвердил свое намерение предоставить территорию Узбекистана для организации прямых мирных переговоров между противоборствующими сторонами. Несмотря на то, что «Талибан» не поддержал продление перемирия, все же сам факт краткосрочно установившегося взаимного прекращения огня стал знаковым событием, позволяющем говорить, что усилия, направленные на достижение мира в Афганистане, приносят определенный положительный результат.

 Заключение

Последняя встреча глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в Циндао в очередной раз констатировала приверженность стран ШОС скорейшему установлению мира в Афганистане. В Циндаоской декларации, итоговом документе прошедшего саммита, отражающем консолидированную позицию стран ШОС, в частности, выражается поддержка правительству и народу Афганистана в их усилиях в борьбе с силами «трех зол», строительству мирного Афганистана. Государства-члены приветствовали итоги Ташкентской конференции по Афганистану «как важный позитивный вклад в процесс восстановления мира и стабильности в этой стране». Были отмечены и итоги заседаний контактной группы «ШОС–Афганистан». Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем выступлении отметил: «Уверен, что в рамках контактной группы «ШОС–Афганистан» мы способны внести весомый вклад в обеспечение мирного развития Афганистана».  Также лидеры стран Шанхайской организации сотрудничества приветствовали перемирие в период празднования Ид аль-Фитр и призвали противоборствующие стороны к сохранению режима прекращения огня на бессрочной основе.

Товарооборот Афганистана со странами Центральной Азии, входящими в ШОС
(Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан), в 2016 году составил 1,1 млрд. долл. США

Содействие стран Шанхайской организации Афганистану в процессах политического урегулирования конфликта, социально-экономического развития, налаживания конструктивного диалога с соседями и вовлечения в совместные крупные межгосударственные экономические проекты позволяет надеяться на постепенное снижение напряженности в этой стране и установление долгожданного мира. Прошлогоднее приращение Шанхайской организации Индией и Пакистаном дает возможность более полного обсуждения и выработки совместных мер по косвенному воздействию на афганский конфликт извне. В данном ракурсе необходимо упомянуть и то, что Иран, еще один значимый афганский сосед, является наблюдателем в ШОС и высказывает желание стать полноправным членом. Ослабление подпитки терроризма извне и наращивание усилий в содействии восстановлению афганской экономики позволят вернутся афганскому народу в русло мирной жизни.

 Внешняя торговля Афганистана со странами ШОС в 2016 году

Страны

Экспорт (млн. долл. США)

Удельный вес в общем объеме (%)

Импорт (млн. долл. США)

Удельный вес в общем объеме (%)

Товарооборот (млн. долл. США)

Удельный вес в общем объеме (%)

Афганистан

596,5

100

6 534,1

100

7 130,6

100

Индия

230,0

38,6

1 092,7

16,7

382,9

5,4

Китай

4,7

0,8

152,8

2,3

1 097,5

15,4

Пакистан

283,3

47,5

1 198,7

18,3

1 482,1

20,8

Россия

3,4

0,6

138,8

2,1

142,3

2,0

Казахстан

3,9

0,7

621,6

9,5

625,6

8,8

Кыргызстан

0

0

0,08

0

0,08

0,0

Таджикистан

0,9

0,15

79,7

1,2

80,6

1,1

Узбекистан

0,4

0,06

399,1

6,1

399,5

5,6

Страны ЦА (без Туркменистана)

5,3

0,9

1 100,5

16,8

1 105,8

15,5

ШОС

526,9

88,3

3 683,7

56,4

4 210,5

59,0

 

 Руслан Наилев

 Экономическое обозрение №-6, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Афганистан

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6