|   | 

Приоритеты 2013: высокие темпы роста, стабильность и рост конкурентоспособности

На заседании Кабинета Министров 19 января 2013 года подведены итоги социально-экономического развития Узбекистана в 2012 году.

Приоритеты 2013: высокие темпы роста, стабильность и рост конкурентоспособности

Приоритеты 2013: высокие темпы роста, стабильность и рост конкурентоспособности

На заседании Кабинета Министров 19 января 2013 года подведены итоги социально-экономического развития Узбекистана в 2012 году.

В 2012 году Узбекистан сохранил высокую динамику роста ВВП — 8,2%. Темпы роста объемов промышленной продукции составили 107,7%, сельского хозяйства — 107%, платных услуг — 114,3% (см. рис. 1 только в печатной версии журнала).

Темпы инфляции в 2012 году сохранились в пределах 7%, а прирост розничного товарооборота составил 13,9% (см. рис. 2 только в печатной версии журнала). Темпы роста инвестиций в основной капитал составили 114% (см. рис. 3 только в печатной версии журнала).

Объемы экспорта возросли на 11,6%, несырьевые готовые товары составили более 70% от общего объема экспорта. Положительное сальдо во внешнеторговом обороте превысило $1,12 млрд.

Президентом Узбекистана были определены следующие приоритетные направления экономической программы на 2013 год. 
 
I. Сохранение устойчиво высоких темпов роста, экономической стабильности и повышение конкуренто-способности
 
Несмотря на меры по сдерживанию глобального финансово-экономического кризиса, принимаемые всеми правительствами крупнейших стран, положение дел в мировой экономике не улучшается. 
 
Необходимо просчитывать возможное влияние на экономику все рисков и последствий продолжающегося глобального кризиса. В этом плане следует обратиться к накопленному опыту антикризисной борьбы, поскольку сохранение устойчивых высоких темпов роста, макроэкономической стабильности и повышение конкурентоспособности экономики являются важнейшими мобилизующими приоритетами на 2013 год.
 
Необходимо обеспечить рост экономики на уровне не ниже 8%. Это может быть достигнуто за счет роста промышленности не ниже 8,4%, сельского хозяйства — 6%, инвестиций в основной капитал — 11%, сферы услуг — 16%.
 
Для достижения поставленных целей потребуется опережающее развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, обеспечивающих прирост продукции с высокой добавленной стоимостью, — химической, нефтегазовой и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов, легкой, пищевой и других.
 
В сельском хозяйстве, при стабильных объемах производства хлопка и зерна, созданы все необходимые условия для ускоренного развития картофелеводства и овощеводства, виноградарства и животноводства.
 
Сложившаяся система налогообложения с уровнем налогового бремени в 21,3% к ВВП будет сохранена. При этом, будут продолжены меры по совершенствованию и либерализации налогового администрирования, укреплению доходной части местных бюджетов, упрощению и повышению прозрачности всей системы налогообложения.
 
В 2013 году сохранится социальная направленность Государственного бюджета. Более 60% бюджетных расходов будут направлены на социальные нужды.
 
Монетарная политика будет сбалансированно жесткой для удержания инфляции в пределах 7–9%. Ставка рефинансирования ЦБ сохранится на уровне 12%. Особое внимание будет уделено дальнейшему укреплению финансовой устойчивости банковской системы.
 
II. Ускорение и расширение масштабов модернизации экономики и отраслей, диверсификация производства
 
Необходимо обеспечить безусловное исполнение Инвестиционной программы 2013 года, в которой предусмотрено осуществление более 370 стратегически важных проектов.
 
Нельзя допустить снижения темпов строительства уже начатых объектов. В 2013 году должны быть введены в строй 115 важнейших объектов. Необходимо ускорить начало строительства согласованных с партнерами новых объектов.
 
Серьезного внимания требует дальнейшее расширение масштабов строительства индивидуальных домов в сельской местности по улучшенным современным проектам, обеспеченных необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. Важно учесть, что создаваемые для этих целей подрядные строительно-монтажные организации и материально-производственная база будут использованы для возведения не только жилья, но и объектов промышленного назначения и сферы услуг.
 
III. Опережающее развитие дорожно-транспортной и коммуникационной инфраструктуры
 
Успешная реализация планов по модернизации, структурной трансформации экономики и комплексному развитию территорий зависит от темпов развития инфраструктурных отраслей.
 
ГАК «Узбекэнерго» необходимо ускорить реализацию проектов по строительству парогазовых электростанций, использованию альтернативных источников энергии, внедрению автоматизированной системы учета и контроля потребления электрической энергии, осуществлению мероприятий по сокращению технологических потерь при выработке и транспортировке электроэнергии.
 
ГАК «Узавтойул», Республиканский дорожный фонд, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента должны обеспечить безусловное выполнение намеченных параметров строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и развития придорожной инфраструктуры.
 
ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» необходимо еще раз критически оценить ход реализации проектов по развитию железнодорожных коммуникаций, модернизации подвижного состава и внести уточнения в сетевые графики, обеспечив их выполнение.
 
Государственному комитету связи, информатизации и телекоммуникационных технологий необходимо взять под жесткий контроль реализацию Программы дальнейшего внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание следует обратить на ускорение разработки Концепции и комплексной программы формирования системы «Электронное правительство».
 
IV. Инвестиции и благоприятный деловой климат
 
Важнейшим условием и источником реализации мер по модернизации и обновлению страны должна быть активная инвестиционная политика. 
 
Основное условие для привлечения инвестиций — это благоприятный деловой климат, для создания которого в Узбекистане уже проделана огромная работа. Однако в этом направлении предстоит еще многое сделать.
 
Государство должно постоянно отслеживать, насколько деловой климат соответствует принятым в мировой практике критериям оценки условий ведения бизнеса и принимать соответствующие решения. Эту работу должен возглавить Кабинет Министров. На системной основе мониторинг делового климата должен осуществлять Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.
 
V. Занятость 
 
Одобренная Олий Мажлисом Программа предусматривает в течение 2013 года создать свыше 970 тысяч новых рабочих мест. Особая роль в решении этого вопроса отводится ускоренному развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, сферы услуг и сервиса, за счет которых намечается создать около 500 тысяч рабочих мест.
 
Важнейшим резервом трудоустройства по-прежнему остаются различные формы надомного труда. За счет расширения кооперации с предприятиями и развития семейного предпринимательства предусматривается привлечь к работе свыше 280 тысяч человек.
 
Важную роль в формировании рабочих мест играют отраслевые программы модернизации и технологического обновления, локализации, углубленной переработки сельхозпродукции, транспортного и коммуникационного строительства и других программ. Здесь намечено занять более 250 тысяч человек.
 
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов, хозяйственным структурам и организациям следует принять во внимание необходимость разработки конкретных программ по решению задач занятости и обеспечить их безусловное выполнение.
 
VI. Повышение уровня и качества жизни 
 
В 2012 году реальные доходы населения увеличились на 17,5%. По сравнению с 2000 годом, реальные доходы на душу населения выросли в 8,6 раза. 
 
В 2013 году и в последующие два года необходимо обеспечить рост реальных доходов населения не менее чем в 1,5 раза.
 
Кроме этого, необходимо усовершенствовать нормы законодательства, направленные на защиту прав, свобод и интересов человека; повышение эффективности социальной защиты; улучшение условий и качества жизни, прежде всего, сельского населения; укрепление материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта; улучшение качества предоставляемых населению государственных услуг.
 
Стоит еще раз подчеркнуть, принимаемые меры направлены на укрепление и расширение доли среднего класса, который должен стать социальной базой углубления демократических реформ и устойчивого развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теги

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Экономика и Бизнес

  • Программа строительства  жилья на селе 2013

    Программа строительства жилья на селе 2013

  • Главное

    Главное

  • Планета раздоров 2. Анонс программы политических новостей 2013 года

    Планета раздоров 2. Анонс программы политических новостей 2013 года

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6