|   | 

Апрельские акценты кыргызской политики

Сооронбай Жээнбеков был избран президентом Кыргызской Республики 24 ноября 2017 года. Первые его зарубежные визиты прошли в соседние государства — Россию, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан. В апреле пришла очередь посещения государств дальнего зарубежья....

Апрельские акценты кыргызской политики

Сооронбай Жээнбеков был избран президентом Кыргызской Республики 24 ноября 2017 года. Первые его зарубежные визиты прошли в соседние государства — Россию, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан. В апреле пришла очередь посещения государств дальнего зарубежья — Турции и Европейского Союза. Очередность визитов зависит от значения для развития данной страны сотрудничества с посещаемой страной.  Об апрельских визитах Сооронбая Жээнбекова  в ракурсе внешнеполитических отношений Кыргызстана. 

Турецкий вектор
Первой в маршруте была Турция, визит в которую состоялся 9-10 апреля. Статус визита был официальный. Заявленными целями являлись: обсудить двустороннее партнерство, установить более высокий политический диалог, расширить и углубить торгово-экономические связи. Было подписано шесть документов: соглашения о сотрудничестве в области технического регулирования и стандартизации, в области спорта, в сфере сельского хозяйства, о взаимном поощрении и защите инвестиций, договор о социальном обеспечении, протокол о сотрудничестве в области печати и информации. Достигнуты договоренности об увеличении товарооборота между странами до 1 млрд. долларов, а также об усилении сотрудничества в сфере торговли, здравоохранения, транспорта, энергетики, горнодобывающей отрасли.
Отношения между Кыргызстаном и Турцией носят достаточно близкий характер.

В качестве платформы политического сотрудничества Турции с Кыргызстаном

немалую роль сыграли так называемые тюркские саммиты

Турция была первой страной, которая признала независимость Кыргызской Республики (16 декабря 1991 года). Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 29 января 1992 года. Основными документами в партнерстве стран являются «Соглашение о вечной дружбе и сотрудничестве» (подписано в 1997 году), декларация «Турция и Кыргызстан вместе в ХХI веке» (выпущена в 1997 году) и Совместное заявление об учреждении Совета стратегического сотрудничества высокого уровня (подписано в 2012 году). В качестве платформы политического сотрудничества Турции с Кыргызстаном немалую роль сыграли так называемые тюркские саммиты. За 1992-2018 гг. Кыргызстан и Турция 10 раз встречались во время тюркских саммитов до образования Совета Сотрудничества тюркоязычных государств, 5 раз — в рамках ССТГ, а также помимо этого провели большое количество двусторонних встреч.
До недавнего времени Турция занимала второе место по объему инвестиций (свыше 450 млн. долл. США), вложенных в экономику Кыргызстана иностранными инвесторами, были предоставлены стипендии для 3,5 тыс. студентов из КР. Турция также создает в Кыргызстане кыргызско-турецкие учебные заведения, отношение к которым неоднозначно, так как они влияют извне на образовательные процессы в стране. Подобные заведения создавались в девяностые годы и в Узбекистане, но позже их деятельность была прекращена. Турция развивает и военное сотрудничество с Кыргызстаном, включающее достаточно ограниченную финансовую, материально-техническую и образовательно-подготови-тельную помощь вооруженным силам Кыргызской Республики в рамках образцов и стандартов, установленных НАТО.

До недавнего времени Турция занимала второе место по объему инвестиций, 

вложенных в экономику Кыргызстана иностранными инвесторами

Отношения между Кыргызстаном и Турцией, несмотря на в целом поступательную динамику, до недавнего времени переживали достаточно турбулентный период. Это связывалось со сменой власти в Кыргызстане. Косвенно на этом сказывалась также некоторая нестабильность в российско-турецких отношениях. Несмотря на прежние некоторые напряжения, взаимоотношения между Кыргызстаном и Турцией заметно улучшились в текущем году.
Брюссельский визит
После Турции президент Кыргызстана отправился с рабочим визитом в Брюссель (Бельгия), где 11-12 апреля посетил институты Евросоюза с ознакомительными целями. Состоялись встречи с руководителями основных институтов ЕС: с президентом Европейского совета Дональдом Туском, президентом Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером, спикером Европарламента Антонио Таяни и Верховным представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерикой Могерини. В рамках этих встреч были определены приоритетные направления сотрудничества между Кыргызстаном и Европейским Союзом, в частности, сотрудничество по вопросам соблюдения прав и свобод человека, верховенства закона. Кроме того, обсуждена совместная работа ЕС-КР по восстановлению хвостов урана в Кыргызской Республике.

В январе 2016 года ЕС решил предоставить КР расширенные статусы в деятельности Всеобщей системы преференций (GPS+)

Считается, что с 1991 года (после обретения независимости КР) КР и ЕС являются стратегическими партнерами. В январе 2016 года ЕС решил предоставить КР расширенные статусы в деятельности Всеобщей системы преференций (GPS+). Статус ВСП+ дает право кыргызским производителям экспортировать в Европу по нулевым тарифным ставкам более 6200 товарных позиций. ВСП+ охватывает почти все товары, которые Кыргызстан экспортирует в ЕС. По словам представителей ЕС, объемы экспорта в Евросоюз кыргызских товаров по схеме ВСП+ увеличились на 53%. Однако, по прогнозам, после предоставления статуса ВСП+ Кыргызстан уже в первые годы должен был получить доход в размере $400 млн. Но так как соответствующий экспорт составляет всего 68$млн., то прогнозы оказались неверными.
В 2017 году общий объем торговли между ЕС и Кыргызской Республикой составил 459 млн. евро. Основными видами кыргызского экспорта являлись золото, дубленая кожа, войлочные изделия, различные запасные части и оборудование для транспортных средств, отходы свинца, мотоциклы, мед, бобы, цветные металлы, сухофрукты, хлопковое волокно, натуральные масла. Но, как показывают расчеты ЕС, в экспорте Кыргызстана страны ЕС занимают 5%, в товарообороте — 5,5%. При учете статуса ВСП+ эти показатели являются весьма низкими. Планы по получению дохода $400 млн. от ВСП+ строились на том, что со статусом ВСП+ страна может стать логическим центром, привлечь инвесторов для организации совместного производства и экспортировать произведенную продукцию по нулевым ставкам в ЕС. Но эти планы так до сих пор в полной мере не реализованы.

На период с 2014 по 2020 годы со стороны ЕС предоставлена двусторонняя помощь в

размере 174 млн. евро в форме субсидий в рамках инструмента сотрудничества в целях развития

Кроме того, ЕС является одним из доноров Кыргызстана. На период с 2014 по 2020 годы со стороны ЕС предоставлена двусторонняя помощь в размере 174 млн. евро в форме субсидий в рамках инструмента сотрудничества в целях развития. Эти субсидии предоставляются для развития сельских районов, образования и верховенства права. Финансовое сотрудничество Кыргызстана с ЕС, в первую очередь, осуществляется в секторах здравоохранения, энергетики и инвентаризации. Техническое сотрудничество направлено на совершенствование технической экспертизы в сельском и лесном хозяйстве, а также на наращивание потенциала и развитие малых и средних предприятий.
В принципе, оказание со стороны ЕС значительной поддержки в развитии Кыргызстану также и в интересах Узбекистана, так как это способствует росту кыргызской экономики и рынка, особенно в аспекте расширения торговли Узбекистана с Кыргызстаном в последнее время.

 

Мафтуна Сайфуллаева

Экономическое обозрение №-4, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Кыргызстан

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6