|   | 

Год регионов Кыргызстана

Год регионов Кыргызстана будет способствовать выравниванию территориального развития этой страны

Год регионов Кыргызстана

10 января 2018 года Президент Кыргызстана подписал Указ об объявлении 2018 года Годом развития регионов, предписывающий «заложить в 2018 году основы коренных изменений политики поддержки и социально-экономического развития регионов». Данный указ является логическим продолжением принятой весной прошлого года правительством Кыргызстана Концепции региональной политики. Концепция предполагает отход от прежних подходов к развитию регионов и ориентирована на фокусную поддержку развития опорных территорий. В момент принятия концепции ныне действующий Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков возглавлял правительство. Выход нынешнего указа свидетельствует о том, что Концепция региональной политики последовательно реализуется.

 Территориальные дисбалансы

Причиной смены подходов к планированию и реализации региональных программ и для принятия Новой концепции региональной политики является ряд структурных проблем и дисбалансов в территориальном развитии. Наиболее значимыми проблемами являются дифференциация социально-экономического развития регионов и концентрация экономических ресурсов преимущественно в столице и столичной области.

Наиболее значимыми проблемами являются дифференциация социально-экономического развития регионов

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, в 2016 году доля валового регионального продукта Бишкека и Чуйской области в ВВП страны составляла 54%, а доля южных областей (Баткенская, Джалал-Абадская, Ошская), в которых сосредоточено более пятидесяти процентов населения, составляла лишь 27%.  Причем тенденция роста территориальных диспропорций усиливается. Если в 2006 году доля южных областей в ВВП составляла 29,4%, то в 2016-м она снизилась до 26,8%. За тот же период доля столицы и столичной области в ВВП увеличилась с 50,8 до 54,4%.

В промышленности также преобладают значительные диспропорции между «центром» и

остальными областями, однако присутствует устойчивая тенденция к увеличению доли последних

В промышленности также преобладают значительные диспропорции между «центром» и остальными областями, однако присутствует устойчивая тенденция к увеличению доли последних. Так, если в 2006 году удельный вес Чуйской области и Бишкека в общем объеме промышленной продукции составлял 64,2%, то в 2016 году данный показатель снизился до 58,8%. Соответственно, доля остальных областей Республики увеличилась с 35,8 до 41,2%, однако доля южных областей снизилась с 18,2 до 15,2%.

По данным за 2017 год, большая часть инвестиций в основной капитал пришлась на Чуйскую область и Бишкек – 55,3%, на остальные области – 44,7%, на южные – 23,7%. Подобный дисбаланс приводит и к дифференциации доходов и уровня жизни населения, что в свою очередь является одной из причин трудовой внутренней и внешней миграции.

Основу реализуемой концептуальной конструкции составляют города-точки

регионального роста, специализация регионов, кластерный подход к развитию

Помимо значительной дифференциации развития регионов, в Концепции региональной политики указываются и другие проблемы, среди которых: сокращение доходов, самостоятельно собираемых местными бюджетами, усиление зависимости территорий от распределительной политики «центра». Кроме того, отсутствует эффективный консолидированный и комплексный подход к развитию регионов, отмечается неэффективность системы местного и государственного управления. Также сообщается и о проблемах развития малого и среднего бизнеса, государственно-частного партнерства, неэффективности инвестиционной политики, деградации инфраструктуры.

 Акценты  выравнивания

Для выравнивания территориального развития и решения вышеназванных проблем предлагается изменить подходы к составлению и реализации государственных программ.  В указе об объявлении 2018 года Годом развития регионов отмечается, что ныне принимаемые программы развития рассчитаны на секторальный подход, в которых зачастую не учитывается местная специфика. При этом в отношении развития регионов отсутствует системный характер. В связи с этим необходимо изменить подходы к принимаемым социально-экономическим программам развития и сместить акценты на целевое развитие регионов. Правительству рекомендуется внести коррективы в ход реализации существующих программ развития регионов. В частности, предлагается акцентировать внимание на программах обеспечения населения чистой питьевой водой к 2023 году и развития ирригации на 2017-2026 годы, а также на Концепции региональной политики Кыргызской Республики на 2018-2022 годы. Из последней в указе приводятся следующие положения:

– внедрение кластерного подхода в социально-экономическое развитие регионов, создающего дополнительные рабочие места, с упором на развитие пилотных городов и регионов по принципу опорных точек роста;

– создание условий для поддержки малого, среднего предпринимательства в регионах, привлечения инвестиций, активизации работы финансовых институтов и фондов по кредитованию проектов, направленных на экономическое развитие регионов и создание рабочих мест;

– поощрение проектов, направленных на закрепление специализации регионов, усиление их конкурентных преимуществ, создание условий для экспорта производимой в регионе продукции.

На первоначальном этапе планируется в качестве точек роста

выделить 20 населенных пунктов, имеющих наибольшие

многоплановые возможности для своего развития

Основу реализуемой концептуальной конструкции составляют города-точки регионального роста, специализация регионов, кластерный подход к развитию.

 Специализация регионального роста

Точки регионального роста – это определенные населенные пункты, призванные стать региональными центрами интенсивного развития индустриальных парков и промышленных кластеров. Их роль заключается в ускоренном формировании на своей территории необходимых социальных, экономических, коммуникационных и логистических инфраструктур. На территории опорных точек роста предполагается размещение центров обслуживания населения и бизнеса, территориальных органов государственной власти, объектов социального назначения, логистических центров. Последние в дальнейшем будут объединены в логистические сети, что позволит оптимизировать товарные потоки, сократить временные и финансовые затраты.

Под специализацией областей подразумевается развитие регионов на основе

исторически сложившихся производственных сил и конкурентных преимуществ

На первоначальном этапе планируется в качестве точек роста выделить 20 населенных пунктов, имеющих наибольшие многоплановые возможности для своего развития. Наиболее перспективными городами и селами являются Бишкек, Токмок, Кара-Балта (Чуйская область), Каракол, Балыкчы (Иссык-Кульская область), Талас (Таласская область), Нарын, Кочкорка (Нарынская область), Исфана, Баткен, Кадамжай (Баткенская область), Ош, Узген, Кара-Суу, Сары-Таш (Ошская область), Джалал-Абад , Таш-Кумыр, Кара-Куль, Кербен, Кочкор-Ата (Джалал-Абадская область). Как видно, большая часть точек роста сосредоточена в южных областях Кыргызстана, что в последующем должно привести к увеличению доли южных областей в экономике страны и способствовать устранению сложившегося  территориального дисбаланса.

Ожидается, что создание кластеров благотворно повлияет

на развитие малого бизнеса и будет способствовать повышению

его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках

Под специализацией областей подразумевается развитие регионов на основе исторически сложившихся производственных сил и конкурентных преимуществ, посредством чего предполагается достижение ускоренного экономического роста каждой из областей. В Концепции, исходя из природных и экономических условий регионов, специализации уже существующих производств и их территориальной концентрации, для каждой области обозначены наиболее конкурентоспособные отрасли, призванные стать точками развития. 

Кластерный подход

Для выравнивания экономического развития областей Концепция предлагает использование кластерного подхода, что должно обеспечить максимальное использование существующего потенциала областей. Отмечается, что основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, образующих экономические кластеры в регионах.

На основании наличия предпосылок в отраслевой структуре экономики регионов предлагаются к развитию следующие возможные кластеры:

- образовательный (города Бишкек и Ош);

- строительный (Чуйская, Ошская области);

- туристический (Иссык-Кульская область);

- нефтехимический (Джалал-Абадская область);

- агропромышленный (большинство территорий, за исключением отдельных районов и городов);

- животноводческий (Чуйская, Нарынская области);

- транспортно-коммуникационный (Нарынская, Ошская, Иссык-Кульская, Чуйская области, г.Бишкек);

- медико-фармацевтический (г. Бишкек).

В течение 2018-2019 годов будут разработаны методические руководства,

целевые программы развития, генеральные планы развития 20 городов до 2040 года

Также предлагается ряд мер, направленных на стимулирование развития кластеров, в частности, это льготные кредиты для предприятий, входящих в кластеры, стимулирование производства высокотехнологичной продукции и созданию условий для сокращения выпуска продукции с низкой долей добавленной стоимости, перепрофилирование убыточных предприятий на производство импортозамещающей продукции, а также содействие в продвижении продукции региональных кластеров на внешние рынки и другие.

Можно надеяться, что предусмотренные планом целевые программы развития,

генеральные планы развития 20 городов, которые должны быть разработаны в

течение 2018-2019 годов, более четко позволят определиться с региональной специализацией

 В целом, ожидается, что создание кластеров благотворно повлияет на развитие малого бизнеса и будет способствовать повышению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, увеличению доходности региона и сокращению безработицы среди населения.

 Концепция в реализации

 29 марта Премьер-министр Кыргызстана подписал распоряжение, утверждающее план мероприятий по реализации Указа Президента Кыргызской Республики «Об объявлении 2018 года Годом развития регионов» и Концепции региональной политики Кыргызской Республики на период 2018-2022 годов. Согласно плану, в течение 2018-2019 годов будут разработаны методические руководства, целевые программы развития, генеральные планы развития 20 городов до 2040 года с включением в них формирующихся агломераций. К августу 2019 года в регионах будут созданы кластеры.

На период 2018-2023 годов запланирован ряд практических мер, включающих освоение и разработку месторождений золота, олова, вольфрама, сурьмы, угля, соли, известняка; строительство по всей стране предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, агропромышленного сектора, торгово-логистических центров. Среди них можно выделить строительство «Технополиса для текстильного и швейного производства» (предполагает создание около 10 тыс. рабочих мест), индустриального парка «Силк Вей» (более 35 тыс. рабочих мест), завода по производству аммиачной селитры стоимостью 80 млн. долл. в Чуйской области, индустриально-логистического хаба в Нарынской области, предполагающего создание 3000 рабочих мест; ввод в эксплуатацию золотоизвлекающей фабрики стоимостью 300 млн. долл. и золото- и сурьмаизвлекающей фабрики стоимостью 135 млн. долл. в Джалал-Абадской области. В Ошской области в 2018 году предполагается запуск цементного завода стоимостью 88 млн. долл., строительство завода по производству минеральных удобрений (200 млн. долл.). В Таласской области будет построен сахарный завод за 150 млн. долларов.

Запланированы реабилитация и увеличение мощностей ГЭС и других объектов энергетики. Среди них ввод в эксплуатацию второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2, посредством чего суммарная мощность составит 240 МВт. Предполагается, что кредит в размере 110 млн. предоставит Евразийский банк развития. В период 2018-2023 годов в рамках трех фаз планируется реабилитация Токтогульской ГЭС, суммарная стоимость составит 415 млн. долл., средства предоставят международные организации, АБР и ЕАБР. В утвержденном плане также приводится целый ряд мер по развитию инфраструктуры, среди которых открытие новых автобусных маршрутов, совершенствование международных коридоров ЦАРЭС, строительство, реабилитация и реконструкция дорог, систем питьевого водоснабжения, очистных сооружений, ирригационных объектов.

Предполагается и точечное возведение целого ряда объектов в области образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, строительство социального жилья в городах – точках роста.  Помимо утвержденного плана мероприятий по развитию регионов, следуют сказать и о плане финансирования проектов за счет стимулирующих грантов на 2018 год, представленном Министерством финансов Кыргызстана в апреле этого года. Всего запланировано профинансировать 213 объектов на сумму 506 962 тыс. сомов. Среди них 55 школ, 49 детских садов, 37 объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры, 32 объекта спортивного назначения, 16 объектов культурного значения, 14 объектов здравоохранения и 10 объектов административного значения.  В разрезе регионов запланировано профинансировать 52 объекта в Джалал-Абадской области, по 35 –  в Ошской и Чуйской, 24 – в Нарынской, 29 – в Иссык-Кульской, 22 – в Баткенской и 16 – в Таласской.

Заключение

По замыслу авторов, принятая концептуальная конструкция по замыслу авторов является комплексным подходом к решению сложившихся проблем кыргызской экономики и развитию регионов в целом. Ориентированность регионов на развитие конкурентных преимуществ и узкая специализация призваны обеспечить ускоренный рост и укрепление межобластных связей. Кластерный подход при этом призван обеспечить максимальное использование существующего потенциала областей. Однако в утвержденном плане реализации принятой Концепции не достаточно четко прослеживается специализация областей на базе их конкурентных преимуществ, равно как не прослеживается и четкая направленность на формирование тех или иных кластеров. Скорее, этот план напоминает план мероприятий по развитию экономики в целом. Но можно надеяться, что предусмотренные планом целевые программы развития, генеральные планы развития 20 городов, которые должны быть разработаны в течение 2018-2019 годов, более четко позволят определиться с региональной специализацией и политика развития регионов примет более четкий и конкретный характер.

 Что где будет развиваться

Регионы

Точки роста

1-й уровень

2-й уровень

Баткенская область

производство экологически чистых сухофруктов для стран ближнего и дальнего зарубежья

развитие животноводства

Джалал-Абадская область

гидроэнергетика

производство экологически чистых продуктов животноводства и растениеводства для стран ближнего и дальнего зарубежья, туризм

Иссык-Кульская область

туризм и развитие транспортной инфраструктуры

производство продуктов сельского хозяйства, в первую очередь, для обеспечения предприятий сферы туризма

Нарынская область

производство продуктов животноводства для рынков стран ближнего и дальнего зарубежья

энергетика и развитие транзитной инфраструктуры

Ошская область

развитие транспортной инфраструктуры

производство продуктов сельского хозяйства

Таласская область

производство экологически чистых продуктов растениеводства для стран ближнего и дальнего зарубежья

развитие животноводства

Чуйская область

развитие промышленного производства

производство продукции сельского хозяйства

г. Бишкек

преобразование в региональный сервисный информационно-коммуникационный центр

превращение города в центр делового и образовательного туризма

г. Ош

создание южного логистического центра

развитие перерабатывающей промышленности

 Руслан Наилев

Экономическое обозрение №-4, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Кыргызстан

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6