|   | 

Промежуточные итоги Стратегии действий в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий»

Центр «Стратегия развития» опубликовал промежуточные итоги реализации третьего направления «Развитие экономики и поддержка активного предпринимательства» Стратегии действий.

Промежуточные итоги Стратегии действий в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий»

Промежуточные итоги реализации третьего направления Стратегии действий в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» подготовлены экспертами Центра «Стратегия развития».

За первое полугодие 2018 года реализовано большое количество мероприятий, принят ряд важных Указов и Постановлений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, разработаны и утверждены «дорожные карты» и программы мер.

В данной аналитической записке эксперты обращают внимание на следующие направления, которые являются важной и неотъемлемой частью реализуемой Госпрограммы на 2018 год.

Так, одним из важных направлений в Госпрограмме является пункт, который предусматривает усиление деятельности Министерства иностранных дел Узбекистана в части увеличения объемов экспорта произведенной местной продукции, а также улучшения инвестиционной и туристической привлекательности.

Не секрет, что эффективное продвижение внешнеполитического и внешнеэкономического курса является важнейшим фактором успешной реализации масштабных реформ и демократических преобразований в стране, укрепления ее авторитета на международной арене и обеспечения повышения благосостояния населения.

Исходя из вышесказанного и в целях дальнейшей эффективной реализации возложенных задач в сфере защиты и продвижения внешнеэкономических интересов государства 5 апреля 2018 года были приняты два важных документа, т.е.:

  • Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы министерства иностранных дел Республики Узбекистан и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности»,
  • Постановление Президента Республики Узбекистан «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства иностранных дел Республики Узбекистан».

Следует отметить, что в последние годы именно благодаря активизации открытой внешней политики достигаются прорывные результаты в укреплении многопланового и взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, на качественно новый уровень выходят отношения с государствами Центральной Азии, значительно расширяются торгово-экономические и культурногуманитарные связи, устанавливается конструктивное взаимодействие с международными организациями и диалог с соотечественниками за рубежом, решаются актуальные международные и региональные проблемы.

В соответствии с приведенным выше Указом предусмотрена разработка и принятие ежегодных «дорожных карт» заграничных учреждений Республики Узбекистан по активной и системной работе с зарубежными странами. При этом подчеркнуто, что необходимо обратить особое внимание на внешнеэкономическую (продвижение экспорта отечественной продукции, привлечение инвестиций и технологий, расширение туристского потока) и информационно-разъяснительную деятельность. Далее с целью дальнейшего развития и реализации туристического потенциала Узбекистана с 10 февраля 2018 года введен безвизовый режим сроком на 30 дней для граждан семи государств – Израиля, Индонезии, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура, Турции и Японии.

Кроме того, Узбекистан начиная с вышеуказанного периода упростил порядок оформления туристских виз для граждан 39 стран, среди которых США, Китай, Индия, Австралия и другие. Он предусматривает оформление визы в течение двух рабочих дней. С 1 января 2018 года во всех аэропортах Узбекистана заработала система двойного коридора.

Также с 1 января отменилось письменное декларирование на ввоз и вывоз из Узбекистана иностранной валюты в размере до 2000 долларов. Кроме того, в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистана от 4 июля 2018 года «О дальнейших мерах по оптимизации порядка въезда иностранных граждан в Республику Узбекистан» с 15 июля 2018 года введена система оформления и выдачи электронных въездных виз в Узбекистане E-VISA.UZ и отменен обязательное обращение иностранных граждан в дипломатические представительства и консульские учреждения Узбекистана за рубежом.

Также с 15 июля 2018 года введен порядок безвизового въезда, временного пребывания и выезда из Узбекистана через пункты пропуска граждан 101 государства, следующих транзитом через территорию Узбекистана в международных аэропортах страны на срок не более пяти суток. Здесь следует отметить, что за первое полугодие, меры принятые с начала года, позволили в два раза увеличить турпоток в Республику Узбекистан – до 2,2 миллиона, это на 93% выше показателей в аналогичный период 2017 года.

Одним из важных задач на пути развития экспорта и туризма является принятие в стране международных стандартов. Таких как (Global G.A.P.), стандарты «хальял» и «кошер» и др. Это в свою очередь требует ускорения процесса согласования национальных стандартов с международными стандартами.

В соответствии с этим с начала 2018 года в Узбекистане совместно с иностранными партнерами предприняты усилия, в результате которых разработана программа мер по ускорению процесса слияния национальных стандартов с международными стандартами.

Данная Программа мер согласовано с Комитетом по делам религий, Министерством здравоохранения, Министерство сельского хозяйства, Министерством водного хозяйства и Государственным комитет по развитию туризма.

Так в феврале 2018 года в целях достижения развития экспорта и туризма на базе стандартов оптимальной агрокультуры (Global G.A.P.) и на основе «Халяльной» продукции разработано и утверждено пособие Государственный стандарт «Общее руководство по халяльной продукции».

В рамках работ, проводимых по внедрению стандартов "халяль", постановлением агентства "Узстандарт" с 1 февраля 2018 года был введен в действие государственный стандарт Oz DSt 3286:2018 "Общее руководство по продуктам питания (пищевой продукции) "халяль". Как известно, стандарт «халяль» распространяется не только на продукты питания, но и на другие сферы – туризм, текстиль, медицина и т.д.

В мире рынок «халяль» туризма составляет более 126 млрд. долларов, а к 2020 году должен вырасти, как минимум, в 3 раза. Внедрение указанных стандартов и проведение сертификации на соответствие требованиям данных стандартов – это возможность успешного расширения рынков сбыта для производителей Узбекистана, содействие развитию туриндустрии в направлении паломнического туризма.

Еще одним важным направлением Госпрограммы на 2018 год является поиск путей широкого применения инновационных технологий в разработке и применении современных розничных платежных систем, интегрированных с ведущими международными платежными системами.

В связи с этим 23 марта 2018 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг».

В настояшее время ведется практическая работа по активному развитию и стимулированию повсеместного использования технологий бесконтактных платежей, в том числе с использованием международных платежных систем, таких, как PayPal, Alipay, Visa и Mastercard. Сегодня в Узбекистане можно единовременно с конверсионной карты таких банков, как АКБ «Промстройбанк», Национальный банк, АКБ «Асака банк», АКБ «Ипотека банк», АКБ «Капиталбанк» и другие снимать СКВ без ограничения, как внутри страны, так и за рубежом.

Также конверсионными картами можно осуществлять интернет-платежи для оплаты гостиниц, авиабилетов, покупок в онлайн-магазинах и другие. Уже внедрен механизм автоматической конвертации сумовых средств физических лиц, в том числе банковских карт, в иностранную валюту при осуществлении денежных переводов за рубеж.

Также в течении 2018 года планируется внедрение Кобейджинговых карт. Кобейджинговые карты – это банковские карты, работающие в нескольких платежных системах (обычно в двух) – собственно это и есть их главное преимущество.

В текущем году к системе UzCard будут подключены четыре иностранные платежные системы – «China UnionPay», «МИР», «Visa» и «Master Card».

В Узбекистане одной из платежной систем станет UzCard, а вторую можно будет выбрать по желанию из четырех, названных ранее. Средства на счету картодержателя при пользовании картой в другой стране будут автоматически конвертироваться в соответствующую иностранную валюту – китайские юани, российские рубли, евро или доллары по курсу ЦБ РУз на момент транзакции.

С введением этих карт у граждан отпадет необходимость идти в банк, писать кучу заявлений и ждать. Все будет происходить в автоматическом режиме.

Большое внимание в Госпрограмме уделено вопросам коренного совершенствования порядка и методологии организации налогового администрирования и контроля, а также приведению данной системы в соответствие с требованиями передовых международных стандартов.

Исходя из поставленной задачи 29 июня 2018 года Указом Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева утверждена «Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан». Данная концепция направлена на снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования и разработана с учетом рекомендаций Международного валютного фонда, Всемирного банка и международных экспертов.

Следует отметить, что проект данной концепции прошел широкое общественное обсуждение. В рамках утвержденной концепции с 1 января 2019 года вводятся ряд изменений. Вот некоторые из них:

1. Снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем: - введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12% для всех граждан, из них 0,1% направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета; - установления, в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы, единого социального платежа в размере 25% для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50% и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50% и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50% и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15% до 12% для остальных юридических лиц.

2. Совершенствуется налогообложение плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критерии перехода на упрощенный режим налогообложения посредством: - отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц; - снижения ставки налога на прибыль юридических лиц с 14% до 12%, для коммерческих банков – с 22% до 20%, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14% до 20% с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности.

3. Совершенствуется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизного налога посредством: - сохранения действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20% с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот, а также последующим снижением размера ставки данного налога по итогам 2019 года и др. При этом с 1 января 2019 года снижаются ставки акцизного налога по 790 товарным позициям. Это предусмотрено приложением к постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан».

В соответствии с Государственной программой на 2018 год проект Налогового кодекса в новой редакции должен быть разработан до 1 декабря текущего года. В ряде своих выступлений Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев подчеркнул необходимость коренного совершенствования таможенного законодательства и на необходимость приведения данной сферы в соответствие с требованиями передовых международных стандартов.

Исходя из этого 12 апреля 2018 года Президента Республики Узбекистан подписал Указ «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов Государственной Таможенной службы Республики Узбекистан».

Документ направлен на кардинальное улучшение деятельности таможенных органов и системы таможенного администрирования на основе общепринятых международных норм и стандартов, а также создание благоприятных условий для ускоренного развития предпринимательства и туризма.

В данном Указе определены важнейшие направления реформирования таможенных органов Республики Узбекистан. Так, начиная с июня 2018 года участникам внешнеэкономической деятельности предоставлено право в режиме реального времени через интернет заполнять и представлять в таможенные органы грузовые таможенные декларации без обращения к таможенным брокерам.

Также вводится практика предварительного декларирования импортируемых товаров до их фактического прибытия на таможенную территорию Узбекистана. При этом с 1 января 2019 года снижаются ставки таможенных пошлин по 3410 товарным позициям. В их числе – отмена пошлин на ввоз более 200 наименований товара. Всего же нулевые ставки установлены на 72% из 11300 импортируемых товаров. Это предусмотрено приложением к постановлению Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан», который был принят 29 июня 2018 года.

Важный аспект роста уровня жизни, жизнеобеспечения граждан и успешной реализации осуществляемых реформ связан с продовольственной безопасностью, которая связана с диверсификацией производства сельскохозяйственной продукции и повышением урожайности сельскохозяйственных культур.

С этой целью 3 апреля 2018 года принято постановление Кабинета Министров «О мерах по повышению эффективности использования земельных участков фермерских хозяйств в направлениях овощно-огородничества, садоводства и виноградарства».

В настоящее время в республике с целью дальнейшего развития садоводства и виноградарства уже заложены сады на территории 32 400 гектаров. В текущем году интенсивные сады возводятся на территории 13 тысяч гектаров земли. За последние годы, в результате исследований выведены более 60 сортов яблок, около 50 процентов сортов груш, 43 процента сортов винограда, 90 процентов сортов клубники, 90 процентов сортов орешин. Уже сегодня выведенные учеными научно-производственного центра сельского хозяйства 24 сорта фруктовых деревьев и винограда, а также технологии их выращивания применяются дехканами, фермерами и населением на площади более 179,1 тысячи гектаров. Лучшие промышленные сорта используются в странах Центральной Азии, России, Украине, Индии, Венгрии, Польше, Румынии, США и других странах.

Следует отметить, что в последующие пять лет в республике должна увеличиться переработка овощей и фруктов вместо нынешних 17% до 30%.

Говоря о продовольственной безопасности и необходимости повышения урожайности сельхозкультур нельзя не остановится на важной задаче, которая связана с внедрением рыночных механизмов в производство, продажу и переработку хлопка-сырца, прежде всего с учётом материальной заинтересованности самих производителей.

Именно поэтому в целях формирования рыночных отношений между фермерскими хозяйствами, другими сельскохозяйственными производителями (далее – фермерские хозяйства) и предприятиями текстильной промышленности, обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью на основе внедрения современных форм организации хлопковотекстильного производства принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 января 2018 года «О мерах по внедрению современных форм организации хлопково-текстильного производства».

Как следует из данного постановления в 2018 году в Узбекистане создаётся 13 текстильных кластеров, которым отведено 140,9 тыс гектаров земель. Данная модель подразумевает организацию единого производственного цикла, который включает выращивание хлопка-сырца, первичную обработку, дальнейшую переработку на хлопкоочистительных предприятиях и выпуск конечной текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью.

13 текстильных предприятий – организаторов хлопково-текстильного кластера будут самостоятельно заключать прямые договора контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца с фермерскими хозяйствами и авансировать их. В документе отмечено, что цена на хлопок-сырец, закупаемыми текстильным предприятиями, устанавливается организаторами текстильно-хлопкового кластера самостоятельно, исходя из затрат с учетом рентабельности фермерских хозяйств.

Логическим продолжением осуществляемых процессов в данной отрасли стало принятое 28 февраля 2018 года постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы финансирования производства хлопка-сырца и зерновых колосовых», которая направлено на дальнейшее развитие производства хлопка-сырца и зерновых колосовых.

Также данное постановление подразумевает широкое применение рыночных отношений в Республике, для глубокого улучшения финансирования и механизмов расчета в сельском хозяйстве, что должно позволить улучшить финансово-экономическое положение предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции, повысить их рентабельность и обеспечит постоянный рост выращиваемой продукции.

Наряду с этим с 1 марта 2018 года были одобрены предложения по повышению рентабельности производителей и по установлению гарантированных государственных цен по сортам и классам хлопка-сырца и зерновых продуктов, обеспечивающих выращивание качественных продуктов, а также не размещать государственные заказы хлопка-сырца в течении 3-х лет на земли с низкой плодотворностью и плодотворностью 15 центнеров на 1 гектар.

Руководство республики осозновая важную роль предпринимательства в успешной реализации реформ осуществляет политику активной его поддержки. Данная поддержка получила свое отражение и в Госпрограмме по реализации Стратегии действий в 2018 году, где поставлена задача в корне пересмотреть систему проверок деятельности субъектов предпринимательства.

В связи с этим в Узбекистане сроком на два года объявлен мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, за исключением проверок, проводимых в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица.

Это предусмотрено Указом Президента от 22 января 2018 года, которым утверждена Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий».

В соответствии с вышеназванным Указом, с 1 апреля 2018 года упразднен Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов с передачей органам прокуратуры высвобождаемых 228 штатных единиц органов государственной налоговой службы.

С этой же даты исключаются дублирующие функции и полномочия органов юстиции по защите прав и законных интересов субъектов малого бизнеса, частного предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Возбуждение уголовных дел по фактам, связанным с правонарушениями при осуществлении предпринимательской деятельности, с апреля т.г. производиться исключительно с согласия прокурора Республики Каракалпакстан, прокуроров областей, города Ташкента и приравненных к ним прокуроров.

15 февраля 2018 года издан Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры в обеспечении исполнения принимаемых нормативноправовых актов».

В соответствии с данным Указом в структуре Генеральной прокуратуры образовано Управление по надзору за исполнением решений Президента Республики Узбекистан. Управление осуществляет системный надзор за исполнением решений и поручений Президента Республики Узбекистан, в т.ч. с проведением изучения на местах, в ходе которых было обеспечено исполнение 36 решений и поручений Президента, имеющих важное значение в ускоренном социально-экономическом развитии регионов.

В ходе данных проверок особое внимание уделяется своевременности, полноте и качеству исполнения решений и поручений Президента Республики Узбекистан, а также были приняты меры по повышению ответственности должностных лиц за исполнение актов Президента.

Наряду с этим, оказана практическая помощь 17 субъектам предпринимательства в выделении кредитов в размере 53,3 млрд. сум и 4,3 млн. долларов США, в выделении земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности в размере 11,4 га, пролонгации сроков погашения кредитов на сумму более 26 млрд. сум, а также в выделении средств в размере 55,2 млрд. сум для осуществления мероприятий по социальноэкономическому развитию регионов.

Говоря о необходимости поддержки предпринимательской деятельности следует остановится на проблеме сокращения и упрощения процедур разрешения и лицензирования в сфере предпринимательства, которая стало одной из самых обсуждаемых проблем в ходе всенародного обсуждения проекта Госпрограммы на 2018 год.

Для решения данной проблемы 11 апреля 2018 года издан Указ Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса».

В соответствии с данным документом отменены 7 лицензий, 35 разрешительных процедур, а также часть лицензий и разрешительных процедур объединены. Также ряд лицензий и разрешительные документы отменены/объединены, а также внесены изменения в нормативные документы, регламентирующие деятельность.

Также в Указе определены следующие приоритетные направления государственной политики в области лицензирования и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности:

– ускоренное совершенствование законодательства в сфере лицензирования и разрешительных процедур путем установления упрощенных механизмов прохождения лицензионных и разрешительных процедур, обеспечения прозрачности, укрепления правовой определенности во взаимоотношениях с бизнесом, исключения необоснованного административного надзора со стороны государственных органов;

– поэтапное сокращение количества лицензионных и разрешительных процедур, широкое использование альтернативных методов регулирования предпринимательской деятельности, таких как общественный контроль, саморегулирование, сертификация, аккредитация, страхование гражданскоправовой ответственности, техническое регулирование и иные современные методы;

– активизация внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в процессы государственного регулирования, в том числе широкое использование механизмов межведомственного взаимодействия (G2G), а также принципа «одно окно» при выдаче лицензий и документов разрешительного характера (G2B), прежде всего через подразделения Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Стратегия действий 2017-2021

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6