|   | 

BRI охватывает Азию

Об истоках современных Шелковых путей

BRI  охватывает Азию

14 мая в Ташкенте прошла международная конференция «Узбекистан и Китай: перспективы совместной реализации инициативы «Один пояс — один путь». На конференции были рассмотрены вопросы укрепления двусторонних отношений между Узбекистаном и Китаем, в частности, задачи последовательного выполнения соглашений, достигнутых в рамках проекта «Один пояс — один путь». Были разработаны практические рекомендации по дальнейшему развитию торгово-экономического, инвестиционного, транспортно-логистического, культурно-гуманитарного сотрудничества по этому направлению.
Выступая в Пекине в 2017 году на круглом столе лидеров в рамках международного форума «Один пояс — одна дорога», Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев заявил о необходимости заполнить концепцию «Один пояс — одна дорога» «конкретными программами и проектами регионального развития». В мае 2017 года Узбекистан, наряду с 68 странами мира, подписал с Китаем соглашения о сотрудничестве по проекту «Один пояс — один путь». В рамках этого формата сотрудничества Узбекистан активно участвует в разработке программ по открытию транспортных и логистических маршрутов, которые свяжут Центральную Азию со странами Южной, Юго-Западной Азии и Европы через Китай и Россию.
О том, как эта китайская инициатива экономического сотрудничества появилась, развивалась и чем была обусловлена.

Начало пути
В октябре 2013 года китайский лидер Си Цзиньпин посетил Казахстан и Юго-Восточную Азию. В Астане он выдвинул инициативу совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути», а в Джакарте — инициативу «Морского Шелкового пути». Позже эти инициативы были объединены под названием «Один пояс — один путь» (или BRI — Belt and Road Initiative).

«Один пояс — один путь» — это стратегия развития, предложенная китайским
правительством, которая фокусируется на сотрудничестве между евразийскимУи странами

Ведущая группа по продвижению развития «Один пояс — один путь» была сформирована в конце 2014 года. Этот руководящий комитет подотчетен непосредственно Государственному совету Китайской Народной Республики. Персональный состав членов комитета был обнародован 1 февраля 2015 года. Руководителем стал вице-премьер Чжан Гаоли, который также является членом постоянного комитета Политбюро. Его заместителями стали А Ван Хунин, Ван Ян, Ян Цзин и Ян Цзечи.
Формируется и интеллектуальный потенциал для продвижения китайских инициатив. Действует Университетский альянс, основанный в университете Сиань Цзяотун, который направлен на поддержку инициативы «пояс и путь» в области исследований и разработок и призван способствовать взаимопониманию и академическому обмену. Эта научная сеть не ограничивается проработкой экономических вопросов и включает в себя Альянс юридических школ, чтобы продвигать развитие «пояса и пути с юридическим духом и правовой культурой».

Инициатива «Один пояс — один путь» является одним из крупнейших
инфраструктурных и инвестиционных проектов в истории, охватывая
более 68 стран, в том числе 65% населения мира и 40% мирового ВВП

Контуры стратегии
«Один пояс — один путь» — это стратегия развития, предложенная китайским правительством, которая фокусируется на сотрудничестве между евразийскими странами, в первую очередь, Китайской Народной Республикой, наземным «Экономическим поясом Шелкового пути» (ЭПШП) и «Морским шелковым путем» (МШП) 21 века. Целью этих инициатив является движение к единому рынку посредством экономической интеграции и культурного обмена, укрепления взаимопонимания и доверия между государствами.
«Экономический пояс Шелкового пути», по существу, включает страны, расположенные первоначально на Шелковом пути через Центральную Азию, Западную Азию, Ближний Восток и Европу. Помимо этой зоны в расширение этого «пояса» включены Южная и Юго-Восточная Азия. Предложены Северный, Центральный и Южный пояса. Северный пояс будет проходить через Центральную Азию, Россию в Европу. Центральный пояс — через Среднюю Азию, Западную Азию до Персидского залива и Средиземного моря. Южный пояс начинается от Китая доходит до Юго-Восточной Азии, Южной Азии, до Индийского океана через Пакистан.
Первоначально основное внимание уделялось инвестициям в инфраструктуру, особенно транспортную, энергосистемы, строительство, образование. В период с 2014 по 2016 годы общий объем торговли Китая в странах, расположенных вдоль коридоров Шелковых путей, превысил 3 трлн. долл. США, составил 1,1 млрд. долл. США и 180 000 рабочих мест для соответствующих стран. В настоящее время инициатива «Один пояс — один путь» является одним из крупнейших инфраструктурных и инвестиционных проектов в истории, охватывая более 68 стран, в том числе 65% населения мира и 40% мирового ВВП по состоянию на 2017 год.

Инициатива о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций
(АБИИ) была выдвинута Китаем в октябре 2013 года

Финансовый фундамент Шелковых путей
Инициатива о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) была выдвинута Китаем в октябре 2013 года, а 29 июня 2015 года в Пекине были подписаны учредительные документы банка. АБИИ является банком развития, занимающимся кредитованием проектов в области инфраструктуры. Основными целями деятельности АБИИ являются удовлетворение растущих в Азии потребностей в инфраструктуре, усиление региональной интеграции, содействие экономическому развитию и улучшение доступа населения к социальным услугам. Уставной капитал был заложен в размере 100 млрд. долларов. Китай станет крупнейшим акционером, владеющим 26% голосов.
В ноябре 2014 года Си Цзиньпин объявил о планах создать Фонд развития Шелкового пути с уставным фондом 40 млрд. долларов США. Первым инвестиционным проектом Фонда Шелкового пути стал гидроэнергетический проект Karot в Пакистане. В январе 2016 года строительная корпорация Sanxia начала работы на гидроэлектростанции Karot в 50 километрах от Исламабада.
В своем выступлении 29 марта 2015 года на ежегодной конференции Боаоского азиатского форума (BFA) председатель Си Цзиньпин сказал, что «с геоэкономической точки зрения Фонд Шелкового пути и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций будут способствовать экономической связанности и новому типу индустриализации (в Азиатско-Тихоокеанском регионе) и, таким образом, общему развитию всех стран».

В ноябре 2014 года Си Цзиньпин объявил о планах создать Фонд
развития Шелкового пути с уставным фондом 40 млрд. долларов 

Своевременная инициатива
Популярность китайской инициативы по развитию Шелковых путей и коридоров объясняется следующими факторами. Страны, сотрудничающие с Китаем, получают инвестиции в развитие инфраструктуры и улучшают межгосударственные транспортные коммуникации, за счет чего бизнес и экономики этих стран становятся более конкурентоспособными. И для них это весьма актуально, о чем свидетельствует хотя бы сравнение карт транспортных артерий Европы и Азии.
Согласно докладу World Pensions Council (WPC), Азия, за исключением Китая, нуждается в инвестициях в инфраструктуру на сумму до 900 миллиардов долларов в год в течение следующего десятилетия. А инициатива «Один пояс — один путь» способствует устранению этого «инфраструктурного разрыва» и может ускорить экономический рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Центральной и Восточной Европе.

Азия, за исключением Китая, нуждается в инвестициях в
инфраструктуру на сумму до 900 миллиардов долларов в год

Китайский интерес
В то же время за счет реализации этой инициативы в самом Китае решается ряд проблем, тормозящих его экономическое развитие. К моменту появления этой инициативы Китай уже являлся мировым лидером в области инвестиций в инфраструктуру. Это было обусловлено тем, что еще до кризиса Китай уделял большое внимание развитию инфраструктуры, а во время мирового экономического кризиса стимулировал свою экономику за счет широкомасштабных инвестиций в инфраструктурное строительство. Осуществлялся широкий спектр современных проектов, включая дороги, мосты, тоннели и высокоскоростные железные дороги. Китайскими компаниями и экспертными службами в этом направлении был накоплен огромный опыт.
После кризиса Китай столкнулся с замедлением темпов роста своей экономики. Ранее действовавшая модель, основанная на экспорте и внутренних инвестициях, уже на обеспечивала необходимых темпов развития, и требовался переход к модели, в большей степени опирающейся на внутренний спрос. Раздавались опасения, что торможение китайской экономики может привести к самым неблагоприятным последствиям для всего мира. И именно в этот период Китай начал создавать вышеупомянутые банки развития и продвигать инициативу «Один пояс — один путь».

Благодаря проводимой политике коридоров, Китай уже инвестировал
миллиарды долларов в несколько южноазиатских стран

Это позволяет ему решать сразу несколько проблем. Во-первых, широко задействуется накопленный строительный потенциал в странах, охваченных Шелковыми коридорами. Во-вторых, накопленные финансовые ресурсы вкладываются в экономики других стран при помощи и под гарантии созданных банков развития. В-третьих, значительная часть закупок по финансируемым ими инвестиционным проектам осуществляется у китайских производителей товаров и услуг. В-четвертых, развитие инфраструктурных связей с соседними странами путем согласования стандартов ведет к сокращению физических и нормативных барьеров для китайской продукции. В-пятых, развитие экономических коридоров в континентальном направлении способствует развитию относительно отсталых, удаленных от моря китайских провинций, через которые эти коридоры проходят. Кроме того, решается проблема избыточных мощностей в промышленных секторах Китая.

Инициатива «Один пояс — один путь» связана со стремлением китайских
властей добиться «дизайна высшего уровня» экономического развития

«Дизайн высшего уровня»
Благодаря проводимой политике коридоров, Китай уже инвестировал миллиарды долларов в несколько южноазиатских стран, такие как Пакистан, Непал, Шри-Ланка, Бангладеш и Афганистан, чтобы улучшить их базовую инфраструктуру. Китай стал одним из самых быстрорастущих источников прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Индию. Согласно официальному рейтингу притока ПИИ в Индию, если Китай занимал 35-ю позицию в 2011 году, 28-ю позицию в 2014 году, то в 2016 году он вышел на 17-е место.
В мире много спорят о том, какие цели преследует Китай, проводя политику «Один пояс — один путь». Зачастую при этом рассматривают геополитические мотивы — конкуренция за экономическое лидерство. Однако наиболее объективен, пожалуй, анализ, проведенный Фондом Джеймстауна. Его вывод заключается в том, что инициатива «Один пояс — один путь» связана со стремлением китайских властей добиться «дизайна высшего уровня» экономического развития, в соответствии с которым компаниям, ориентированным на инфраструктуру, государством предоставляются выгодные бизнес-возможности для поддержания высокого роста китайского ВВП.

Виктор Абатуров

Хусния Мурадова

Ситора Убайдуллаева

Экономическое Обозрение №-5, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Узбекистан

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6