|   | 

Нурафшон в контексте мирового опыта

Строится первый «умный город» Узбекистана. О том, как это происходит в других странах мира.

Нурафшон в контексте мирового опыта

В мире расширяются процессы урбанизации. Больших городов становится все больше, они стремительно растут и организовать их нормальную и комфортную для населения жизнь становится все сложнее. Это касается и транспортных потоков с их «пробками», и утилизации отходов, и оказания всевозможных услуг для населения, и многих других аспектов городской жизни. Оптимальное решение всех этих сложных вопросов становится практически невозможным без внедрения передовых технологий и реализации инноваций во всех сферах жизнедеятельности современных городов. Благо именно в больших городах сосредоточен основной промышленный, социальный, образовательный, научный потенциал для этого.

 Бум «умных городов»

В связи с этим широкое распространение получила в мире концепция «умного города» (Smart City). Основополагающим принципом «умного города» является внедрение интеллектуальных решений для эффективного использования доступных активов, ресурсов и инфраструктуры. «Умный город» предусматривает гарантированное водо- и электроснабжение, санитарию и управление твердыми отходами, эффективную мобильность общественного транспорта, надежную связь с ИТ, электронное управление, безопасность и защиту граждан, и их участие в решении городских проблем, в обеспечении достойного качества жизни, чистой и устойчивой среды.

Основополагающим принципом «умного города» является внедрение
интеллектуальных решений для эффективного использования доступных ресурсов

Сейчас правительства уделяют большое внимание развитию строительству инфраструктуры ИКТ, которая играет решающую роль в появляющихся интеллектуальных городских службах. Инвестиции в интеллектуальную инфраструктуру являются второй по величине частью общих инвестиций в интеллектуальное городское строительство, после промышленных парков, которые занимают самую большую долю. Финансирование и режим работы «умных городов» осуществляются либо правительствами, либо правительствами и частным сектором на основе партнерских отношений между ними (ГЧП).

В последние годы национальные программы развития Smart City значительно расширились. В Китае, согласно программе, запущенной в 2015 году, до 2020 года должны появиться 200 «умных городов». В том же году аналогичная программа была начата в Индии, где планируется «оцифровать» до 2022 года 100 городов.  Австралия запустила программу Smart Cities and Suburbs Program, выделив 50 млн. долл. США региональным правительствам и НКО для разработки проектов в этой области.

Сейчас в мире существуют всего 10 компаний, которые способны реализовать крупномасштабные проекты на рынке «умных городов». Это: IBM (США), Cisco (США), Schneider Electric (Франция), Siemens (Германия), Microsoft (США), Hitachi (Япония), Huawei (Китай), Ericsson (Швеция), Toshiba (Япония), Oracle (США).

Первые шаги Узбекистана

Узбекистан тоже начал движение в направлении цифровизации градостроительства.  Первоначальным шагом к реализации концепции «Умный город» в Узбекистане послужило Постановление «О мерах по строительству административного центра Ташкентской области в рамках концепции «Умный город». Согласно этому постановлению, создана дирекция строительства административного центра Ташкентской области в рамках концепции «Умный город» при хокимияте г. Нурафшон. Определены источники финансирования.  Данный проект реализуется совместно со специалистами из Южной Кореи. В рамках проекта планируется возвести административные здания, жилье, бизнес-центры, гостиницы, спорткомплексы, центр творчества молодежи, библиотеки, школы, больницу. Также будут созданы парки, сады, площади, аллеи для пеших и велосипедных прогулок.

Создана дирекция строительства административного центра Ташкентской
области в рамках концепции «Умный город» при хокимияте г. Нурафшон

В настоящее время Мининфоком занимается модернизацией телекоммуникационных систем Нурафшона, планируется в ближайшее время проведение оптоволоконных сетей. Наряду с этим налажено сотрудничество между компанией Cisco для совместной разработки стратегии развития безопасного и «умного» города в Узбекистане. Одними из ключевых моментов сотрудничества являются поддержка и передача опыта в концепции «умных городов» (Smart City), содействие в улучшении практик управления кибербезопасностью, участие в цифровом преобразовании Узбекистана посредством развития информационных и коммуникационных технологий в республике.

В связи с этим представляется весьма актуальным более близкое ознакомление с уже накопленным опытом строительства «умных городов» в других странах мира, представленном ниже.

 Сингапур: опыт лидера

Сингапур возглавляет список стран в использовании ИТ-инфраструктуры  в государственном управлении и считается первым в мире «умным городом». Сингапур был одной из первых стран в мире, которая привнесла контекстуализацию ценообразования на дорогах. Волоконно-оптический интернет объемом до 1 Гбит/с охватывает до 90% населения страны, а также является одной из самых дешевых сетей для доступа в мире. Есть даже бесплатные общедоступные точки доступа Wi-Fi во всех центральных районах Сингапура.

Была создана 3D цифровая модель города, т.е. «Виртуальный Сингапур» (Virtual Singapore).  Это индивидуальная трехмерная цифровая модель всего Сингапура, содержащая точное трехмерное изображение каждого здания на острове, включая кабеля, трубы, сети и даже мусоропроводы, воздухопроводы и т.д. Со временем в эту модель включили отображение растительности исходя из потребности определения потенциала солнечной энергетики. К примеру, зная размеры крыши, можно рассчитать ее солнечный потенциал, а также сколько солнечных батарей понадобится для питания всего блока.

SingPass – система, которая позволяет гражданам Сингапура получать доступ к государственным услугам с единым унифицированным логином. SingPass превратилась  в цифровую систему идентификации, позволяющую получить доступ не только к тем сервисам, для которых она предназначалась на начальном этапе, но и к банкам, и к «аптечке первой помощи» (направление телемедицины).

В настоящее время Мининфоком занимается модернизацией
телекоммуникационных систем Нурафшона 

«Виртуальный Сингапур» предназначен для того, чтобы дать правительству общее представление о том, что происходит в городе, и для более эффективного планирования деятельности правительственных ведомств.  Так, службы здравоохранения могут использовать его для сопоставления распространения инфекций и потока комаров, которые являются переносчиками опасных заболеваний вокруг города. Эти данные могут быть использованы, чтобы помочь предотвратить проблемы путем информирования соответствующих отделов об источниках, которые нуждаются в очистке или дезинфекции, или просто в обработке информации. «Виртуальный Сингапур» также может использоваться для помощи в мероприятиях по предотвращению стихийных бедствий.

3D-модель города позволяет видеть, как новые здания меняют горизонт и инфраструктуру города, причины, нарушающие движение транспорта и изменения парковок, как растительность может быть затронута тенями, отбрасываемыми высокими зданиями, и многое другое. В конечном итоге появление «Виртуального Сингапура» объясняется необходимостью правительственных учреждений решать сложные проблемы городской среды.

 Китай: впечатляющие масштабы

 Правительство и рынок являются двумя основными заинтересованными сторонами в разработке «умных городов».  Когда IBM предложила идею «умного города»  в 2008 году, Китай одобрил «китайский экономический стимулирующий план» инвестировать 4 трлн. юаней, что составляет 561 млрд. евро, в инфраструктуру и социальное обеспечение. С тех пор практически все уровни управления и предприятия приняли участие в строительстве интеллектуальных городов. С 2010 года Китай начал строить первый «умный город», а к началу 2014 года более 180 городов присоединились к реализации подобных проектов и необходимой инфраструктуры, такой как сеть связи и платформы данных. Инвестиции в это направление  достигли почти 500 млрд. юаней.  Направление развития «умный город» рассматривается как одна из самых важных реформ инновационного развития Китая, содействия новой урбанизации и построения благополучного общества всесторонним образом. Кроме того, «умный город» тесно связан с «четырьмя модернизациями»: индустриализация, информатизация, урбанизация и модернизация сельского хозяйства.

Налажено сотрудничество между компанией Cisco для совместной
разработки стратегии развития безопасного и «умного» города в Узбекистане 

Бизнес также играет весьма важную роль в развитии этого направления. Все больше операторов телекоммуникаций, отечественных и зарубежных ИТ-компаний расширяют свое участие в «умном» городском строительстве. Три оператора основных телекоммуникаций выдвинули свою собственную стратегию «умного города», предусматривающую не только создание сетей связи, но и макета «облачных» вычислительных центров по всей стране.  Они подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве с провинциями и правительством города на уровне префектуры.

Кроме правительства в разработке «умного города» принимают участие многие государственные учркждения – колледжи и университеты, больницы, полиция и т.д. Это участие косвенное и заключается в покупке и предоставлении услуг «умного города». Например, China mobile сотрудничает со школами, которые начали информационную систему образования. Этот проект объединяет образовательную и информационную платформы. Почти через год с момента создания проекта в Цзилине оптика этой компании была установлена в 81 школе и в окружном учебном бюро, сформировав, таким образом, единую систему видеонаблюдения.

Россия: Москва в цифровизации

В России «Ростех» заложил проект «умного города» как основную точку развития в своей Стратегии-2025. Согласно концепции корпорации, «умный город» — масштабный экосистемный продукт, в который входят все зоны цифровизации, что позволяет конфигурировать проект в зависимости от потребностей той или иной территории. Основные зоны цифровизации в России: транспорт (посредством фото- и видеофиксации, весогабаритного контроля, парковочного пространства, АСУ ДД), безопасность (посредством видеонаблюдения, мониторинга угроз, системы координации и взаимодействия), здравоохранение, коммунальные услуги, окружающая среда, вовлечение жителей (сервисы электронного государства).

Сингапур возглавляет список стран в использовании ИТ-инфраструктуры 
в государственном управлении и считается первым в мире «умным городом»

За последние пять лет в Москве заложены основы для «умного города», ориентированного на услуги «электронного правительства» и электронного управления.  В 2011 году была разработана стратегия «Информационный город», которая будет расширена до конца 2018 года. Годовой бюджет в размере 600 миллионов долларов США вложен в развитие инфраструктуры ИКТ и проекты m2m, «электронное здравоохранение» и «электронное образование», предоставление государственных услуг, участие граждан и многое другое. В течение шести лет будет реализован единый электронный поток и учтены все правительственные учреждения, системы онлайн-закупок, открытый бюджет, автоматизированные системы здравоохранения и образования для всех общественных клиник и школ. Уже построены платформы IoT для интеллектуальных измерений и городских транспортных средств, развернуты  по всему миру e-voting и краудсорсинг-платформы, более 200 публичных услуг перемещены в интернет, в том числе через мобильные устройства. 

Активно разрабатываются и внедряются чатботы, искусственный интеллект, расширенная и виртуальная реальность, большие базы данных и блокчейн. В 2018 г. запустят городской чатбот, который частично заменит колл-центр и будет пилотировать блокчейн для записи и хранения результатов электронного голосования. Также тестируется AR (дополненная реальность) и VR (виртуальная реальность) для обучения учеников, а также апробируется компьютерное зрение при обработке КТ и рентгеновских изображений для поддержки принятия клинических решений.

«Виртуальный Сингапур» предназначен для того, чтобы дать
правительству общее представление о том, что происходит в городе

Была создана и внедрена сеть IoT для 32 000 городских транспортных средств, включая технический и общественный транспорт, чтобы лучше управлять ресурсами, планировать маршруты и оптимизировать потребление топлива. Эта сеть играет важную роль во время зимних снегопадов – отслеживается ситуация и оптимизируется использование ресурсов. В целях улучшения планирования активно используется общедоступное приложение для электронного голосования. Благодаря ему новые маршруты и частота движения общественного транспорта были предложены и одобрены гражданами.

В 2016 году была запущена программа Smart City Lab для ускорения процесса тестирования и интеграции новых технологий. Изучаются наиболее эффективные практики, координируется деятельность различных структур правительства Москвы и с помощью этой программы оказывается содействие малым и средним техническим компаниям в принятии решения для нужд города. Ожидается, что одна треть всех проектов Smart City Lab достигнет общегородского уровня в 2018 году.

В Чикаго основными направлениями применения «умных городских проектов»
являются инвестиции в инфраструктуру, экономическое развитие, участие сообщества

США: чикагский колорит

В Чикаго основными направлениями применения «умных городских проектов» являются инвестиции в инфраструктуру, экономическое развитие, участие сообщества.

Инвестиции в инфраструктуру. Чикаго поставил целевым ориентиром высокоскоростную широкополосную связь в сочетании с конкурентной ценой для стимула компаний, занимающихся цифровыми технологиями. Город инвестирует в новое открытое оптоволоконное кольцо, чтобы получить скорость до гигабита. Программа широкополосного информирования предоставляет возможности обучения более чем 11 000 жителей и 500 малым предприятиям и некоммерческим организациям. 

Экономическое развитие. Ключевым приоритетом в Чикаго является открытость данных на открытых платформах для экономического развития, что обеспечивает согласование потребностей отраслей, сообщества и государственного сектора. С этой целью был создан Совет по разнообразию технологий, куда вошли эксперты по разработке политических рекомендаций для поддержки диверсификации технологической отрасли. Некоторые рекомендации, к примеру, включают образовательный коридор через продвижение обучения, а также сотрудничество с частным сектором по инвестиционным приоритетам. Другие инвестиции в продвижении этого рынка включают:

- Chicago Health Atlas – веб-сайт для отображения общей информации о здоровье на карте;

- Windy Grid – инвестиционную программу и платформу для открытой инфраструктуры данных в режиме реального времени. Эта программа помогла городу понять требования, маркетинг и получить информацию об услугах.

За последние пять лет в Москве заложены основы для «умного города»,
ориентированного на услуги «электронного правительства» и электронного управления

Участие сообщества. Большая часть работы по взаимодействию с сообществом в Чикаго осуществляется Smart Chicago. Главной инициативой выступает обучение цифровым навыкам через созданный ведущий центр для координации обучения технологиям через ведомства и агентства, получающие федеральное финансирование. Connect Chicago – свободная сеть более чем из 250 мест в городе, где интернет, доступ к компьютеру, обучение цифровым навыкам и онлайн-ресурсы для обучения доступны бесплатно.

Созданы интеллектуальные медицинские центры, где готовят специалистов по медицинской информации в странах с низким доходом, а клиники дают пациентам возможность подключиться к своим медицинским документам и найти достоверную информацию об их собственном состоянии здоровья и симптомах.

Дальнейшие планы. В Чикаго есть много сетевых устройств (например, контроль над мусорными баками, схемы обмена велосипедами), которые планируется связать с открытым порталом данных. Также в планах расширение цифровой грамотности и выведение цифрового доступа на улицу.

Исходя из зарубежного опыта

Необходимыми первоначальными и важными этапами реализации концепции «Умного города» (по опыту зарубежных стран) являются этап планирования развития «умного города», на котором выясняются возможности адаптации городской среды к ее планируемой цифровизации, а также этап разработки «умного города» – конкретных мер развития городской инфраструктуры, включая транспорт, водоснабжение и санитарию с учетом ее цифровизации.  В связи с масштабностью проекта и значительным объемом первоначальных инвестиций важным условием является формирование специальных финансовых продуктов  для пилотного апробирования городов и, возможно, некоторых регионов, позволяющих кредитовать их на продолжительный период.

С 2010 года Китай начал строить первый «умный город», а к началу 2014
года более 180 городов присоединились к реализации подобных проектов

При планировании и дальнейшей реализации проекта «умный город» необходимо также оценить восприятие, мировоззрение и поведенческие стереотипы людей, которые не могут измениться в одночасье. По примеру опыта Сингапура целесообразно изначально провести соответствующую работу с населением, включающую ряд ограничений. В частности, это может касаться углубленного изучения компьютерных навыков для всех возрастных категорий, общественной дисциплины со штрафами за ее нарушение, противоправного поведения, экономии ресурсов коммунального обслуживания, особенно воды питьевого назначения.

Развитие «умных городов» не может быть осуществлено без строительства инфраструктурных объектов (зданий, транспортной инфраструктуры, сектора водоснабжения, сектора очистки сточных вод, сферы услуг)  с широким применением цифровизации. Для их строительства необходимы высококвалифицированные кадры в области «Гражданское строительство» (Civil enginnering), прошедшие стажировку в развитых странах Европы, США и Азии. Практический пример: образовательная программа Политехнической школы во Франции – Smart Cities and Urban Policy.

В перспективе целесообразно предусмотреть создание специальной учебной среды, включающей лаборатории моделирования «умного города», программного инструмента для оценки студентов, программного обеспечения для обработки данных, предоставляемых различными типами датчиков, используемых в среде «умного города». В связи с этим важно предусмотреть открытие в отечественных вузах республики соответствующие профильные направления специальностей.

При планировании и дальнейшей реализации проекта «умный город» необходимо
также оценить восприятие, мировоззрение и поведенческие стереотипы людей

Тонкости китайской модели

 Национальная комиссия развития и реформ Китая определяет «умный город» как «новую идею и новый способ продвижения «умного» городского планирования, строительства, управления и обслуживания, используя Интернет, «облака» вычислений, «большие данные» и интеграцию пространственной, географической информации и т.д.».

Концепция «умного города» в Китае предусматривает 4 уровня управления: сенсорный слой, сетевой уровень, уровень платформы и приложение, каждый из которых имеет свои особенности финансирования и функционирования.

Сенсорный слой состоит из беспроводных сенсорных узлов, таких как RFID-метки, RFID-считыватели, камеры, GPS, коды кода QR и считыватели, которые обычно устанавливаются в сети, также известной, как беспроводная сенсорная сеть. Сенсорный слой обеспечивает сбор контекстной информации с датчиков, которые действуют в режиме реального времени. Датчики используются для мониторинга городской инфраструктуры и действий человека, сбора данных и отправки в центральную информационную систему с сетевым уровнем, где уже и могут быть сформулированы решения. 

Сетевой уровень. Сетевой уровень – это уровень обмена информацией, в том числе сети доступа (AN) и сети передачи. Этот уровень состоит из государственной и частной сетей, включая типичные телекоммуникационные сети (фиксированная и подвижная), ТВ-сеть, интернет, широкую сетевую сеть, сеть электросвязи, частные сети (ВЧС). Сеть доступа включает в себя беспроводный доступ и доступ к оптическому волокну.

Уровень платформы. Платформенный уровень отвечает за обработку и управление информацией. Несмотря на то, что основная обработка информации ведется через платформу «облачных» вычислений, тем не менее, она  может выполняться и на мобильных терминалах, таких как смартфон. Платформенный слой имеет различные функции, такие как координация, управление, вычисление, хранение, анализ, добыча полезных ископаемых и предоставление государственных услуг для промышленности и пользователей, в том числе платформа поддержки бизнеса (платформа промежуточного уровня), управление сетью платформы (такая как платформа управления M2M), обработка информации платформы, платформа информационной безопасности и платформа поддержки обслуживания.

Уровень приложения можно назвать интеллектуальным сервисом.  Уровень приложения – это набор решений, объединяющий «интернет вещей» – технологии с отраслевыми профессиональными технологиями. С помощью прикладного уровня «умный город» может реализовать интеграцию информационных технологий и отраслевые технологии, влияющие на национальную экономику и социальное развитие. Предлагаемые на этом уровне решения касаются улучшения инфраструктуры (энергия, транспорт и т. д.), повышения эффективности городского управления (управление, мониторинг, общественная безопасность и т.д.) и расширения качественного доступа к спутниковому каналу, доступа к RFID.

 

Лана Цхай

Экономическое Обозрение №-5, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Узбекистан

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6