|   | 

«Пекинский консенсус» имеет место быть

Как и интеллектуальный альянс экономического сотрудничества на пространстве ШОС

«Пекинский консенсус» имеет место быть

25 мая 2018 года в Пекине прошли Инаугурационная конференция Консорциума экономических аналитических («мозговых» центров) (КЭАЦ) ШОС и Экономический форум ШОС, где были подписаны «Концепция формирования Консорциума экономических («мозговых») центров ШОС» и «Пекинский консенсус Консорциума экономических аналитических «мозговых» центров ШОС». Документы подписали экономические «мозговые центры» Азербайджана, Турции, Китая, Индии, Кыргызстана, Пакистана, Узбекистана, Афганистана, Беларуси, Монголии.

О необходимости тесного сотрудничества ведущих экономических «мозговых» центров стран ШОС говорилось уже давно, но реальное движение в этом направлении началось относительно недавно.  На саммите ШОС в Астане в июне 2017 года Председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении предложил создать Союз мозговых центров по экономике.  Позже в совместном коммюнике по итогам 16-го заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС, прошедшего 30 ноября-1 декабря 2017 года в городе Сочи, было зафиксировано, что «главы делегаций полагают важным…  рассмотрение возможности учреждения механизма сотрудничества между научно-исследовательскими и аналитическими центрами государств-членов ШОС по экономическим вопросам».  И вот с подписанием «Концепции формирования Консорциума экономических «мозговых» центров ШОС» этот механизм сотрудничества появился.

О необходимости тесного сотрудничества ведущих экономических «мозговых»
центров стран ШОС говорилось уже давно, но реальное движение в этом
направлении началось относительно недавно

 Контуры интеллектуального альянса

Цель Консорциума – стимулирование регионального экономического и научного сотрудничества и совместного экономического развития стран-участниц ШОС. Консорциум является неправительственным механизмом, в который входят по одному научно-исследовательскому институту от каждой из стран-участниц ШОС, и открыт для участия заинтересованных аналитических центров государств-членов, государств-наблюдателей и государств-партнеров по диалогу ШОС.

Консорциум будет заниматься проведением совместных исследований по актуальным вопросам среднесрочного и долгосрочного экономического сотрудничества на пространстве ШОС, организацией научных конференций и семинаров, тематических курсов и программ стажировки специалистов. Предусмотрен и совместный выпуск изданий на китайском, русском и английском языках, в частности, «Хроник сотрудничества в рамках Консорциума» и «Отчетов о совместной исследовательской деятельности».

Цель Консорциума — стимулирование регионального экономического и научного
сотрудничества и совместного экономического развития стран-участниц ШОС

На начальном этапе исполнять функции координатора будет Академия международной торговли и экономического сотрудничества Министерства коммерции Китая, где временно создается контактный офис. В дальнейшем функции координатора и расположение контактного офиса будут происходить на ротационной основе.  Финансирование контактного офиса на начальном этапе будет осуществляться китайской стороной. Источники финансирования конкретных проектов совместных исследований будут определяться в каждом конкретном случае отдельно.

Основные задачи и направления деятельности сформулированы в «Пекинском консенсусе», достигнутом в рамках созданного Консорциума. «Пекинский консенсус» основные акценты ставит на «создании новых возможностей в развитии регионального экономического сотрудничества». «Консорциум призван стимулировать обмены и координацию экономической политики заинтересованных государств-членов ШОС в целях налаживания инклюзивного и сбалансированного развития экономического сотрудничества на пространстве ШОС». Кроме того, «Консорциум будет прилагать усилия по поиску и определению новых моделей регионального экономического сотрудничества с учетом специфики и уровня экономического сотрудничества развития каждой страны-участницы ШОС». Предусматривается также создание постоянно действующего механизма сотрудничества с заинтересованными аналитическими центрами стран ШОС с последующим формированием сети между ними, включающей обмен информационными базами данных, результатами научных исследований, научными изданиями и публикациями.

На начальном этапе исполнять функции координатора будет Академия
международной торговли и экономического сотрудничества Министерства
коммерции Китая, где временно создается контактный офис

Заместитель министра коммерции Китая Цянь Кэмин в своем выступлении отметил, что созданный Консорциум «мозговых» центров ШОС в качестве механизма неправительственного сотрудничества является совершенно новым, и относительно независимое сотрудничество в его рамках основывается на принципах открытости, добровольности, равенства и гибкости. А президент Академии торговли Гу Сюэмин в своем выступлении подчеркнул, что быстрое развитие регионального экономического сотрудничества в ШОС совпадает с китайскими реформами и открытием Китая миру.

Консорциум начал работать

В целом, Инаугурационная конференция и Экономический форум ШОС уже стали площадкой обмена экспертными мнениями по вопросам углубления и расширения экономического сотрудничества на пространстве ШОС.

«Пекинский консенсус» основные акценты ставит на «создании новых
возможностей в развитии регионального экономического сотрудничества» 

В рамках Инаугурационной конференции и Экономического форума также обсуждались вопросы создания благоприятных условий для торговли в регионе ШОС и пути дальнейшего сотрудничества по этому направлению, перспективы создания зоны свободной торговли на пространстве ШОС, перспективы сопряжения инициативы «Один пояс – один путь» и программ экономического развития стран-участниц ШОС. Также рассматривались вопросы формирования новых форм торговли и инвестиций, улучшения бизнес-климата в регионе ШОС, формирования системы предотвращения инвестиционных рисков на пространстве ШОС.

Директор Центра экономических исследований при Исполнительном аппарате Президента Республики Узбекистан Шарофиддин Назаров в своем выступлении на конференции подчеркнул следующие моменты относительно перспектив сотрудничества.

- Республика Узбекистан выступает за: дальнейшее расширение взаимных поставок промышленной продукции, востребованной на рынках стран ШОС; формирование благоприятных условий для стимулирования взаимной торговли; запуск эффективных транспортных и транзитных коридоров для увеличения объемов грузоперевозок; создание современной инфраструктуры, что позволит превратить наш регион в один из глобальных транзитных транспортно-логистических центров. Эти мероприятия должны осуществляться на основе принципов экономической целесообразности и обоснованности, а также максимально учитывать общие интересы государств региона.

- Важнейшими направлениями при этом представляются:

1) продвижение многостороннего сотрудничества в сфере транспорта и формирование международных транспортных коридоров как связующего звена между Азией и Европой;

2) реализация совместных инфраструктурных проектов, обеспечивающих расширение экономически обоснованных транспортно-коммуникационных возможностей и транзитного потенциала региона.

Инаугурационная конференция и Экономический форум ШОС уже стали площадкой
обмена экспертными мнениями по вопросам углубления и расширения
экономического сотрудничества на пространстве ШОС

- В этом направлении важно ускорить практическую реализацию вступившего в силу 20 января 2017 года Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Вместе с тем, крайне важно усилить реализацию Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, а также мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на 2017-2021 годы, принятых на встрече глав правительств Шанхайской организации в Бишкеке в ноябре 2016 года. 

Состав участников Консорциума

 Институт глобальных исследований Республики Индия

 Академия международной торговли и экономического сотрудничества Министерства коммерции Китайской Народной Республики

 Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики

 Институт торговли и развития Министерства коммерции Пакистана

 Центр экономических исследований при Исполнительном аппарате Президента Республики Узбекистан

Центр стратегических исследований при МИД Исламской Республики Афганистан

 Научно-исследовательский институт Министерства экономики Республики Беларусь

 Институт стратегических исследований при Совете национальной безопасности Монголии

 Международный экспертный клуб «Евразия–Азербайджан» Азербайджанской Республики

 Политический центр Анкары Турецкой Республики

 Из предложений представителя Узбекистана по деятельности Консорциума:

- на первоначальном этапе организовать работу Консорциума в качестве механизма взаимодействия профильных аналитических центров без создания отдельной структуры на территории какого-либо государства-члена ШОС;

- исследования и аналитические разработки Консорциума должны носить статус экспертныхи иметь необязывающий характер.

 

 

Виктор Абатуров

Экономическое Обозрение №-5, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Узбекистан

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6