|   | 

Законный оборот электронных документов

Законный оборот электронных документов

Законный оборот электронных документов

 Электронный документооборот породил две категории взаимодействий: «отношения между бизнесом и государством B2G», «отношения между субъектами предпринимательства B2B». Если примером B2G служит предоставление государственных услуг в рамках «Единого портала интерактивных государственных услуг» (my.gov.uz), составление электронной налоговой отчетности и пр., то отношения B2B налажены, в основном, в банковском секторе и отраслевых биржах.

Тем не менее, в отличие от внутрикорпоративного электронного документооборота, обмен между хозяйствующими субъектами все еще только развивается. Нормативная база позволяет использовать электронный документооборот для совершения сделок, заключения договоров, осуществления расчетов, официальной и неофициальной переписки, обмена первичными бухгалтерскими документами. Законы Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте», а также «Об электронной коммерции» регулируют данные процессы.

Буква закона

 Электронный документ в соответствии с действующим законодательством — это информация, зафиксированная в электронной форме, подтвержденная электронной цифровой подписью и имеющая другие реквизиты электронного документа, позволяющие его идентифицировать.

 

Согласно статье 4 Закона «Об электронном документообороте», электронный документооборот представляет собой совокупность процессов отправки и получения электронных документов через информационную систему, который может использоваться для совершения сделок (в том числе заключения договоров), осуществления расчетов, официальной и неофициальной переписки и передачи иной информации.

 

Исходя из статьи 5 Закона, информация, содержащаяcя в электронном документе, должна быть зафиксирована в электронной форме, подтверждена электронной цифровой подписью (ЭЦП) и засвидетельствована реквизитами электронного документа.

Использование электронного документооборота может содействовать развитию коммерции в целом. Появляются компании, призванные содействовать ускорению электронного документооборота. Сервис faktura.uz, например, позволяет обмениваться юридическими документами. Для компаний со множеством партнеров сервис автоматизирует генерацию и рассылку счетов-фактур и актов в юридически значимой форме. Использование защищенных каналов связи и применение сертификатов ЭЦП делает процесс оперативным, безопасным и соответствующим законодательным нормам Узбекистана.

К числу обязательных реквизитов электронного документа законодательство относит:

  • ЭЦП;
  • наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество физического лица-отправителя;
  • почтовый и электронный адрес отправителя;
  • дату его создания.

На наш взгляд, электронный документ, помимо обязательных вышеперечисленных реквизитов, должен содержать иные сведения, наличие которых предусмотрено законодательством. К примеру, в договорах содержать условия (ст. 364 Гражданского кодекса Республики Узбекистан), в счете-фактуре — информацию, требуемую Порядком учета и оформления счетов-фактур, зарегистрированным Министерством юстиции РУз за № 2439 от 22.03.2013 года.

Если электронный документ создан в соответствии со всеми требованиями законодательства, он не только приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет с ним одинаковую юридическую силу, но и устанавливает равнозначность ЭЦП и собственноручной подписи в бумажном документе. В этой связи участники электронного документооборота пользуются всеми правами и несут обязательства, предусмотренные законодательством и заключенными договорами.

 

Бехзод Ахмедов,
кандидат юридических наук

 

Теги

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Бизнес

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6