|   | 

Фондовые проблемы

Фондовые проблемы

Фондовые проблемы

Ценные бумаги представляют альтернативу банковскому финансированию для бизнеса. Компании часто привлекают денежные ресурсы посредством размещения корпоративных облигаций, которые торгуются как на биржевых, так и внебиржевых рынках. Так же, как и при кредите в банке, они выплачивают фиксированное вознаграждение своим покупателям. При этом не предусматривается наличие залогового обращения, и они являются более ликвидными, чем банковские кредиты. Покупатель облигаций может при необходимости продать их другому инвестору на вторичном рынке. Таким образом, не только вкладываются деньги в экономику, но и создается здоровая конкуренция банкам.
В развитых странах рынок ценных бумаг является одним из ключевых компонентов привлечения как национальных, так и иностранных финансовых ресурсов в экономику страны. Благодаря рынку ценных бумаг финансовые ресурсы мобилизуются и направляются в наиболее конкурентоспособные и быстроразвивающиеся отрасли. Согласно анализу американского института Gallup, в 2016 г. 52% частных лиц в США в возрасте старше 18 лет имели активы в виде ценных бумаг. Более 16 млн. из них совершали сделки через интернет. На фондовых рынках США объем торгов в день составляет 50 млрд. долл. На японском фондовом рынке Nikkei в 2016 г. насчитывалось 49,4 млн. частных инвесторов, что составляет 39% всего населения Японии.

Слабая динамика рынка
В Узбекистане механизм рынка ценных бумаг функционирует не столь эффективно, как в других странах. Созданная в 1994 г. Республиканская фондовая биржа «Тошкент» (РФБ) в настоящее время недостаточно эффективно осуществляет свои основные функции — привлечение на рынок финансово устойчивых компаний и инвесторов, создание для них благоприятных условий, обеспечение доступности и прозрачности для широких слоев населения.
Несмотря на то, что рыночная капитализация РФБ составляет около 2,1 млрд. долл. в эквиваленте, львиная доля приходится на не торгуемую государственную долю, которая, по разным оценкам, составляет около 95%. Количество заключенных сделок в 2017 году составило 2572 (снижение на 16,5%; 45% сделок приходятся на Ташкент, в некоторых областях сделки составили единицы). Количество листинговых компаний с 2015 года сократилось на 75 единиц и составило 186.

Рынок ценных бумаг — один из ключевых компонентов привлечения как

национальных, так и иностранных финансовых ресурсов в экономику страны


По итогам 2017 г. объем биржевых сделок на РФБ без учета компаний с не торгуемой государственной долей достиг 36,4 млн. долл. в эквиваленте, что составляет 0,15% от ВВП страны. По данным Всемирного банка, этот показатель составил в Южной Корее 133,8%, Японии 27,1%, Турции 48,7%, Германии 43,8%, РФ 39%, Казахстане 29%, Беларуси 7%.
В 2017 г. доля физических лиц в биржевом обороте UZSE составила всего 11,8 млн. долл. Из этого объема 96,2% приходятся только на акции коммерческих банков. Объем торгов в день составляет 325 тыс. долл. (на московской бирже — 1,1 млрд., казахстанской KASE — 700 млн.).
Не в достаточной степени используется значительный потенциал по выводу на биржевые и внебиржевые рынки компаний в области телекоммуникаций, строительства, сельского хозяйства, фармацевтической, пищевой и легкой промышленности.
Проблемные моменты
По мнению экспертов, основными сдерживающими причинами развития фондового рынка являются следующие.
1. Регулятор фондового рынка — Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг (РЦБ) — напрямую подчиняется Госкомприватизации, что создает прямой конфликт интересов. Ввиду несовершенства законодательства, РЦБ выступает экспертом в спорных вопросах и дает свое решающее заключение, на основании которого выносятся судебные решения. Однако многие участники рынка высказывают недовольство таким положением дел. Во многих странах, а также в России, на Украине фондовый рынок управляется несколькими уполномоченными государственными регуляторами, что дает больше возможностей в решении спорных вопросов.
2. Из-за низкой ликвидности не в полной мере действуют базовые механизмы спроса и предложения на рынке акций. Поэтому фондовый рынок в большей степени используется как инструмент регистрации сделок («нотариус»), а не как полноценная торговая площадка. Это можно проиллюстрировать тем фактом, что в республике за 10 лет еще ни одного инвестиционного посредника в качестве маркетмейкера не зарегистрировано, несмотря на то, что их деятельность нормативно закреплена (Положение о порядке осуществления инвестиционными посредниками услуг официального дилера эмитентов (маркетмейкера) №1682 от 26.05.2007 г.).
3. Одна из основных задач РЦБ, возложенная ПКМ №126 от 30.03.1996 г., — защита прав и интересов акционеров — осуществляется недостаточно эффективно. Имеют место затруднения в получении владельцами ценных бумаг причитающихся им дивидендов.

Рыночная капитализация РФБ составляет около 2,1 млрд. долл.

Львиная доля приходится на не торгуемую государственную долю,

которая, по разным оценкам, составляет около 95%

4. Имеют также место необоснованно завышенные требования к создаваемым акционерным обществам. Для их формирования необходимо внести в уставной фонд 196 тыс. долл. (в Японии данная сумма составляет 100 тыс. долл., Южной Корее — 46 тыс., Турции — 13,2 тыс., Грузии — 8,6 тыс., Азербайджане — 5,1 тыс., Беларуси — 4,3 тыс. долл.). Со стороны РЦБ допускается длительная и усложненная процедура регистрации выпуска ценных бумаг. В результате количество акционерных обществ в республике с 2004 г. (1800) сократилось в три раза и на 2018 г. составило всего 602.
5. Высокий уровень комиссионных выплат при проведении сделок делает рынок менее привлекательным. Собираемые НБ ВЭД РУз, Центральным депозитарием, РФБ комиссионные выплаты в совокупности составляют около 2% от суммы сделки, без учета комиссии брокера. В Казахстане, Болгарии, Румынии, Вьетнаме, на Кипре данный расход не превышает 1%, а в странах с развитой экономикой — 0,5%.
6. Возможности установленного в 2016 г. Единого программного торгового комплекса (на базе Корейской биржи) с целью совершенствования операций на рынке (синхронизация сделок с банком, автоматическая конвертация валюты и др.) до сих пор не используются даже на 20%. Основные операции на фондовой бирже осуществляются вручную.

Фондовый рынок в большей степени используется как инструмент

регистрации сделок («нотариус»), а не как полноценная торговая площадка

7. Имеет место недостаточная информационная прозрачность. В открытом доступе не размещена ретроспективная (5-10 лет) финансовая информация, необходимая для получения статистических данных для анализа тенденций движения рынка.

Биржевые рынки — обращение ценных бумаг компаний, прошедших процедуру листинга на бирже (публичные компании).
Внебиржевые рынки —обращение ценных бумаг, не прошедших процедуру листинга на бирже из-за его требований (оплата, высокая доходность и т.д.).

Маркетмейкеры — важные профессиональные участники рынка, призванные обеспечивать ликвидность ценных бумаг. Маркетмейкеры берут на себя риск приобретения и хранения на своих счетах ценных акций с целью организации их продаж.

Направления решений
В связи с имеющимся комплексом недостатков в деятельности рынка ценных бумаг представляется необходимым:
- разработать новый подход к регулированию рынка ценных бумаг, обеспечивающий его независимость, прозрачность, равные условия и защиту интересов всех участников рынка;
- подготовить конкретные предложения по повышению привлекательности фондового рынка среди внутренних инвесторов, расширению ликвидности и активизации роли маркетмейкеров и инвестиционных фондов;

Возможности установленного в 2016 году Единого программного

торгового комплекса  до сих пор не используются даже на 20%

- критически проанализировать систему управления государственной долей на предприятиях и разработать предложения по ее реформированию;
- разработать критерии оценки деятельности РЦБ (объемы торгов, количество частных инвесторов, жалоб и т.д.);
- изучить успешный мировой опыт управления госактивами (к примеру, Сингапура, ОАЭ, Южной Кореи, Гонконга), а также рассмотреть вопрос об установлении сотрудничества с ведущими мировыми клиринговыми компаниями и депозитариями ценных бумаг;
- подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в нормативно-правовые акты с учетом дальнейшего повышения ликвидности фондового рынка.
Решение указанных проблем обеспечит более динамичное и эффективное развитие отечественного фондового рынка. Это будет способствовать снятию нагрузки на государственный бюджет и банковское кредитование, поможет создать здоровую конкурентную среду в финансовом секторе и обеспечить более активное участие в нем индивидуальных внутренних и внешних инвесторов.

 

Санжар Махмудов

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Бизнес

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6