|   | 

Фундамент эффективного управления

Фундамент эффективного управления

Фундамент  эффективного управления

В сентябре прошлого года принята Концепция административной реформы, направленная на формирование в Республике Узбекистан принципиально новой модели госуправления. О том, какая уже проделана работа, проблемах и задачах на будущее — наше интервью с заместителем министра юстиции Махмудом Истамовым.

— Что, собственно, понимается под административной реформой?
— Административная реформа — это улучшение деятельности госорганов, в целом государства. Как известно, государство, правительство для реализации предоставленных ему Конституцией и законами полномочий действует через свои органы. Через них оно осуществляет свою политику, управляет различными сферами.
При этом главным вопросом является, насколько глубоко государство вмешивается в экономические процессы. Государственное вмешательство может варьироваться от чрезмерного, когда государство контролирует практически все, и до минимального, ограничиваясь ключевыми вопросами.
Объективно сбалансированный подход является залогом успеха, так как госуправление не должно усложнять жизнь людей, создавать барьеры к реализации их идей и проектов, а, наоборот, содействовать и поддерживать их. Простыми словами, государство должно быть удобным для общества. Именно на достижение этих целей направлена административная реформа.

— Чем была продиктована необходимость административной реформы в стране?
— С принятием Стратегии действий в Узбекистане начался качественно новый этап реформ. Главная цель — за короткий срок укрепить национальную экономику и повысить уровень жизни наших граждан. В свою очередь, действовавшая система государственного аппарата не отвечала современным вызовам. В результате сильной централизации государственной власти местные власти фактически не обладали реальными полномочиями и бюджетом для решения проблем на местах, исправления ситуации в лучшую сторону. В некоторых отраслях наблюдалось чрезмерное регулирование, в других — напротив, отсутствовал действенный государственный контроль.
Непрозрачность, зачастую даже закрытость деятельности отдельных госорганов, слабые механизмы общественного контроля приводили к тому, что решения принимались без должного изучения и учета мнения общественности. Наблюдались серьезные упущения в работе с кадрами, отсутствие должной ответственности и инициативности, низкий уровень внедрения инноваций и информационно-коммуникационных технологий. Практически все делалось вручную. Фактически отсутствовали какие-либо формы государственно-частного партнерства, которое является действенным механизмом решения стоящих перед государством социально-экономических задач.
Отсутствовал глубокий анализ того, насколько адекватно государство регулирует те или иные общественные отношения. В результате отдельные отрасли, особенно касательно свободы экономической деятельности, мы перерегулировали, а другим сферам, наоборот, не уделялось должного внимания. Это сферы коммунального хозяйства, дошкольного образования, инновационного развития.
Такое положение дел мешало эффективной реализации реформ в целом. В этой связи 8 сентября 2017 года по инициативе Президента Республики Узбекистан принята Концепция административной реформы в Республике Узбекистан и «Дорожная карта» по ее реализации.

Почему, говоря об административной реформе, Вы, прежде всего, отметили экономику? Какова взаимосвязь между ними?
— Повышение уровня жизни людей требует больших затрат. Как раз развитая экономика может дать необходимые ресурсы. В этом плане сама жизнь доказала, что экономика развивается благодаря рыночным принципам.
Все мы хорошо помним уроки из недавней истории, когда государство было собственником всего, и ни к чему хорошему это не привело. Фраза «государство — плохой собственник» сегодня уже стала аксиомой и не требует доказательств.
В связи с этим необходимо внедрять подлинно рыночные механизмы управления экономикой и другими сферами, в частности, корпоративный подход к управлению, современный менеджмент.
Поэтому очень важно знать — реформирование других сфер, особенно экономики, во многом зависит от того, насколько успешно мы проведем административную реформу.

В каких странах проводились административные реформы? С какими проблемами они столкнулись? Схожи ли они с нашими проблемами? Каковы результаты?
— Административные реформы проведены во многих странах, в одних успешно, в других не очень. По справедливому замечанию Томаса Джефферсона, самое плохое правительство выросло из чрезмерного регулирования и слишком большого государственного аппарата. Поэтому в абсолютном большинстве случаев целью реформ ставилось повышение эффективности работы госорганов, сокращение бюрократии, оптимизация расходов на содержание госаппарата.
В ходе разработки национальной Концепции административной реформы нами был изучен опыт России, Грузии, Канады, Бразилии, Малайзии, Южной Кореи и ряда других стран (Австралия, Новая Зеландия, Нидерланды, Венгрия, Польша). Должен отметить общую характерную черту. В странах, где административная реформа сопровождалась твердой политической волей руководства, результаты были успешными, в странах, где она отсутствовала, результаты реформ оставляли желать лучшего.
Главная проблема заключалась в том, что госорганы и госслужащие не были заинтересованы в проведении реформ, так как они были сопряжены с утратой полномочий, изменением традиционно укоренившихся, но неэффективных методов управления. Они, прежде всего, думали о своих интересах, поэтому проявляли медлительность в продвижении реформ, даже в ущерб общенациональным интересам.
Поэтому в преодолении бюрократических барьеров важное значение имела твердая политическая воля руководства соответствующих стран. С этой точки зрения у нас есть уникальная возможность провести успешную административную реформу, поскольку все эти меры имеют твердую поддержку президента страны.
— Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что административные реформы занимают достаточно длительное время. В нашей стране прошел год. Что сделано за этот короткий период?
— В нашей стране административная реформа изначально была рассчитана на краткосрочную перспективу. В связи с этим сроки реализации соответствующей «Дорожной карты» охватывают период с 2017 по 2018 годов. На сегодняшний день более половины мероприятий, предусмотренных в «Дорожной карте», выполнено.
Только в 2017 году в сфере совершенствования государственного и общественного строительства приняты 3 закона, 34 указа и постановления Президента, 43 постановления Кабинета Министров. Приняты Законы «Об административных процедурах», «Об общественном контроле», «О противодействии коррупции». При Минюсте создано Агентство государственных услуг, которое реализует единую государственную политику в области оказания госуслуг физическим и юридическим лицам. Повсеместно начали действовать центры государственных услуг. Если на 1 сентября 2016 года осуществляли свою деятельность 47 органов госуправления, сегодня их количество увеличилось до 62. Пересмотрена деятельность около 40 органов госуправления. Утверждены новые положения об их деятельности с учетом современных вызовов.
В масштабах страны охват реформами такого большого количества госорганов за такой абсолютно короткий период является беспрецедентным. Проведена колоссальная работа по трансформации деятельности госорганов в сторону прозрачности, поддержания диалога с гражданами. Существенно повысилась ответственность госслужащих, отношение их к своей работе и за конечный результат.
Можно изучить любое государство современности, провести анализ объема и полноты реформ в этой сфере, однако нигде мы не увидим подобного скачка и шага в модернизации и улучшении госуправления за такой короткий промежуток времени, как в Узбекистане.

— Судя по цифрам, количество госорганов, наоборот, увеличилось. Не противоречит ли это самой сути Концепции административной реформы, в которой говорится об оптимизации госорганов? С чем это связано?
— Вы правы, в сравнении с данными за 2016 год, количество органов госуправления увеличилось на 15.
На первый взгляд кажется, что такое количество госорганов много, особенно с учетом зарубежного опыта. К примеру, в составе правительства Франции функционируют 16 министерств, Норвегии — 15, Германии — 14, Нидерландов — 12, Швейцарии — 7. Но в данных странах многие госструктуры вертикально интегрированы, то есть функционируют в составе министерств. Так, в правительстве Великобритании функционируют 25 министерств, в состав которых интегрированы 392 агентства и другие госорганы. Тем самым, в нашей стране количество госорганов в разы меньше в сравнении с целым рядом зарубежных стран.
В Швейцарии, например, в компетенцию одного министерства входят одновременно вопросы окружающей среды, транспорта, энергетики и связи. Другое министерство координирует сферу экономики, а также образования и исследований. Вопросами спорта занимается министерство, отвечающее за оборону и гражданскую защиту.
Административная реформа в Узбекистане предусматривает создание оптимизированных госорганов с относительно узкой сферой деятельности для точечного решения соответствующих вопросов в различных сферах: жилищное хозяйство, дошкольное образование, строительная отрасль, инновации, а также регулирование совершенно новых для нас сфер, к примеру, таких как атомная энергетика.

— Разве раньше за указанные сферы не отвечали соответствующие госорганы?
— К примеру, до начала функционирования Министерства дошкольного образования детские сады находились в ведении министерств народного образования, здравоохранения, занятости, также хокимиятов и других органов госуправления. По причине отсутствия единой координации в сфере накопилось много проблем. Яркий пример — в детский сад в лучшем случае ходил один из четырех детей. Также у родителей вызывал много вопросов уровень профессиональной подготовки воспитателей. Не уделялось достаточного внимания материальному обеспечению детских садов. С образованием Министерства дошкольного образования ситуация в корне изменилась. Особенно радует факт активизации негосударственного сектора в этой сфере, что рождает конкуренцию и, соответственно, способствует повышению качества образовательного процесса.
То же самое касается Министерства жилищно-коммунального обслуживания. Мы долгое время не уделяли должного значения этому очень чувствительному для наших граждан вопросу. В результате накопилось достаточно проблем в этой сфере. У нас фактически отсутствовал какой-либо контроль за реконструкцией жилых помещений собственниками жилья в многоквартирном доме. Все эти работы проводились самовольно без должной оценки соответствия проводимых работ нормам безопасности, сейсмостойкости и устойчивости зданий. Несвоевременное реагирование на все эти обстоятельства могло привести к очень трагическим событиям, людским потерям. Поэтому именно этим было предопределено создание Инспекции по контролю в сфере эксплуатации многоквартирного жилищного фонда при Минжилкомобслуживании.

— Если говорить не о количественных, а о качественных изменениях, какие моменты Вы бы отметили?
— В первую очередь, необходимо подчеркнуть значительное расширение полномочий хокимиятов и повышение уровня финансовой самодостаточности регионов. Хокимы отныне могут самостоятельно распоряжаться излишками местных бюджетов. Также хокимы могут заключать инвестиционные договоры с иностранными инвесторами на сумму до 10 млн. долл. США. Это, в свою очередь, положительным образом сказывается на повышении ответственности хокимов в решении социально-экономических проблем на местах. Другими словами, на сегодняшний день хокимы проявляют себя в качестве подлинных «менеджеров территорий».
Наряду с этим, установлен порядок предоставления льгот и преференций. Введен запрет на принятие правительственных и ведомственных решений по предоставлению льгот. Ограничены временные рамки, теперь льготы предоставляются на срок не более 3 лет. Отдельно следует отметить отказ от практики финансирования госорганов за счет средств подконтрольных им предприятий. К примеру, Узгоснефтегазинспекция, Узгосэнергонадзор контролируют деятельность АО «Узбекнефтегаз», АО «Узбекэнерго». Одновременно их деятельность финансировалась указанными акционерными обществами, что, в принципе, исключало систему действенного контроля. Каким образом мы можем контролировать тех, от кого финансово зависимы? В связи с этим была внедрена система финансирования деятельности Узгоснефтегазинспекции, Узгосэнергонадзора за счет средств государственного бюджета. Это, в свою очередь, должно обеспечить финансовую независимость и эффективный контроль.

— Минюст также является частью государственного аппарата. Пересмотрена ли его деятельность с точки зрения соответствия Концепции административной реформы?
— За всю историю деятельности Минюста нашей сфере не уделялось такого внимания со стороны руководства страны. В частности, последний год был очень продуктивен для органов юстиции. Реформами затронуты практически все сферы, включая нотариат, органы загса, адвокатуру, госуслуги, подготовку юридических кадров. Всего принято 10 актов президента, 15 актов правительства, которые затронули деятельность Минюста. В апреле текущего года вышли указ и постановление Президента по коренному совершенствованию деятельности органов юстиции. Тем самым, у властей есть четкое понимание высокой роли юстиции в модернизации жизни государства и общества. Ведь практически каждая реформа, в первую очередь, оформляется в виде юридического документа, затем претворяется в жизнь.
Касательно второй части вопроса. Минюст обозначен в качестве органа, ответственного за проведение мониторинга за ходом реализации Концепции административной реформы и «Дорожной карты». Речь идет, прежде всего, о нормативно-правовом обеспечении административной реформы. С целью организации грамотной аналитической работы в рамках административной реформы на Минюст возложено проведение системного анализа госуправления в целях исключения дублирующих функций, оптимизации и децентрализации, устранения избыточных и не свойственных задач, функций и полномочий — одним словом, юридическое сопровождение административной реформы.
— Расскажите подробнее об изменениях, произошедших в деятельности Минюста в соответствии с апрельскими документами?
— В целях обеспечения адресного подхода непосредственно на местах образованы отделы юстиции в районах и городах. Данные отделы консультируют хокимов и территориальные подразделения госорганов по правовым вопросам. Данная мера способствует повышению качества исполнения законов на местах. Это очень важно, так как при административной реформе действует система «сверху—вниз». То есть решения принимаются на уровне республики, а их реализация происходит на местах. Органы юстиции, в свою очередь, выступают связующим мостом.
При этом не остался без внимания вопрос повышения правовой культуры населения. Высокий уровень правовой информированности граждан является одним из главных условий обеспечения причастности к проводимым реформам. Как отмечается в документе, принятие справедливых законов, утверждение в обществе духа уважения к закону — залог построения демократического правового государства». С учетом этого в деятельность органов юстиции внедрены современные и действенные методы правовой пропаганды. Работа в этом направлении организуется адресно с учетом предпочтений соответствующих категорий населения. К примеру, работа с молодежью ведется в пространстве интернета и популярных социальных сетей.
Кроме того, в структуре центрального аппарата Минюста образованы новые управления, в частности, Управление изучения правоприменительной практики в социально-экономической сфере и другие. Отдельное внимание уделено научному анализу. Так, при Минюсте создан Исследовательский институт правовой политики, который занимается научно-практическими исследованиями в области законодательства.
В Ташкентском государственном юридическом университете создан Центр профессионального обучения юридических кадров по международным стандартам. Подготовка квалифицированных юристов-международников имеет первостепенное значение в интеграции Узбекистана в международное сообщество. Мы уже начали привлекать ведущих зарубежных экспертов в образовательный процесс. Кроме того, возможность обучения в Центре на краткосрочных курсах переподготовки по юридической специальности позволит удовлетворить растущий спрос на юристов. На достижение этих же целей направлено решение об открытии юридических колледжей в регионах страны.
— Какая работа проводится в сфере анализа эффективности государственного управления?
— За короткий промежуток времени на примере деятельности госорганов Министерством проанализирован ряд актуальных сфер, в том числе интеллектуальная собственность, дорожное хозяйство, рынки, включая фондовый, киноиндустрия. Изучена деятельность хокимията г.Ташкента и его районов.
Предложения Минюста относительно реформирования киноиндустрии и столичного хокимията нашли свое отражение в соответствующих решениях Президента страны, включая внедрение особого порядка управления в г.Ташкенте в качестве правового эксперимента. В рамках эксперимента хокиму г.Ташкента предоставлено больше полномочий по назначению и освобождению от должности руководителей территориальных госорганов. Упразднены 30 различных коллегиальных и совещательных органов. Кроме того, впервые в истории современного Узбекистана в порядке эксперимента функции исполнительного органа одного из столичных рынков переданы в доверительное управление предпринимателю.
— За какой период планируется завершить реализацию Концепции административной реформы? Когда люди увидят и ощутят реальные результаты?
— В начале нашей беседы я отметил, что в соответствии с «Дорожной картой» административная реформа ориентирована на краткосрочную перспективу.
Как свидетельствует зарубежный опыт, административная реформа будет актуальной во все времена. Простыми словами, это непрерывный процесс, так как каждый новый день, месяц, год ставит перед государственным аппаратом новые задачи, на которые необходимо оперативно реагировать. При этом очень важно иметь в виду, что результаты реформ, в том числе административной, зависят от активной гражданской позиции жителей нашей страны и личного вклада каждого в ее развитие.
Относительно результатов, в рамках Стратегии действий текущий этап реформ ориентирован на 2017-2021 годы. Процесс еще не завершен, но сделаны конкретные шаги. В качестве одного из главных достижений хочу отметить разворот госорганов и должностных лиц в сторону граждан, бизнес-сообщества. Сегодня практически все государственные решения принимаются, прежде всего, в интересах людей, а не чиновников, и так должно быть всегда. Админреформа, в свою очередь, призвана способствовать достижению этой цели.

 

Экономическое обозрение -8

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Бизнес

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6