|   | 

Использовать инвестиционный потенциал

Использовать инвестиционный потенциал

Использовать  инвестиционный  потенциал

Привлечение иностранных инвестиций в Узбекистан остается одним из сложных проблем на пути модернизации национальной экономики. Так, согласно данным Госкомстата РУз, объем привлеченных иностранных инвестиций и кредитов составил порядка 1,7 млрд. долл., или около 5% относительно ВВП. Однако потенциал Узбекистана позволяет привлекать ПИИ в разы больше. Так, Казахстан за последние годы привлекал ПИИ ежегодно в объеме 15-20 млрд. долларов (7-8% по отношению к ВВП), Азербайджан — 7-8 млрд.  (15-20% по отношению к ВВП), Беларусь — 4-6 млрд. долл. (8-10% по отношению к ВВП). Регрессионный анализ влияния изменения объемов ПИИ на объемы ВВП в Узбекистане за 1997-2017 гг. показал, что ПИИ почти не оказывали влияния на увеличение темпов роста ВВП. Экономика республики росла преимущественно за счет внутренних инвестиций, а не иностранных ПИИ.

Проблемы и факторы
Говоря о проблемах по привлечению ПИИ, не следует упускать из вида даже самые незначительные проблемы и факторы, которые имеют косвенное влияние на инвестиционную среду.
Вот, например, одним из таких косвенных факторов является проблема в сфере международных грузоперевозок. До сих пор не разработаны и не приняты системообразующие законы: «О международных автомобильных перевозках в Республике Узбекистан» и «О транзите грузов по территории Республики Узбекистан», которые четко регламентировали бы вопросы международных автомобильных грузовых перевозок и транзита грузов. Такие законы приняты в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане. Из-за отсутствия единого органа государственного управления в недостаточной мере удается обеспечить реализацию единой транспортной политики.
Кроме того, Узбекистан пока еще не подписал и не ратифицировал Соглашения «О введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территории государств-участников СНГ» (Чолпон-Ата, 2004 г.), «О массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников СНГ» (Минск,1999 г.). Присоединение Республики Узбекистан к указанным соглашениям создало бы более оптимальные условия для национальных перевозчиков. Одновременно это облегчило бы транзит иностранных автоперевозчиков по территории Республики Узбекистан.
Излишне усложнен механизм лицензирования и обеспечения транспортных компаний разрешениями на осуществление международных автомобильных перевозок, что привело к ограничению доступа национальных автоперевозчиков на рынок международных грузовых перевозок. При этом стоит отметить, что деятельность международных перевозчиков Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации и некоторых других государств (основные конкуренты узбекистанских транспортных компаний) не лицензируется.
Трансакционные издержки в сфере международной торговли. В сфере международной торговли расходы для обеспечения соответствия требованиям при экспорте и импорте в республике составляют 292 доллара США, что значительно выше, чем в государствах ОЭСР, где они в среднем составляют от 25 до 35 долларов США. Согласно заключениям Всемирного банка, получение сертификата соответствия или его признание на основе двусторонних соглашений остается сложной процедурой из-за недостаточной разработанности нормативной базы, определяющей институциональную координацию при ведении международной торговли, из-за реструктуризации и неадекватной автоматизации некоторых ведомств. Также отмечено, что определение таможенной стоимости импортируемых и экспортируемых товаров не полностью соответствует международным принципам; таможенные органы проверяют весь груз на границе без использования методики оценки рисков.
Эффективность внутренних инвестиций в основной капитал. Недостаточная эффективность вложенных инвестиций в основной капитал дает очень слабые сигналы для привлечения внешних инвесторов. Сравнение кумулятивного роста инвестиций в основной капитал и ВПП за 2000-2017 гг. показывает, что при около шестикратном росте инвестиций в основной капитал ВВП страны увеличился примерно в 3 раза, что свидетельствует о низкой эффективности вложенных инвестиций. Для сравнения: по таким странам, как Германия, Греция, Южная Корея, Армения и Украина, такое соотношение отрицательное, другими словами, рост ВВП опережает рост инвестиций в основной капитал.
В структуре инвестиций в основной капитал преобладающими остаются вложения в новое строительство (63,1%), при устойчивом снижении расходов (от 41,9% в 2000 году до 19,9% в 2017 году) на техническое и технологическое обновление и модернизацию производства. При этом основная часть инвестиций в основной капитал направляется на развитие первичных и вторичных секторов экономики, в которых, в связи с сырьевой направленностью, доля добавленной стоимости значительно низкая, по сравнению с высокотехнологичными отраслями третичного сектора экономики.
Следует отметить также снижение качества использования инвестиционных ресурсов. Так, динамика коэффициента ICOR (Incremental Capital Output Ratio) по инвестициям в основной капитал за 1998-2017 годы показывает, что данный коэффициент докризисного периода (1998-2007 гг.) имеет положительную тенденцию и снижается до 2,1, а в посткризисный период (2008-2017 гг.) сложилась отрицательная тенденция, где коэффициент капиталоемкости увеличивается до 5,6.
Эффективность госуправления и государ-ственно-частного партнерства (ГЧП). В республике еще не принят закон о госслужбе, полномочия местных органов государственного управления пока не расширены. Это отрицательно влияет на самостоятельность глав местных администраций принимать решения по привлечению иностранных партнеров. Уровень профессиональных компетенций работников хокимиятов и территориальных органов государственного управления пока еще не достаточно соответствует международным критериям: большинство работников не владеет иностранным языком на уровне, позволяющем устанавливать контакты и вести переговоры с иностранными инвесторами и импортерами. До сих пор не принят закон о ГЧП, что позволило бы обеспечивать приток инвестиций в освоение заброшенных территорий и объектов, повышать качество жизни населения в регионах.
Доступность и полнота информации. Имеются проблемы доступности и полноты информации о ситуации в сфере экономики, занятости и доходах населения. Имеется нехватка информации о сезонности и цикличности развития экономики, ежеквартальных экономических показателях для долговременного периода (до 10 лет), дезагрегированных по географическому и отраслевому признаку с учетом сезонности для проведения качественного анализа со стороны иностранных инвесторов.
Предоставление статистических данных на сайтах, в базах данных, периодических публикациях и аналитических обзорах организовано слабо. Выпуск кратких ежеквартальных обзоров по динамике ключевых социально-экономических показателей ограничен.
Подготовка кадров. В 2014 г. 9% населения соответствующей возрастной группы училось в высших учебных заведениях. Средний уровень данного показателя среди стран с переходной экономикой составил 62%. Если в 1991 г. данный показатель составил 17%, то к 2011 г. его уровень постепенно снизился до 9% и остается примерно на той же отметке. В 2013 г. исследование, проведенное Всемирным банком, показало, что промышленные предприятия испытывали наибольшие затруднения в поиске необходимых работников, причем 49% работодателей говорят об отсутствии достаточного количества квалифицированных специалистов с высшим образованием. В структуре занятых низкой остается доля населения с высшим образованием, учеными степенями и высшим инженерно-техническим образованием.
Прочие факторы. В рейтинге Doing Business по такому индикатору, как получение разрешения на строительство, позиция Узбекистана пока еще оставляет желать лучшего. Несмотря на реформу в этом году, облегчающую получение разрешения, процесс все еще включает в себя 17 различных процедур и 246 дней для получения разрешения на строительство склада, по сравнению со средним показателем в 12,5 процедур и затратой в 154,5 дня в государствах ОЭСР. Кроме этого, неразвитость и дороговизна интернета также негативно влияют на принятие решения об инвестициях в сфере ИКТ. Необходимо также облегчить импорт квалифицированной рабочей силы в республику, что также сделает привлекательным прямое инвестирование из-за рубежа.

Емкость экономики для ПИИ
Результаты межстранового (cross-section) анализа влияния объемов ПИИ на объемы ВВП показывают, что размер ПИИ для среднестатистической страны, такой как Узбекистан, должен находиться в пределах 4 млрд. долл. США. Такой же расчет по развивающимся странам показывает, что для достижения уровня развития экономики таких стран-эталонов, как Малайзия (численность населения Малайзии почти такая же, как население Узбекистана), Колумбия и Чили, размер ПИИ должен быть не менее 10-12 млрд. долл. США.
Анализ на основе модели «Затраты—Выпуск» показал, что при привлечении иностранных (внутренних) инвестиций в основной капитал тех или иных отраслей происходит рост валового выпуска всей экономики. Например, рост конечного спроса на 100 млрд. сум. в строительстве увеличит валовый выпуск всей экономики на 200,2 млрд. сумов. Данный анализ позволил сделать выводы о том, что при выборе отраслей для привлечения иностранных инвестиций наиболее эффективными являются обрабатывающая промышленность, в частности, производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов, производство резиновых и пластмассовых изделий, текстильных изделий, одежды, электрического оборудования, химической продукции.
Активизация привлечения ПИИ в экономику Узбекистана с теоретической точки зрения улучшает платежный баланс, но следующая за этим репатриация доходов инвесторов в страну происхождения капитала вызывает некоторые отрицательные изменения. Принимающая ПИИ страна с целью снижения отрицательного воздействия устанавливает налоги на прибыль, однако это может иметь противоположные действия, когда иностранных инвесторов освобождают от налога на прибыль для стимулирования реинвестирования прибыли.
Кроме того, на состояние платежного баланса влияет то, насколько предприятия с иностранными инвестициями имеют положительное сальдо внешней торговли, улучшая тем самым состояние платежного баланса.

Ускорение процесса привлечения
Чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Принимая во внимание, что главная задача ПИИ состоит в содействии долгосрочным целям развития и повышении конкурентоспособности, необходимо обеспечить четкую связь между политикой привлечения иностранных инвестиций и промышленной политикой. Поэтому льготы в отношении ПИИ должны разрабатываться и предоставляться правительством, исходя из планов относительно того, какой промышленный пейзаж страна хотела бы иметь в будущем, поскольку для каждой из отраслей существует свой набор специфических факторов, определяющих ее привлекательность для инвесторов.
Например, согласно опросу компаний, проведенному Ernst&Young, иностранные фирмы, ориентированные на высокотехнологичные отрасли и оказание бизнес-услуг, очень чувствительны к таким факторам, как наличие хорошей телекоммуникационной инфраструктуры (очень важно для 61,5% опрошенных компаний) и уровень квалификации рабочей силы (очень важно для 53% из них). Компании, ориентированные на промышленное производство, очень чувствительны к экономической эффективности (издержки на рабочую силу очень важны для 50% опрошенных фирм), налоговой нагрузке, вопросам, связанным с регулированием и относящимся к области права. Поэтому льготы для инвесторов должны предоставляться целенаправленно, в зависимости от мотивов инвестиций и перспектив развития того или иного сектора. Развитие инфраструктуры (физической и промышленной), стимулирование развития кластеров, инвестиции в человеческий капитал могут серьезно способствовать притоку ПИИ в секторы с высокой долей добавленной стоимости.
Более эффективному использованию потенциала узбекской экономики с привлечением иностранных инвестиций будут способствовать следующие меры.
Повышение самостоятельности и ответственности министерств, ведомств и местных органов власти в процессах привлечения иностранных инвестиций путем принятия законов о государственной службе, государственно-частном партнерстве, пересмотра законодательства о местных органах власти и управления в сторону усиления роли кенгаша народных депутатов и общественных организаций по принятию и реализации решений развития отраслей и регионов.
Создание при Государственном комитете Республики Узбекистан по инвестициям Центра поддержки иностранных инвестиций, который должен будет обеспечивать всесторонние консультации иностранным инвесторам.
Создание при Кабинете Министров Республики Узбекистан Комиссии по иностранным инвестициям, состоящую из глав министерств, комитетов, агентств, хокимов областей.
Создание института инвестиционного омбудсмена при Государственном комитете Республики Узбекистан по инвестициям для разрешения жалоб со стороны иностранных инвесторов. Взаимодействие между инвестиционным омбудсменом и государственными органами приведет к существенному улучшению законодательства в области ПИИ.
Принятие закона об инвестиционной помощи, в соответствии с которым инвесторы могут получить помощь и разнообразные льготы при вложениях в важные для развития Узбекистана направления, позволило бы стимулировать приток иностранных инвестиций в высокотехнологичные продукты, НИОКР и менее развитые регионы республики, имеющие высокий уровень безработицы.
Обеспечение для иностранных инвесторов полноты и доступности статистической информации (макро- и микроданных) о ситуации в сфере экономики, занятости и доходах населения в регионах. Статистическая информация должна состоять из ежеквартальных экономических показателей для долговременного периода (до 10 лет), дезагрегированных по территориальному и отраслевому признаку с учетом сезонности для проведения качественного анализа.
Принятие системообразующих законов «О международных автомобильных перевозках в Республике Узбекистан», «О транзите грузов по территории Республики Узбекистан» и создание Министерства транспорта Республики Узбекистан для обеспечения системности государственной транспортной политики позволят обеспечить развитие рынка грузоперевозок и снижение цен на них.
Принятие комплекса мер по устранению барьеров в оформлении импортно-экспортных операций в международной торговле и решение проблем в сфере получения разрешения на строительство в целях улучшения рейтинга «Ведение бизнеса» позволят улучшить международный имидж республики и инвестиционный климат.
Создание вертикально интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи — от поставщиков сырья до производителей готовой продукции (кластерный подход), позволяет обеспечить снижение себестоимости продукции, что повысит привлекательность соответствующих отраслей для иностранных инвесторов.
Учитывая, что мультипликативный эффект на рост ВВП наиболее высок в таких отраслях, как машиностроение (производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов), химическая промышленность (производство резиновых и пластмассовых изделий), легкая промышленность (производство текстильных изделий, одежды, а также электрического оборудования и приборов), целесообразно принимать комплексные меры по повышению привлекательности этих отраслей для иностранных инвесторов.

Преимущества и недостатки иностранных инвестиций

Как и любое другое сложное экономическое явление, вложение иностранных капиталов может оказывать на национальную экономику как положительные, так и отрицательные последствия.

Преимущества иностранных инвестиций

Недостатки иностранных инвестиций

·         увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;

·         использование местных сбережений для реализации эффективных проектов;

·         привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;

·         повышение уровня занятости, квалификации рабочей силы;

·         расширение ассортимента выпускаемой продукции;

·         сокращение валютных расходов на оплату импорта;

·         расширение экспорта и поступления иностранной валюты;

·         повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

·         развитие инфраструктуры и сферы услуг;

·         усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

·         финансирование всевозможных инновационных разработок и передовых технологий;

·         повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов.

 

·         значительная репатриация капитала в условиях кризисов (имело место в новых индустриальных странах во время Азиатского кризиса в 1997 г.);

·         усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

·         игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей (неспособность или нежелание иностранного инвестора обеспечивать реализацию социальных и пенсионных программ, действовавших на предприятии и др.);

·         стремление сокращать издержки производства за счет сокращения рабочих мест;

·         возможная деформация структуры национальной экономики (например, в Казахстане иностранные инвестиции десятилетиями осуществлялись в нефтегазовый сектор, что привело к «голландской болезни» и долларизации экономики);

·         усиление социального неравенства, в частности за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях;

·         ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и нерациональное использование местных ресурсов.

 

Опыт развитых стран (в особенности США, Франции, Германии, Японии) показывает, что в целях упреждения случаев снижения национальной безопасности государство обычно ограничивает сферу привлечения прямых иностранных инвестиций, не допуская их в стратегически важные отрасли, включая, например, в военно-промышленный комплекс, атомную энергетику, добычу полезных ископаемых и т.п.

Инвестиционные приоритеты технологической политики

Актуальность выработки собственных приоритетов и инструментов долгосрочной технологической политики усиливается в условиях глобализации и усиления конкуренции во внешних рынках.

Сложившаяся ситуация в Узбекистане требует выработки собственной стратегии инвестиционной политики, предполагающей высокую ставку на иностранный капитал для модернизации и технологического перевооружения производства для того, чтобы  заложить основу развития производительных сил страны на следующие 20-30 лет путем привязки к современным зарубежным технологиям.

Мировая практика показывает, что в современном мире выигрывают те страны, которые определяют отдельные (селективные) отрасли в качестве технологического прорыва (так называемые точки роста), а остальные отрасли развивают в соответствии с требованиями внутреннего развития. Поэтому, прежде всего, необходимо определиться с постановкой стратегических целей инвестиционной политики применительно к конкретным отраслям.

Для этого должна измениться форма постановки цели отраслевых инвестиционных программ. Вместо общих целей (повышение экспортного потенциала, создание новых рабочих мест и т.д.) по каждому проекту следует указывать количественные ориентиры для конкретного вида конкурентных преимуществ, на более полную реализацию потенциала которых направлена программа. Например, на 15% повысить уровень переработки шелка-сырца, производимого в республике, вдвое сократить список перспективных лекарственных растений, произрастающих на территории республики, но не используемых в фармакологии и т.д.

Для модернизации селективных отраслей, потенциально способных стать точками технологического прорыва (машиностроение, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая отрасли и др.), необходимо открытие совместных филиалов и дочерних компаний ТНК с условием проведения совместных НИОКР путем создания научных центров и лабораторий с привлечением местных специалистов и последующим превращением их  в научно-производственные комплексы, способные создавать собственные конкурентоспособные технологии. Также необходимы поиск и привлечение венчурных фирм, которые генерируют ноу-хау – первооснову высоких технологий, и готовы идти на раскрытие своих технологических секретов, а также обладают монопольным правом на проведение исследований и разработок в сфере принципиально новых видов товаров и рынков, где можно ожидать высоких прибылей.

Необходимо создание совместной инжиниринговой компании для удовлетворения высокого спроса на технические услуги, отражающего крупные масштабы нового строительства в рамках текущих программ модернизации, а также  необходимости разведки и разработки природных ресурсов, развития топливно-энергетической базы и др. Причем в качестве партнера должна выступать не только известная, но и мультинациональная инжиниринговая компания. Это позволит избежать лоббирования со стороны инжиниринговой компании какой-либо страны последующей поставки машин и оборудования, стоимость которых, как показывает мировая практика, в 10-20 раз может превышать размер предшествующего экспортного контракта на инжиниринг, представляя собой одно из средств внешнеэкономической экспансии.

Для отраслей, призванных развиваться в соответствии с требованиями внутренней экономики (например, текстильная, плодоовощная и т.д.), модернизация может проис­ходить по принципу известных стратегий «догоняющего развития», т.е. не обязательно на основе самых передовых технологий. Это обусловлено тем фактом, что в структуре мирового экспорта наибольшей является доля товаров, произведенных с использованием технологий среднего класса. Для данных отраслей возможность получения более высокой нормы прибыли и валютных поступлений связана, прежде всего, с перспективами продвижения продукции под маркой известных зарубежных брендов. Именно на усиление данного направления должны быть направлены инвестиции. Необходимо не только стимулировать интерес известных иностранных брендов к отечественной продукции, но и инвестировать в создание собственных брендов, создавая национальную систему брендинга.

Из доклада ЦЭИ «Совершенствование государственной инвестиционной политики в Узбекистане: механизмы обеспечения устойчивого развития реального сектора экономики».

Ракурс успешных политик

Китай

Поскольку Китай проводит политику валютного контроля и обеспечивает широкий диапазон налоговых стимулов для различных типов инвестиций, проведение инвестиционной политики осуществляется через взаимодействие ряда финансовых и фискальных агентств, прежде всего, государственного управления по иностранной валюте (ГУИВ), Министерства финансов, Народного банка Китая, таможни и налоговой инспекции. 

В Китае государство внедрило особый инвестиционный режим, ограничивая или запрещая инвестиции в отрасли, где китайские производители могли бы быть уязвимы для растущей конкуренции со стороны международных компаний, и поощряя инвестиции, способные стимулировать экспорт, в отрасли, где национальный потенциал минимален или вовсе отсутствует. При этом местным органам власти была предоставлена значительная автономия в отношении инвестиционной политики.  

Секторы, в которые иностранные инвестиции запрещены, включают: жизненно важные услуги (обязательное образование, почтовая служба), отрасли, важные для национальной обороны, отрасли, производящие вредные и загрязняющие продукты, и отрасли промышленности, не законные в соответствии с внутренним китайским законодательством. Кроме того, есть еще три ключевых сектора, где иностранные инвестиции запрещены. Во-первых, правительство «защищает» культурное наследие Китая, запрещая инвестиции в народную медицину, в культивирование редких растений и животных, в специальные чаи, декоративные резные фигурки и т.д. Во-вторых, инвестиции запрещены в таких ключевых секторах экономики, как рыбалка, производство и поставка электроэнергии и воды. В-третьих, иностранные инвестиции запрещены в те области, лидерство в которых может поколебать монополию на политическую власть в Китае через распространение новостей и информации. 

Секторы, в которые инвестиции поощряются, могут быть разделены на три категории. К первой относятся экспортные производства, куда направляются около трех четвертей всех инвестиций. Ко второй относятся ранее ограниченные или закрытые секторы, инвестиции в которые стали поощряться с 2005 г. в связи с вступлением Китая в ВТО. Они включают совместное исследование энергетических ресурсов, производство автомобилей, международные и внутренние перевозки, распределение товаров в пределах Китая, высшее образование и бухгалтерский учет и ревизию в отраслях промышленности, где иностранные инвестиции поощряются.  Третья, и главная, категория – отрасли, где инвестиции обеспечивают то, что национальная экономика обеспечить не может: будь то нехватка финансового капитала для больших и дорогих энергетических, инфраструктурных и экологических проектов или технология и ноу-хау, недоступные в настоящее время в Китае. 

Иностранным инвесторам не разрешают основывать полностью принадлежащие им предприятия и принуждают их к совместным предприятиям с китайскими компаниями, которые, как правило, будут обладать контрольным пакетом акций. В совместном предприятии китайский партнер обеспечивает землю, фабричное здание и труд, в то время как иностранный партнер –  оборудование, капитал и технические экспертные знания.

Малайзия

В Малайзии, в стране, численность населения которой примерно такая же, как в Узбекистане, в 1986-1987 гг. объем привлеченных ПИИ составлял чуть менее 2% относительно ВВП, но начиная с 1988 г. он вырос до почти 9% за последующие шесть лет, а затем постепенно снижался до конца 1990 гг. и оставался примерно на уровне 4% за последние 20 лет. С момента введения нового, более открытого инвестиционного режима в 1985 г., вклад иностранных предприятий в общий объем производства промышленного сектора увеличился с 33,4% в 1986 г. до 44,2% в 1999 г., а процент занятых на иностранных предприятиях вырос с 30,3 до 38,1 за тот же период.

В течение 1987-1997 годов экономика Малайзии развивалась высокими темпами: среднегодовой рост ВВП за эти 11 лет составил 8,6%. Доля промышленности выросла с 13,9 (1970 г.) до 30% (1999 г.), а сельского хозяйства сократилась к 1999 году с 42,7% от ВВП до 7,3%. Малайзия  стала одним из лидеров по экспорту электроники. Вследствие стремительного развития производственного сектора Малайзия перестала быть страной с избыточным предложением рабочей силы и в начале 90-х столкнулась с нехваткой кадров. Из-за кадрового голода значительно возрос средний уровень зарплат. Сейчас в Малайзии сельское хозяйство занимает 7,3% ВВП, промышленность — 33,5%, а сфера услуг — 59,1% ВВП. Большую роль в изменении малайзийской экономики сыграли зарубежные, привлеченные, в основном, в 1988-1997 гг. до наступления Азиатского кризиса инвестиции.

Объем экспорта служил главным показателем для определения допустимого уровня иностранного владения акционерным капиталом в отрасли/компании. Чем больше продукции отрасли экспортировалось, тем выше была доля иностранного участия. Например, если экспортировалось более 80% продукции, разрешено было 100%-ное иностранное владение предприятием. Следовательно, сфера деятельности иностранных компаний в Малайзии ограничивалась экспортоориентированными отраслями промышленности. Только в 1998 г. данные ограничения были отменены, для того чтобы возобновить и усилить приток ПИИ в страну после Азиатского кризиса в 1997 году.

Иностранные и внутренние инвестиции в Малайзии регулируются целым рядом законов и подзаконных актов, основными из которых являются Закон о промышленной координации 1975 г. (Industrial Coordination Act), Закон о поощрении инвестиций 1986 г. (PromotionofInvestments Act), Закон о подоходном налоге 1967 г. (Income Tax Act), Закон о компаниях 1965 г. (Companies Act), Закон о таможне 1967 г. (Customs Act), Закон о налоге с продаж 1972 г. (Sales Tax Act), Закон об акцизном налоге 1976 г. (Excise Act) и Закон о свободных зонах 1990 г. (Free Zones Act). Государственными органами, отвечающими за рассмотрение и одобрение инвестиционных проектов, являются Малайзийское агентство по промышленному развитию, сокращенно МАЙДА (Malaysian Industrial Development Authority- MIDA), и Комитет по иностранным инвестициям (Foreign Investment Committee).

Казахстан

Казахстан является лидером среди стран СНГ по уровню инвестиционной привлекательности. За последние 12 лет объем привлеченного в страну капитала превысил 248 миллиардов долларов. За прошлый год объем валового притока ПИИ в РК составил $20,6 миллиарда против $14,8 миллиарда, которые были привлечены в 2015 году.

Для ухода от сырьевой зависимости в Казахстане была разработана Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, развития СЭЗ и стимулирования экспорта в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. В рамках программы созданы привлекательные условия для развития приоритетных секторов экономики: агропромышленного комплекса; нефтепереработки; энергетики; строительной индустрии; машиностроения; туризма и др. 12 июня 2014 г. в Казахстане был принят закон по совершенствованию инвестиционного климата, предусматривающий беспрецедентные меры поддержки инвесторов. В целях обеспечения защиты прав и интересов инвесторов законодательно внедряется институт «инвестиционного омбудсмена». Также законом вводятся дополнительные меры государственной поддержки инвесторов в рамках заключаемых контрактов. Это освобождение от уплаты корпоративного и земельного налога на 10 лет, от уплаты налога на имущество на 8 лет, компенсация до 30% капитальных затрат инвестора со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию. В рамках заключаемых контрактов инвесторам предоставляется право на привлечение иностранной рабочей силы на весь период строительства инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию, вне квоты и без разрешений.

В Казахстане функционируют 10 специальных экономических зон, каждая с конкретной отраслевой направленностью. Участникам СЭЗ предоставляется пакет льгот и упрощение разрешительных процедур. Важную роль в привлечении инвестиций предполагается отдать Международному финансовому центру «Астана» – территории в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определенными президентом РК, в которой действует особый правовой режим. Основные направления деятельности МФЦА – это развитие рынка капитала, управление активами, управление благосостоянием состоятельных частных лиц, исламские финансы, новые финансовые технологии. Предполагается, что на территории МФЦА правосудие, основанное на английском праве, будет осуществлять обособленный от судебной системы Республики Казахстан независимый Суд МФЦА с привлечением судьей международного уровня. При этом международный арбитражный центр будет рассматривать споры в случае наличия между сторонами арбитражного соглашения. 

В Казахстане создана специальная инвестиционная коллегия при Верховном суде, улучшается механизм государственно-частного партнерства, активно проводится приватизация и идет работа по защите интеллектуальной собственности. Казахстан в этом году стал членом Комитета по инвестициям в ОЭСР, что является показателем признания благоприятного инвестиционного климата.

Для улучшения инвестиционного климата разработана Национальная инвестиционная стратегия на 2018-2022 годы. Для ее реализации создана специализированная нацкомпания по инвестициям Кazakh Invest с сетью зарубежных представителей и региональных филиалов, которая работает с инвесторами по принципу «одного окна». Будет сформирована информационно-мониторинговая система инвестпроектов, в которую будет  интегрирована Карта инвестпроектов, а также предусмотрен механизм взаимодействия МИД, загранучреждений, отраслевых министерств, нацкомпаний и акиматов с четко определенным регламентом и зонами ответственности. В рамках разработанной Национальной инвестиционной стратегии планируется привлечь в Казахстан в ближайшие 5 лет почти 118 миллиардов долларов. При этом ожидается, что четверть из этой суммы придется на обрабатывающую промышленность.

Словакия

Развивая рыночную среду и либерализируя инвестиционный климат, Словакия сократила разрыв, имеющийся с соседними странами в области привлечения иностранного капитала. В 2008 году общий объем поступивших ПИИ составил 37,8 млрд. долл.  и, по данными ЮНКТАД, был одним из наиболее высоких среди стран-соседей в пересчете на душу населения. В Словакию пришли такие известные европейские и международные компании, как Samsung, Sony, PSA Peugeot Citroёn, Kia Hyundai, Getrag Ford, Volkswagen и DELL.

К факторам, определившим высокий приток ПИИ в Словакию, можно отнести:

− плоская шкала налога на доходы 19% как для населения, так и для предприятий, который является одним из наиболее привлекательных среди стран ОЭСР и ЕС;

− отсутствие налога на дивиденды и доход в виде процентов;

− предоставление государством помощи иностранным инвесторам: возможность покупки земли по сниженным ценам; финансовые субсидии на приобретение материальных и нематериальных активов, относящихся к инвестициям; налоговые кредиты и гранты на создание новых рабочих мест. В соответствии с актом об инвестиционной помощи, который вступил в силу с января 2008 г., инвесторы могли получить до 2013 г. помощь на проекты по производству промышленной продукции, создание технологических центров, центров оперативного сервиса, туристических центров;

− дополнительная поддержка может предоставляться на уровне местных органов власти, она включает предоставление инфраструктуры, проведение обучения;

− отсутствие каких-либо требований к функционированию, созданию предприятий, расширению инвестиций. Однако в случае крупномасштабной приватизации ряд требований к инвестору может быть все же выдвинут;

− иностранные компании на равных условиях с национальными могут участвовать в государственных программах по НИОКР, финансируемых правительство Словакии.

Польша

Начиная с 1990 г., Польше удалось привлечь более чем 120 млрд. долл. ПИИ. Последовательно улучшая инвестиционный климат, например, сокращая налоговую нагрузку (в частности, отчисления по страхованию на случай нетрудоспособности), упрощая законодательство в области валютного регулирования, совершенствуя закон о банкротстве, упрощая регулирование в ряде секторов (в частности, телекоммуникации) и т.д., страна достигла значительных успехов в привлечении иностранного капитала.  

Польша предоставляет следующие льготы для иностранных инвесторов:

− освобождение от уплаты налога на прибыль и на собственность в специальных экономических зонах (СЭЗ);

− инвестиционные гранты, покрывающие до 50% инвестиционных издержек (70% для малых и средних предприятий);

− гранты на привлечение рабочей силы (до EUR 5000 per на одного занятого рабочего);

− гранты на НИОКР;

− гранты на другие виды деятельности, такие как защита окружающей среды, обучение, логистика, создание источников возобновляемой энергии;

− продажа объектов и земли под инвестиции с чистого листа по привлекательным ценам;

− потенциальное частичное прощение коммерческих долгов перед государственными банками, возникших в результате приобретения технологий;

− разнообразные льготы, относящиеся к приобретению и созданию новых технологий.

 

Экономическое обозрение №-7, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Бизнес

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6