|   | 

Из Лувра о меценатах

Из Лувра о меценатах

Из Лувра о меценатах

 

В Узбекистане идет обсуждение закона о меценатстве. На электронной площадке обсуждения проектов нормативно-правовых актов Республики Узбекистан любой желающий может высказать свои мысли о том, что необходимо сделать для развития благоприятной среды меценатства, каких ошибок следует избегать. Принять участие в законотворческой инициативе Фонда развития культуры и искусства Узбекистана при Министерстве культуры  Республики Узбекистан приехала и Гаэль Дакан, директор по вопросам меценатства и коммерческих отношений музея Лувра. Её мнение – в эксклюзивном интервью «Экономическому обозрению».

– Закон о меценатстве во Франции был принят в 2003 году. О каких можно  говорить  результатах, достигнутых за эти 15 лет?

– Да, закон о меценатстве принят был в 2003 году, но Лувр уже более 20 лет ведет осознанную работу в области меценатства. С принятием закона, начиная с 2003 года, в налоговом законодательстве были достигнуты определенные изменения, в частности, в отношении крупных компаний. Этот закон предоставляет налоговые преимущества всем дарителям – будь то компании или частные меценаты. Особенно важно то, что при финансировании приобретения музейных экспонатов, имеющих статус национальной ценности, налоговые льготы могут достигать 90% от суммы пожертвования, что, конечно, создает благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

Бывают ситуации, когда компании не запрашивают налоговые льготы.
Ведь сотрудничество с Лувром повышает статус компании

– О каких именно преференциях идет речь?

– Предоставление таких льгот,  как освобождение от налогов, является основным фактором для побуждения отдельных доноров или корпораций к тому, чтобы стать покровителями культурной организации. Меценатство в Лувре имеет много разных форм и направлений, достаточно специфичных в отношении частных лиц. Существуют многочисленные механизмы,  регулирующие налоговые выплаты и льготы. В среднем сокращение налога составляет около 50% от суммы меценатского пожертвования. Важно подчеркнуть, что налоговые льготы хоть и  очень эффективны в привлечении меценатов, но это не единственная причина, по которой они занимаются пожертвованиями. Бывают ситуации, когда компании не запрашивают налоговые льготы. Ведь сотрудничество с Лувром или другими культурными институциями повышает статус компании, придает ей положительный имидж устойчивой компании. Что касается приобретения Лувром музейных экспонатов, имеющих статус национальной ценности, то в данном случае речь идет о совершенно других суммах. И здесь могут быть задействованы несколько крупных компаний, подпадающих под налоговые льготы.

Принятый в 2003 году во Франции закон о меценатстве, предоставивший
налоговые льготы, заметно повысил долю частного меценатства (особенно
корпоративного), что мы очень явственно видим на  примере Лувра

– Каким образом можно оценить, эффективны ли предоставляемые налоговые льготы?

Способ оценки эффективности налоговых стимулов может осуществляться путем сбора регулярных данных, таких как динамика частного спонсорства и государственного финансирования, суммы частных пожертвований, запросов на получение налоговых поступлений. Принятый в 2003 году во Франции закон о меценатстве, предоставивший налоговые льготы, заметно повысил долю частного меценатства (особенно корпоративного), что мы очень явственно видим на  примере Лувра.

– Обычно под словом «меценатство» обычно подразумеваются очень богатые люди. Однако в Лувре уже имеются краудфандинг-кампании, в которых может принимать участие не только крупный бизнес. Можно узнать об этом подробнее?

– В Лувре работает целая команда, которая занимается поиском меценатов. Это не какая-то привлеченная компания из вне, а непосредственные сотрудники Лувра. 14 человек занимаются поиском меценатов, сотрудничая по большей части с частными меценатами. Некоторые частные лица жертвуют всего несколько евро, другие – тысячи. Однако для нас все меценаты являются одинаково важными, так как вовлечение в меценатскую деятельность меняет восприятие людей и их отношение к искусству. Мы не проводим различия между дарителями, ведь для музея имеет значение каждое пожертвование.

К примеру, ежегодная краудфандинг-кампания «Все покровители!» имеет в среднем 6000 индивидуальных пожертвований с каждой кампании. В 2018 году кампания за Livre d'heures de François 1er собрала за счет коллективного добровольного финансирования более 1 миллиона евро за счет более 8000 индивидуальных пожертвований. Повторюсь: помимо финансовой поддержки, это хорошая возможность укрепить связи между музеем и общественностью.

Другие формы партнерских отношений по меценатству позволили наладить крепкие долгосрочные отношения. Например, Фонд PSA является историческим партнером художественной и образовательной программы La Petite Galerie du Louvre («Маленькая галерея Лувра»). На протяжении многих лет это партнерство развивалось от единичного экспериментального проекта до постоянно меняющихся проектов, набирающих силу. Каждая выставка La  Petite Galerie привлекает в среднем 160000 посетителей.

В Лувре работает целая команда, которая занимается поиском
меценатов. Это непосредственные сотрудники Лувра

Благодаря своим отношениям со спонсорами и меценатами, Лувр отчетливо видит общую тенденцию: корпоративная социальная ответственность приобретает все большее значение для частных компаний. Они все чаще запрашивают данные об оценках своих проектов, где основными требованиями являются финансовая отчетность и прозрачность.

С другой стороны, сами корпорации все чаще ищут проекты, с помощью которых они могут мобилизовать своих сотрудников. Это особенно касается образовательных проектов или проектов по социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Также корпорации с радостью поддерживают проекты, в которых могут поделиться своим опытом.

– Каковы особенности управления Лувром, пожалуй, самым успешным музеем мира в 21 веке?

– Я не отвечу однозначно, но мне кажется, что успех Лувра в постоянном поиске. Мы регулярно создаем новые проекты, строим планы, реализуем их. Одним из них, к примеру, является проект Лувра в Абу-Даби, где кроме Лувра партнером Объединенных Арабских Эмиратов выступило Объединение музеев Франции. Мы активно сотрудничаем со многими международными партнерами, что поднимает имидж и престиж Лувра. Также стараемся развивать Лувр как бренд. Так, например, в следующем году мы отмечаем тридцатилетие пирамиды Лувра, в связи с чем хотели бы привлечь новых партнеров к финансированию для участия в юбилейных проектах.

Важно понимать, что, прежде всего, проекты создаются не
для меценатов, а для культурной сферы страны, для ее жителей

– Для Узбекистана понятие «меценатство» является относительно новым. Как сформировать из этого понятия традицию?

– Безусловно, можно дать много рекомендаций, но важно понимать, что, прежде всего, проекты создаются не для меценатов, а для культурной сферы страны, для ее жителей. Это может быть выставка или приобретение какого-либо произведения искусства, научный проект или реставрация произведения искусства или здания. Т.е. начинать нужно с разработки проекта, предоставив информацию потенциальным меценатам, чтобы они имели цельное представление о деталях проекта. Важно понимать, что, когда мы работаем в сфере меценатства, мы сотрудничаем с живыми людьми. Если эти люди станут вовлеченными в ваш проект, если он становится вашим общим, то они обязательно расскажут о нем своему окружению, «заражая» других своим настроением. Таким образом, расширяется круг заинтересованных лиц, желающих оказать содействие развитию меценатства. У потенциальных меценатов возникает множество вопросов относительно дарения. В этом случае вся интересующая информация должна быть в открытом доступе в интернете. Открытость меценатских проектов – это необходимое условие. Доверие должно быть безоговорочным.

 

Зиёда Ризаева

Экономическое обозрение №-6, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Бизнес

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6