|   | 

Каракалпакский бизнес

Каракалпакский бизнес

Каракалпакский  бизнес

     Правительство уделяет большое внимание улучшению положения дел на местах. Проводятся обследования складывающейся социально-экономической ситуации в регионах республики. О том, как развивается и что препятствует развитию предпринимательства в Каракалпакстане, по данным проведенного обследования, рассказывается в настоящей статье.

     Республика Каракалпакстан по уровню развития малого бизнеса и частного предпринимательства входит в число среднеразвитых регионов Узбекистана (седьмое место). В 2017 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Каракалпакстан составила 47,3% (в среднем по стране — 54,6%).
Сфера малого бизнеса и частного предпринимательства занимает существенное положение в экономике города Нукуса, Тахтакупырского, Канликульского и Элликкалинского районов. Сравнительно меньшую роль этот сектор занимает в экономике города Тахиаташ, в Муйнакском, Кунградском, Турткульском и Ходжалийском районах. При этом следует отметить, что малый бизнес имеет более высокую долю на тех территориях, где отсутствует или невысока доля крупных промышленных производств.

     Секторальные акценты
     Самую значительную роль малые предприятия в Каракалпакстане играют в сельскохозяйственном секторе, достаточно весомую — в секторе услуг. В промышленное производство субъекты малого бизнеса более слабо вовлечены, по сравнению с сельским хозяйством и сектором услуг, из-за недостаточной развитости соответствующей инфраструктуры.
Вместе с тем, в сельскохозяйственном секторе Каракалпакстан обладает большим потенциалом в производстве фруктов и овощей. Однако, по данным проведенных обследований, возможности малого бизнеса для организации производства экспортоориентированных продуктов слабо используются из-за недостаточной развитости мощностей по хранению, транспортировке, сушке и упаковке фруктов и овощей.
     Что касается сферы услуг, то в регионе наблюдается относительно низкая деловая активность, что обусловлено низким потребительским спросом. Поэтому регион по таким видам услуг, как финансовые, информационные, торговые и рекреационные, находится ниже среднереспубликанского уровня.
     Если говорить о промышленном секторе, то формирование небольших промышленных зон во всех районах с целью концентрации разбросанных малых предприятий в одной точке с учетом их специализации пока еще не дает запланированного эффекта. Это объясняется тем, что практически все промышленные зоны, созданные в регионе, сталкиваются с проблемами в области энерго-, водо-, газоснабжения, обеспеченности необходимыми коммуникациями.
     Сдерживающим фактором развития малого бизнеса в промышленном производстве являются ограниченные возможности для финансирования проектов со стороны частного сектора. Возможности реализации проектов с привлечением финансовых ресурсов крупных промышленных предприятий на партнерской основе ограничены. А большинство людей, согласно опросу, проведенному среди предпринимателей, предпочитают вкладывать свои собственные средства в торговлю и другие виды услуг, а не в производство.
     В Республике Каракалпакстан имеются большие возможности на базе семейного бизнеса развивать ремесленное производство — керамика, ткачество, ковровые покрытия, вышивка, ювелирные и столярные изделия, изделия из ганча. Например, ковры Каракалпакстана отличаются уникальными узорами. Но, несмотря на имеющиеся традиции и потенциал, народное ремесленничество развито на недостаточном уровне. Это обусловлено низкой осведомленностью о возможностях предпринимательства в этой сфере, отсутствием изучения внутреннего и внешнего спроса на эти продукты, недостаточным распространением опыта мастеров и бенчмаркинга. Возможности предпринимательства в этом направлении задействованы весьма слабо.
     Сопряжение малого с крупным
     В малом бизнесе Каракалпакстана, по сравнению с другими отраслями экономики, генерируется достаточное количество рабочих мест. Однако созданные рабочие места не являются высокодоходными и не требуют квалифицированного труда. Созданные в сельскохозяйственном производстве, перерабатывающих отраслях сельскохозяйственного сырья, в хранении и транспортировке сельхозпродуктов рабочие места не создают достаточного объема добавленной стоимости. Создание цикла (кластера) производств по технологической или цепочке добавленной стоимости, а также интегрирование предприятий легкой и пищевой промышленности с малым бизнесом создавали бы больше возможностей для генерации огромного количества относительно высокодоходных рабочих мест. Но серьезным препятствием для этого является нехватка квалифицированного персонала (инженеры, техники, квалифицированные рабочие) для крупных промышленных производств. Это косвенно препятствует интегрированию малого бизнеса в технологические цепочки производства. Решение этой проблемы требует серьезного пересмотра программы подготовки кадров и образовательных курсов по повышению квалификации на долгосрочную перспективу.
Кроме того, в беседах с предпринимателями было также выяснено, что достаточно сложно складываются отношения частного бизнеса с естественными монополиями. В заключаемых договорах зачастую не предусматривается ответственность монополий за нарушение договорных обязательств, а также не принимаются меры по выделению из сферы их деятельности отдельных видов работ, которые могут быть произведены субъектами частного предпринимательства на конкурентной основе.
     Неорганизованная торговля
     Деятельность предпринимателей, занимающихся неформальной розничной и оптовой торговлей, отрицательно сказывается на развитии не только данной сферы, но и налогооблагаемой базы местного бюджета. Продажа неупакованных и низкокачественных продуктов по низким ценам на неорганизованном рынке подрывает культуру торговли, не способствует улучшению ассортимента товаров. Также это создает почву для коррупции контролирующих органов, что в конечном итоге приводит к ухудшению финансового положения трейдеров.
     Решение этой проблемы требует комплексного подхода к развитию предпринимательства в виде организованной торговли путем рационального размещения объектов торговли и общественного питания и создания необходимой инфраструктуры. Для этого представляется целесообразным создать Ассоциацию местных предпринимателей в сфере торговли и общественного питания. Членам Ассоциации можно предоставить привилегии и преференции при их обращении к банковским, финансовым, налоговым, кадастровым, лизинговым и страховым услугам. Для активизации деятельности Ассоциации целесообразно разработать специальную региональную программу по развитию организованной торговли и общественного питания.
Кредитная доступность
     Отсутствие доступных механизмов кредитования, а также сложности по залоговому обеспечению кредитов являются одними из основных препятствий по развитию малого бизнеса. В частности, по итогам проведенного опроса среди субъектов предпринимательства выяснилось следующее. Большинство (более 50%) респондентов указали на наличие жестких условий, установленных банками при получении кредитов, наличие высоких процентных ставок и их необоснованную, в практическом плане, краткосрочность. Также 43% респондентов отметили, что для получения необходимого кредита они вынуждены прибегать к элементам коррупции.
     Так, в соответствии с внутренними нормативными актами банков, при наличии заявления со стороны субъекта МБЧП (например, индивидуального предпринимателя) на получение кредита банк не имеет право предоставлять напрямую заявителю финансовые средства в наличной и безналичной формах. Кредитополучатель обязан указать банковские счета других компаний (например, строительных и торговых), которые по виду своей деятельности будут оказывать ему содействие в построении бизнеса. В результате подобного административно-правового механизма начинающий предприниматель теряет около 40% от общей суммы кредитных средств (20% — кредитная ставка банка и в среднем 20% — дополнительные расходы компаний, оказывающих услуги, при обналичивании денежных средств).
     С целью решения проблем в области кредитования целесообразно создать гарантийный фонд по кредитам для МП в целях поддержки качественного развития этого сектора путем предоставления услуг гарантирования кредитов и финансирования малых предприятий, имеющих благоприятные перспективы развития.
     Труднодоступная аренда
     В ходе проведенного обследования предприниматели указывали на ограниченную доступность аренды земельных участков и имущества и имеющиеся недостатки в этой сфере, что значительно затрудняет развитие частного бизнеса. В связи с этим возникает необходимость принять определенные меры в этом направлении. В частности, усовершенствовать порядок оповещения о проведении торгов с установлением срока за 2 недели до начала торгов. Пересмотреть механизм проведения торгов с целью устранения проведения торгов по земельным участкам, которые уже оформлены на определенного владельца (такие случаи имели место).
     По аренде земельных участков и имущества целесообразно предусмотреть предельные верхние и нижние ставки арендной платы в зависимости от места расположения имущества. Данная мера будет способствовать созданию равномерных конкурентных преимуществ у субъектов предпринимательства. При этом целесообразно предусмотреть жесткий контроль за несоблюдением установленных требований с введением системы штрафов для арендодателя в 3-кратном размере, превышающем сумму, выплаченную арендополучателем сверх установленных законодательством предельных ставок арендной платы.
     Информационный вакуум
     В ходе проведенных опросов было также выявлено, что для многих предпринимателей участие в международных, местных (особенно в Ташкенте) и региональных выставках и ярмарках не представляется возможным из-за нехватки средств. Не хватает также выставочных зданий и других инфраструктурных объектов для проведения крупных выставок и ярмарок. Все это приводит к низкой осведомленности предпринимателей и населения о современных возможностях каракалпакского бизнеса.
     Кроме того, предпринимателям зачастую не хватает правовой грамотности. Поэтому в целях повышения правовой грамотности и квалификации предпринимателей целесообразно ввести систему информирования о нововведениях в законодательстве, разъяснительной работы местными органами власти, проведения курсов повышения квалификации, разъяснительных семинаров и внедрения справочников в области ведения бизнеса. Данная мера будет способствовать повышению правовой культуры хозяйствующих субъектов, а также грамотному ведению бизнеса.
     Восполнение объективно складывающегося информационного вакуума имеет два принципиальных пути решения. Первый — организация обучения предпринимателей и последовательное формирование системы повышения их квалификации в рамках Национальной программы по подготовке кадров. Второй — существенный прорыв в сфере формирования консалтинговой инфраструктуры для данного сектора.
     Мониторинг прозрачности
     Исходя из результатов изучения общественного мнения, для более эффективного регулирования сектора малого бизнеса и частного предпринимательства существует настоятельная потребность обеспечить прозрачность осуществляемых сделок. Для этого следует применить эффективные механизмы мониторинга на базе внедрения новых информационно-коммуникационных технологий по аналогии с электронной системой государственных закупок или электронной системой аукционных торгов.
Также, учитывая большое значение информации об окружающей экономической и конкурентной среде, которую можно получить через средства массовой информации, представляется целесообразным организовать аналитические теле- и радиопрограммы, которые будут проходить с участием известных отечественных ученых и практиков в области ведения малого бизнеса и частного предпринимательства.

 

Хамидулла Нормурадов

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Бизнес

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 78) - 150-02-02
    Факс: +(998 78) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6