В Узбекистане с первых дней независимости уделяется самое пристальное внимание развитию социальной сферы. Формиров..."> В Узбекистане с первых дней независимости уделяется самое пристальное внимание развитию социальной сферы. Формиров..." />

Новое социальное качество

Новое социальное качество

Новое социальное качество

Социальная защита в ракурсе социальных трендов

       В Узбекистане с первых дней независимости уделяется самое пристальное внимание развитию социальной сферы. Формирование инструментов и институтов социальной политики проходило в условиях начала перехода к рыночным отношениям, развала хозяйственных связей, сокращения бюджетных поступлений и сильного снижения уровня жизни граждан.  И социальная политика выстраивалась исходя из необходимости широкой поддержи при весьма ограниченных ресурсах государства. Однако за прошедшие годы рыночные отношения прочно вошли в жизнь, уровень жизни населения вырос, а развитие социальной сферы за это время принципиальных изменений не претерпело.

Политика на рынке труда продолжает ориентироваться

на задачи переходного периода, когда главной задачей

являлось создание максимально возможного количества

рабочих мест и до сих пор была направлена на генерирование

занятости в технологически несложных отраслях

Высокие показатели экономического роста, переход страны в группу со средним уровнем дохода и соответствующее ускорение процессов трансформации и модернизации экономики, общества и институтов в связи с принятием и реализацией Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. предъявляют новые требования к модели социальной защиты. Вопросам необходимости и актуальности перемен в дальнейшем развитии социальной сферы в условиях сегодняшнего дня и на перспективу было посвящено одно из последних исследований ЦЭИ. 

Социальные тренды

Обобщение опыта отдельных зарубежных стран показалj, что трансформация системы социальной защиты населения в развитых и во многих развивающихся странах, достигших высокого уровня развития, сопровождалось следующими тенденциями:

- снижением уровня рождаемости и смертности (уровень рождаемости до 10%, уровень смертности = 6-8%);

- изменениями среднего размера семьи с 5,5 до 3,5 чел.;

- ростом охвата высшим образованием с 15-20 до 40-60%, сменой фокуса с общеакадемического, гуманитарного образования на профессиональное образование в сфере технических специальностей и естественных наук;

- сокращением доли неформальной занятости с 30-40 до 10-15%, переходом от создания неустойчивых, низкопроизводительных рабочих мест к созданию устойчивых высокопроизводительных рабочих мест;

- значительным повышением доли женщин, получающих высшее образование;

- снижением уровня молодежной безработицы;

- углублением процессов урбанизации;

- изменением ценностных установок: переход от ценностей, ориентированных на выживание и коллективизм, к ценностям, ориентированным на самообразование, самореализацию и индивидуализм;

- значительным повышением уровня правовой культуры и правосознания.

       Практически все эти тенденции в большей или меньшей степени проявляются и в Узбекистане, что так или иначе отражается в социальной сфере, в том числе и в отношении сложившихся ранее институтов и механизмов социальной поддержки, сформировавшихся ранее и не претерпевающих принципиальных изменений в последние годы.

Рынок труда

       Политика на рынке труда продолжает ориентироваться на задачи переходного периода, когда главной задачей являлось создание максимально возможного количества рабочих мест и до сих пор была направлена на генерирование занятости в технологически несложных отраслях. Более 70% создаваемых рабочих мест приходятся на малый бизнес и частное предпринимательство, ИТД, дехканские хозяйства и надомный труд. Эти сегменты генерируют относительно низкопродуктивную занятость, с низким уровнем оплаты труда,  и не являются эффективными для сокращения  малообеспеченности. Кроме того, государственная политика занятости до сих пор оторвана от системы социальной защиты и не ориентирована на создание равных возможностей для всех слоев населения в трудоустройстве, решение гендерных проблем в занятости. Занятость среди мужчин в 1,7 раза выше занятости среди женщин. Учитывая то, что характерной чертой для всех стран, которым удалось перейти в верхний сегмент группы стран со средним доходом, является высокий уровень занятости среди женщин, достижение целей социальной трансформации в перспективе предполагает необходимость расширения занятости женщин более быстрыми темпами, чем занятости среди мужчин.

В структуре высшего образования большая доля сегодня приходится 

на подготовку педагогических кадров, тогда как изменение 

структуры экономики в перспективе будет предполагать рост

 спроса на специальности для перерабатывающих отраслей 

промышленности (инженеры-электротехники, химики и др

Образование

Приказами Министерства народного образования и Минкультуры предусмотрено освобождение родителей детей из малообеспеченных семей от оплаты за обучение последних в дошкольных образовательных учреждениях и школах-интернатах всех типов в соответствии с Положением о порядке внесения платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах. К сожалению, частые явления – при устройстве в ДОУ и музыкально-культурные учреждения взимается сбор в так называемые  «неформальные фонды» учреждений, особенно, если не один ребенок, а два или три ребенка из одной семьи поступают в государственное учреждение.

Система высшего образования также ориентирована на структуру экономики, характерную для переходного этапа реформ. Так, например, в структуре высшего образования большая доля сегодня приходится на подготовку педагогических кадров, тогда как изменение структуры экономики в перспективе будет предполагать рост спроса на специальности для перерабатывающих отраслей промышленности (инженеры-электротехники, химики и др.). В странах с уровнем дохода выше среднего, которые имеют сегодня долю обрабатывающей промышленности не менее 20% (согласно расчетам, Узбекистан к 2030 году должен довести долю обрабатывающей промышленности с 9 до 22%), на 1 млн. населения в среднем приходятся 1500-2000 инженеров и специалистов в естественных науках. В Узбекистане сегодня значение соответствующего показателя составляет 540 специалистов на 1 млн. населения. Это означает, что с изменением структуры экономики в перспективе потребуется трансформация структуры высшего образования. Наряду с изменением структуры образования необходимо обеспечить повышение качества образования.

Медицина

Задачи системы здравоохранения до сих пор были ориентированы на бесплатное оказание медицинской помощи широким слоям населения. Однако в ракурсе наблюдаемых тенденций – рост численности населения, спроса на медицинские услуги и расходов на здравоохранение в расчете на одного занятого – эта модель в перспективе не позволит в полной мере формировать адекватные источники финансиров

Теги

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Интервью

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6