|   | 

Финансовый ракурс экспорта

Финансовый ракурс экспорта

Финансовый ракурс экспорта

Развитие торгового финансирования – один из важных факторов повышения экспортного потенциала Узбекистана.

Статья подготовлена на основе аналитического доклада ПРООН «Влияние финансовых инструментов стимулирования экспорта на конкурентоспособность экспортеров Республики Узбекистан».

Важными направлениями повышения конкурентоспособности национальной экономики Узбекистана являются либерализация и упрощение экспортной деятельности, диверсификация структуры и географии экспорта. Вместе с тем, результаты опросов экспортеров в Узбекистане выявили значимые потребности предпринимателей в финансировании их экспортной деятельности. Связано это с тем, что существующие схемы предэкспортного финансирования в Узбекистане отличаются относительной дороговизной и повышенными требованиями к залоговому обеспечению банковских кредитов. Кроме того, в Узбекистане практически отсутствуют эффективные инструменты финансирования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Что касается механизмов постэкспортного финансирования, то экспортеры предпочитают использовать наименее рискованные формы платежа, обеспечивающие своевременное поступление валютной выручки за отгруженные товары. Однако такие схемы финансирования не всегда соответствуют интересам импортеров, что обуславливает необходимость диверсификации условий оплаты со стороны отечественных предприятий.

В мировой практике применяются различные эффективные методы торгового финансирования, удовлетворяющие условиям импортеров и позволяющие снизить риск неплатежа для экспортеров, такие как факторинг, форфейтинг, финансирование цепочек поставок и др. Однако наши банки не имеют достаточной практики использования подобных нетрадиционных инструментов финансирования экспорта. В этой связи актуальными остаются вопросы совершенствования механизма финансового стимулирования экспорта на основе изучения передового зарубежного опыта и рассмотрения возможностей его адаптации к условиям Узбекистана.

Финансовая поддержка экспорта является одним из
ключевых факторов развития международной торговли

 Инструментарий поддержки  в мире

Опыт зарубежных стран показывает, что действенным инструментом стимулирования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью является предоставление экспортерам финансовой поддержки в виде торгового финансирования. Под торговым финансированием понимается предоставление кредита, гарантии платежа и страхования для обеспечения оплаты за товар или услугу на условиях, которые удовлетворят как экспортера, так и импортера. При этом различают предэкспортное финансирование, представляющее собой предоставление экспортеру средств на покрытие затрат на производство и доставку продукции или услуг до момента поступления платежа от импортера, и постэкспортное финансирование, которое предоставляется уже после того, как товары были отгружены или отправлены, но до осуществления импортером платежа за них.

Финансовая поддержка экспорта является одним из ключевых факторов развития международной торговли. Согласно данным The Bank of International Settlements (BIS), объем рынка торгового финансирования (в его самом широком понимании) оценивается ежегодно в 12 трлн. долл. США. Эксперты ВТО констатируют, что более 80% объема глобальной торговли поддерживается инструментами торгового финансирования или страхования кредитов. Особенно активно меры кредитной и гарантийной поддержки экспорта применяются в ведущих странах-экспортерах: США, Германии, Японии, Франции, Великобритании, Республике Корея. 

Создание адекватного и надежного механизма торгового финансирования в развивающихся странах открывает большие возможности для развития экспорта. Вопрос финансирования экспортных операций особенно является актуальным для малых и средних предприятий (МСП), на долю которых приходятся 80% занятых в развивающихся странах. Недостаток торгового финансирования препятствует расширению внешнеторговых операций МСП, движению вверх по цепочке добавленной стоимости и становится важным барьером на пути повышения их конкурентоспособности. Особенно ощутимо данная проблема встает перед МСП стран Африки, Карибского бассейна, Центральной Азии и Европы.

Вопрос финансирования экспортных операций особенно
является актуальным для малых и средних предприятий

Исследования АБР показали, что развитие рынка торгового финансирования в развивающихся странах позволит расширить их экспортные возможности, создав предпосылки для ускорения темпов экономического роста и повышения уровня занятости. Согласно результатам опроса, проведенного среди предпринимателей из 114 стран, предполагаемое увеличение объема торгового финансирования фирм на 25% будет направлено ими на увеличение объемов производства в среднем на 30%, повышение занятости на 20% и рост инвестиций в развитие бизнеса на 19%.

Официальная финансовая поддержка экспорта осуществляется через специализированные государственные финансовые учреждения – Экспортные кредитные агентства (ЭКА) и Эксимбанки.  По определению МВФ, ЭКА – агентство в стране-кредиторе, которое обеспечивает страхование, гарантии или кредиты для экспорта товаров и услуг. ЭКА обеспечивают поддерживаемые государством кредиты, гарантии и страхование для корпораций, ищущих новые возможности для развития бизнеса в развивающихся странах и на формирующихся рынках, которые считаются слишком рискованными для применения обычных схем корпоративного финансирования.

В условиях наблюдающейся нестабильности на финансовых рынках в посткризисный период роль банков в долгосрочном финансировании экспорта несколько ослабевает. Вследствие этого возрастает роль ЭКА в финансировании экспортных операций либо посредством прямого кредитования экспортеров, либо через страхование и гарантирование долгосрочных кредитов коммерческих банков. В 2016 году общий объем среднесрочной и долгосрочной кредитной поддержки экспорта в странах ОЭСР составил 66 млрд. долл. США. Объем официальной среднесрочной и долгосрочной кредитной поддержки, предоставленной ЭКА стран БРИКС, в 2016 году составил более 51 млрд. долл. США, при этом 67% этого объема, или 34,3 млрд. долл. США, приходились на долю Китая (см. таблицу).

 Таблица. Объемы среднесрочной и долгосрочной кредитной поддержки экспорта, млрд. долл. США

Страна 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

Франция 

15,9 

13,0 

9,5 

8,3 

7,6 

9,4 

Германия 

16,7 

21,6 

22,6 

14,2 

15,9 

9,7 

Италия 

8,0 

5,4 

5,4 

5,9 

5,4 

10,3 

Япония 

5,9 

3,9 

2,1 

5,6 

4,4 

1,6 

Корея 

9,8 

22,6 

14,8 

14,4 

9,5 

7,4 

США 

21,4 

31,3 

14,5 

12,1 

5,8 

0,2 

Бразилия  

4,8 

2,7 

4,1 

1,3 

4,2 

3,0 

Китай 

28,3 

35,4 

40,6 

58,0 

51,0 

34,3 

Индия 

6,2 

5,3 

5,1 

4,5 

4,4 

6,2 

Россия 

0,0 

0,7 

1,0 

0,6 

4,5 

Источник: Report to the U.S. Congress on Global Export Credit Competition. Export-Import Bank of the United States, 2015. P. 18-19. Report to the U.S. Congress on Global Export Credit Competition. Export-Import Bank of the United States, 2016. P. 24. Report to The U.S. Congress on Global Export Credit Competition. Export-Import Bank of the United States, 2017. P. 22. 

Изменения в торговом финансировании объясняют более 1/3 изменений в объемах
импорта и 1/4 изменений в общем объеме внешней торговли стран друг с другом

Важным инструментом торгового финансирования является международный факторинг, при котором осуществляется финансирование поставок товаров и услуг с отсрочкой платежа. В странах с развитой рыночной экономикой, таких как Швейцария, Великобритания, Франция, Италия, Германия, США, факторинговое обслуживание по темпам роста занимает лидирующие позиции среди наиболее динамично развивающихся секторов финансовой индустрии. По данным International Chamber of Commerce (ICC), глобальный объем международного факторинга составил 507,1 млрд. евро в 2016 г., при этом 67% факторинговых операций приходились на страны Европы, 23,4% - на страны Азии, 8,4% – на Америку, 0,9% – на Африку, 0,3% – на Ближний Восток.

Эмпирический анализ показывает, что кредитование экспорта имеет положительное влияние на объемы импорта страны – внешнеторгового партнера и, следовательно, на экспорт самой страны-экспортера. Так, согласно нашим расчетам, 1-процентный рост экспортного кредитования приводит к увеличению объема импорта страны – торгового партнера на 0,38% из страны экспортера. Другими словами, изменения в торговом финансировании объясняют более 1/3 изменений в объемах импорта и 1/4 изменений в общем объеме внешней торговли стран друг с другом.

При этом влияние кредитования экспорта на объемы внешней торговли стран различается по регионам. В частности, влияние кредитования на объемы внешней торговли выше для стран Азии и Африки, чем для   европейских стран. Так, 10-процентное увеличение объема кредитования экспорта, при прочих равных условиях, приводит к увеличению объема взаимной торговли в странах Европы в среднем на 2,5%, в странах Африки на 3,5%, а в азиатских странах на 3,7%. Более того, рост стоимости экспортного кредитования негативно сказывается на объемах взаимной торговли. Так, повышение стоимости кредитования на 1% приводит к снижению объемов импорта страны – торгового партнера на 1% из страны-экспортера и уменьшению общего объема торговли между ними на 0,8%.

Несмотря на наличие огромного разнообразия форм государственной финансовой поддержки, экспортеры многих стран испытывают недостаток в финансировании их деятельности. Особенно остро данная проблема стоит в развивающихся странах Азии, чем и объясняется высокий коэффициент эластичности импорта стран Азии от кредитования со стороны экспортеров.

В качестве существенных факторов, сдерживающих производство экспортной
продукции, предпринимателями, были названы нехватка оборотных средств и
ограниченный доступ к кредитным ресурсам

 Освоенное в Узбекистане

В структуре внешнеторгового оборота Узбекистана по континентам большой удельный вес занимают страны Азии (47,4%) и Европы (42,7%).  Согласно результатам проведенного эмпирического исследования, увеличение объемов кредитования торговли посредством более широкого применения современных инструментов торгового финансирования может стать важным фактором расширения объемов экспорта продукции отечественных производителей на рынки этих стран.  В качестве существенных факторов, сдерживающих производство экспортной продукции, предпринимателями, были названы нехватка оборотных средств и ограниченный доступ к кредитным ресурсам. Связано это с тем, что в Узбекистане практически отсутствуют эффективные инструменты финансирования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

Предэкспортное финансирование осуществляется банками в форме традиционных кредитов, которые погашаются из экспортной выручки. Кредиты могут предоставляться как в национальной, так и в иностранной валюте. Банки предоставляют кредиты под залог имущества, гарантии или поручительство третьего лица или полиса страхования от непогашения кредита. Кредит должен быть обеспечен в размере не менее 125% от суммы кредита. Существующие схемы экспортного финансирования в Узбекистане отличаются относительной дороговизной и повышенными требованиями к залоговому обеспечению банковских кредитов. Процентные ставки по кредитам коммерческих банков, выдаваемым на пополнение оборотного капитала, колеблются в пределах 14-22% годовых для кредитов в национальной валюте, и от 8 до 15% для кредитов в иностранной валюте.

Существуют также ограничения в правовой базе, регулирующей деятельность коммерческих банков по финансированию экспорта. Например, для убыточных предприятий доступ к краткосрочным кредитам банков закрыт, и они не могут пополнить оборотный капитал даже при наличии аккредитива или банковской гарантии по экспортному контракту. Для оформления кредитной заявки требуется представление в банки внушительного пакета документов. Дополнительные издержки для предпринимателей создают комиссионные вознаграждения по операциям банков. Например, комиссия банков за рассмотрение проекта для получения кредита установлена в пределах 0,1%-1% от суммы кредита. При этом также необходимо покрывать расходы за страхование и оценку залогового обеспечения, нотариальное удостоверение кредитных документов и другие процедуры.

Существующие схемы экспортного финансирования в Узбекистане
отличаются относительной дороговизной и повышенными требованиями
к залоговому обеспечению банковских кредитов

Важным инструментом финансирования экспортных поставок является механизм предоставления «связанных» торговых кредитов, т.е. выдача кредитов импортерам или их банкам для покупки товаров, произведенных в стране-кредиторе. Банки Узбекистана не имеют достаточной практики кредитования импортеров, вследствие отсутствия механизмов кредитования иностранных заемщиков, как в законодательстве республики, так и в кредитной политике банков. Примером предоставления связанных торговых кредитов является финансирование экспортных поставок автомобилей из Узбекистана в Российскую Федерацию через открытие в 2004 г. Национальным банком ВЭД Республики Узбекистан и ГАКБ «Асака» совместному узбекско-российскому АКБ «Азия-Инвест Банк» кредитной линии в сумме 100 млн. долл. США для поддержки экспортного финансирования несырьевых товаров и услуг из Узбекистана.

Однако в последнее время в связи с интенсификацией торгово-экономических отношений с основными торговыми партнерами в странах СНГ и дальнего зарубежья крупные банки республики начали применять механизм кредитования импортеров для финансирования экспортных поставок отечественных производителей. В частности, АКБ «Узпромстройбанк» было подписано соглашение с таджикским ОАО «Ориенбанк» о предоставлении кредитной линии для финансирования экспорта продукции, произведенной в Республике Узбекистан. В соответствии с этим соглашением была осуществлена первая транзакция на сумму 5 млн. долларов США по экспорту продукции АО «Узбекский металлургический комбинат». Банком также планируется запуск программы предоставления долгосрочных кредитных линий, направленных на стимулирование экспорта узбекских товаров и услуг.

НБ ВЭД Узбекистана и Государственный сберегательный банк Таджикистана «Амонатбонк» подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере торгового финансирования, которое предусматривает финансирование сделок, связанных с экспортом товаров и услуг из Узбекистана в Таджикистан. В рамках предоставляемой кредитной линии предполагается реализация проектов торгового финансирования с целью увеличения экспорта узбекских товаров и услуг в различных отраслях промышленности: текстильной индустрии, производства стройматериалов, пищевой и бытовой химии, сельскохозяйственной промышленности, а также электротехнической, автомобильной, химической отраслях.

Дополнительные издержки для предпринимателей создают
комиссионные вознаграждения по операциям банков

Важную роль в продвижении различных инструментов торгового финансирования в Узбекистане играют средства международных финансовых организаций. В Государственном комитете по инвестициям подписано рамочное соглашение между Республикой Узбекистан и Международной исламской торгово-финансовой корпорацией, которым предусматривается предоставление местным компаниям краткосрочных кредитов на сумму 100 млн. долларов США в течение двух лет на предэкспортное финансирование, финансирование импорта основных сырьевыx и любых других товаров, а также другие операции по экспорту.

Финансирование экспорта узбекских производителей также осуществляется из средств Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства при НБ ВЭД Узбекистана.  Например, с целью организации экспортных поставок Фондом предоставлено предэкспортное финансирование компании ООО Bofanda в виде беспроцентного финансового займа для закупки и производства готовой текстильной продукции, а также осуществления экспорта в Республику Корея.  

Важную роль в продвижении различных инструментов торгового финансирования
в Узбекистане играют средства международных финансовых организаций 

Нейтрализация рисков

Применяемые в Узбекистане механизмы постэкспортного финансирования были направлены на снижение риска неплатежа для экспортеров и обеспечение своевременного поступления валютной выручки за отгруженные товары. При этом предприятия-экспортеры предпочитали использовать как форму платежа 100-процентную предоплату, что объяснялось недостатком собственного оборотного капитала и низкой доступностью банковских кредитов.

Коммерческий аккредитив. Изучение мировой практики показало, что наиболее широко используемым инструментом финансирования торговли является коммерческий аккредитив (38% от общего объема финансирования экспорта). Преимуществом данной формы платежа является равномерное распределение риска между покупателем и продавцом, а к недостаткам относятся трудоемкость и относительная дороговизна процесса получения аккредитива.

В Узбекистане процедура получения аккредитива также является относительно длительной и затратной. Кроме того, если продавец по внешнеторговому контракту желает получить дополнительную гарантию осуществления платежей, он может потребовать подтверждения документарного аккредитива. При этом возникают дополнительные расходы, связанные с выплатой комиссионного вознаграждения иностранному банку за подтверждение документарного аккредитива.

Для оформления банковской гарантии требуется внушительный пакет документов, подтверждающих платежеспособность покупателя, и процесс его получения может занять до 1 месяца, а стоимость услуги – до 5% от размера контракта.

Применяемые в Узбекистане механизмы постэкспортного финансирования
были направлены на снижение риска неплатежа для экспортеров и обеспечение
своевременного поступления валютной выручки за отгруженные товары

Страхование. Использование страхового покрытия экспортных контрактов не получило широкого распространения, т.к. данная форма гарантирования платежа связана с дополнительными издержками для экспортеров. Ставка по страхованию экспортных операций различается в зависимости от страны импортера и колеблется в пределах 0,3- 1,5% от стоимости контракта.

Причиной низкого спроса со стороны производителей-экспортеров на услуги страховых компаний являлось преимущественное использование ими предоплаты как наименее рискованной формы расчетов по экспортным контрактам. Спрос на услуги по страхованию экспортных кредитов коммерческих банков по типу «Кредит покупателю» отсутствовал в силу того, что коммерческие банки пока практически не занимались предоставлением кредитов непосредственно импортерам или их банкам. Более того, большинство национальных страховщиков в силу недостатка платежеспособности и финансовой устойчивости отказывались принимать в свой страховой портфель крупные риски с высокой вероятностью реализации, какими в большинстве случаев являются экспортные кредиты.

Страхование экспортных операций на рынке Узбекистана, в основном, осуществляется Национальной компанией экспортно-импортного страхования «Узбекинвест». На компанию фактически возложены функции государственного агентства по страхованию экспортных рисков Республики Узбекистан. Однако НКЭИС «Узбекинвест» имеет достаточно широкий спектр основной деятельности и не фокусируется только на страховании экспортно-импортных операций. Так, доля страхования экспортных операций в общем объеме обязательств по страхованию компании «Узбекинвест» составляет менее 1%. При этом более половины общего объема обязательств по страхованию экспорта приходится на экспортные операции субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

В результате снятия ограничений по формам расчетов при экспорте следует ожидать роста спроса со стороны предприятий-экспортеров на услуги по страхованию экспортных контрактов. При этом страховым компаниям необходимо не только расширить перечень услуг по страхованию экспорта, но и обеспечить дифференциацию существующих страховых программ по срокам и стоимости страхуемых контрактов в целях облегчения доступа к ним определенных групп клиентов, прежде всего, субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Причиной низкого спроса со стороны производителей-экспортеров на
услуги страховых компаний являлось преимущественное использование
ими предоплаты как наименее рискованной формы расчетов по экспортным контрактам

Факторинг. Банкам разрешены факторинговые операции по продаже валюты в счет будущего поступления валюты от экспорта товаров и услуг, но на практике экспортеры практически не обращаются за факторинговыми услугами по следующим причинам:

- установлен запрет на оказание факторинговых услуг убыточным предприятиям;

- недостаток знаний, умений и навыков работы с факторинговыми услугами, как со стороны банков, так и со стороны предприятий-экспортеров;

- осторожность экспортеров при отсрочке платежей по экспортным контрактам.

Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-1731 от 26.03.2012 г. «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции» коммерческим банкам было рекомендовано расширить объемы осуществления факторинговых услуг по экспортным операциям с увеличением предельного срока их осуществления с 60 до 90 дней. Однако широкого распространения они еще не получили. В частности, по данным Центрального банка Республики Узбекистан доля факторинговых кредитов в общем объеме кредитования коммерческими банками составила 1,2% в 2014 году, 0,7% в 2015 году и 0,3% в 2016 году.

Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства» от 3 ноября 2017 года субъектам предпринимательства предоставляется право осуществлять экспорт товаров, работ и услуг, за исключением свежей плодоовощной продукции и сырьевых товаров, за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков.

Банкам разрешены факторинговые операции по продаже валюты в счет
будущего поступления валюты от экспорта товаров и услуг, но на практике
экспортеры практически не обращаются за факторинговыми услугами

Данная мера, несомненно, окажет значительное стимулирующее воздействие на развитие экспорта. При этом необходимо учитывать важность оказания государственной финансовой поддержки при использовании экспортерами более рискованных форм платежа при экспорте. Во многих зарубежных странах официальная поддержка экспорта оказывается через ЭКА посредством использования различных инструментов торгового финансирования, направленных на хеджирование рисков, таких как страхование экспортных контрактов и предоставление гарантий платежа. Более широкое использование этих инструментов в Узбекистане позволит предприятиям выбирать приемлемые для них формы расчетов при экспорте, не неся при этом значительных затрат, связанных со смягчением рисков.

Форфейтинг.  Для расширения объемов финансирования экспорта в Узбекистане рекомендуется также более широкое применение таких методов и инструментов мобилизации капитала, как экспортный факторинг и форфейтинг. Факторинг, как инструмент торгового финансирования, позволяет экспортерам сразу получить расчет за отгруженную продукцию и направлять средства на покупку сырья или другие нужды, что способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств и, соответственно, производства экспортной продукции. При форфейтинге компания, осуществляющая покупку долговых обязательств, берет на себя все виды рисков. Главными отличиями форфейтинга от факторинга является невозможность регресса относительно экспортера, средне- и долгосрочный характер требований и выплата полной цены требования (при факторинге обычно «замораживаются» 10-20%).

При форфейтинге компания, осуществляющая покупку
долговых обязательств, берет на себя все виды рисков

В отличие от факторинга, форфейтинговые операции практически не применяются в Узбекистане. Это связано с тем, что размеры получаемых экспортером сумм при форфейтинге превышают размеры обычных коммерческих кредитов (минимальная сумма, используемая при форфейтинге, составляет не менее 250 тыс. долл. США; средняя сумма контракта – 1-2 млн. долл. США). Для реализации таких крупных проектов в Узбекистане используются традиционные способы финансирования (государственное финансирование, кредиты международных организаций, прямые иностранные инвестиции и др.). Кроме того, для внедрения в практику форфейтинговых операций необходимо создание в республике эффективного механизма обращения коммерческих векселей, что требует внесения соответствующих изменений в законодательство и реформы финансового сектора.

 К сложным схемам торгового финансирования

В целом, для более широкого применения в Узбекистане подобных сложных схем торгового финансирования необходимо осуществление комплекса мер, включающих:

  • совершенствование законодательства: приведение национального законодательства, регулирующего проведение факторинговых операций, в соответствие с международными нормами и правилами;
  • повышение квалификации банковских работников для более эффективного применения современных нетрадиционных инструментов торгового финансирования через привлечение иностранных специалистов в области международного факторинга;
  • повышение уровня знаний и осведомленности предпринимателей по использованию факторинга в качестве формы финансирования экспортных операций через проведение тренингов и семинаров, а также создание специализированной литературы по торговому финансированию;
  • расширение практики предоставления факторинговых услуг не только со стороны коммерческих банков, но и со стороны специализированных факторинговых компаний. В развитых странах мира факторинговыми операциями занимаются не только банки, но и специализированные факторинговые компании, незначительно связанные с финансовыми институтами. Создание подобных компаний позволило бы расширить доступ предпринимателей к факторинговым услугам. Однако внедрение данного механизма требует соответствующего законодательного обеспечения и создания адекватных организационно-экономических условий.

Важным направлением развития финансирования экспорта в Узбекистане может стать использование сравнительно нового нетрадиционного инструмента торгового финансирования – Supply Chain Finance (финансирование цепочек поставок). Supply Chain Finance – это комплекс технологических решений и финансовых услуг, связывающих всех участников цепочки поставок – покупателей, поставщиков и финансирующие организации – для обеспечения прозрачности, снижения стоимости финансирования, повышения доступности ресурсов и сокращения сроков получения финансирования. При этом под такими решениями чаще всего понимается финансирование, основанное на кредиторской задолженности (или реверсивный факторинг).

Важным направлением развития финансирования экспорта в Узбекистане может
стать использование нетрадиционного инструмента (финансирование цепочек поставок).

Финансирование цепочки поставок дает целый ряд преимуществ как для покупателей, так и для поставщиков, банков. В то время как покупатели и поставщики могут финансировать свои собственные цепи поставок, услуги финансирования цепи поставок снижают как стоимость капитала, так и риск таких операций, позволяя клиентам снизить свои требования к оборотному капиталу и улучшить свою способность привлекать капитал. Преимущество для клиентов сопровождается значительными выгодами для банков, поскольку они могут увеличить доходы путем финансирования оборотного капитала в цепи поставок для своих клиентов, специализироваться на участии во всей цепи поставок, осуществлять продажи дополнительной продукции и услуг другим операторам в цепи поставок и, таким образом, увеличить свою клиентскую базу.

Для внедрения в практику применения Supply Chain Finance в Узбекистане необходимо наличие следующих базовых условий: разработка законодательных норм, регулирующих применение реверсивного факторинга и других инструментов финансирования цепей поставок; разработка и внедрение новейших информационных технологий, позволяющих связывать воедино покупателя, банк и поставщика; повышение степени информированности общества о возможностях использования современных нетрадиционных инструментов торгового финансирования.

Для ускоренного развития экспортных производств, обеспечивающих глубокую переработку сырья и выпуск конкурентоспособной на внешних рынках готовой продукции, диверсификации структуры и географии экспорта может быть использован механизм предоставления официальной финансовой поддержки экспорта через специализированное экспортно-кредитное агентство. Институт, предоставляющий за счет средств государственного бюджета экспортные кредиты, гарантии и осуществляющий страхование экспортных контрактов, в Узбекистане может быть создан на основе объединения отдельных подразделений четырех независимых структур, имеющих некоторые функции, схожие с функциями экспортно-кредитных агентств в зарубежных странах: Фонд поддержки экспорта субъектов малого и частного предпринимательства, Гарантийный фонд развития малого предпринимательства, Национальная компания экспортно-импортного страхования «Узбекинвест» и Национальный банк ВЭД Республики Узбекистан.

В дальнейшем, по мере формирования эффективного механизма краткосрочного финансирования экспортной деятельности предприятий, можно наладить механизм предоставления среднесрочных и долгосрочных кредитов, гарантий и инструментов страхования для осуществления инвестиционной деятельности за рубежом.

 

Нишанбай Сиражиддинов, Гавхар Султанова

Экономическое обозрение №-5, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

В номере

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6