|   | 

Россия готовится к экономическому рывку

Россия готовится к экономическому рывку

Россия готовится к экономическому рывку

Что может извлечь для себя Узбекистан?

Российские власти в условиях обостряющейся мировой политико-экономической конкуренции поставили перед собой цель фактически совершить прорыв в области экономики, здоровья и благосостояния граждан. Заявленные в подписанном президентом Владимиром Путиным указе цели и стратегические задачи развития РФ до 2024 года, в случае их реализации, могут стать одним из «локомотивов» развития всего постсоветского пространства. Для стран Центральной Азии и, в первую очередь, Узбекистана новый амбициозный российский план может представлять серьезный интерес, причем не только с точки зрения долгосрочного планирования развития двусторонних торгово-инвестиционных связей, но и с точки зрения учета успехов и просчетов, которые, безусловно, будут при реализации «плана Путина», для разработки собственных аналогичных программ и стратегий.   

Для стран Центральной Азии и, в первую очередь, Узбекистана новый
амбициозный российский план может представлять серьезный интерес

Контуры плана Путина

В качестве важнейшей цели в «плане Путина» обозначено превращение России в одну из пяти крупнейших экономик мира к 2024 году через ускорение роста ВВП выше среднемирового и удержание инфляции на уровне 4%. Фактически российская экономика должна будет расти на 4% в год. При этом следует учитывать, что по прогнозу «Организации экономического сотрудничества и развития» (ОЭСР), мировой ВВП будет увеличиваться на 3,9% в период 2018-2019 гг. Для информации: экономика РФ в 2017 году выросла всего на 1,5%.

В настоящее время российская экономика, по оценкам МВФ, находится на 11-м месте в мире по размеру номинального ВВП – почти 1,72 трлн. долларов. Для того, чтобы достичь поставленной цели, РФ придется обойти по темпам роста не только такие развитые страны, как Великобритания (5-е место) и Франция (6-е место), но и быстро растущих партнеров по БРИКС – Индию (7-я экономика) и Бразилию (9-е место). Что же касается ВВП по паритету покупательной способности, то здесь позиции России выглядят лучше – 7-е место с 4,16 трлн. долларов.

В практическом плане экономический рост должны обеспечить такие меры, как дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, прорыв в технологическом развитии благодаря 50-процентному увеличению числа организаций, специализирующихся на разработке и внедрении инновационных технологий, а также ускоренное внедрение цифровых технологий. Хотя Россия в области высоких военных технологий уже вышла на передовые позиции в мире, однако в сфере гражданской экономики ее позиции во многих рейтингах не так уж высоки.

В качестве важнейшей цели в «плане Путина» обозначено превращение
России в одну из пяти крупнейших экономик мира к 2024 году

Так, в рейтинге «Индекса развития информационно-коммуникационных технологий», рассчитываемого по методике Международного союза электросвязи, Россия занимает всего 45-е место в мире. В то же время эксперты отмечают довольно быстрый рост внедрения современных технологий в отдельных секторах гражданской экономики, например, в сельском хозяйстве. На начало 2018 года стоимость рынка информационно-компьютерных технологий в сельском хозяйстве РФ составила около 360 млрд. рублей (почти 6 млрд. долл.), или 15-е место в мире. Министерство сельского хозяйства планирует увеличить этот показатель в 5 раз к 2026 году за счет поддержки агростартапов. Всего же на дигитализацию экономики правительство должно будет как минимум в три раза увеличить внутренние инвестиции по сравнению с 2017 годом.

Для повышения доли инновационных технологий в промышленном и сельскохозяйственном производстве планируется углубить интеграцию бизнеса и системы образования. В этой связи будет инициировано создание не менее 15 научно-образовательных центров на основе интеграции университетов и бизнеса. По всей видимости, эти центры будут тесно связаны с высокотехнологичными экспортоориентированными секторами, создаваемыми в базовых отраслях экономики. В эти же секторы будут направляться специально подготовленные высококвалифицированные кадры. Также планируется обновить не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, и создать научные центры мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований.

Экономические меры, которые будут приняты до 2024 года, должны повысить экспорт несырьевой продукции до 250 млрд. долларов в год, в том числе продукции машиностроения до 50 млрд. долл., продукции агропромышленного комплекса до 45 млрд. долл., а также  экспорт оказываемых услуг до 100 млрд. долларов в год. Все это может привести к дальнейшему снижению зависимости экономики от топливно-энергетического комплекса, составляющего сегодня до 70% товарной структуры российского экспорта.

Для повышения доли инновационных технологий в промышленном
и сельскохозяйственном производстве планируется углубить
интеграцию бизнеса и системы образования

Нужно отметить, что в последние годы РФ быстрыми темпами наращивает экспорт несырьевой продукции. По итогам 2017 года он вырос на 20%, со 158,4 до 190 млрд. долларов. Быстро рос экспорт продукции автомобилестроения, железнодорожного машиностроения (на 35%) и сельхозмашиностроения (на 24%). Однако эксперты подчеркивают, что львиная доля в экспорте несырьевой продукции по-прежнему приходится на товары с довольно низкой добавленной стоимостью. Так, экспорт металлопродукции составляет 30% от несырьевого экспорта, продукции химической промышленности –  20% и продовольствия – 14%. В этой связи возникает вопрос о том, произойдет ли качественное изменение структуры будущего российского экспорта при реализации «плана Путина», и каким будет в нем процентное соотношение между экспортом высокотехнологической и низкотехнологической продукции.

Рывок в развитии экономики, экспорта и транспортных коммуникаций должен позволить создать новые рабочие места, повысить реальные доходы граждан и уровень пенсионного обеспечения выше уровня инфляции,  что в итоге должно привести к снижению уровня бедности в два раза. Фактически речь будет идти о двухэтапной программе, первая часть которой будет призвана остановить негативный тренд по попаданию все большего числа граждан в группу риска из-за падения доходов, а вторая часть будет сфокусирована на выводе граждан на траекторию роста благосостояния.

Проблема бедности в России действительно внушает опасения. По данным Института соцанализа и прогнозирования РАНХиГС, в 2016 году 70% семей начали урезать расходы на обновление гардероба, продукты питания, развлечения, поездки в отпуск, медикаменты. Примерно 1/3 населения потенциально может опуститься за черту бедности. В группе риска находится примерно 25% россиян в возрасте 26-35 лет. Это самый экономически и репродуктивно активный возраст.

Одновременно с повышением благосостояния граждан В. Путиным ставится цель повысить качество жизни россиян, ее продолжительность, а также общую численность населения за счет мер по стимулированию ведения здорового образа жизни, повышению качества предоставляемых медицинских услуг и питания, улучшению экологии и городской среды,  предоставлению доступа к дешевому жилью, финансовой и социальной поддержке семей при рождении детей.

Планируется создать научные центры мирового уровня,
включая сеть международных математических центров
и центров геномных исследований

Позитивные и негативные факторы реализации

Первый вопрос, который возникает при анализе обозначенных в указе целей, заключается в определении способности властей РФ обеспечить их реализацию соответствующими финансовыми ресурсами и эффективными административными и концептуальными мерами по стимулированию экономического роста. Деньги на реализацию «плана Путина» потребуются огромные. По оценкам премьер-министра Дмитрия Медведева, для реализации указа необходимо будет около 25 трлн. рублей (400 млрд. долларов), из которых 8 трлн. рублей (129 млрд. долл.) нужно будет найти на новые проекты.

В этом плане в первую очередь следует отметить наличие у РФ мощной финансовой подушки в виде золотовалютных резервов, достигающих 460 млрд. долл. Позитивным фактором может также считаться рост мировых цен на нефть. Благодаря сделке с ОПЕК, заключавшейся в совместном снижении добычи, Россия с начала 2016 г. по октябрь 2017 г. получила дополнительные доходы в размере до 1 трлн. рублей, или 17,3 млрд. долларов (по курсу 57,57 рубля за 1 доллар США на октябрь 2017 г.).

Скорее всего, в 2018 году доходы российского бюджета от нефтяного экспорта могут еще больше вырасти из-за влияния военных и политических факторов, прежде всего, из-за сохраняющейся сложной ситуации на Ближнем Востоке, которая усугубилась выходом США из иранской ядерной сделки, толкающей цены на «черное золото» вверх. Минфин РФ уже пересмотрел собственный прогноз о дополнительных доходах от продажи нефти и газа (доходы от превышения заложенной в бюджет цены на нефть в 40,8 долл. за баррель) в сторону их повышения. Теперь они должны вырасти с 527 млн. рублей (8,5 млн. долл.) до 2,74 трлн. рублей (44,12 млрд. долл.), что впервые с 2011 года сделает бюджет РФ профицитным.   

На фоне ожидаемого роста доходов бюджета, конечно, будет актуализироваться вопрос об эффективном использовании этих средств, часть из которых будет направлена на достижение целей, обозначенных в указе Путина. По мнению Виктора Ивантера, академика РАН, научного руководителя Института народнохозяйственного прогнозирования, администрирование значительной части бюджетных расходов будет осуществляться через 12 национальных проектов, подготовка и корректировка будут проводиться в течение ближайших пяти месяцев. Это, в свою очередь, как он считает, будет означать окончательный переход к проектному государственному управлению.

Одновременно с повышением благосостояния граждан В. Путиным
ставится цель повысить качество жизни россиян, ее
продолжительность, а также общую численность населения

Однако, как можно понять со слов В. Ивантера, проектное госуправление не стоит считать неким аналогом плановой советской экономики. В его определении, «национальные проекты – это, прежде всего, информация для бизнеса о том, где и что государство будет делать, куда оно вложит свои ресурсы и, следовательно, какие условия будет создавать для частной инициативы». Ивантер указывает, что «госслужащие из своих кабинетов не в силах, скажем, добиться повышения производительности труда по экономике ежегодно на пять процентов, но они могут способствовать созданию условий, чтобы этой проблемой занимался бизнес, чтобы работники не болели, повышали квалификацию и так далее».

Таким образом, если переход к проектному государственному управлению состоится, то тогда можно будет говорить о взятии Москвой курса на достижение эффекта синергии от обеспечения взаимодействия государства и частного бизнеса. Если правительству РФ удастся создать в рамках национальных проектов продуктивно работающий механизм, конечно при условии снижения уровни коррупции, снятия бюрократических препон, обеспечения защиты инвестиций и поддержки индивидуальной инициативы, то это может обеспечить не только приток внутренних инвестиций, но и направление в реальные проекты возвращающихся из-за рубежа денег российских предпринимателей. Учитывая, что объем накопленных гражданами РФ средств внутри страны оценивается в 500-654 млрд. долл., а в офшорах – не менее 700 млрд. долл., то вложение хотя бы части этих денег в национальные проекты может привести к «взрывному эффекту» для российской экономики.

Вместе с тем, в России есть широкий спектр мнений, довольно критически оценивающих способности правительства страны совершить рывок в экономике. Еще в феврале 2018 года Высшей школой экономики (ВШЭ) был проведен опрос, в котором участвовали 26 российских и зарубежных экономистов, относительно видения перспектив российской экономики в 2018-2019 годах и далее до 2024 года. Большинство опрошенных экономистов сошлись во мнении, что в ближайшие пару лет рост ВВП не превысит 2%. В 2018 году рост будет на уровне 1,7%, 2019–2020 годах — 1,6%, 2021 году — 1,8%, а в 2022 году — вновь 1,6%. Подобных темпов роста будет явно недостаточно, поскольку, как отмечалось выше, для достижения всех обозначенных в указе Путина целей необходим будет как минимум 4-процентный рост ВВП, а по мнению бывшего министра финансов Алексея Кудрина, рост должен составить 6%.

По оценкам премьер-министра Дмитрия Медведева, для реализации
указа необходимо будет около 25 трлн. рублей (400 млрд. долларов)

Опрос предпринимателей, также проведенный ВШЭ, показал, что 35% руководителей не ожидают существенного улучшения предпринимательского и инвестиционного климата, и более 40% сообщили о полном отсутствии планов долгосрочного развития капиталовложений на своих предприятиях. Положительных перемен в течение ближайших двух лет ожидают чуть более 10% предпринимателей.

Против успешной реализации «плана Путина» будет играть и продолжающаяся война санкций между Россией и Западом. Вашингтон уже приступил к точечным ударам по ведущим российским предпринимателям. 6 апреля 2018 г. Минфин США ввел санкции против семи российских предпринимателей, а также 12 подконтрольных им компаний. Американским гражданам теперь запрещено поддерживать какие-либо деловые отношения с ними и их компаниями. После этой новости сразу же последовало падение стоимости акций компаний «Русал» и «En+», в результате чего их владелец Олег Дерипаска потерял 1,3 млрд. долларов, или 1/5 часть своего состояния. Потери в 956 млн. долл. понес российский миллиардер Виктор Вексельберг, а Сулейман Керимов обеднел на 244 млн. долл. Общие потери российских миллиардеров превысили 3 млрд. долл. Одновременно «просел» курс российского рубля по отношению к доллару США (60 рублей) и евро (74 рубля).

В то же время положительным моментом для России в длящейся уже почти 4 года санкционной войне является то, что между США и странами ЕС стал все больше обозначаться раскол в экономических интересах. Особенно выпукло он проявил себя в отношении иранской ядерной сделки. Как известно, Д. Трамп вышел из нее, в то время как ведущие европейские государства отказались следовать за США в их политике возвращения всеобъемлющих санкций против Тегерана, так как она может обернуться серьезными убытками компаниям из ЕС, успевшим заключить многомиллиардные контракты с ИРИ. Многие российские политики уже призывают использовать появившийся шанс и начать находить точки сближения с ЕС для нормализации двусторонних отношений, тем более, что внутри ЕС также все активней проявляют себя политические группы, выступающие за более самостоятельный внешнеполитический и экономический курс Европейского Союза.

Геополитический фактор будет оказывать давление и на реализацию озвученных В. Путиным экономических планов по обеспечению до 2024 года более широкого и свободного доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. Вполне вероятно, что реализация этих планов вызовет рост конкуренции России и США на многих рынках, включая рынки постсоветского пространства и особенно пространства ЕАЭС. Как следует из текста указа Путина, ЕАЭС рассматривается как важнейший экономический ресурс для России. В частности, в задачу правительству ставятся разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики стран ЕАЭС при реализации планов в области развития цифровой экономики, увеличения объема торговли и взаимных инвестиций внутри Союза не менее чем в полтора раза, а также завершения формирования общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Поскольку в ЕАЭС входят Казахстан и Кыргызстан, то вполне можно ожидать, что Центральная Азия в период до 2024 года будет все больше превращаться в один из регионов геополитической и геоэкономической борьбы РФ и США.

В 2018 году доходы российского бюджета от нефтяного экспорта могут
еще больше вырасти из-за влияния военных и политических факторов

Потенциальные дивиденды Узбекистана

Для долгосрочных экономических интересов Узбекистана успех, даже частичный, новой программы развития России до 2024 года открывает большое количество возможностей. Рост благосостояния миллионов российских граждан будет вести к повышению их покупательной способности, что, конечно же, будет стимулировать наращивание импорта сельскохозяйственной и промышленной продукции из Узбекистана. Новые программы развития, в которые правительство РФ планирует направить триллионы государственных и частных рублей, создадут потребность в найме дополнительной рабочей силы, в том числе иностранной, что увеличит объемы денежных переводов в страны ЦА и оживит их внутренние потребительские рынки и производство.

Однако, помимо количественных дивидендов, Узбекистан потенциально может извлечь и качественные. Прежде всего, это касается изучения российского эксперимента по запуску механизма проектного государственного управления и его гармонизации с долгосрочными интересами частного бизнеса. Кроме того, дивиденды могут быть извлечены из налаживания сотрудничества с российскими программами генерации новых знаний, среди которых научно-образовательные центры на платформе интеграции университетов и бизнеса, центры математических и геномных исследований. Сотрудничество с ними поможет Узбекистану получить доступ к новым знаниям, значимость которых в условиях современной экономики и геополитики становится критически важной.

Администрирование значительной части бюджетных расходов
будет осуществляться через 12 национальных проектов

В фокус внимания могли бы попасть и планы Москвы по улучшению качества жизни россиян и созданию «качественно нового человека», который бы отвечал критериям развитого общества, ориентированного на человека, как на фундамент, на котором строятся прогресс и инновации. Перед Узбекистаном также  рано или поздно встанет вопрос о приложении более активных усилий и направлении больших инвестиций в обеспечение перехода от «человека экономики массового производства» к «человеку инновационной экономики» и созданию новой среды его проживания. Как показывает опыт развитых стран, подобный переход всегда влечет за собой качественное изменение потребностей людей, приводя к диверсификации экономики и появлению новых секторов производства и услуг.

В региональном аспекте «плана Путина» Узбекистану может быть интересна будущая политика РФ в отношении ЕАЭС. Хотя Узбекистан и не является участником этого экономического объединения, однако он тесно связан с его странами-членами, и поэтому, если планы Москвы по значительному увеличению объемов торговли и взаимных инвестиций внутри ЕАЭС, а также углублению процесса формирования общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы будут успешно реализовываться, то Узбекистану также стоило бы более детально изучить возможности извлечения соответствующих дивидендов из них через использование имеющихся или создание новых механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества.

 

Рустам Махмудов

Экономическое обозрение №-5, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

В номере

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6