|   | 

Электронные носители граждан

Электронные носители граждан

Электронные носители  граждан

Цифровые технологии не менее активно, чем в других областях, вторгаются в процессы изготовления и использования документов, удостоверяющих личность, оформления въездных виз, ведения медицинской карточки или страховки, трудовых книжек, документов на транспортные средства, различных видов пропусков и т.д.
Паспортная цифровизация

Первым документом гражданина Узбекистана, в котором данные о его владельце, в том числе фото и отпечатки пальцев, стали храниться также в электронном виде, в микрочипе, вшитом в обложку, стал биометрический паспорт, поэтапное введение которого началось в 2011 году. Биометрический паспорт был введен в целях выполнения требований ИКАО к проездным документам, и с июня 2014 года выезд за границу стал возможен только по биопаспорту.
Однако стикер разрешительной записи для выезда за границу в биопаспорте давался сроком только на 2 года, что вызывало у граждан определенные неудобства и это привело к принятию нового решения. Указом Президента от 16 августа 2017 года «О коренных мерах по совершенствованию порядка выезда граждан Республики Узбекистан за границу» с 1 января 2019 года вводится в действие биометрический паспорт для выезда за границу, то есть отдельный загранпаспорт, а также отменяется порядок оформления стикера разрешительной записи для выезда за границу. В соответствии с данным указом биометрический паспорт гражданина Узбекистана образца 2011 года будет являться документом, удостоверяющим личность и гражданство его владельца, и использоваться на территории страны, а с начала 2021 года по нему нельзя будет выезжать за границу.
Но на этом паспортные трансформации не заканчиваются. Постановлением Президента от 18 апреля 2018 года «Об организационных мерах по ускоренной интеграции ведомственных информационных систем и реализации инновационных проектов» предусмотрены внедрение и в срок до 1 ноября 2018 года пилотный запуск в городе Ташкенте:
- вместо существующей системы паспортов, свидетельств о рождении и других документов, удостоверяющих личность (внутри республики), за исключением водительских прав, внедрение системы идентификационных карт (ID-карты), содержащей единый номер идентификации каждого гражданина, его персональные данные и используемой для установления личности при получении госуслуг;
- системы учета транспортных средств, предусматривающей замену действующих номеров на международные образцы, отмену бумажных документов на транспортные средства с прикреплением соответствующей информации к идентификационным картам (ID-карты) владельцев транспортных средств.
Таким образом ID-карты, или идентификационные карточки (от анг. Identity Document), постепенно будут заменять паспорта, удостоверяющие личность гражданина внутри республики. За границу будем ездить с начала 2019 года по новым загранпаспортам, и наш первый биопаспорт, как загранпаспорт, прослужит всего восемь лет (2012-2020 гг.).
Служебная паспортизация
Возникает вопрос. Какую роль в будущем будет выполнять наш первый биопаспорт образца 2011 года или он станет ненужным? А ведь только первоначальный контракт с французской компанией Oberthur Technologies по внедрению биометрической паспортной системы в Узбекистане обошелся в 75,1 млн. евро.
Какие есть варианты теперь. При введении ID-карты как внутреннего документа для биометрического паспорта образца 2011 года остается одна ниша — стать заграничным биометрическим паспортом без необходимости вклеивания в него стикера разрешительной записи для выезда за границу. Вместо нового загранпаспорта, запланированного к введению с 1 января 2019 года, целесообразно ввести служебный загранпаспорт, использование которого также является общемировой практикой.
Классический набор документов, удостоверяющих личность гражданина, выглядит следующим образом: ID-карты, гражданский загранпаспорт, служебный загранпаспорт, дипломатический паспорт. Что даст введение служебного паспорта?
В соответствии с международной практикой служебный паспорт выдается обычно госслужащим высокого и среднего уровня, руководству крупных компаний, зарубежным представителям, в том числе техперсоналу диппредставительств, только при осуществлении ими загранпоездок по служебным делам и показывает статус владельца паспорта.
В настоящее время активно ведется международный обмен, и выезд по служебному паспорту представителей наших госорганов и других руководителей, которые по статусу не имеют права пользоваться дипломатическим паспортом, позволял бы им пользоваться удобствами, которые предоставляются владельцам служебных паспортов, в том числе при пересечении госграницы, получении виз по упрощенной процедуре и даже бесплатно, обычно на основе взаимности, и др.
Существует также практика заключения между странами соглашения о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам. Узбекистан также имеет с некоторыми странами соглашения о безвизовых поездках, но только по дипломатическим паспортам и при наличии у нас служебного паспорта. Можно было бы распространить эти соглашения и на служебные паспорта и тем самым облегчить процедуру выезда их владельцев за границу.
При отсутствии служебного паспорта каждое ведомство или госорган обычно стремятся включить в перечень должностей министерств и ведомств, имеющих право на получение диппаспорта, дополнительные должности и тем самым расширить круг владельцев диппаспортов, который в соответствии с мировой практикой обычно выдается ограниченной категории граждан. Введение служебного паспорта могло бы решить вопрос с получением госслужащими соответствующего их статусу документа для совершения служебных поездок за границу.
Постепенное внедрение электронных носителей в различные документы, которыми пользуются наши граждане, идет параллельно с полным переводом отдельных из них в электронный формат. Например, планируется, что с 1 января 2019 года сведения о трудовом стаже будут учитываться в электронном виде, то есть будут вводиться электронные трудовые книжки. Во многих странах используется также система ведения в поликлиниках врачами записей в медицинские книжки в электронном виде. Переход от бумажных носителей информации на электронные еще предстоит осуществить во многих сферах нашей жизни. Главное, чтобы это отвечало интересам как государства, так и каждого отдельного гражданина.
Виртуализация туристов
По пересмотренным данным Госкомтуризма, из посещавших Узбекистан в 2017 году 2,52 млн. человек, заполнявших на границе таможенные декларации, число «чистых» туристов, целью въезда которых был именно туризм, составило порядка 200 тысяч человек. С учетом данной переоценки Госкомтуризм планирует в 2018 году привлечь в страну порядка 350 тысяч «чистых» иностранных туристов и к 2020 году довести эту цифру до 500 тысяч человек. Новые планы по турпотоку потребовали ускорения принятия мер по облегчению визового режима для граждан, прежде всего тех стран, жители которых любят путешествовать.
Напомним, что в целях создания благоприятных условий для въезда в Узбекистан иностранных туристов в Указе Президента от 2 декабря 2016 года «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристической отрасли» заинтересованным ведомствам было, в частности, поручено с 1 января 2021 года отменить визовый режим для въезда в Узбекистан в туристических целях на срок не более 30 дней для граждан 27 стран, а также разработать другие меры по облегчению визового режима. Учитывая важность для экономики страны наращивания экспорта, в том числе экспорта туристических услуг, сроки выполнения указанных поручений, заложенных в данном указе, были сокращены почти на два с половиной года. Например, предусмотренная указом система «зеленого коридора» заработала в аэропортах республики уже с начала 2018 года.
Что касается въездных виз, то Указом Президента от 3 февраля 2018 года «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристического потенциала» с 10 февраля 2018 года установлен безвизовый режим сроком на 30 дней для граждан шести из указанных выше 27 государств, а именно Израиля, Индонезии, Республики Корея, Малайзии, Сингапура, Японии и дополнительно Турции, а также в перечень стран, гражданам которых визы оформляются в упрощенном порядке, включены еще 39 государств, в том числе все оставшиеся от 27 стран, за вычетом получивших безвизовый режим. Также было поручено ввести с 1 июля 2018 года систему выдачи электронных виз.
В отношении безвизового въезда транзитных пассажиров и внедрения системы электронных виз 4 июля 2018 года вышло Постановление Президента «О дальнейших мерах по оптимизации порядка въезда иностранных граждан в Республику Узбекистан», в соответствии с которым с 15 июля 2018 года введена в эксплуатацию система оформления и выдачи электронных виз E-VIZA.UZ.
Теперь иностранному гражданину нет необходимости обращаться за визой в посольства или консульства Узбекистана, он может это сделать, не выходя из дома, путем заполнения по интернету анкеты соответствующего образца и оплаты посредством электронных платежей консульского сбора в размере 20 долл. США. Срок рассмотрения заявки на выдачу электронной визы составляет 2 дня, не считая дня ее подачи. Оформленную электронную визу иностранец получает на свой адрес электронной почты. Электронная виза действует в течение 3 месяцев с даты ее получения и позволяет владельцу в течение данного периода однократно посетить и находиться в Узбекистане до 30 дней.
Одна из отличительных особенностей оформления электронной визы состоит в том, что в случае отказа в выдаче электронной визы уплаченная пошлина в размере 20 долл. США не возвращается. При обычном вклеивании визы в паспорт плата взимается только в случае ее выдачи. Таким образом, при оформлении электронной визы плата взимается не за ее выдачу, а за рассмотрение заявки на ее получение. Такой порядок оплаты за визу практикуется многими странами, в частности США, Канадой и др.
Следует отметить, что электронную визу в Узбекистан могут получить только гражданине тех стран, для которых установлен упрощенный порядок получения виз, заключающийся в том, что для получения визы не требуется приглашения юридического или физического лица в Узбекистане и сроки рассмотрения визовой заявки составляют два дня. В настоящее время упрощенный порядок получения виз в Узбекистан действует в отношении граждан 51 страны, из которых 39 стран были включены в данный список с 10 февраля текущего года.
Постановлением также с 15 июля 2018 года в отношении граждан 101 страны вводится безвизовое транзитное пребывание на территории Узбекистана на срок не более 5 суток при наличии у них авиабилетов в третью страну. Кроме этого, с 15 июля 2018 года вводится безвизовый въезд для иностранных граждан, не достигших возраста 16 лет, имеющих загранпаспорт или биометрический проездной документ, при их сопровождении законными представителями на срок действия въездной визы сопровождающего лица.
Введение безвизового режима для детей до 16 лет создает дополнительные удобства иностранным гражданам, которые совершают поездки в Узбекистан вместе с детьми. При этом сотрудники консульских учреждений также будут избавлены от лишней работы, так как оформление детям до 16 лет въездных виз носило больше формальный характер по той причине, что дети обычно не вносятся в списки лиц, въезд которых не желателен и, следовательно, в визе им обычно не отказывают. Кроме этого, по действующему тарифу въездные визы детям оформляются без взимания консульских сборов, то есть бесплатно, и поэтому доход государству эта процедура не приносит, а наоборот, расходуется визовый стикер, производство которого стоит денег.
Постановлением предусмотрена разработка до 1 октября 2018 года предложений по введению дополнительных визовых режимов для различных категорий иностранных граждан, посещающих Узбекистан. В частности, Silk road — для туристов, путешествующих по странам Шелкового пути с возможностью признания визовых отметок других стран, Vatandosh — пятилетняя виза для уроженцев Узбекистана и членов их семей, Golden viza — десятилетняя виза для крупных иностранных инвесторов.
Первый тип визы Silk road при признании визовых отметок других стран, видимо, будет представлять из себя подобие «шенгенской визы» для стран Шелкового пути. Выдача виз для соотечественников и инвесторов практикуется многими странами, в том числе, крупным инвесторам может выдаваться виза, дающая право на постоянное проживание. Например, в Австралии для получения визы инвестора необходимо инвестировать в страну 3,6 млн. долл., в Великобритании — около 2 млн. фунтов, в США — от 500 тыс. долл. и создать 10 рабочих мест, в Испании и Португалии — около 500 тыс. евро, в Болгарии — 300 тыс. евро, в Латвии — 250 тыс. евро в недвижимость и т.д.
В заключение стоит подчеркнуть, что максимальное сосредоточение в одном электронном документе информации о личности человека и связанных с ним данных будет создавать его владельцу дополнительные удобства для использования данного документа во всех необходимых ему случаях. Возможно, придет время, когда люди вообще не будут использовать никакие бумажные документы, а вся информация, касающаяся конкретного человека, будет записана в чипе, который будет безвредно вживлен в его тело, с возможностью его считывания соответствующим устройством.

Эдвард Романов

Экономическое обозрение №-7, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Колумнисты

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6