|   | 

Гармонизация урбанизации

Гармонизация урбанизации

Гармонизация урбанизации

В настоящее время в Узбекистане идет много разговоров о том, как сделать большие города более удобными для жизни, принимая во внимание рост численности населения, количества автомобилей, потребления продуктов и услуг. К модернизации городов стали приглашаться иностранные компании и специалисты, такие как датский консультант по городскому дизайну Ян Гейл или российская городская консалтинговая компания «КБ Стрелка», что является, безусловно, очень позитивным шагом. В то же время нужно принять во внимание, что программы коренной модернизации по схеме развитых стран смогут позволить себе пока только несколько крупных городов в Узбекистане, что несет в себе существенные риски, которые могут определенным образом девальвировать инвестиции, направленные на городскую модернизацию.
Дело в том, что население Узбекистана продолжает расти очень высокими темпами и уже вплотную приблизилось к 33 млн. человек. При этом соотношение между городским и сельским населением составляет 50,6% и 49,4% соответственно. С высокой долей вероятности можно ожидать, что процесс переселения жителей сельской местности в наиболее крупные города страны продолжится, и одним из стимулов этого станет улучшение проживания в них в результате модернизации, что в свою очередь приведет к дальнейшему наращиванию нагрузки на инфраструктуру городов.
Примером может служить сосед по региону — Казахстан, где быстрое развитие и модернизация трех крупнейших городов страны — Алматы, Астаны и Шимкента — привели к массовому переезду в них жителей сельской местности и областных центров. При общей численности населения страны в 18 млн. человек численность постоянного населения Алматы уже приближается к 2 млн. человек (в 2013 году население города составляло 1,5 млн.). Астана очень быстрыми темпами перевалила за отметку в 1 млн. жителей к 2016 году. Только за один год — с 2016-го по 2017-й — численность ее населения выросла сразу на 8%. Население Шимкента также достигло 1 млн. чел. в 2017 году.
В результате всего этого стала обостряться проблема с дорожными «пробками», плотной застройкой, отмечается резкое ухудшение экологической ситуации из-за вредных выбросов от автомобилей, использования угля для производства электроэнергии и тепла и ошибок в городском планировании, как в Алматы, где застраивание предгорных районов привело к блокированию идущих с гор воздушных потоков, традиционно очищавших воздух в городе.
Массовое переселение людей в крупные города — это естественный процесс для стран, которые можно отнести к категории развивающихся. Крупные города в таких странах, особенно столицы, становятся центрами концентрации крупного бизнеса, в том числе и из-за фактора близости к властным структурам. А где бизнес, там и рабочие места. Это хорошо видно на примере Астаны, которая создавалась как административный город, но в итоге в кратчайшие сроки превратилась в город-миллионник.
Между тем в развитых странах, наряду с процессом урбанизации, давно действует и противоположный процесс контрурбанизации, т.е. переезда жителей крупных городов в малые города или населенные пункты в сельской местности. Контрурбанизация может быть частичной или полной. К частичной можно отнести переезд в commuter towns или bedroom towns — городки возле мегаполисов, в которых люди, согласно Википедии, «живут, едят и спят», а утром ездят на работу в большие города. К полной контрурбанизации относится переезд в малые города или сельскохозяйственные общины, которые становятся как местами проживания, так и центрами деловой активности.
Обоим типам контрурбанизации в развитых странах способствуют, прежде всего, два технологических фактора. В первую очередь, это развитие интернета или т.н. rural internet (интернетa сельских районов), что позволяет расширять пространство дистанционной занятости, когда заказчик и исполнитель могут взаимодействовать на расстоянии. Также развитый интернет облегчает проведение финансовых операций, получение дистанционного образования и т.п. Второй фактор — это развитие скоростного пригородного или междугороднего транспорта, который снижает необходимость постоянного проживания в мегаполисе, где находится место работы или учебы.
Важную роль в контрурбанизации играют вопросы меньших затрат на проживание и лучшие экологические условия в малых городах. Важнейшим фактором поддержки контрурбанизации является политика центральных и местных властей по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в небольших городах и коммунах. В развитых странах это способствует переезду в них образованных городских жителей, которые хотят реализовать свои идеи или бизнес-проекты. В основном, это проекты в области сельского хозяйства, туризма (агро, рекреационный, кулинарный туризм), различных типов производства.
В качестве примера можно привести производство каких-то уникальных по характеристикам продуктов, которые делаются вручную и небольшими партиями, в отличие от продуктов массового производства, что в условиях развитых стран значительно повышает их стоимость. Это и гаражные вина (micro-cuvee), винтажные сыры, мясные продукты, продукты категории «био» и т.д.
Образцом успеха считается француз Жан-Люк Тюневен, бывший банковский служащий, купивший в 1989 году небольшой виноградник в Бордо и создавший вино, получившее высокую оценку таких винных критиков, как Роберт Паркер и Мишель Ролан. В результате ему удалось в десятки раз увеличить площадь своего хозяйства и выпуск готовой продукции. Это вызвало волну подражателей по всему миру, переехавших из городов в винодельческие регионы со своими инвестициями и создавших феномен, известный сегодня как «авторское вино». Из постсоветских стран подобные процессы наблюдаются в России, особенно после введения эмбарго в отношении импорта европейской сельхозпродукции.
Развитие бизнеса в малых городах и общинах приводит к их преображению. Возникает сфера досуга, проводится модернизация инфраструктуры, строятся новое жилье, гостиницы, образовательные учреждения, зачастую высокого класса, идет внедрение «зеленой» энергетики. В Европе многие из малых городов становятся магнитами для туристов, что увеличивает приток в них рабочей силы (на постоянной или сезонной основе) из больших городов. В Германии, к примеру, большое количество выставок, конференций, корпоративных заседаний проводятся именно в малых городах. Многие малые города уже стали частью большого туристического бизнеса, что показывает появление многочисленных ассоциаций, таких как «Ассоциация самых красивых малых городов Италии», в которую могут войти только те городки-борги, которые отвечают целому ряду строгих критериев качества. Естественно, что это требует вложения значительных инвестиций и привлечения к работе на местах специалистов высокого уровня, большинство из которых приезжает из крупных городов. Важной составляющей процесса является то, что развитие малых городов в результате контрурбанизации удерживает в них местных жителей, дает им возможность найти работу и реализоваться в родном городе.
Во многих развивающихся странах постепенно начинают понимать значимость развития малых городов. Так, в России в январе 2018 года прошел Форум малых городов, на которых были обсуждены наиболее актуальные вопросы вывода малых городов из кризиса. В. Путин на форуме предложил пересмотреть традиционные принципы выделения госфинансирования, согласно которым «чем больше город, тем больше средств ему выделяется», что должно дать толчок развитию множества небольших городов, в том числе и имеющих исторические памятники или сохранивших свой исторический облик.
В Узбекистане также можно было бы попробовать изучить передовой опыт развитых стран по развитию малых городов, так как необходимо сужать образовавшуюся диспропорцию между ведущими городами и регионами и снижать давление на крупные города. Еще в 2009 году Центр экономических исследований издал аналитическую записку «Урбанизация и индустриализация в Узбекистане: вызовы, проблемы и перспективы», в которой отмечалось, что «малые города и поселки городского типа во все большей степени теряют городские функции и приобретают сельские очертания». К сожалению, этот процесс так пока и не удалось повернуть вспять.

 

Рустам Махмудов

Экономическое обозрение №-7, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Колумнисты

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6