«Плюсами» этого коридора назыв..." />

«Лазуритовый коридор» новые грани региональной транспортной конкуренции

«Лазуритовый коридор» новые грани региональной транспортной конкуренции

«Лазуритовый  коридор» новые грани региональной транспортной конкуренции

В середине ноября 2017 года Афганистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузия и Турция подписали Соглашение по транспортному проекту «Лазуритовый коридор». Это событие произошло на VII региональной конференции экономического сотрудничества по Афганистану, которая состоялась в Ашхабаде. Цель проекта «Лазуритовый коридор» — запустить новые транспортные маршруты для грузоперевозок, которые бы дали доступ Афганистану через Туркменистан к рынкам Южного Кавказа, Турции и Европы.

Схема маршрута «Лазуритового коридора» следующая. Грузы с территории Афганистана ввозятся в Туркменистан через два северных города — Агина (провинция Фарьяб) и Торгунди (провинция Герат). Далее через Ашхабад они следуют в порт Туркменбаши на Каспийское море, откуда доставляются в Баку и затем следуют до грузинских черноморских портов Поти и Батуми (Грузия) или до Карса и Стамбула (Турция) с выходом в Европу.

«Плюсами» этого коридора называются наличие уже функционирующей инфраструктуры, а также запуск 30 октября 2017 года железной дороги «Баку—Тбилиси—Карс» пропускной способностью 10 млн. тонн в год и с перспективой выхода на 25 млн. тонн. Возможности коридора серьезно усилит ожидаемый ввод в эксплуатацию нового туркменского морского порта в районе Туркменбаши с мощностью переработки 17-18 млн. тонн грузов в год, что выведет общую пропускную способность туркменской портовой инфраструктуры на Каспии на уровень 25-26 млн. тонн в год. Новый порт сможет обслуживать до 300 тысяч пассажиров, 75 тысяч трейлеров и 400 тысяч TEU.

Чтобы заполнить грузами «Лазуритовый коридор», его

участникам необходимо будет сделать перевозки по нему

значительно дешевле, чем через Иран, а также резко

увеличить товарооборот с Афганистаном.

В то же время эксперты считают, что запуск «Лазуритового коридора» потребует дополнительных инвестиций на сумму в 2 млрд. долларов, необходимых для усовершенствования инфраструктуры и оптимизации таможенных процедур. Также пока точно не определена норма рентабельности проекта.

Хотя в последнее время пишут, что проект «Лазуритовый коридор» станет конкурентом коридору, идущему через Узбекистан в Афганистан, осью которого выступает железная дорога «Хайратон—Мазари-Шариф», однако, учитывая ориентацию нового маршрута на западное направление, он, скорее всего, будет конкурировать с некоторыми завязанными на Афганистан иранскими транспортными коридорами. Но сможет ли в этой конкуренции «Лазуритовый коридор» реально перетянуть на себя транзитные грузы?

Известно, что афганский рынок представляет собой достаточно привлекательное направление, учитывая, что он сильно зависит от импорта, хотя, конечно, объемы импорта в последние годы несколько сократились. Во многом это связано с уменьшением валютных поступлений от западных партнеров и выводом ими большей части военных контингентов из страны. По данным на 2016 год, афганский импорт составил 7,72 млрд. долларов, упав с максимума в 9,06 млрд. долл. в 2013 году. При этом экспорт составил всего 541,41 млн. долларов. Тем не менее, речь все равно идет о достаточно больших грузопотоках.

Крупнейшими рынками для афганского экспорта в 2016 году стали Пакистан (283,32 млн. долл.), Индия (230 млн.), Иран (18,82 млн.), Турция (12,15 млн.), Ирак (11,18 млн.) и ОАЭ (9,37 млн.). В свою очередь крупнейшими партнерами Афганистана в сфере импорта были Иран (1,27 млрд. долларов, а по иранским данным — 2,5 млрд.), Пакистан (1,2 млрд.), Китай (1,09 млрд.), Казахстан (621 млн.), Узбекистан (520 млн.), Туркменистан (355 млн. долларов).

Из приведенных данных видно, что иранские транспортные коридоры завязаны на афганские экспортно-импортные потоки, идущие на запад, юго-запад и юг, т.е., кроме ИРИ, это Индия, Ирак, ОАЭ и Турция. Вполне очевидно, что «Лазуритовый коридор» будет бороться с Ираном за грузы, связанные с Турцией, стоимость экспорта которой в Афганистан составила 145,7 млн. в 2016 году, а также за грузы Азербайджана, торговля которого с Афганистаном по итогам 2016 года составила всего 14 млн. долларов (машины, топливо и железо). Однако то, что Турция, Азербайджан и Афганистан стали участниками «Лазуритового коридора», еще не означает, что их бизнесмены автоматически предпочтут новый маршрут уже проверенному маршруту через Иран.

Дело в том, что иранский маршрут имеет более простую схему грузоперезовок. В настоящее время турецкие железнодорожные грузы транспортируются на территорию Ирана через пограничную станцию Рази и далее идут в страны, с которым ИРИ имеет общую границу, — Афганистан, Пакистан и через Туркменистан в страны ЦА. Что касается «Лазуритового коридора», то турецкие или афганские грузы должны будут пересечь четыре границы и Каспийское море, прежде чем добраться до пункта назначения.

Если же говорить о грузах из Европы, то потенциально «Лазуритовый коридор» может претендовать на грузы из стран Черноморского бассейна и некоторых восточноевропейских стран. Грузы из Западной и Северной Европы будет выгодней отправлять морем до портов Пакистана или Ирана. Однако при этом нужно иметь в виду, что торговый оборот Афганистана со странами ЕС очень мал. К примеру, афганский экспорт в Германию составил всего 4,41 млн. долларов в 2016 году, а импорт германских товаров — 29,43 млн. долларов.

Единственным уязвимым местом иранской транспортной

стратегии может стать возобновление международных

санкций, но пока консенсуса по этому поводу нет, так как

большинство влиятельных мировых игроков полагают, что

Тегеран выполняет свои обязательства по ядерной программе

Таким образом, чтобы заполнить грузами «Лазуритовый коридор», его участникам необходимо будет сделать перевозки по нему значительно дешевле, чем через Иран, а также резко увеличить товарооборот с Афганистаном. А это окажется весьма затруднительным в обозримой исторической перспективе. Кроме того, нужно отметить, что Тегеран не намерен ограничиваться своими нынешними возможностями и активно работает над дальнейшим укреплением своих транспортных позиций.

Так, Ираном продолжается реализация проекта строительства железной дороги «Хаф—Герат», которая будет прямым конкурентом «Лазуритовому коридору». Если же в будущем Узбекистан и Афганистан реализуют проект железнодорожной ветки «Мазари-Шариф—Герат», то конкурентные преимущества иранских коридоров возрастут еще больше, так как грузы из Северного Афганистана получат прямой и дешевый доступ к услугам железнодорожного транспорта.

Для борьбы за европейские грузы, которые могут перевозиться в Афганистан через морские пути, Иран инвестирует в развитие своих портов в Персидском заливе и на побережье Индийского океана. В этой связи можно отметить начало грузоперевозок через порт Чахбехар на Мекранском побережье. 29 октября 2017 года через порт уже прошла первая партия пшеницы из 1,1 млн. тонн, обещанной Афганистану Индией на безвозмездной основе, и это может послужить сигналом для других грузоотправителей.

Единственным уязвимым местом иранской транспортной стратегии может стать возобновление международных санкций, но пока консенсуса по этому поводу нет, так как большинство влиятельных мировых игроков полагают, что Тегеран выполняет свои обязательства по ядерной программе, взятые перед шестеркой посредников в лице США, России, КНР, Великобритании, Франции и Германии.

 

Рустам Махмудов

Теги

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Колумнисты

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6