30 ноября в ташкентском Доме фотографии прошла выставка «В поисках потерянного рая», посвященная возрождению и творческо..."> 30 ноября в ташкентском Доме фотографии прошла выставка «В поисках потерянного рая», посвященная возрождению и творческо..." />
 |   | 

«В поисках потерянного рая»

«В поисках потерянного рая»

«В поисках  потерянного рая»

30 ноября в ташкентском Доме фотографии прошла выставка «В поисках потерянного рая», посвященная возрождению и творческому развитию исчезающих традиций узбекской набойки. Она была организована благотворительным общественным фондом имени Ислама Каримова. Одна из организаторов этой выставки, искусствовед Бинафша Нодир ответила на вопросы «ЭО».

— Что из себя представляет традиционная набойка?

— Набойка — это более раннее искусство, чем узорное ткачество. Прежде на текстильные материалы наносились рисунки вручную, с помощью трафаретов и штампов. Мастер, который наносил рисунок, назывался читгар, а продавец изделий из набивных тканей — читфуруш. Данный вид ремесла считается очень древним. Традиционная набойка — интересный вид узбекского прикладного искусства. Это печатание рисунка с помощью штампов,  узоров на хлопчатобумажной или шелковой ткани. Родиной набойки считается Индия. Оттуда эта технология попала в Китай и Центральную Азию,  а далее распространилась по Великому шелковому пути на запад —  в страны Европы и Северной Африки.

Традиционная набойка — очень интересный вид узбекского прикладного искусства. Это печатание рисунка  с помощью штампов,  узоров на хлопчатобумажной или шелковой ткани

— Почему выставка называется «В поисках потерянного рая»?

— К сожалению, на сегодняшний день набойка — исчезающий вид ремесла. Поэтому и название выбрано символичное — «В поисках потерянного рая». Почему «рая»? Потому что раньше мастера посредством набоек изображали различные композиции, то есть рай,  парадиз.

— Какая сейчас ситуация с традиционной набойкой в стране?

— Основным центром производства тканей в Узбекистане являлась Бухара с прилегающими к ней селениями Ромитан, Варданза, Гиждуван и другими. Набойка также производилась в Самарканде, Ургуте, Каттакургане, Шахрисабзе, Фергане, Ташкенте.

набойка 1

 

На сегодняшний день в Узбекистане осталось всего лишь 5 мастеров:  в Бухаре Малика Хабибова, в Самарканде Владимир Ахатбеков, в Ташкенте  Абдурашид Рахимов, в Маргилане Рахимжон Мирзаахмедов. В Хиве, где существовала самая изящная набойка, не осталось ни одного мастера. Есть также в Ташкенте мастер Юрий Пак, но он занимается более современными ее формами: изготавливает аксессуары, шарфы с применением набойки. Так как представителей традиционной школы становится все меньше, со временем орнаменты, композиции рая, как их представляла фантазия мастеров, исчезают. Отсюда и название выставки.

К сожалению, уже мало кто из молодежи знает о набойке. Когда я говорю «набойка», мне задают вопрос «а что это такое?». Именно с целью ознакомить молодежь с набойкой и была издана книга известного усто-читгара Расулжона Мирзаахмедова, которая дает представление о том, что это такое, а также показывает локальное своеобразие набойки каждого региона Узбекистана.

В узбекской набойке используются геометрические

и космогонические мотивы, крупные узоры

— Что является причиной того, что набойка исчезает в Узбекистане?

— То, что на сегодняшний день нет массового спроса. Есть ограниченный спрос со стороны наших дизайнеров, которые создают коллекции с применением набойки.

— Какие характерные черты свойственны именно узбекской национальной набойке, которые отличают ее от других школ и направлений?

— В узбекской набойке используются геометрические и космогонические мотивы, крупные узоры, а в Индии используют орнамент растительного характера, как правило, мелкий. Техника икат в Индонезии, Малайзии несколько другая, хотя и схожая с нашей. Но центральное различие — в орнаментике.  В наших набойках присутствуют своеобразные астральные мотивы. Особенно это касается ташкентской вышивки «фалак» («небосвод»). В Самарканде орнамент имел более сакральный характер.

IMG 2204

 

— Сможет ли узбекская набойка конкурировать, в частности, с индийской?

— Говорить о конкуренции здесь не совсем правильно, потому что у каждой школы есть свое направление, свои традиции. Наша набойка по-своему уникальная, а индийская по-своему красивая. Поэтому я считаю, что нельзя их сравнивать.  

— Существуют ли проекты возрождения этого искусства?

— Мы только начали его пропагандировать, и я надеюсь, что государство поддержит наше начинание и будет уделять большое внимание именно этому виду прикладного искусства. 17 ноября вышел Указ «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников». В основном, цель этого указа — восстановить исторические виды ремесленничества.

 

Мафтуна Сайфуллаева

Теги

Facebook

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Колумнисты

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6