|   | 

Трансформация каркаса глобальной системы

Трансформация каркаса глобальной системы

Трансформация каркаса глобальной системы

Попытки Дональда Трампа трансформировать устоявшуюся модель мировой экономики в интересах США постепенно обостряют ситуацию в отношениях со многими странами. Двусторонние, многосторонние и экстерриториальные санкции, повышение тарифов на импорт многих товаров, отмены или пересмотры различных льгот и преференций, запреты на поставки технологий и знаний, обещания еще больше ужесточить подходы уже становятся привычным ландшафтом мировой политики и экономики. Похоже, что многие страны со средней и крупной экономикой также не собираются уступать его давлению. Ситуация выглядит тупиковой, но ничто не длится вечно, и в конечном итоге к чему-то она должна будет привести. Вопрос заключается только в том, кто первым остановится. Апологеты США уверены, что у них хватит мощи сформулировать новые правила игры, как их видит стоящая за Д. Трампом часть американского политико-экономического и финансового истеблишмента. Однако не всё выглядит так очевидно.
Стратегия Трампа фактически нацелена на пересмотр ранее устоявшихся правил игры в сторону односторонних выгод для США. При прежней модели Вашингтон предоставлял условно неограниченный доступ на свой рынок для экспортеров из развитых и развивающих стран. Благодаря этому поднялись многие страны, включая Китай, возникли феномены мирового разделения труда, глобализации, мировой финансовой системы. В свою очередь в обмен на доступ на американский потребительский рынок страны-экспортеры скупали американские ценные бумаги, что в значительной степени помогало стимулировать конечный спрос в США. Многие страны, особенно в Европе, не в последнюю очередь из-за экономических выгод, признали право США на лидерство, в том числе и военно-политическое. Апогей реализации этой модели стал известен как глобальный Pax Americana (Американский мир).
Однако данная модель приводила к серьезным издержкам — растущему дефициту в торговле США с внешним миром, астрономическому государственному долгу, выводу производств из страны, утечке технологий, небывалому подъему целого ряда экономических и геополитических конкурентов, и поэтому далеко не всех в США она устраивала. В связи с этим наметился ее пересмотр. Но была ли эта модель с ее издержками действительно несправедливой для США, которые в свое время сами инициировали ее появление и расширение?
Если рассмотреть этот вопрос сквозь призму природы появления издержек, то можно сказать, что никакой несправедливости здесь не наблюдается, поскольку издержки были своего рода платой США миру за то, что он признавал и поддерживал их лидерство.
В свое время Советский Союз действовал по схожей модели, финансируя, давая в долг, предоставляя сырье и вооружение по льготным ценам и доступ на свой рынок всем странам, входившим в зону влияния Pax Sovietica, что обходилось ему в очень большие суммы. Например, только долг маленькой Кубы перед СССР составлял более 35 млрд. долларов. США, будучи соперником СССР в «холодной войне», также должны были платить членам Pax Americana огромные суммы за лояльность в виде различных преференций. Этой же модели США продолжили по инерции придерживаться и после конца биполярного мира, что видно по динамике роста внешнего долга США и дефициту их внешней торговли.
По состоянию на середину августа 2018 г. американский внешний долг составил 24,6 трлн. долл. при среднем росте в 45,4 тыс. долл. в секунду. Для сравнения: в феврале 2016 г. внешний долг США составлял 19 трлн. долл. По словам Д.Трампа, американская экономика теряет на внешней торговле 800 млрд. долл. в год, которые уходят на «создание рабочих мест и богатства в других странах». Вашингтон также несет большую часть расходов на содержание военного блока НАТО.
Но на этом сходства между СССР и США не заканчиваются. Определенные параллели наблюдаются также в логике попыток выхода из сложившейся ситуации. Параллели, конечно, не буквальные. Михаил Горбачев, как известно, руководствовался половинчатой логикой, т.е. пытался реформировать страну и перевести ее на новую модель развития с сохранением плановой экономики, но в перспективе с постепенным внедрением рыночных механизмов. Перестройка Горбачева должна была решить внутренние экономические проблемы и позволить ему сохранить Pax Sovietica.
Трамп также следует половинчатой логике. Одна ее часть (новаторская) преследует цель провести реиндустриализацию и получение лидерства в четвертой промышленной революции. Вторая часть (прежняя или постиндустриальная модель) хочет сохранить жизнеспособность Pax Americana и лидирующие позиции США в мировых финансах с дальнейшим функционированием механизма притока средств со всего мира через покупку treasures для финансирования конечного спроса и реиндустриализации. Главное противоречие в том, что модель притока средств действовала в значительной степени в связке с открытием американского рынка для импорта.
Известно, что реформы Горбачева потерпели провал. Советский Союз, а затем и Россия были вынуждены отказаться практически от всех зон своего влияния и пройти период очень жесткого кризиса. Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление. Часто встречается мнение, что Китай смог сделать то, чего не смог Горбачев, а именно — успешно перевести свою экономику на рыночные рельсы. Однако это сравнение не вполне корректно по двум причинам. Во-первых, Китай на момент реформ не имел своей глобальной зоны влияния, которая бы высасывала огромные ресурсы. Во-вторых, Китай был частью Pax Americana, получая за «недружественные» отношения с Москвой возможность доступа на рынки США и ведущих стран западного блока, инвестиции, технологии и знания.
Итак, уже в ближайшие годы станет ясно, какая судьба ждет реформы Трампа, основанные на половинчатой логике. Пока же можно лишь констатировать, что процесс создания американским президентом новой модели начинает наталкиваться на первые сложности. Как уже отмечалось, практически все страны, в отношении которых США подняли тарифы на импорт стали и алюминия, ответили своими заградительными тарифами на различные виды американской продукции. Это не нравится Белому дому, который в данной ситуации выбирает не самый лучший вариант дальнейших действий, идя на еще большее ужесточение своих подходов в двусторонних экономических и политических отношениях.
Что самое опасное, Вашингтон все чаще начинает использовать механизмы давления, основанные на доминировании США в мировых финансах, включая угрозы «заморозки» средств и применения санкций против госдолга отдельных стран. Дело в том, что готовность стран покупать американские ценные бумаги, иметь дело с американскими банками, проводить расчеты в долларах и включать их в свои золотовалютные резервы, не в последнюю очередь основывалась на доверии к США и их финансовой системе. Теперь же это доверие постепенно снижается по вышеуказанной причине, что наглядно показал быстрый выход России и Турции из американских казначейских бумаг в ответ на давление со стороны Вашингтона. Если у Москвы в феврале 2018 г. их было на 96 млрд. долл., то в мае — на 14,9 млрд. долл. В свою очередь Турция сократила вложения с 61,2 до 28,8 млрд. долл.
В целом, можно сказать, что попытки преодолеть внутренний изъян в стратегии Трампа посредством наращивания финансового, экономического и политического давления на всех, включая союзников, рано или поздно приведет к точке, в которой начнет работать следующая логика: «Нет смысла иметь дело с гегемоном, от которого не получаешь дивиденды». Спусковым крючком для запуска лавинообразных процессов в будущем может послужить решение Пекина скинуть казначейские бумаги, крупнейшим держателем которых он является (1,183 трлн. долл.), если начавшаяся между ним и Вашингтоном торгово-экономическая война продолжит ужесточаться и не оставит китайцам иного выбора, кроме как пойти на подобный шаг. Примеру КНР сразу же могут последовать и другие крупные держатели госдолга США, поскольку риски нахождения средств в американских treasures станут слишком велики.
Это далее может спровоцировать резкое ускорение многочисленных процессов создания новой глобальной реальности. Конечно, это будет сложный процесс, сопровождающийся как падением уровня жизни во многих странах-экспортерах, так и внутренней нестабильностью. Но если кризисный этап будет успешно пройден, то строительство каркаса новой глобальной политико-экономической системы на многосторонней основе станет лишь делом техники.

Рустам Махмудов

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Колумнисты

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6