|   | 

Узбекское вино вместо американского

Узбекское вино вместо американского

Узбекское вино вместо американского

В ближайшие годы Узбекистан планирует дать новый импульс развитию своей винодельческой отрасли, на что указывает Постановление Президента РУз «О мерах по коренному совершенствованию винодельческой отрасли и реализации алкогольной продукции» от 28 февраля 2018 года. В этой связи в рамках стратегии поиска долгосрочных стимулов для отечественного виноделия можно было бы обратить более пристальное внимание на возможности, которые открывают последние события в мировой экономике.

Речь идет, в частности, об ожидаемом открытии на винном рынке Китая большой ниши из-за введения Пекином 15-процентного тарифа на импорт вина из США. Речь идет об игристых винах, ряде категорий виноградных вин в упаковках от двух до десяти литров и других типах вин на базе виноградного сока. Потери американских экспортеров вина при самом худшем развитии событий могут составить 75-79 млн. долларов в год.

Из-за введения Пекином 15-процентного тарифа на импорт вина из США. Потери американских

экспортеров вина при самом худшем развитии событий могут составить 75-79 млн. долларов в год.

Хотя с точки зрения масштабов на рынок Китая в 2017 году пришлось всего 5% продаж американского вина, в то время как 95% было реализовано на внутреннем рынке США. Однако с точки зрения долгосрочных перспектив для экспорта потеря китайского рынка может быть очень чувствительна для американских компаний. В последние годы американские производители и экспортеры нацелились на усиление своих позиций в среднем и высоком ценовых сегментах китайского винного рынка, на что указывают статистические данные.

Так, если в 2017 году объем экспорта вина из США остался на том же уровне, что и в 2016 году – 9,63 млн. литров, то в стоимостном выражении он вырос сразу на 44,09%, что было вызвано ростом средних цен на американские бутылочные вина. Среди десяти ведущих стран-экспортеров вина на китайский рынок в 2016 году именно вина из США (6-й крупнейший экспортер) стали самыми дорогими – 7,85 долл. за бутылку (рост на 45,64%). Стремясь занять средний и высокий ценовые сегменты, американцы делают ставку как на качество своих вин, так и на прочный позитивный имидж в мире вина, особенно Калифорнии и ее ведущего винодельческого региона – долины Напа.

Авторитетный The California Wine Institute, который объединяет 1 тыс. виноделен и виноградников Калифорнии, указывает, что 15-процентное повышение тарифов станет «катастрофой» для попыток американских компаний осуществить дальнейший прорыв на китайский рынок вина. Особенно чувствительный удар новые тарифы могут нанести по небольшим производителям. Например, такой производитель, как семейная компания Wente Vineyards из Северной Калифорнии, уже приостановил поставку 5 тыс. ящиков вина в КНР (стандартный ящик вина «case» содержит 12 бутылок по 750 мл каждая, или 9 литров). В 2017 году компания нарастила свои продажи в Китае сразу на 80%. Учитывая, что стоимость вин компании находится в диапазоне от 30 до 120 долларов за бутылку, то повышение их стоимости на 15% может серьезно сократить спрос на них среди китайских покупателей. Всего Wente Vineyards  производит 700 тыс. ящиков в год, из которых 1/5 идет на экспорт.      

В настоящее время эксперты также просчитывают возможные финансовые потери американских туристических компаний, организующих винные туры для китайских туристов, так как существует вероятность того, что Пекин может ударить по этой сфере в случае эскалации торговой войны с США. В 2016 году Китай вышел на третье место среди покупателей винных туров в долину Напа. Всего же этот винодельческий регион в 2016 году посетили 3,5 млн. человек, из которых 79,2% составили граждане США и 20,8% – иностранцы. При этом отмечается как общий рост количества туристов, так и увеличение числа иностранцев в процентном отношении (13,6% в 2014 г.).

Однако, несмотря на то, потеряют или нет американцы свои ниши на китайском рынке, для узбекских виноделов этот рынок все равно будет перспективным направлением, учитывая быстрый рост потребления на нем вина и развитие т.н. «винной культуры» в китайском обществе. Для растущего среднего класса, не говоря уже о богатой прослойке, иностранные вина, особенно французские, американские, итальянские, испанские представляют собой своеобразный символ состоятельности и принадлежности к высокой культуре. Это отражается на статистических показателях. В 2017 году импорт иностранных вин в КНР составил 785,8 млн. литров (+ 16,8%) общей стоимостью в 2,788 млрд. долларов (+17,95%), из которых 2,554 млрд. долл. пришлись на импорт вина в бутылках. Прогнозируется, что к 2020 году Китай останется на 5-м месте в мире по объему потребления игристого и тихого вина, но поднимется на 2-е место по стоимости (22 млрд. долл.) после США (39 млрд. долл.). Этот прогноз говорит в пользу того, что китайский средний класс будет отдавать предпочтение винам среднего и высокого ценовых сегментов, в том числе и из соображений имиджа.

Несмотря на то, потеряют или нет американцы свои ниши на китайском рынке,

для узбекских виноделов этот рынок все равно будет перспективным направлением,

учитывая быстрый рост потребления на нем вина и развитие т.н. «винной культуры» в китайском обществе

В этой связи для узбекских виноделов, если они захотят попытаться выйти на рынок КНР, актуальным будет вопрос, как это сделать. Конечно, придется проделать огромную работу по улучшению качества вин и стратегии их продвижения, но, в принципе, это не кажется чем-то фантастическим и неосуществимым. Успех Грузии показывает, что вхождение на китайский рынок вполне возможно, тем более что у Узбекистана есть географическое преимущество в виде близости к КНР. Грузия уже вышла на 9-е место среди поставщиков вина в Китай с объемом 5 млн. литров (+45,38%) и стоимостью почти 18 млн. долларов (+46,09%) в 2016 г., и это при жесткой конкуренции со стороны Франции, Австралии, Чили, Испании, Италии и других стран.

Ожидается, что позиции грузинского вина еще больше укрепятся на рынке КНР благодаря подписанию между Китаем и Грузией соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) в мае 2017 года. Это соглашение предусматривает снижение тарифов для 93,9% экспортируемых из Грузии товаров и их обнуление для 90,9% товаров в начале 2018 года. Тарифы на оставшиеся 9,1% будут снижены в течение ближайших пяти лет. Прогнозируется, что это позволит китайскому рынку стать вторым по значимости экспортным направлением для грузинского вина, обойдя Украину, в которую грузинские компании поставили 5,81 млн. бутылок в 2016 году. Лидером же в обозримой перспективе останется Россия, на рынок которой было поставлено 27,22 млн. бутылок грузинского вина. Всего в 2016 году Грузия экспортировала 50 млн. бутылок вина (+38% в объеме поставок) в 53 страны мира. Нужно отметить, что ЗСТ с Китаем и, соответственно, нулевые тарифы на экспорт своего вина имеют такие крупные экспортеры, как Чили и Новая Зеландия, а Австралия получит их с 2019 года. 

На фоне успехов Грузии не могут не обнадеживать достигнутые Узбекистаном с этой страной в феврале 2018 года договоренности по сотрудничеству в сфере виноделия и виноградарства. Согласно опубликованной информации, стороны намерены сотрудничать в сфере выращивания, закладки и импорта научно адаптированных виноградных саженцев, по экспортному продвижению винной продукции, а ведущие грузинские эксперты будут привлечены к изучению сырьевой базы Узбекистана.

Успех Грузии показывает, что вхождение на китайский рынок вполне возможно, тем более

что у Узбекистана есть географическое преимущество в виде близости к КНР

В случае если торговая война между КНР и США примет долговременный характер, то к развитию экспортного направления винной индустрии Узбекистана можно было бы привлечь и ведущие американские компании. Создание совместных брендов с узбекскими виноделами с прицелом на экспорт, в том числе и на китайский рынок, могло бы помочь американским компаниям компенсировать выпавшие доходы. Мировая история знает успешные примеры подобного сотрудничества при создании новых брендов. Самый знаменитый из них – вино Opus One, созданное в 1984 году бароном Филиппом де Ротшильдом (Франция) и Робертом Мондави (США) и ставшее первым американским культовым вином категории «ультра-премиум».

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Колумнисты

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6