Оценить устойчивость регионов

Оценить устойчивость регионов

Предлагается метод комплексной оценки финансовой устойчивости местных бюджетов Узбекистана.

Принципиально важное значение для Узбекистана на сегодняшний день имеют кардинальные демократические и рыночные преобразования в экономике, создание благоприятных условий для развития регионов и государства в целом. В связи с этим возникает необходимость эффективной оценки деятельности местных органов власти республики, проведения мониторинга соблюдения местными бюджетами требований Бюджетного кодекса Республики Узбекистан, оценки кредитоспособности и финансовой устойчивости местных бюджетов Узбекистана.

К понятию «устойчивость»

Рассмотрение различных точек зрения по определению понятий «устойчивость бюджета», «устойчивость финансовой (бюджетной системы)» позволяет выявить неоднозначность в теоретических подходах к данной категории и характеристикам составляющих ее элементов. Несмотря на то, что бюджет обладает рядом свойств целостной системы, применение категории «устойчивость» в отношении бюджета ограничивает предметную область исследования факторов обеспечения устойчивости бюджетной системы государства, не позволяя рассматривать всю целостную совокупность ее системных качеств, интегрированных в теории систем в категории «устойчивость». В теории финансов и практической финансовой деятельности понятие устойчивости часто отождествляют с понятиями сбалансированности, стабильности, равновесия.

Понятие финансовой устойчивости бюджетов было впервые предложено академиком Г. Б. Поляком. По мнению ученого, уровень устойчивости территориального бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов, под которыми понимаются средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения.

Показатели для анализа

Отличительной особенностью комплексной оценки финансовой устойчивости бюджетов административно-территориальных образований является применение корреляционного анализа для отбора показателей оценки. Корреляционный анализ позволяет выявить определенные закономерности и объективно оценить значимость показателей, определить весовые коэффициенты и, таким образом, провести рейтинговую оценку регионов по степени финансовой устойчивости бюджетов. Для оценки финансовой устойчивости бюджетов административно-территориальных образований предлагается использовать бюджетные коэффициенты и показатели, приведенные в таблице1.

Вышеперечисленные коэффициенты и показатели были выбраны, исходя из доступности данных из отчетов об исполнении региональных бюджетов Узбекистана. Состав этих коэффициентов не является окончательным и может быть дополнен другими показателями.

Показатели по регионам

Рейтинг финансовой устойчивости бюджетов административно-территориальных образований составляется по принципу: чем больше будут рассчитанные значения коэффициентов К1-К6 (кроме К3), тем будет выше финансовая устойчивость бюджета (таблица 2).

После приведения всех коэффициентов к сопоставимому виду путем суммирования значений индексов финансовой устойчивости бюджетов по каждому коэффициенту рассчитывается сводный индекс финансовой устойчивости бюджета по каждому административно-территориальному образованию (таблица 3).

В порядке убывания значений сводного индекса составляется первоначальный рейтинг финансовой устойчивости бюджетов административно-территориальных образований.

С учетом корреляции

По данным таблицы 4 видно, что коэффициенты К1, К3 и К6 имеют очень тесную связь со значениями сводного индекса финансовой устойчивости бюджетов, коэффициенты К2 и К5 – умеренную, а коэффициент К4 – умеренную обратную. Исключение коэффициентов К4 и К5 из расчетов рейтинга позволит повысить корреляцию остальных коэффициентов со значениями сводного индекса финансовой устойчивости бюджета, а также точность расчета рейтинга, так как останутся только те коэффициенты, которые имеют определенную закономерность в построении рейтинга.

Для более детального анализа факторов, влияющих на финансовую устойчивость региональных бюджетов, необходимо определить степень значимости каждого коэффициента. Этого можно добиться при помощи рассчитанных в таблице 4 коэффициентов корреляции: чем больше полученное значение коэффициента корреляции, тем выше значимость показателей оценки. Методом ранжирования определяются весовые коэффициенты: для К1 весовой коэффициент будет равен 0,4, для К6 – 0,3, для К3 – 0,2, для К2 – 0,1 и рассчитывается сводный индекс финансовой устойчивости бюджета по каждому административно-территориальному образованию с учетом весовых коэффициентов (таблица 5).

Расчет коэффициентов корреляции Пирсона по каждому коэффициенту подтверждает, что исключение слабо коррелируемых коэффициентов К4 и К5 из расчетов рейтинга позволило повысить корреляцию остальных коэффициентов со значениями сводного индекса финансовой устойчивости бюджета, а также точность расчета рейтинга.

Рейтинг финансовой устойчивости

В порядке убывания значений сводного индекса составляем окончательный рейтинг финансовой устойчивости бюджетов административно-территориальных образований (рисунок 1).

Таким образом, в рейтинге финансовой устойчивости первые места принадлежат Кашкадарьинской области, г. Ташкенту и Ташкентской области. В соответствии с проведенным исследованием наименее финансово устойчивыми оказались Республика Каракалпакстан и Сырдарьинская область.

Комплексная оценка финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований может применяться органами местного самоуправления и региональными властями для оперативного мониторинга и контроля за финансовой устойчивостью местных бюджетов, а также при составлении проектов бюджетов на будущие периоды.

Лола Хазраткулова, Научно-исследовательский центр

при Ташкентском государственном экономическом университете

Экономическое обозрение №1 (241) 2020

Поделиться постом

Похожие новости