Осторожно: fake news!

Осторожно: fake news!

Фейковые новости стали новым синонимом дезинформации в соцсетях и СМИ. Чтобы распознать такую новость, нужно понимать, как она создается и как может повлиять на восприятие читателей. Помимо ущерба, который наносится читателям, фейковые новости могут серьезно ударить по экономике как отдельных компаний, так и крупных корпораций. Одним из ярких тому примеров стала история, произошедшая с американским транснациональным телекоммуникационным конгломератом AT&T в 2009 году, когда фейковое сообщение о смерти директора компании привело к резкому падению акций и тотальной дезориентации ключевых акционеров.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Fake news (англ. «fake» – подделка, «news» – новости; фейковые новости) – это сравнительно новый термин, описывающий совершено не новое явление, известное людям еще с древних времен, – дезинформацию. Еще до того, как широко распространиться в интернете, fake news в разное время назывались по разному: новости таблоидов «желтой прессы», сатирические произведения, «газетные утки», хайп, астротурфинг, вброс, провокация, шутливые и карикатурные заметки о людях и событиях и многое другое. Но в связи с постоянно растущей аудиторией социальных сетей и интернета в целом именно новости в интернете стали самым популярным источником информации, в том числе и той, что является недостоверной и вводящей в заблуждение.

Fake news – термин, ставший популярным в 2016 году во время президентских выборов в США, когда в самый разгар предвыборной гонки в Facebook и Twitter стали массово появляться и распространяться поддельные новости про обоих кандидатов, что повлияло на настроения избирателей штабов. Многие исследователи склоняются к тому, что именно из-за массированного распространения fake-news фаворит той предвыборной гонки – Хиллари Клинтон – потеряла ту часть поддержки, которая могла бы обеспечить ей победу. Именно после этого события феномен fake news доказал, что он может быть серьезным инструментом информационной кампании, и не только в политической сфере, но и в любой другой.

Создатели fake news – это обычные люди, которые понимают, как работают соцсети, что может заинтересовать пользователя соцсетей и как на этом можно заработать. В большинстве своем они даже не пытаются скрыться за фейковыми аккаунтами, а, напротив, создают отдельные сайты и страницы в соцсетях, посвященные fake news. Но есть и неизвестные создатели fake news, а также телефонные пранкеры, которые выставляют записи разговоров с чиновниками и знаменитостями в открытый доступ, представляясь чужими именами и должностями.

Исследования Twitter показывают интересную статистику: поддельные новостные истории распространяются с вероятностью на 70% больше, чем настоящие, т.е. правдивые истории набирают в среднем в 6 раз меньше просмотров, чем получают fake news. В Facebook примерно похожая картина. Специфику новостных алгоритмов в Facebook стали называть «социальным пузырем». Это когда в ленте новостей пользователя показывается только та информация, которая соотносится с его предпочтениями, указанными в профиле либо сформированными через реакции – лайки, репосты, комментарии. Т.е. пользователь начинает получать только ту информацию, которая, согласно этому алгоритму, может быть ему интересной и, соответственно, меньше информации из других источников, становясь как бы изолированным в собственном информационном пузыре. Данная механика прекрасно работает в пользу распространения фейковых новостей еще и потому, что пользователи зачастую не уделяют достаточно внимания контенту новостей, формируя текущую картину событий по одним лишь заголовкам.

С каждым годом количество fake news растет, а география и целевая аудитория все больше расширяется. Согласно официальным данным компании Facebook, в 2018 году в соцсетях было около 120 миллионов фейковых аккаунтов и около 250 миллионов дубликатов настоящих аккаунтов, но на деле их может быть в разы больше. Влияние fake news имеет разные последствия на большое количество людей уже не только в США, но и в Европе, России и даже в Узбекистане.

ВИДЫ FAKE NEWS

- Новости.

- Инфографика с вызывающим изображением и недостоверными сведениями, цифрами, именами.

- Телефонные пранкеры.

- Видео- и аудиотехнические подделки.

ЧТО ДЕЛАЕТ FAKE NEWS ТАКИМИ ПОПУЛЯРНЫМИ?

- Яркие заголовки (кликбейт), короткий текст.

- Быстрое распространение пользователями.

- Злободневные темы, интересные читателям (секреты, заговоры, раскрытие лжи, деталей жизни знаменитостей и прочее).

- Скорость создания fake news в разы превышает скорость создания официальных новостей.

- Недоверие читателей к официальным СМИ .

ГДЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ FAKE NEWS?

- Всплывающая реклама в поисковиках.

- Социальные сети, мессенджеры, блогинг.

- Одностраничные сайты-однодневки.

- Псевдоновостные сайты без лицензии СМИ.

- В новостях официальных СМИ, которые взяли за основу fake news.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ FAKE-NEWS (ПО СЛОВАМ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ)?

- Это просто развлекательный контент в шуточном жанре.

- Через влияние своих новостей на читателей они заставляют их высказаться, «выпустить пар» в комментариях.

- Для разоблачения скрытных преступников, террористов, психопатов, которые себя раскрывают в комментариях.

- Для раскрытия правды через публикацию записи телефонных разговоров с известными личностями.

- Для того, чтобы научить читателей проверять факты, а не бездумно верить всему, что пишут.

ДЛЯ ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ СОЗДАЮТСЯ FAKE NEWS?

- Для заработка на рекламе в интернете через клики, лайки и репосты

- Для выполнения конкретного заказа (антипиар конкурентов).

- Для психологического самоудовлетворения создателя от возможности массово манипулировать общественным мнением.

- Для дискредитации власти и чтобы скомпрометировать новости из официальных СМИ.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ FAKE NEWS?

- Возможности интернета, поисковых алгоритмов, рекламного таргетирования.

- Новые технологии в видео- (например, DeepFake) и аудиомонтаже (например, VeraVoice).

- Официальные СМИ, которые взяли за основу fake news без проведения фактчека.

- Запоздалая ответная реакция официальных СМИ.

- Читатель не перепроверяет факты.

- Мнения лидеров мнений в соцсетях и блогах, которые высказываются о fake news, тем самым их популяризируя.

- Использование в массмедиа термина «fake news» политиками по отношению к своим оппонентам или официальным СМИ, тем самым создавая спрос и порождая еще большее количество fake news.

- Возможность сделать заказ создателям fake news для антипиара конкурентов.

КАК РАСПОЗНАТЬ FAKE NEWS?

Новость всегда очень похожа на настоящую с первого взгляда, т.е. отсутствуют слишком неправдоподобный заголовок и повестка (к примеру, вторжение инопланетян на Землю).

Тема новости соответствует текущему тренду в массмедиа (знаменитости, политики, события, компании, трагедии, религия, военные конфликты, заговоры и др.).

Яркий заголовок привлекает внимание, первый абзац (лид) концентрирует внимание на ненастоящих деталях настоящего события (отсутствие проверки фактов – фактчека), короткий размер новости быстро читается и дезинформирует, фотографии к новости могут быть совершенно посторонних людей/мест/событий.

Прочитав такую новость, читатель распространяет ее в соцсетях, сопровождая эмоциональным комментарием (зачастую гневным). Друзья читателя также делают репост fake news и оставляют комментарии. Таким образом, количество репостов делает эту новость «вирусной», перекрывая количество реальных новостей от официальных СМИ и формируя нужное создателям fake news массовое настроение читателей.

FAKE NEWS В УЗБЕКИСТАНЕ

К примеру, новость, появившаяся в 2018 году в популярном новостном ресурсе о том, как «поддельные китайские яйца добрались до Узбекистана». Новость с таким заголовком, конечно же, быстро стала популярной среди читателей. Но хуже того, она стала поводом сомнений и беспокойства. Но можно ли верить такой новости? Простой фактчек показал, что Узбекистан в 2018 году не производил импорт яиц, а только экспорт, то есть китайские яйца просто не могли попасть на прилавки. Для проверки фактов нужно было просто посмотреть еще несколько источников информации.

Вторая фейковая новость, распространенная в популярном телеграм-канале, рассказывает про якобы появление игл с кровью, зараженной СПИДом на скамейках в парках Ташкента. Многие читатели поддались панике и стали массово распространять этот фейк. Но если провести небольшой фактчек, тогда все становится на свои места. Во-первых, случаев, подобных описанному, в Узбекистане не было зарегистрировано ни разу, потому что заразиться таким образом невозможно. Во-вторых, вирус ВИЧ/СПИДа неустойчив и во внешней среде не живет. В-третьих, заразиться от ВИЧ/СПИД-инфицированного, с помощью иглы можно только при пользовании одним шприцем и если в шприце осталось достаточное количество свежей крови и она попала непосредственно в кровоток.

Или фейк про якобы поддельные таблетки кальция глюконата – популярного средства для профилактики и лечения дефицита кальция в организме детей и взрослых. В интернете распространилось видео, где таблетки при горении превращаются в своеобразный пепел. Автор видео утверждает, что такой кальций не годен к употреблению, потому что при горении таблетки появляется так называемая «фараонова змея». Поверившие в правдивость этого видео зрители поспешили распространить фейк и высказать свою обеспокоенность. На самом деле, «фараонова змея» — это обычная химическая реакция кальция глюконата при нагревании, не имеющая никакого отношения к качеству лекарственного препарата.

Еще одна история, которая распространилась в популярных телеграм-каналах и через лидеров мнений, где на фотографиях запечатлены спящие на полу воспитанники специализированной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. В фейке говорилось, что из-за переполненности школы и нехватки кроватей дети вынуждены спать на полу библиотеки. Такая повестка и фотографии вызвали большой общественный резонанс. Многие люди поверили изображениям и начали высказывать свое недовольство в соцсетях. Однако фактчек показал, что фотографии были сфабрикованы, а информация о плохих условиях в учебном заведении – это фейк. Фейковые новости рано или поздно разоблачаются, но ущерб от них так или иначе остается.

К чему ведут FAKE NEWS?

- Во время важных общественных событий могут привести к беспорядкам и волнениям, а также финансовым потерям. К примеру, fake news в Замбии о якобы продаже китайским предпринимателям государственной энергетической компании ZESCO, которая поставляет 80% электричества всей стране, вывели сотню человек на улицы и обвалили стоимость акций компании.

- Заказная дезинформация о пользе или вреде какого-либо товара или процесса. К примеру, fake news в России, направленные на отказ от вакцинации детей и рассказывающие о серьезных последствиях вакцинации, ведущих к аутизму и другим неизлечимым заболеваниям. Это вызвало большую волну возмущений и страхов родителей и повлияло на неполное выполнение календаря вакцинации и утилизации неиспользованных вакцин раньше срока годности, что сказалось на экономической составляющей поставок вакцин в Россию.

- Личная или общественная вендетта, или месть человеку или группе лиц на почве вероисповедания, социального статуса, гендера. К примеру, в августе 2017 года в штате Техас прокатился ураган «Харви». В результате погибли десятки человек, а ущерб инфраструктуре был оценен в миллиарды долларов. В этот момент для «накрутки» подписчиков на свой ресурс создатель fake news придумал историю про вымышленного имама в вымышленной мечети в Техасе, который отказался приютить у себя немусульман во время урагана. На фотографии, которая размещалась в этой fake news был изображен настоящий имам – настоятель мечети в Канаде, который ни разу в жизни не бывал в Техасе. После публикации, он стал получать угрозы о расправе и оскорбления в свой адрес.

- Шутки, которые привели к самосуду. К примеру, в 2018 году на территории Индии погибло несколько десятков человек, все они стали жертвами самосуда на улицах. Местные жители принимали их за убийц и насильников, ориентировки на которых рассылались неизвестными шутниками через мессенджер WhatsApp.

- Заказные комментарии в соцсетях для создания видимости поддержки или для запугивания. К примеру, в сентябре 2019 года в Узбекистане получила широкую огласку так называемая «фабрика троллей» из числа студентов Ташкентского университета информационных технологий, которая через фальшивые аккаунты оставляла позитивные комментарии и мнения в Facebook под резонансными постами по просьбе руководства университета.

В то же время, согласно исследованию Оксфордского интернет-института, входящего в состав Отделения социальных наук Оксфордского университета, в котором изучались доказательства пропаганды, подавления инакомыслия и манипуляций общественным мнением в социальных сетях в 70 странах мира, «фабрики троллей» в отношении Узбекистана зачастую устраивают информационные атаки не для того, чтобы поддержать, выставить в хорошем свете или отвлечь, а чтобы подавить и запугать. Главной платформой для манипулирования и распространения фейков остается Facebook.

УЩЕРБ БИЗНЕСУ ОТ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ

Надо отметить, что фейковые новости охватывают не только политические и общественные темы, но и активно применяются в отношении компаний, брендов и крупных бизнесменов. Экономические последствия от успешно проведенных фейков бывают крайне болезненными для бизнеса.

К примеру, известный успешный фейк произошел в 2016 году, когда миллионы сторонников кандидата в президенты Дональда Трампа объявили бойкот продукции компании PepsiCo, после того как в интернете появились фейковые новости о якобы высказываниях руководства компании против этих сторонников. В день выхода новости показатель потребительского восприятия упал на 35% в США и на 20% по миру, что повлекло падение стоимости акций компании на бирже, которую удалось восстановить лишь месяц спустя.

В 2019 году Балтиморский университет в США совместно с независимыми фактчекерами из компании CHEQ опубликовали доклад, в котором подсчитали убытки компаний по всему миру от фейковых новостей. Согласно исследованию, дорого обходятся фейки на рынке ценных бумаг. Успешная дезинформация на тему акций и инвестиций может временно обесценить их, что влечет за собой около 39 млрд. долларов ежегодных убытков. К примеру, в США создателями фейков зачастую выступают финансовые консультанты, чьи фейки обходятся в сумму около 17 млрд. долларов убытков в год. Для сравнения: политические фейки обходятся бизнесу в сумму около 400 млн. долларов убытков в год.

В то же время в 2019 году крупные мировые рекламодатели вложили около 8,5 млрд. долларов США в продвижение своей продукции через известных блогеров, лидеров мнений и знаменитостей в таких соцсетях, как Facebook, Twitter и Instagram. Учитывая то количество подписчиков, которые могут быть фейковыми, финансовые потери от такого вложения могут достичь 1,3 млрд. долларов к концу года. В докладе говорится, что из 800 опрошенных маркетинговых агентств и мировых брендов две трети подверглись мошенничеству при заказе рекламных постов в социальных сетях. Так, фактчекеры проанализировали более 10 тысяч аккаунтов блогеров в Instagram и выяснили, что четверть подписчиков популярных блогеров являются фейковыми, а у некоторых эта цифра доходит до 90%. Несуществующая аудитория накручивается по заказу многочисленными открытыми сервисами в интернете за сравнительно небольшие деньги и создает видимость огромной аудитории у блогера, которая и «продается» рекламодателю за большие суммы. При этом компания-рекламодатель несет как финансовые, так и репутационные убытки.

Таким образом, учитывая объем интернет-экономики в странах G20, а это около 4,2 трлн. долларов США, или 5,3% от мирового ВВП. А также принимая во внимание постоянно растущее количество интернет-пользователей и, соответственно, фейковой аудитории, которая успешно используется для введения в заблуждение крупных рекламодателей, а также новостные фейки, которые влекут потери бизнеса на финансовых рынках, можно констатировать, что оставленная без должного внимания проблема фейков может стоить мировой экономике очень дорого.

Противодействие FAKE NEWS

РОССИЯ. В пакете федеральных законов, принятых 8 марта 2019 года, два закона направлены на установление запрета на публикацию фейковых новостей в России. За распространение недостоверной общественно значимой информации под видом правдивых сообщений предусмотрены штраф и блокировка сайтов.

США. После последней президентской кампании в США Facebook постоянно улучшает алгоритмы для определения достоверности новостей. Так, функция рекомендаций в новостной ленте была дополнена возможностью сообщить о том, что информация является недостоверной или вводит в заблуждение. Подобные сообщения проходят не только автоматическую проверку, но и проверку независимыми экспертами. Сооснователь Wikipedia Джимбо Уэйльс объявил о создании нового интернет-ресурса Wikitribune, задачей которого будет борьба с фейками, а компания Mozilla анонсировала проект под названием Mozilla Information Trust Initiative, в рамках которого специалисты разрабатывают инструменты для браузера Firefox, способные проверять достоверность различных материалов.

ЕС. Еврокомиссия представила ряд мер по борьбе с дезинформацией в интернете. Так, предлагается созвать форум, в деятельности которого будут участвовать представители интернет-платформ, рекламодателей, СМИ и гражданского общества. Целью его работы будет создание кодекса практик в отношении дезинформации, действительного для всего Евросоюза. Также Еврокомиссия поддержит создание независимой европейской сети проверяющих достоверность фактов (фактчекеры). Вначале они будут обмениваться опытом и находить общие методы работы, а в дальнейшем планируется запустить европейскую онлайн-платформу о дезинформации, которую смогут использовать фактчекеры. Идея состоит в том, что если какая-то новость определяется как fake news, то информация об этом должна быстро стать доступной всем пользователям интернета. Это позволит оперативнее останавливать распространение фейков и развенчивать их.

УЗБЕКИСТАН. В Узбекистане нет отдельного закона, посвященного fake news. Однако принимаются меры по налаживанию работы первоисточников информации, а именно – пресс-служб госорганов и ведомств, которые должны освещать события и информировать читателей, а также взаимодействовать с ними в комментариях в соцсетях. Это позволит нивелировать влияние fake news, если будет грамотно и своевременно транслироваться официальная позиция или мнение относительно каких-либо событий, выдуманных в fake news. Кроме того, следует повышать медиа и информационную грамотность населения и укреплять навыки критического мышления и анализа. СМИ должны иметь больше свободы и возможностей затребовать и получать информацию по официальным каналам, а журналисты и блогеры должны иметь возможность повышать квалификацию, совершенствовать навыки фактчека и обучаться современным методам противодействия фейковым новостям в ведущих иностранных организациях.

С учетом возможностей, которые открывает интернет, полностью избавиться от fake news представляется невозможным. Единственным действенным средством противодействия является развитие критического мышления и навыков перепроверки фактов в официальных СМИ у читателей, невосприятие ими на веру всего прочитанного. Как и все мошенники, создатели fake news прекрасно разбираются в психологии и знают, как привлечь к себе внимание. Поэтому, когда в следующий раз вы увидите «кричащий» заголовок, на минутку остановитесь и задайте себе вопрос: «А не fake news ли это?». Эта пауза позволит вам не совершать импульсивного репоста новости, а значит, защитит вас, ваш бизнес и ваших друзей по соцсети от манипуляции и обмана. Не верьте всему, что вам показывают. Перепроверяйте факты. Это не сложно и может сделать каждый.

Эдвард Романов

Экономическое обозрение №12 (240) 2019

Поделиться постом

Похожие новости