Применим ли для Узбекистана опыт Китая по созданию свободных экономических зон?

Применим ли для Узбекистана опыт Китая по созданию свободных экономических зон?

В последнее время Указами и Постановлениями Президента Республики Узбекистан создан ряд свободно-экономических зон (СЭЗ) в различных сферах. Основная цель организации таких зон является создание благоприятных условий для комплексного развития производственного и ресурсного потенциала регионов, привлечения прямых инвестиций в организацию производства высокотехнологичной и экспортоориентированной продукции по глубокой переработке сырья и повышения на этой основе экспортного потенциала, организации новых рабочих мест, повышения благосостояния населения региона.

Исходя из этого изучен опыт Китая по созданию СЭЗ. Необходимо отметить, что 40 лет назад, т.е. до начала экономических реформ, население Китая составляло 20% населения планеты, а экономика – всего 1,8%. А сегодня соотношение населения то же, но экономика страны составляет– 16% мировой экономики.

Такого успеха Китай добился благодаря экономическим реформам, которые берут свое начало от решений пленума ЦК КПК 11-го созыва в 1978 году, на котором окончательно отвергнут курс «два абсолюта», т.е. абсолютно все решения партии нужно стойко защищать и абсолютно все ее указания нужно неизменно соблюдать, установлена руководящая идея «раскрепощение сознания, поиск истины в реальных фактах».

В рамах решений данного исторического пленума ЦК КПК провозглашена политика «открытых дверей». Данное направление предполагало активное привлечение иностранных инвестиций и международное сотрудничество посредством создания специальных экономических зон. Свободные экономические зоны Китая в количестве шести образований были учреждены уже к 1982 году.

Свободные экономические зоны Китая наилучшим образом стимулировали экономику страны. Ключевыми особенностями СЭЗ в КНР являются следующие моменты:

- полная автономия от центральных властей в решении вопросов по учреждению и ликвидации предприятий, упрощению процедуры получения видов на жительство и виз для инвесторов, установлению льгот для иностранных бизнесменов;

- опора на иностранные финансовые вложения (этот принцип пока что не удалось реализовать в полной мере, так как на сегодняшний момент иностранные капиталовложения составляют около 24%. Оставшийся бюджет обеспечивают государственные дотации, средства местных администраций, внутренние кредиты и накопления самой СЭЗ);

- широкое привлечение сырья из-за границы и ориентация на внешние рынки;

- главный отраслевой приоритет – промышленность;

- активное взаимодействие специальных экономических зон с остальной территорией страны;

- дифференцированная по региональным особенностям налоговая система СЭЗ;

- включение в свободные экономические зоны обширных территорий;

- экономическая деятельность СЭЗ определяется рынком, а не планами (в Китае функционирует плановое хозяйство).

Юридическими основами создания и функционирования СЭЗ являются:

- курс на привлечение иностранных инвестиций закрепленное в Конституции КНР;

- статус СЭЗ регулируется решениями ВСНП об их создании и решениями Госсовета КНР;

- единого закона по СЭЗ не существует, но в общей сложности по ним принято более 30 законодательных и нормативных актов, что усложняет применения закона прямого действия;

- правом принимать местные положения по всем экономическим вопросам с последующим утверждением ПК ВСНП и Госсоветом КНР обладают собрания народных представителей провинций. Все зоны имеют права провинциальных правительств в области экономического регулирования и издания регулирующих нормативных актов.

Высшим органом административного управления зонами является Канцелярия Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она разрабатывает основные политические установки и контролирует их выполнение, осуществляет общее руководство другими ведомствами в той части их деятельности, которая относится к СЭЗ.

За 9 месяцев текущего года существующие 12 свободно-экономические зоны привлекали более 14% всех инвестиций Китая; по отношению 2017 года сократился время таможенного оформления импорта и экспорта соответственно на 56.5% и 67%; уменьшилось 86 видов документов, необходимые для оформления экспортно-импортных операция; 67 документов можно оформит через интернет; в «DOING BUSINESS» Китай из 46-го поднялся на 31-ое место.

Утвержденная Госсоветом в октябре 1984 года зона экономического и технического развития Циндао была официально запущена в 1985 году с первоначальной площадью 15 м.кв. В 1992 году в городе создана зона свободной торговли и промышленно-экспериментальная зона, а в 1995 году – туристическо-курортная зона.

Население агломерации Циндао в настоящий момент приблизилось к 10 млн. человек, увеличившись более чем вдвое с начала проведения в КНР политики реформ и открытости.

Построенный в Циндао контейнерный порт уже в 2007 году по объему перевалки вошел в десятку крупнейших во всем мире. В 2017 году, когда Циндао заработал первый в Азии полностью автоматизированный контейнерный терминал – восьмой показатель среди глобальных портов.

Кроме того, Циндао стал отправной точкой для трансъевроазийского грузового железнодорожного коридора. Если в 2015 году по железной дороге из Циндао в направлении Центральной Азии и Европы отправлялся один контейнерный поезд в неделю, то теперь их еженедельное количество выросло до пяти-семи составов.

По итогам изучения опыта КНР в области организации и управления свободно-экономическими зонами, считаем целесообразным осуществления следующих мероприятий:

- налаживание дружеских и партнерских связей между г.Циндао;

- налаживание дружеских и партнерских связей между местными и регионалными органами государственного управления Узбекистана и КНР;

- включение в программу принятие в новой редакции единого закона прямого действия «О свободно-экономических зонах» Республики Узбекистан, охватывающий все аспекты создания, функционирования и регулирования свободно-экономических зон;

- принять меры по повышению роли местных властей в решении вопросов по учреждению и ликвидации предприятий, установления льгот для иностранных инвесторов и бизнесменов, обеспечение активного взаимодействия свободно - экономических зон с остальной территорией страны, установление дифференцированного налогообложения СЭЗ исходя из отраслевой и региональной принадлежности;

- создание отдельного государственного органа (агентство), который разрабатывает основные установки и контролирует их выполнение, осуществляет общее руководство другими ведомствами в той части их деятельности, которая относится к СЭЗ.

Иминов Акбаржон Одилжон угли

слушатель Академии государственного управления

при Президенте Республики Узбекистан

Поделиться постом

Похожие новости