|   | 

Банки и инновации

Банки и инновации

Банки и инновации

 Принимая во внимание тот факт, что развитие инновационной деятельности является важнейшей составляющий в росте экономики, Узбекистан уделяет особое внимание развитию инновационных процессов. Количество предприятий и организаций, производящих инновационные товары, работы и услуги, увеличилось в 8 раз с 2010 по 2016 годы с 289 до 2374 единиц. В 2016 году объем инновационных товаров, работ, услуг вырос в 8 раз, а затраты на инновации – в 5 раз, по сравнению с 2008 годом.

В целях обеспечения ускоренного инновационного развития всех отраслей экономики и социальной сферы недавно было образовано Министерство инновационного развития Республики Узбекистан, а 2018 год объявлен Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий.  В рамках Государственной программы 2018 года предусмотрены освобождение от уплаты всех видов налогов и обязательных платежей предприятий, занимающихся инновационной деятельностью; создание условий для активизации финансовых институтов в инновационной деятельности; обеспечение действенности правовых институтов в инновационной сфере.

В то же время инновации во всех отраслях требуют немалых финансовых ресурсов, которых пока еще недостаточно.

 Банковские стимулы инноваций

 Как показывает зарубежный опыт, одним из наиболее распространенных способов финансирования инновационной деятельности являются банковские кредиты. Кредиты банков относятся к источникам заемных средств и выступают весомым финансовым рычагом стимулирования и обеспечения инновационной деятельности.

На протяжении прошлых лет инновации в Узбекистане финансировались в основном за счет собственных средств организации, а доля коммерческих банков в финансировании инновационной деятельности была существенно мала, по сравнению с другими источниками финансирования. Так, в 2016 году доля затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации составила за счет собственных средств  45,9 процента (1180,0 млрд. сум.), за счет иностранного капитала 12,2 процента (314,9 млрд. сум.), за счет кредитов коммерческих банков 6,1 процента (157,3 млрд. сум.) и за счет других средств 35,7 процента (919,1 млрд. сумов).

Краеугольным камнем в данном вопросе является роль государства в регулировании банковского кредитования инновационных процессов, который включает в себя создание благоприятного экономического климата для их осуществления и обеспечения активного и эффективного взаимодействия между банками и предприятиями.

В практике зарубежных стран проводится политика, ориентированная на разработку системы приоритетов и стимулов, которые бы направляли кредитные ресурсы на поддержку инновационного развития. Внедрение такой системы требует осуществления следующих мероприятий:

1) стимулирование государством создания специализированных инновационных банков;

2) стимулирование государством создания фондов долгосрочного кредитования банков путем установления соответствующих льгот по налогообложению средств, направляемых на достижение технологических изменений. Экономически обоснованные налоги, выполняя стимулирующую функцию, будут активизировать инвестиционно-инновационные процессы;

3) дифференциация ставки налога на прибыль банков в зависимости от направлений использования ресурсов – снижение ставки в случае направления ресурсов на долгосрочное кредитование инновационных проектов;

4) создание системы льготного гарантирования банков, которые предоставляют льготные кредиты для реализации инвестиционных проектов по разработке и внедрению инновационных продуктов;

5) внедрение механизма государственного страхования кредитов, предоставленных предпринимателям, работающим в сфере разработки и внедрения высокотехнологичной продукции;

6) поощрение банков при покупке акций предприятий, производящих инновационный продукт, путем освобождения от налогообложения той части прибыли банка, которая инвестируется в акции данных предприятий;

7) совершенствование правового регулирования залогового обеспечения кредитов, направленных на развитие инновационной деятельности;

8) снижение нормы резервирования для банков, осуществляющих кредитование инновационных проектов.

Реализация вышеприведенных рекомендаций приведет к тому, что в условиях активного перехода на инновационную экономику в ближайшем будущем спрос на кредиты коммерческих банков станет приоритетным источником финансирования инновационных проектов.

В Узбекистане разработан проект закона «Об инновационной деятельности», в котором предусмотрены целевые льготные кредиты как источники финансирования инновационной деятельности, что явится стимулом для разработки новых инновационных товаров и услуг. 

 Инновационные риски банков

 Исходя из мирового опыта, можно сказать, что расширение кредитования банками инновационных процессов влечет за собой возникновение определенных кредитных рисков для банков. В этой связи обоснована необходимость выявления, оценки и учета банковских рисков, связанных с выдачей кредитов на реализацию инновационных проектов.

На основе анализа процессов кредитования коммерческими банками инновационных проектов выявлено, что необходимо учитывать риски, присущие самому инновационному проекту, риски компании, реализующей данный проект, и кредитные риски коммерческого банка.

Кредитные риски коммерческого банка обусловлены, прежде всего, степенью успешности реализации инновационного проекта и кредитоспособностью компании, реализующей его. В связи с этим коммерческим банкам необходимо классифицировать возможные риски от инновационной деятельности, которые в свою очередь могут напрямую повлиять на возвратность выданных кредитов.

Риски при инновационной деятельности могут быть следующие.

Риск получения недостоверной информации о результатах научно-исследовательских разработок / наличие патентов и других подтверждающих документов.

Риск, связанный с неопределенностью оригинальности идеи создания нового продукта – спорности авторских прав.

Риск, связанный с востребованностью нового продукта на рынке аналогичных товаров.

Риск неполучения ожидаемых результатов, связанный с недостатком наличия опыта внедрения научных разработок.

Риск неполноты и неточности данных проектной документации и маркетингового исследования.

Риск юридической (правовой) незащищенности.

Этап (фаза) реализации инновационного проекта.

Ценовой риск, связанный с ростом затрат на научно-исследовательские работы, а также ростом издержек в связи с изменением цен на ресурсы и материалы.

Риск неполноты и неточности данных о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Риск, связанный с уровнем надежности производственно-технологического процесса производства нового товара.

Риск недостаточной квалификации кадров.

Риск, связанный с нестабильностью экономики.

Наличие (заключение) договора на проведение НИР.

Указанные риски необходимо учитывать и классифицировать при рассмотрении инновационных проектов для последующей оценки и управления ими. Выбор и использование того или иного метода оценки риска банковского кредитования инновационного проекта происходит по усмотрению банка. Главное условие – это получение качественного анализа, на основе которого будет принято решение о возможности кредитования рассматриваемого инновационного проекта.

 

Таким образом, в ускорении инновационного развития экономики большую роль может сыграть банковское кредитование инновационных процессов. Однако увеличение финансирования банками инновационного развития экономики нуждается в дальнейшем его стимулировании со стороны государства и повышении квалификации персонала банков, вовлеченных в проектное финансирование и управление рисками.

 Миразъам Тожиев

Экономическое обозрение №-8, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Рынки

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6