|   | 

Энергетика нуждается в Стратегии

Энергетика нуждается в Стратегии

Энергетика нуждается в Стратегии

В Послании Олий Мажлису 22 декабря 2017 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев поставил перед энергетиками страны задачу: «Для повышения эффективности использования энергоресурсов нам необходимо реформировать энергетическую отрасль страны, разработать в этом направлении конкретную стратегию».  

Поставленная задача

Выработка электроэнергии в Узбекистане в 2000-2017 годы ежегодно в среднем составляла 50-57 млрд. кВт. ч. В 2017 году было произведено более 56 млрд. куб. м природного газа, около 3 млн. тонн нефтепродуктов, а объемы добычи угля возросли до 3,5 млн. тонн. В долгосрочной перспективе поставлена задача довести выработку электроэнергии к 2030 году до 105 млрд. кВт. ч. Реализацию данной задачи, на мой взгляд, необходимо осуществить в следующих направлениях.

  1. Интенсификация энергоэффективности и энергосбережения (резерв до 40% экономии энергоресурсов). Это потребует ускоренной модернизации основных средств производства, диверсификации источников энергии, проведения эффективной энергосберегающей политики, оценки реальных затрат на энергоснабжение в стране и др. Необходимо внедрение энергоэффективных инновационных технологий в секторе жилых, коммерческих и административных зданий («умный дом», «умный город»), а также сетевых технологий (активно-адаптивные сети, энергетический интернет, информационно-аналитические системы и др.).
  2. Широкое внедрение на тепловых электрических станциях вместо паровых парогазовых технологий повысит коэффициент полезного действия агрегатов с 32-35% до 54-60% и, соответственно, даст возможность к 2030 году использовать столько же природного газа для целей энергетики, как и сейчас.
  3. Освоение энергетических ресурсов ветра и солнца. В большинстве стран мира ведутся большие работы по диверсификации структуры энергетики, в том числе за счет расширения использования неуглеродных возобновляемых источников энергии. По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, реальный технический потенциал солнечной и ветровой энергии Узбекистана составляет не менее 10 млн. кВт мощности по каждому направлению.
  4. Увеличение доли угля и сланцев в выработке электроэнергии, с применением современных технологий сжигания низкосортных твердых топлив. Запасы бурого угля Узбекистана составляет около 2 млрд. тонн, а сланцев – около 50 млрд. тонн. При этом важно соблюдение самых высоких экологических стандартов.
  5. Финансовое и структурное преобразование государственных энергетических монополий – АО «Узбекэнерго» и АО «Узбекнефтегаз». Создание понятного и эффективного механизма контроля и развития этих монополий через последовательное внедрение международных стандартов финансовой отчетности и реальное акционирование для дальнейшего выхода их акций на фондовые рынки.
  6. Внедрение гидроэнергетических и гидроаккумулирующих станций, гибкой системы тарифов, а также более тесной кооперации с энергосистемами соседних стран – для придания системе большей гибкости, выравнивания графиков потребления в часы пик (максимума).
  7. Возможность строительства атомных электрических станций к 2035 году и далее.

Решение поставленной задачи в средне- и долгосрочной перспективе должно составлять содержание реформирования, разработки и реализации стратегии развития энергетики Узбекистана с учетом сохранения его экспортных возможностей.

В долгосрочной перспективе поставлена задача довести
выработку электроэнергии к 2030 году до 105 млрд. кВт. ч

Эксклюзивность реформирования

В настоящее время более ста государств мира проводят реформирование электроэнергетики. При этом каждое государство, исходя из технико-экономических, ресурсно-сырьевых возможностей, географии, традиций и менталитета, выбирает определенную модель реформирования. Как правило, производится реструктуризация тех секторов национальной экономики, которые обладают в большей или меньшей степени признаками естественных монополий. Причинами, которые заставляют правительства стран решиться на проведение серьезных реформ в электроэнергетике, являются низкие эффективность и конкурентоспособность промышленности, отсутствие или нехватка инвестиций для развития энергетического сектора. 

Каждая страна при этом решает конкретные задачи – это могут быть снижение стоимости электроэнергии для потребителей за счет повышения эффективности работы отрасли (Великобритания, Австралия), снижение разницы в тарифах различных регионов страны (США и Норвегия), внедрение конкуренции для предоставления потребителям права выбора поставщика и привлечения иностранных инвестиций в развитие отрасли (Бразилия и Аргентина), получение максимальной прибыли (Россия) и т.д.  Характерно, что во всех странах, где реформы дали позитивные результаты, их проведению предшествовали принятие соответствующего законодательства и разработка соответствующих программ с четким определением прав и обязанностей всех заинтересованных сторон.

В настоящее время более ста государств мира
проводят реформирование электроэнергетики

Следует отметить, что либерализация рынка электроэнергии не означает необходимости радикальных преобразований в структуре собственности. Так, в Норвегии, Швеции и США кардинальных изменений в структуре собственности не произошло, тогда как в Англии и Уэльсе приватизация являлась основным направлением реформ. В большинстве других стран осуществлялась приватизация генерирующих, распределительных и сбытовых компаний, при этом транспортировка и распределение электроэнергии, как правило, концентрируются в единой компании, которая нередко остается в государственной собственности. Прямое заимствование зарубежного опыта реформирования вряд ли эффективно, поскольку в разных странах принципиально различны исходные позиции. Необходим тщательный учет существующих институциональных и социальных ограничений, а переход от вертикально интегрированной модели к конкурентной должен осуществляться через постепенную адаптацию различных элементов рынка.

Примером эффективного взвешенного подхода к реформе электроэнергетики может служить Германия, где не проводилось радикальной ломки ранее сложившихся структур, как вертикально-интегрированных, так и распределительных компаний, и были максимально сохранены хозяйственные связи. В этой стране отмена мер, сдерживающих свободную конкуренцию на финансовых и иных рынках,  и разделение бизнеса в электроэнергетике фактически реализовывались за счет интенсификации учета и оптимизации затрат внутри холдингов, что не приводило к дроблению капитала. При этом активно использовалось государственно-частное партнерство.

Анализ энергетических стратегий развитых стран мира показывает, что они нацелены на рост энергоэффективности, самообеспечение энергоресурсами, диверсификацию структуры топливно-энергетического баланса за счет развития возобновляемых источников энергии, добычи нетрадиционных углеводородов, внедрения водородных и ядерных технологий.

Ориентиры, определяемые настоящим

К основным отличительным особенностям топливно-энергетического комплекса Узбекистана на сегодняшний день можно отнести: износ генерирующих и передающих фондов, диспропорция в стоимости основных энергоресурсов, повышение стоимости добычи энергоресурсов, снижение технико-экономических показателей электрических станций, в том числе тепловых электроцентралей, низкие уровни энергоэффективности и эффективности инвестиций и др.  Это приводит к сбоям в технико-экономическом цикле, проблемам в энерго- и теплоснабжении.  Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что необходимы комплексная модернизация предприятий всей инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, переход от энергосырьевой на инновационную модель развития.  

Либерализация рынка электроэнергии не означает необходимости
радикальных преобразований в структуре собственности

Вместе с тем, в настоящее время при выработке электроэнергии в энергобалансе Узбекистана преобладает природный газ – его использование доходит до 90%, т.е. наблюдается диспропорция использования первичных энергоносителей. В целях диверсификации правительство Узбекистана расширяет применение угля с доведением его доли до 15% к 2025 году. Проводимые в электроэнергетике Узбекистана работы по внедрению автоматизированных систем коммерческого учета энергии (АСКУЭ) решают задачи уменьшения потерь энергоресурсов.  Ускоренными темпами внедряются парогазовые и газотурбинные технологии, обеспечивающие повышение коэффициента использования первичных энергоресурсов почти в два раза и одновременно уменьшающие удельный расход топлива по энергосистеме на 30-40%.

Однако в средне- и долгосрочном планах необходимо применение современных технологий добычи и использования нетрадиционных видов энергии, а также низкосортного твердого топлива – бурого угля и сланцев. Как известно, в мире получают распространение сланцевые технологии.  Это особенно актуально в свете неизбежного сокращения добычи традиционных энергоносителей – нефти и газа. В перспективе такие энергоресурсы, как возобновляемые источники энергии, сланцы, а также атомная энергия могут стать замещающими источниками большой энергетики, так как Узбекистан богат ими. Учитывая высокую капиталоемкость и длительный срок реализации проектов в энергетической сфере, необходимо уже сегодня приступить к расширенным научно-изыскательским исследованиям в области реформирования и стратегических перспектив долгосрочного развития энергетики Узбекистана.

В целом, Стратегия развития энергетики должна предусматривать значительное снижение энергоемкости экономики Узбекистана, уменьшение доли газа в структуре энергопотребления, рост доли нетопливной энергетики. Важный аспект ресурсно-инновационного развития и повышения экономической эффективности топливно-энергетического комплекса – развитие нефтегазохимии с целью монетаризации ресурсов углеводородов. Потребуется освоение современных нефтегазохимических технологий и процессов, обеспечивающих получение из природного и попутного нефтяного газа жидкого топлива и эффективную конверсию метана в этилен, пропилен и бутилены, которые являются исходным сырьем практически всех известных промышленных полимеров и химикатов.

Контуры Стратегии

Для разработки Стратегии развития энергетики на долгосрочную перспективу требуется системный, комплексный подход с определением главных целей, выбора соответствующей модели и приоритетов развития, механизмов государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающих достижение намеченных целей.

В настоящее время при выработке электроэнергии в энергобалансе Узбекистана
преобладает природный газ – его использование доходит до 90%, т.е. наблюдается
диспропорция использования первичных энергоносителей

В связи с вышеотмеченным необходимо определить модель реформирования электроэнергетики и Стратегию развития энергетики государства, адаптированную к условиям Узбекистана, с формированием механизма ее реализации.  Стратегия развития энергетики Республики Узбекистан должна являться, по сути, межотраслевой: для совокупности отраслей энергетического сектора – нефтегазовой, угольной, электро- и теплоэнергетической, машиностроения, транспорта, межгосударственных водно-энергетических обменов.

В качестве целей Стратегии развития энергетики Республики Узбекистан целесообразно определить максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны для обеспечения устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций в 21 веке. Центральной идеей Стратегии может стать переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию топливно-энергетического комплекса, за счет формирования технологических цепочек с их насыщением инновационными технологиями.

В средне- и долгосрочном планах необходимо применение современных
технологий добычи и использования нетрадиционных видов энергии

В свете вышеизложенного комплекса проблем переход от сырьевой модели развития топливно-энергетического комплекса Узбекистана к инновационной модели предусматривает необходимость постепенного, системного решения следующих вопросов:

- совершенствование налогообложения в нефтегазовом секторе, которое должно быть направлено на стабильное развитие энергетического сектора и нуждается в  предсказуемых условиях налогового режима в разных отраслях топливно-энергетического комплекса республики;

- регулирование процедур перекрестного субсидирования в электроэнергетике, отказ от ежегодной индексации тарифов на электро- и теплоэнергию, внесение необходимых поправок в действующие правовые акты, с учетом интересов как потребителей, так и поставщиков электроэнергии;

- совершенствование механизма государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и методики расчета экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче энергии по распределительным сетям с учетом их доходности;

- формирование сбалансированной политики и координации совместных действий на уровне государственных органов и ведомств, а также корпоративного сектора экономики в выборе направлений и организации выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для топливно-энергетического комплекса;

- разработка индикаторов оценки Стратегии и интегрированной системы мониторинга ее реализации.

Мероприятия энергетической политики, обозначенные в Стратегии, должны быть нацелены на максимизацию экономически эффективного использования местных источников топливно-энергетических ресурсов, развитие экономически эффективных децентрализованных и индивидуальных систем энергоснабжения, стимулирование комплексного развития энергетики и увеличение уровня самообеспеченности.

Инновационный приоритет

Главным приоритетом на современном этапе становится не количественное наращивание объемов производства топливно-энергетического комплекса, а качественное обновление – модернизация энергетического сектора страны.  При этом необходимо учесть основные стратегические ориентиры – энергетическую безопасность, энергетическую и экономическую эффективность, устойчивое развитие энергетики Узбекистана, включающее требования ответственности, экологической безопасности и инновационного развития государства.

Стратегия развития энергетики должна предусматривать значительное
снижение энергоемкости экономики Узбекистана, уменьшение доли газа в
структуре энергопотребления, рост доли нетопливной энергетики

Важное значение имеет своевременное финансирование научных разработок и их внедрение, организация льготного заемного финансирования проектов в области возобновляемых источников энергии; предоставление государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов в области энергоэффективности и энергосбережения; развитие механизмов налогового стимулирования приобретения энергоэффективного оборудования; содействие формированию общих рынков энергоносителей Евразийского экономического пространства.

При реализации задач Стратегии весьма перспективно стимулирование инновационного цикла: фундаментальные исследования – прикладные исследования – опытно-конструкторские разработки – промышленные образцы – производство. В целях совершенствования механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в топливно-энергетическом комплексе республики потребуется решить следующие задачи:

- развитие инновационной системы топливно-энергетического комплекса на основе стимулирование спроса на отечественные технологические разработки, реструктуризация расходов энергетических компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, развитие сетевых форм организации и продвижения инноваций и трансфера технологий, включая расширенную интеграцию в международные сети и др.;

- развитие энергетических компаний и их взаимодействие с научно-исследовательскими центрами и образовательными организациями, расширение практики софинансирования государством и субъектами предпринимательства долгосрочных прикладных и инновационных научных исследований и программ научно-технологического развития;

- развитие системы технологического прогнозирования в топливно-энергетическом комплексе с обеспечением его интеграции со стратегией развития энергетики и национальной экономики;

- создание и развитие информационно-аналитической системы мониторинга и прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса Республики Узбекистан, что будет спсобствовать формированию качественных статистических и аналитических отчетов, а также топливно-энергетических балансов на перспективу;

- совершенствование и развитие деятельности отраслевого фонда по инновационным технологиям в сфере топливно-энергетического комплекса с участием научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений, частных инвесторов для реализации приоритетных технологий в целях модернизации отрасли;

- в целях повышения эффективности инвестиционных проектов необходимо предусмотреть активное расширение сферы использования проектного управления и развитие венчурного финансирования, обеспечивающего финансирование перспективных технологических решений на всех стадиях инновационного цикла;

- внедрение и совершенствование современных организационных моделей образовательных учреждений, включая модель инновационных научно-образовательных и производственных кластеров, модель взаимодействия образовательных учреждений в рамках консорциумов (в том числе с участием международных университетов);

- реализация инициатив по формированию инженерного образования (с актуализацией образовательных программ с учетом потребностей производства), направленных на углубление у студентов практических знаний и технических основ профессии, а также на формирование навыков в создании и эксплуатации инновационных технологий.

Этапы Стратегии

Указанные задачи и направления Стратегии, по моему мнению, можно реализовать в четыре последовательных этапа:

Первый этап (2018-2021 гг.) – это этап развития энергетической инфраструктуры и формирование основ инновационного развития топливно-энергетического комплекса. В этот период необходимо осуществить работы по развитию и обновлению основных производственных фондов и инфраструктуры энергетики. Важной задачей на первом этапе является продолжение реализации потенциала структурного энергосбережения и малозатратных мероприятий технологического энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также реализация потенциала роста сектора возобновляемых источников энергии с использованием рыночных отношений, создающих платформу для инновационного рывка в энергетической сфере.

Необходимо определить модель реформирования электроэнергетики
и Стратегию развития энергетики государства, адаптированную к условиям
Узбекистана, с формированием механизма ее реализации

Второй этап (2022-2030 гг.) – это этап ресурсно-инновационного развития и формирования инфраструктуры новой экономики –  дальнейшее повышение энергоэффективности, реализация инновационных и капиталоемких энергетических проектов. Повышение энергоэффективности на втором этапе будет осуществляться за счет развития рыночных механизмов, развития государственно-частного партнерства, мало- и среднезатратных мер технологического энергосбережения и повышения энергоэффективности. В соответствии с логикой ресурсно-инновационного развития, на этом этапе реализации Стратегии необходимо будет сместить приоритеты от добычи ресурсов к их более глубокой переработке.

Третий этап (2031-2035 гг.) – это этап развития инновационной экономики, выхода энергетики Узбекистана на уровень эффективности развитых стран. Основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике нового поколения, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов, новых углеводородных и неуглеводородных источников энергии, развитие интеллектуальных – «умных» энергетических систем.

Четвертый этап (после 2035 года) – этап полного перехода к энергетике нового поколения: энергоэффективной, экологичной, обеспечивающей дальнейшее развитие экономики и социальной сферы Узбекистана.

Такая перестройка структуры топливно-энергетического баланса потребует реализации ряда стратегических инициатив, которые являются комплексными и межотраслевыми частно-государственными долгосрочными проектами, требующими особых знаний и усилий по их реализации. Они включают развитие технологического энергосбережения и энергоэффективности отраслей экономики, развитие внутренней энергетической инфраструктуры, включая гидроэнергетику и возобновляемую энергетику. Главной проблемой является значительный нереализованный потенциал энергосбережения, превышающий 30% общего потребления топливно-энергетических ресурсов в стране.

Аспекты управления

Ключевой аспект ресурсно-инновационного развития и центральная задача инновационного процесса в топливно-энергетическом комплексе – взаимодействие предприятий ТЭК и промышленности. Реализация этой цели предполагает использование различных форм сотрудничества государства, промышленности и топливно-энергетического комплекса, включая совместные программы импортозамещения, развитие системы закупок оборудования и материалов на конкурсной основе и др.

Центральной идеей Стратегии может стать переход от ресурсно-сырьевого
к ресурсно-инновационному развитию топливно-энергетического комплекса

Для достижения стратегической цели развития внутренних энергетических рынков необходимы совершенствование государственного контроля на энергетических рынках, развитие отечественных систем биржевой торговли, внедрение и модернизация моделей оптового и розничного рынков в тепло- и электроэнергетике, ликвидация перекрестного субсидирования.  Важнейшей задачей является развитие модели оптового рынка электроэнергии и мощности с рассмотрением возможности перехода к рынку электрической энергии. Для снижения затрат в электросетевом комплексе требуется разработка механизмов консолидации управления распределительными сетями в регионах, в том числе для установления регулируемых, дифференцированных тарифов на электрическую энергию.

Энергетические кластеры должны быть главным объектом государственной политики стимулирования инноваций: от поддержки отдельных энергетических организаций, удовлетворяющих определенным инновационным критериям, необходимо переходить к поддержке групп организаций и эффективных взаимосвязей между ними. В рамках кластера в число объектов поддержки входят не только предприятия-производители энергоресурсов, но и обслуживающие их организации, образовательные учреждения, финансовые институты развития, а самое главное – механизмы эффективного взаимодействия между такими участниками.

Ключевой аспект ресурсно-инновационного развития и центральная
задача инновационного процесса в топливно-энергетическом комплексе –
взаимодействие предприятий ТЭК и промышленности

Необходимы партнерство государства, общества и бизнеса, в т.ч. координация количественных и качественных параметров профильных направлений профессионального образования для потребностей энергетики, создание устойчивых связей между корпоративным сектором топливно-энергетического комплекса и профессиональным образованием.

В Узбекистане имеются все необходимые условия для успешной реализации поставленных перед энергетиками грандиозных задач по стратегии развития и реформированию энергетики – внушительная ресурсная база, соответствующие технический и интеллектуальный потенциал; специалисты, которые являются гарантом реализации качественно нового уровня энергообеспечения экономики, социального сектора, а также энергетической безопасности государства в долгосрочной перспективе.  

 

Кахраман Аллаев

Экономическое обозрение №-6, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Рынки

  • Вернуть утраченный каракуль

    Вернуть утраченный каракуль

  • Cтратегический   текстиль

    Cтратегический текстиль

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6