Смягчение последствий COVID-19 для бизнеса в Узбекистане. Рекомендации на перспективу

Смягчение последствий COVID-19 для бизнеса в Узбекистане. Рекомендации на перспективу

Предварительная оценка принятых в республике мер поддержки бизнеса

В целом, за последние два месяца (апрель и май т.г.) в республике было принято 12 указов и постановлений главы государства, направленных на смягчение последствий от пандемии на уровень жизни населения и отрасли экономики. В результате более 500 тысяч субъектов предпринимательства и свыше 8 млн граждан получили льготы и преференции на сумму около 30 трлн сумов[1].

Среди принятых за последние два месяца нормативных документов 4 нормативных акта (Указа Президента Республики Узбекистан) принято в целях оказания поддержки предпринимателей (№УП-5969, УП-5978, УП-5986, УП-5996 ).

Реализуемые меры были направлены на поддержку стратегических предприятий, отраслей и сфер экономики, которые в наибольшей степени пострадали от вынужденных ограничений (туризм, гостиничный бизнес, внешнеэкономическая деятельность, оптовая торговля), субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели, а также приняты отдельные решения по развитию специализации территорий в Джизакской области (№ПП-4709), текстильной и швейно-трикотажной промышленности (№УП-5989), совершенствовании системы подготовки кадров в сфере транспорта (№ПП-4703), улучшению жилищных условий населения и дальнейшему расширению рынка ипотечного кредитования (№ПП-4701), внедрению цифровой экономики и электронного правительства (№ПП-4699), по обеспечению стабильности Госбюджета и своевременному финансированию первоочередных мероприятий в период коронавирусной пандемии (№ПП-4649), дополнительных мерах по обеспечению населения в лекарственных средствах (№ПП-4662).

В качестве инструментов поддержки бизнеса были использованы следующие меры:

На первом этапе (Указ Президента от 19 марта):

  • предоставление гарантий и компенсаций процентных ставок по кредитам, выданным на производство социально-значимых товаров (500 млрд сум);
  • реализация инфраструктурных проектов в регионах (5 000 млрд сум);
  • выделение стратегическим предприятиям беспроцентных бюджетных ссуд для погашения кредитов (800 млрд сум); компенсация части транспортных расходов участникам ВЭД (200 млрд сум);
  • покрытие части процентных выплат по кредитам сельскохозяйственных кластеров (800 млрд сум).

На втором этапе (Указ Президента от 3 апреля):

  • приостановление начисления фиксированной суммы НДФЛ и социального налога (95 тыс. индивидуальных предпринимателей);
  • снижение до 30% суммы обязательной предоплаты юридическими лицами за газ и электроэнергию (2,4 млрд сум);
  • отмена повышенных ставок налога на имущество и налога на землю (20,2 тыс. налогоплательщиков);
  • перенос срока уплаты НДС с ежемесячной на квартальную для плательщиков НДС, у которых оборот не превышает 1 млрд сумов (25,2 тыс плательщиков); ускоренный возврат НДС (248 субъектов); о
  • свобождение обладателей льгот по НДС от обязательного направления высвобождаемых средств на определенные цели (400,0 млрд сум); отсрочка по уплате налогов (для 3,2 тыс. субъектов);
  • отмена штрафных санкций за просроченную дебиторскую задолженность (25,4 тыс. субъектов);
  • освобождение авиаперевозчиков, туристических компаний, гостиниц от уплаты налога на имущество и землю с одновременным снижением ставки социального налога с 12% до 1% (136 млрд сум);
  • отсрочка платежей по кредитам физических лиц, ИП и хозяйствующих субъектов, столкнувшихся с трудностями (11,7 млрд сум); сумма начисленных и отсроченных банками процентов по кредитам не облагается налогом на прибыль предприятий (200,0 млрд сум);
  • приостановление начисления и взыскания арендных платежей за использование госимущества субъектами предпринимательства (30,0 млрд сум).

Всего в рамках двух Указов Президента от 19 марта и 3 апреля 2020 г. субъектам предпринимательства были предоставлены налоговые стимулы на сумму 3,7 трлн сум или 369 млн долларов США.

В целях поддержки предприятий-экспортеров используемый механизм предоставления субсидий для компенсации до 50 % расходов по транспортировке при экспорте продукции, внедренный в соответствии с постановлением Президента № ПП-4337 от 24.05.2019 г., также распространен на транспортировку продукции на экспорт автомобильным и воздушным транспортом (Указ Президента от 7 мая). Кроме того, отменена до 1 января 2021 г. практика проверки наличия задолженности по всем видам обязательных платежей и исполнительных документов. Агентству продвижения экспорта предоставляются бюджетные средства для возмещения страховой премии при пользовании экспортерами в качестве залога страховыми услугами.

На следующем этапе поддержки предпринимательства в сфере налогообложения были приняты следующие важные меры (Указ Президента от 18 мая 2020 г.): сокращение ставки социального налога для всех предприятий малого бизнеса с 12% до 1% с 1 мая по 1 июля т.г.; освобождение от налога на имущество и налога на землю субъектов малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и многих предприятий сферы услуг на период июнь-август т.г.; списание суммы налогов на имущество и землю за апрель и май 2020 г. для субъектов малого бизнеса, получивших отсрочку через органы государственной власти на местах или на основе уведомления ГНК; списание пени и штрафов на имущество и землю по состоянию на 15 мая т.г., образовавшиеся с 1 января 2020 года, отсрочка по уплате таможенной пошлины и акцизного налога, взимаемых при ввозе товаров за исключением потребительских товаров сроком до 1 июля т.г. В целях предоставления отсрочки местными органами власти хозяйствующим субъектам по уплате налогов на имущество, землю и водные ресурсы из бюджета выделено 870 млрд сумов.

Общая стоимость введенных мер по поддержке населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии по состоянию на 15 мая 2020 г. оценена в размере 22,3 трлн сумов (более 2 млрд долл. США), из которых 20,1 трлн сумов или 90 % – в виде отсрочек уплаты платежей.

Предпринимателям будут даны компенсации и гарантии на покрытие процентных расходов; отсрочки уплаты процентов по кредитам; выданы средства на пополнение оборотных средств и на заработную плату занятых работников (в том числе, в случае приостановления деятельности); осуществлена приостановка оплаты арендных платежей за использование государственного имущества, а также реализованы другие меры поддержки бизнеса.

Таким образом, чуть более чем за два месяца сдерживания коронавирусной пандемии в целях смягчения последствий от вынужденных ограничений в республике реализован широкомасштабный пакет мер. Однако еще остаются определенные резервы и неиспользованные возможности, которые можно использовать в целях создания более благоприятных условий для активизации деятельности бизнеса в условиях поэтапной отмены ограничений, в частности:

во-первых, выделение кредитов хозяйствующим субъектам, приостановивших свою деятельность не дало ожидаемых результатов, так как предприятиям этот механизм оказался экономически не выгодным (в данном случае у них возникают дополнительные расходы по уплате процентов по кредиту и возврату основного долга, социального налога и НДФЛ). Более предпочтительным было бы предоставление беспроцентного кредита непосредственно работникам, которые временно остались без работы, сроком на 3-6 месяцев. Если гражданин трудоспособного возраста до карантина вообще не работал (не оплачивал НДФЛ и страховые взносы), то ему можно предложить кредит на тот же срок под процент на уровне инфляции. Данный механизм является более справедливым по отношению к лицам, которые работали в официальной сфере экономики и платили своевременно налоги и страховые платежи;

во-вторых, реализацию мер по освобождению от уплаты налога на имущество и землю субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, списанию по этим платежам долгов, пеня и штрафов, снижению ставки социального налога с 12% до 1%, нужно было осуществлять уже в апреле т.г., а не в конце мая, как принято согласно Указа Президента от 18 мая. В случае реализации этой меры в апреле т.г. предпринимателям было бы выгодно брать льготные кредиты на заработную плату для работников, которые временно остались без работы в результате приостановления деятельности субъектов предпринимательства;

в-третьих, крупным предприятиям, малым и индивидуальным предпринимателям, у которых оборот превышает 1 млрд сумов в месяц также можно было бы предоставить трехмесячную отсрочку от уплаты НДС, что позволило бы снизить уровень отвлечения собственных оборотных средств предприятий от основной деятельности (как известно, в КНР льгота по НДС действует для всех предприятий, плательщиков НДС). Данный налог является основным фактором, который отвлекает оборотные средства предприятий от решения производственных задач;

в-четвертых, реализуемые меры по поддержке субъектов предпринимательства целесообразно было бы внедрять с учетом того, в какой налоговой зоне находится налогоплательщик (для «красной» зоны – более тяжелые условия для возврата средств, для «зеленой» – более выгодные условия для предпринимателя с точки зрения оформления и возврата средств). Данный механизм в дальнейшем мог бы стимулировать переход налогоплательщиков на упрощенный механизм взаимоотношений между ГНК и субъектами хозяйствования, т.е. в «зеленую» зону.

в-пятых, на период «перезагрузки» производственно-хозяйственной деятельности целесообразно внедрить фискальные и иные стимулы, которые ориентировали предприятия на использование энерго и ресурсосберегающих технологий, инноваций, расширение занятости и сокращение бедности, а также – сокращение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, производство безопасной для человека продукции и оказываемых услуг.

в-шестых, требует оценки эффективность налоговых инструментов, введенных в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса точки зрения воздействия на крупные предприятия, малое предпринимательство, доходы населения, рост цен, а также – на формирование средств Государственного бюджета и внебюджетных фондов. При это следует оценить эффективность проведенных преобразований на период до введения вынужденных ограничений, а также после их введения и на этапе посткоронавирусной экономики (оценка стоимости введенных мер и их результативность, бюджетные потери, их гибкость, своевременность принятия мер и др. важные критерии).

В период вступления в посткоронавирусный период необходимо задуматься о корректировке действующих фискальных и других механизмов, которые должны быть оптимально «встроены» в общую модель управления национальной экономикой. Механизмы подобной системы можно создать, используя успешный опыт стран ОЭСР.

Рекомендации общего характера для сдерживания распространения COVID-19 и активизации деятельности бизнеса в посткоронавирусный период

В случае достижения и поддержания необходимого баланса между ростом заболевших COVID-19 и возможностями системы здравоохранения оказывать больным качественную помощь предлагается перейти к новому этапу борьбы с пандемией, включающим реализацию следующих направлений:

  • продолжить ослабление ограничительных мер по передвижению граждан, но одновременно создать условия для тестирования всех лиц, независимо от того, имеются ли у них симптомы болезни или нет;
  • в случае выявления инфицирования разрешить таким гражданам оставаться в изоляции в домашних условиях в течение двух недель (в случае ухудшения самочувствия обеспечивать их изоляцию и лечение в специализированных медицинских учреждениях).
  • предоставить право пожилым людям, хроническим больным, ветеранам и другим лицам с ослабленным иммунитетом пройти профилактическое обследование и лечение от имеющихся болезней в клиниках, свободных от COVID-19.

В случае разумного подхода и ответственности населения можно будет добиться активизации экономической деятельности, не допуская чрезмерной нагрузки на систему здравоохранения («переболеть» легкой формой) и избавиться от повторных вспышек в будущем (если появится вакцина против коронавируса, то будет еще легче преодолеть сложный период развития страны).

Таким образом, предлагается апробировать новую стратегию борьбы с распространением пандемии COVID-19, которая не предусматривает масштабного приостановления производственно-хозяйственной деятельности предприятий и сферы услуг населению, включающую выполнение следующих основных принципов:

  • Лица преклонного возраста, с ослабленным иммунитетом, имеющим болезни легких, диабет и другие тяжелые заболевания – самоизолируются в домашних условиях или направляются на профилактическое лечение в специализированные клиники, свободные от COVID-19.
  • Остальным гражданам трудоспособного возраста предложить продолжение трудовой деятельности в коммерческой, бюджетной и иных сферах экономики, соблюдая жесткие правила гигиены, и наверстывая упущенные возможности.
  • Ограничить деятельность в сфере услуг населению, в которых невозможно ограничить тесные контакты граждан, связанных с ограниченностью помещений (театральная и иная зрелищная деятельность, аттракционы, спортивные игры в присутствии болельщиков, парады, демонстрации, концерты, образовательная деятельность и некоторые другие).
  • Разрешить перевозку пассажиров железнодорожным, автомобильным и автобусным транспортом по внутренним линиям с соблюдением необходимых гигиенических правил.

Данные принципы предлагается использовать прежде всего в «зеленой» эпидемиологической зоне, в которой ситуация находится под контролем государства и имеются достаточные резервы в сфере здравоохранения для оказания помощи больным в случае нарастания эпидемии.

В заключении предлагаются также меры в сфере бизнеса для внедрения в условиях посткоронавирусного развития национальной экономики:

  • улучшение конкурентной среды и сдерживание необоснованного роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий;
  • введение эффективного государственного контроля за деятельностью базовых отраслей экономики;
  • улучшение деловой среды для предпринимательства;
  • содействие привлечению иностранных инвестиций;
  • создание условий для расширения «зеленого» и «желтого» эпидемиологического режима;
  • стимулирование расширения цифровых технологий и дистанционной деятельности;
  • корректировка налогообложения с учетом накопленного опыта;
  • эффективная борьба с инфляцией;
  • расширение официальной занятости за счет реализации инвестиционных проектов, введения обязательного медицинского страхования;
  • введение стимулов, ориентирующих на перевод экономики на энерго и ресурсосберегающий режим деятельности и защиту окружающей среды;
  • создание стимулов для повышения эффективности инвестиций и роста конкурентоспособности продукции с высокой степенью обработки.

Реализация вышеперечисленных направлений позволит осуществить «перезапуск» национальной экономики на основе стимулов, способствующих формированию конкурентоспособной экономики, ядром которой будут знания и инновации.

[1] https://president.uz/ru/lists/view/3576

[2]ОЭСР–Россия: лучшие практики по поддержке бизнеса

Сергей Воронин, главный специалист, д.э.н.

Институт бюджетно-налоговых исследований

при Министерстве финансов Республики Узбекистан

Поделиться постом

Похожие новости