|   | 

Цифровая трансформация экономики предстоит Узбекистану

Цифровая трансформация экономики предстоит Узбекистану

Цифровая  трансформация  экономики предстоит  Узбекистану

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к расширению той части экономики, которую стало модно называть цифровой. Цифровая экономика — это система экономических отношений, основанных на использовании ИКТ, или, скорее, деятельность, связанная с электронной коммерцией, то есть осуществлением коммерческих операций в онлайн-режиме, когда товары и услуги предоставляются с помощью электронных устройств в сети Интернет и оплачиваются посредством электронных платежей. По мере развития данных технологий объемы цифровой экономики будут расти в связи с расширением спектра товаров и услуг, которые предлагаются в электронном виде.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» электронной коммерцией является купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем. Покупателем товаров (работ, услуг) в электронной коммерции может быть юридическое или физическое лицо, а продавцом только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Рубежи цифровизации сквозь призму совещания

9 января текущего года на совещании, посвященном результативности мер, принимаемых для развития ИКТ, и обеспечению информационной безопасности глава государства поручил снизить цены на доступ в интернет и резко увеличить скорость подключения минимум в 4 раза, доведя ее к 2020 году до уровня стран СНГ. В настоящее время скорость интернет-подключения в странах СНГ в 10 раз выше, чем в Узбекистане. В 2017 году общая скорость интернет-соединения для провайдеров составила 65,7 Гбит/с (в 2016 году — 26,3 Гбит/с).
На совещании было отмечено, что, несмотря на то, что количество пользователей интернета в нашей стране достигло 20 миллионов человек, большая часть из них использует его только для переписки через Telegram. В прошлом году количество пользователей мобильной связи в стране увеличилось на 7% и достигло 22,8 млн. человек. Были приведены данные о том, что в индексе информационно-коммуникационного развития среди 176 стран Узбекистан занимает 95-е место и доля информационных технологий в ВВП страны составляет всего 2,2%. Для сравнения: в Южной Кореи — 9%, Японии — 5,5%, Китае и Индии — 4,7%, а если учитывать, что ВВП указанных стран превышает триллион долларов, то в денежном выражении разница будет исчисляться в десятки раз.

В республике уже созданы комплексные информационные системы

по предоставлению интерактивных услуг в сфере госзакупок

В связи с этим глава государства поручил увеличить не менее чем в 2 раза объем работ и услуг, производимых резидентами Мирзо-Улугбекского инновационного центра и нарастить в 1,8 раза объемы его экспорта. В течение ближайших 5 лет в рамках Инновационного центра предусмотрено увеличение объема экспорта программных продуктов в 10 раз с доведением доли сектора ИКТ в ВВП страны до 4%. В настоящее время статус резидента Инновационного центра получили более 140 предприятий, в которых работает более тысячи программистов.
На совещании было также уделено внимание подготовке национальных кадров и повышению знаний местных программистов, без которых невозможно наращивание производства национальных программных продуктов, поставлена задача обеспечить вхождение в ближайшие 3 года Ташкентского университета информационных технологий в 1000 самых престижных университетов мира.
Кроме этого, Президент поручил разработать Стратегию дальнейшего развития системы «Электронное правительство» на 2018-2021 годы с учетом международного опыта и тенденций развития современных ИКТ, которая будет включать, в частности, следующие направления:
- совершенствование системы «Электронное правительство» в областях путем полноценного внедрения информационной системы «Худуд»;
- дальнейшее совершенствование информационной системы Единого электронного списка избирателей и его внедрение по всей республике;
- внедрение в Центрах госуслуг порядка оказания дополнительно 50 видов госуслуг юридическим и физическим лицам по принципу «единое окно»;
- эффективная реализация проектов «Умный город» и «Безопасный город» по внедрению в городах и регионах интеллектуальных систем наблюдения и мониторинга в общественных местах, обработки «больших данных» и внедрения «интернета вещей»;
- совершенствование системы «Электронное правительство» в области здравоохранения, предусматривающей создание электронных медицинских карт, переход деятельности медучреждений в электронный формат, онлайн-консультирование пациентов.

Экспорт по интернету
19 февраля 2018 года вышел Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций», в котором Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, в числе других задач и направлений деятельности, поручено обеспечить стимулирование роста цифровой экономики, в том числе за счет внедрения комплексных автоматизированных систем управления на производстве и создания благоприятных условий для развития электронной коммерции. Следует отметить, что в структуре Министерства имеется Главное управление развития цифровой экономики.
В соответствии с данным Указом субъекты предпринимательства с 1 июня 2018 года вправе осуществлять экспорт товаров, работ (услуг), за исключением отдельных товаров по перечню, определяемому правительством, посредством электронных торговых площадок в сети интернет без заключения экспортного контракта и изъятия банковской комиссии за экспорт товара, работ (услуг). При этом оборот товаров, реализуемых субъектами предпринимательства путем использования электронной коммерции, будет считаться розничной торговлей вне зависимости от их объема.
В Указе предусмотрено также стимулирование работников госорганов, ответственных за внедрение и развитие современных информационных технологий и установление для них надбавок к окладу в размере не менее 100%, а руководителям подразделений госорганов, ответственных за эту сферу, при своевременной, полной и качественной реализации планов и программ по внедрению информационных систем, электронных госуслуг и информатизации деятельности органа и организации — премирование по итогам года 100 минимальными размерами заработной платы.

Дыхание цифровизации
В республике уже созданы комплексные информационные системы по предоставлению интерактивных услуг в сфере госзакупок — «Харид», налогообложения — «Солик», лицензирования и разрешительных процедур — «Лицензия», по таможенному оформлению грузов — «Божхона», для обеспечения сбора, обработки, систематизации и хранения информации о планировании, ходе исполнения госбюджета — «Бюджет». В стадии разработки и внедрения находятся системы «Нафака» — пенсионного обеспечения, «Талим» — образования, «Коммунал» — коммунального хозяйства, «Адлия=2» — по сбору, обработке, систематизации и хранению информации о деятельности судов, их решениях, исполнении решений судов, а также информации о деятельности нотариата, «Давлат бошкаруви» — по обеспечению сводной статистической информацией госорганов.
В соответствии с Постановлением Президента от 13 марта 2018 года, до 1 сентября текущего года будет запущена «Единая система межведомственного электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолжностей по исполнительным документам» Бюро принудительного исполнения при Генпрокуратуре республики, которая должна будет обеспечить оперативный обмен информацией и электронную переписку между Бюро и госорганами, банковскими учреждениями, а также своевременное применение с использованием ИКТ ограничительных мер в отношении должников.

Основную роль в цифровой экономике будет играть

частный бизнес с сильным предпринимательским и

инновационным подходом, а государство должно создавать

инфраструктуру и условия для частной инициативы

В стране с 2013 года функционирует Единый портал интерактивных госуслуг, который предназначен для создания условий и расширения возможностей их получения заявителями. Портал обеспечивает получение 308 электронных услуг, предоставляемых 2437 госорганами (все госорганы, включая подведомственные организации).
В настоящее время начата разработка госпрограммы по развитию информационных технологий и коммуникаций на долгосрочную перспективу. С учетом глобальных тенденций в цифровой экономике в республике будут осваиваться новые направления, такие как Big Data («большие данные»), «облачные» вычисления, робототехника и искусственный интеллект. В рамках создания необходимой инфраструктуры для развития ИКТ на территории республики в 2017 году проложено 2300 км оптико-волоконных линий связи, более 700 предприятий зарегистрированы в качестве производителей программных продуктов.
Вхождение цифровой экономики в нашу повседневную жизнь можно будет ощутить также в ходе реализации разрабатываемых в настоящее время проектов по внедрению современных приборов учета расхода потребляемых населением коммунальных услуг, например, электроэнергии, газа, которые будут работать по принципу предоплаты и автоматического отключения их подачи при отсутствии средств. Потребители будут иметь возможность осуществлять оплату в онлайн-режиме, что переведет в электронную форму взаимоотношения потребителя и поставщика указанных услуг, которые в масштабах республики занимают определенный сегмент экономики, трансформируя ее, тем самым, в цифровой формат.

Связанные цифровизацией
Внедрение ИКТ и программных продуктов в технологические процессы, связанные с предоставлением товаров и услуг, может приводить к полному или частичному охвату процесса обмена товарами и услугами в онлайн-режиме. Например, покупка электронных книг, игр, получение консультаций, дистанционное обучение может происходить в онлайн-режиме, в то время как выбор и оплата товаров в интернет-магазинах происходит в онлайн-режиме, а доставка — в реальном.
Развитие сферы ИКТ и их внедрение в экономические взаимоотношения между поставщиками и потребителями товаров и услуг и, соответственно, рост доли цифровой экономики существенно зависят от наличия в стране должного уровня инфраструктуры и внедрения передовых технологий, связанных с интернетом. При этом одними из важных показателей степени технологической развитости страны являются скорость интернета и его доступность, в том числе по цене, для потребителей. В связи с этим, как указывалось выше, главой нашего государства была поставлена задача «снизить цены на доступ в интернет и резко увеличить его скорость», так как, даже если обеспечить высокую скорость интернета, но не сделать его доступным по цене, он не получит широкого распространения.
Как известно, скорость интернета показывает, сколько единиц (измеряется в битах, кило, мега, гига и т.д.) информации в секунду мы может получить на используемое нами устройство (компьютер, смартфон и т.д.), и чем она выше, тем быстрее идет обмен информацией и, следовательно, быстрее завершаются операции для выполнения тех или иных действий. Учитывая, что в бизнесе «время — деньги», то чем выше скорость интернета, тем больше экономии времени на выполнение различных операций, особенно в бизнесе, полностью или частично работающим в онлайн-режиме.

При этом главное, чтобы развитие в стране ИКТ шло

в ногу с заинтересованностью бизнеса внедрять цифровые

технологии для повышения производительности труда

На скорость интернета влияет множество факторов, в том числе количество и тип используемых сетей, наличие современного высокопроизводительного оборудования, охват волоконно-оптическими линиями связи, широта полосы пропускания информации в сети, ну и, конечно, компетентность и профессионализм сетевых провайдеров, которые должны постоянно модернизировать используемое оборудование для увеличения пропускной способности и развивать инфраструктуру.
Цифровая экономика развивается одновременно по широкому спектру направлений и, безусловно, не может быть построена ограниченным кругом компаний, даже если их наделить специальными полномочиями и ресурсами. Поэтому основную роль в цифровой экономике будет играть частный бизнес с сильным предпринимательским и инновационным подходом, а государство должно создавать инфраструктуру и условия для частной инициативы. В частности, государство может стимулировать цифровизацию экономических процессов следующими действиями:
- выступать как организатор общих технологических платформ, которые объединяют различные организации, либо как регулятор, директивно устанавливающий требования по использованию определенных технологических решений, так как без синхронизации процессов внедрения типовых технологических решений в целых сегментах экономики невозможно их широкое распространение;
- постоянно совершенствовать имеющуюся нормативную базу, регулирующую развитие цифровой экономики, и делать это в режиме диалога и учета мнений пользователей, разработчиков и провайдеров услуг, которые на практике будут сталкиваться с новыми видами объектов и субъектов информационных правоотношений, требующих юридического оформления;
- становиться самому государству участником общего процесса цифровизации отношений, в том числе внедряя в свою деятельность систему «Электронное правительство» и переводя госуслуги в электронный формат;
- стимулировать и поощрять внедрение в организациях информационных систем, электронных услуг и вводить налоговые стимулы для развития цифровых технологий, а также трансграничной онлайн-торговли;
- готовить в необходимых количествах кадры как самих IT-специалистов и программистов, так и квалифицированных пользователей, способных использовать постоянно обновляемые цифровые технологии;
- обеспечивать безопасность от киберугроз, а также уверенность у всех субъектов, в той или иной мере вовлеченных в цифровую экономику, что собираемые, хранимые и используемые ими данные защищены от возможных преступных действий;
- расширять международное сотрудничество и создавать привлекательные условия для притока и внедрения передовых информационных технологий во все сферы экономической деятельности.
При этом главное, чтобы развитие в стране ИКТ, в том числе доступного скоростного интернета, шло в ногу с заинтересованностью бизнеса внедрять цифровые технологии в различные производственные процессы для повышения производительности труда, а также увеличения производства и прибыли, а не только использовалось бы потребителями услуг для обычной переписки через Telegram.

Цифровые соревнования
Степень развития в стране ИКТ принято оценивать такими показателями, как размеры инвестиций в процентах от ВВП в эту отрасль, доля цифровой экономики от ВВП, скорость интернета, его покрытие территории страны и доступность для использования населением.
По оценкам различных международных аналитических центров, доля цифровой экономики в ВВП развитых стран с 2010 по 2016 годы в среднем выросла с 4,3 до 5,5%, а в развивающихся странах — с 3,6% до 4,9%. Мировым лидером по доле цифровой экономики в ВВП считают Великобританию с показателем 12,4% ВВП, следом идут Южная Корея — 8%, Китай — 6,9%, Индия и Япония — 5,6%, США — 5,4%, Германия — 4%, Франция — 3,4%, Россия — 2,8%.
Общемировые затраты на технологии цифровой трансформации будут ежегодно расти на 16,8% и достигнут к 2019 году 2,1 трлн. долл. США. В частности, объем инвестиций частных компаний в цифровизацию экономики составляет в США 5%, странах Западной Европы 3,9%, Бразилии 3,6%, России 2,2%.
Места, занимаемые странами по скорости интернета, в публикуемых различными источниками (OpenSignal, M-Lab, SpeedTest и др.) рейтингах, постоянно меняются, однако всегда в лидирующих позициях находятся следующие страны: Южная Корея, Сингапур, Великобритания, Япония, США, Китай, скандинавские страны во главе с Норвегией, страны Северной и Восточной Европы, Австралия, Канада, ОАЭ, Катар и т.д. Страны СНГ по публикуемым рейтингам обычно идут в следующей последовательности: Россия, Беларусь, Молдова, Украина, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и т.д.
При этом следует учитывать, что существует скорость интернета для мобильных и проводных устройств, средняя скорость и максимальная скорость, которые отличаются друг от друга. И страны могут быть первыми по одной из скоростей, но отставать в показателях по другой.
По последней версии сайта SpeedTest на февраль 2018 года, по средней скорости интернета лидирует Норвегия — 62,07 Мб/с, остальные указанные страны имеют следующие показатели: Сингапур — 51,92 Мб/с, ОАЭ — 51,72 Мб/с, Южная Корея — 42,36 Мб/с, Китай — 33,96 Мб/с, США — 27,39 Мб/с, Великобритания — 26,8 Мб/с, Япония — 26,55 Мб/с, Германия — 26,2 Мб/с, Россия — 16,53 Мб/с, Узбекистан в этом рейтинге находится на 120-м месте с показателем 6,56 Мб/с.


Вписаться в цифровую революцию
Цифровая экономика — это не отдельная отрасль, которая может развиваться сама по себе, это, скорее, возможность создавать качественно новые инновационные модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменять формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникации между людьми и задавать новые тренды развития государства, экономики и всего общества. При этом базой для цифровой экономики, которая в значительной степени является виртуальной, является индустриальное развитие страны.
Цифровизация экономики может приводить к увеличению производительности и конкурентоспособности не меньше, чем создание технологических инноваций как таковых. Это значит, что у развивающихся стран, в том числе у Узбекистана, имеется возможность для нелинейного (скачкообразного) рывка в росте производительности труда, если они будут ориентироваться на широкую информатизацию общества и эффективное внедрение в бизнес—процессы уже существующих в мире ИКТ, а не только на создание собственных прорывных технологий на отдельных направлениях.

Всем типам экономик необходимо гармонично вписаться в

новую индустриальную революцию, которую часть экспертного

сообщества считает третьей, часть — четвертой, обозначая ее как 4.0


Таким образом, всем типам экономик, которые хотели бы развиваться в условиях резко возрастающего (по экспоненте) усложнения технологий и нелинейного (скачкообразного) развития, необходимо гармонично вписаться в новую индустриальную революцию, которую часть экспертного сообщества считает третьей, часть — четвертой, обозначая ее как 4.0. При этом в выигрыше окажутся те страны, которые сосредоточатся на улучшении не столько самих производственных технологий, сколько экономической среды для их непрерывного обновления и применения.

Цифровые возможности
Перспективность и выгодность внедрения цифровых технологий в процессы производства товаров и услуг можно видеть на различных примерах успешного развития бизнеса. Из десяти крупнейших по капитализации компаний в мире — Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon, Berkshire Hathaway, Alibaba Group, Tencent, Facebook, ExxonMobil, Johnson&Johnson — семь из них являются цифровыми. О стремительном расширении электронной коммерции и росте популярности у покупателей площадок онлайн-продаж можно судить по показателям развития онлайн-ретейлера Amazon, акции которого только за 12 месяцев выросли в цене на 59% и добавили его владельцу 39,2 млрд. долларов. По данным журнала Forbes, основатель и глава Amazon Джефер Безос впервые возглавил рейтинг самых богатых людей планеты с состоянием в 112 млрд. долл., обогнав основателя Microsoft Билла Гейтса (90 млрд. долл.) и американского инвестора Уоррена Баффета (84 млрд. долларов). Другим примером удачного бизнеса с использованием интернет-технологий является возникновение китайской компании «Алибаба», которая, в частности, управляет платформой электронной торговли «Таобао» и имеет собственную платежную систему Alipay. Основатель данной кампании Джек Ма является самым богатым человеком в Китае с состоянием более 35 млрд. долларов.
Большие перспективы роста пророчат также «интернету вещей», то есть соединению между собой различных промышленных и бытовых приборов, устройств и приспособлений, которые смогут взаимодействовать друг с другом при помощи беспроводной связи через сеть интернет и технологий радиочастотной идентификации. По приблизительным оценкам, в мире общее число соединенных друг с другом подобным образом вещей в настоящее время составляет порядка 8 миллиардов единиц, и их количество может увеличиться к 2020 году до 28 млрд. устройств, а к 2030 году количество взаимоподключенных приборов и приспособлений может составить 1 триллион единиц.
Примером могут служить Нидерланды, где интернет-покрытие превышает 82% и «интернет вещей» внедрен на всей территории страны, с помощью которого, в частности, контролируется уровень воды в каналах Амстердама. Если он превышает допустимый предел, то автоматически опускаются шлюзы для спуска воды, предотвращая затопление домов. Можно также отслеживать багаж в большом аэропорту, велосипеды в городе, минимизируя возможность их угона, и даже утилизация бытовых отходов автоматизирована датчиками для отслеживания их маршрута от места сбора до утилизации, что дает возможность получать данные о загруженности служб и снижать стоимость услуг для стимулирования поддержания чистоты улиц.
В свою очередь, примером цифровизации госорганов может служить Дания, вкладывающая значительные инвестиции в данную сферу. В результате в настоящее время каждый гражданин и бизнесмен имеют личные кабинеты, все граждане имеют цифровой паспорт и с 2015 года обязаны общаться с госорганами только через интернет, к которому есть доступ у 95% домохозяйств. При этом все госорганы и муниципалитеты связаны в единую сеть, что позволяет взаимодействовать с ними с помощью единого личного кабинета. Бизнес, кроме общения, имеет возможность осуществлять все операции через интернет, получать выписки, оплачивать налоги и отправлять отчеты. Созданная в Дании система позволяет ежегодно экономить 10-20% бюджетных средств.
В развитых странах полным ходом идет разработка и внедрение беспилотных автомобилей и автобусов, которые позволят создать безопасную и контролируемую транспортную среду и сэкономить значительные финансовые ресурсы на организации перевозок грузов и людей. По оценкам экспертов, при всеобщем переходе на беспилотные грузовые конвои, мировая автоиндустрия грузоперевозок ежегодно будет экономить порядка 168 млрд. .долл., из них только 70 млрд. .долл. за счет сокращения трудового персонала.

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Тренды

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6