|   | 

Демографический пресс

Демографический пресс

Демографический пресс

Ряд факторов, в первую очередь демографических, не способствуют необходимому росту пенсионных накоплений.

Численность населения, его половозрастная структура, система размещения нередко  выступают  ключевыми факторами экономического развития и  формирования  его  параметров на перспективу. Одним из таких факторов являлся демографический взрыв в середине ХХ века, характеризующийся небывалым ростом населения во многих регионах мира. Темпы прироста населения в 60-е годы (пик демографического взрыва) оказались беспрецедентными.

 Мировая демография

 

 

 

РЕГИОН

1950-1960 гг.

2005-2016 гг.

1950-1960 гг.

2005-2016 гг.

1950-1960 гг.

2005-2016 гг.

1950-1960 гг.

2005-2016 гг.

1950-1960 гг.

2005-2016 гг.

Общий коэффициент рождаемости на 1000 населения

Число детей, приходящееся на одну женщину фертильного возраста (КСР)

Общий коэффициент смертности на 1000 населения

Сальдо миграции на 1000 населения

Среднегодовой темп прироста, %

Мир

37

20

4,97

2,53

19

8

0,00

0,00

1,8

1,2

Африка

48

37

6,60

4,88

27

12

-0,49

-0,37

2,1

2,5

Азия

42

18

5,83

2,25

23

7

-0,03

-0,48

1,9

1,1

Европа

22

11

2,67

1,54

10

8

-0,45

2,52

1,0

0,2

Латинская Америка и Карибские острова

43

19

5,86

2,30

16

6

0,02

-1,84

2,7

1,2

Северная Америка

25

14

3,35

2,02

10

8

1,80

3,82

1,7

0,9

Океания

27

18

3,84

2,47

12

7

7,15

6,19

2,2

1,7

      Источник: данные ООН, июнь 2016 г.

 Узбекистан: от бума к спаду

В русле мировых  тенденций в  динамике численности населения Узбекистана также прослеживается процесс пережитого «демографического взрыва», который охватил период c  конца 1960-х годов (1967 г.) до начало 1990-х годов (1992 г.). В этот период среднегодовой темп прироста составлял 2,8-3,0%. Он характеризовался резким увеличением уровня рождаемости (среднее число детей, приходящихся на 1 женщину репродуктивного возраста, составляло свыше 4-х) и относительно низким уровнем смертности, темп прироста численности населения республики тогда составлял свыше 3,0%.  

Демография: как это было

 

 Среднегодовые темпы роста населения, % и уровень рождаемости, тыс. чел. (1967-2015 гг.)

В период с 1993 по 2004 годы в республике уже происходило непрерывное снижение темпов прироста численности населения с 2,2 до 1,1% соответственно.

Демография: как это будет

 

 

Среднегодовые темпы роста населения, % и уровень рождаемости, тыс. чел. (2015-2035 гг.)

Тенденция замедления демографического роста в республике обусловлена достаточно ощутимым воздействием двух важнейших факторов: снижением уровня рождаемости и увеличением (по сравнению с 1970 и 1980 годами) миграционного оттока населения за пределы республики.

Наиболее значимым из них является снижение рождаемости. Общий коэффициент рождаемости в Узбекистане уменьшился в указанный период с 34-35 до 19-20 промилле на 1000 населения, т.е. в 1,8 раза. Среднее число детей, приходящихся на 1 женщину репродуктивного возраста, снизилось   с  4,2 до 2,3 (в 1,8 раза).  Тенденция снижения рождаемости наглядно видна и по динамике абсолютных показателей. Численность новорожденных  сократилась с 710,5 тыс. в 1992 г. до  504,4 тыс. человек в 2004 г., почти в полтора раза.

Кроме того, происходят глубокие  преобразования демографической  сферы. Это  проявляется  в  рационализации  демовоспроизводства,  росте  продолжительности  жизни  людей,  увеличении  интенсивности  миграционной  подвижности  населения.  Эти  изменения   отражаются и одновременно обусловливаются процессами урбанизации и старением населения, изменениями в семейно-брачных  отношениях.

Как говорилось выше,  последствия «бэби-бума» находят свое логическое отражение в настоящее время. Современная динамика возрастной структуры Узбекистана выражается в следующем: сокращении доли детей и подростков, доли населения «рабочих» возрастов и увеличении доли пожилого населения с 7% в 1990-х годах до 9% в настоящее время.

Обозначенные тенденции в целом согласуются с репродуктивным потенциалом населения. В трудоспособный возраст вступает малочисленное поколение родившихся в середине 1990-х  и 2000-х годов, а выбывать из «рабочего» возраста стало поколение 1960-х годов, т.е. периода демографического взрыва, который до этого и после не наблюдался. Поэтому и растет число потенциальных пенсионеров.

Однако последствия «бэби-бума» в дальнейшем проявятся в начале 2030-х гг., но с наименьшей интенсивностью (всплеска  увеличения темпов роста не будет наблюдаться). Это будет обусловлено тем, что  доля женщин в возрасте 20-29 лет в общей численности женщин репродуктивного возраста сократилась с 36% в 2016 г. до 27%, а число детей, приходящихся на одну женщину репродуктивного возраста, между городом и селом выровняется на уровне 2-х, общий коэффициент рождаемости может составить 16,6 рождения на 1000 населения. Среднегодовой темп прироста к 2035 г. Может, по оценке экспертов ЦЭИ, составить 1% против 1,7% в настоящее время.

Пенсионная нагрузка

В средне- и долгосрочной перспективах, по оценкам экспертов ЦЭИ, продолжится  рост численности населения старше трудоспособного возраста (доля может составить в 2020 г. до 10%, в 2030 г. – свыше 13% и к 2040 г. – свыше 15%).  Этот рост может значительно повысить «давление» на пенсионную систему и сферу здравоохранения. 

Уже сейчас 4,6 млн. официально работающих человек обеспечивают пенсию 3,3 млн. пенсионеров. Это означает, что меньше 2 работающих человек приходится на одного пенсионера. В прошлые периоды по основным показателям, характеризующим пенсионную систему, ситуация в Узбекистане в начале 2000-х гг. была сравнительно более благоприятная. Так, на 1 пенсионера приходилось свыше 4 работающих, а средний размер пенсии покрывал почти 39%  средней заработной платы (при пороговом значении не менее 30%).

Кроме того, одними из главных факторов, повлиявших на текущее положение в пенсионной сфере,  являются структурные изменения в занятости. К ним можно отнести, в частности, переток трудовых ресурсов в секторы малого бизнеса и частного предпринимательства, неформальной занятости, выраженной в виде мелкой розничной торговли, оказания различных услуг частным образом, неформальной занятости в сельском хозяйстве и т.п. Главными особенностями этих видов деятельности являются отсутствие трудовых договоров и социальной защиты, неуплата налогов и взносов в социальные фонды, в том числе и пенсионных отчислений.  

Старение населения в республике на перспективу является предсказуемым, постепенным процессом и результатом длительных демографических изменений. Старение населения происходит в основном «снизу». То есть не за счет значительного увеличения продолжительности жизни, а за счет снижения рождаемости, сдвигов в характере воспроизводства населения, в уровне прошлой рождаемости и смертности и их соотношении, уменьшении смертности в старшем возрасте в условиях постепенного снижения уровня рождаемости.

 Пенсионные подходы

 Процессы старения населения происходят и в других странах. Как там решаются подобные проблемы? Что касается стран европейского региона, то тут проблема «старения населения» проявляется наиболее ярко. Быстрее всего стареет население Германии: с 1950 года количество жителей в возрасте свыше 65 лет удвоилось, и к 2060-му также увеличится почти вдвое. При этом рождаемость в Германии самая низкая в Европе. Женщины в Германии живут в среднем до 82 лет, мужчины – до 78-ми. При этом в целом в Германии пенсионеры составляют более 18% от 82 млн. населения. В Италии – чуть менее 17%, а вот во Франции – и вовсе 20%, несмотря на то, что темпы старения там ниже, чем в Германии. Объясняется это тем, что пенсионный возраст во Франции самый низкий в Европе – 60 лет. Растет и доля ВВП, которая тратится  на поддержку граждан пенсионного возраста. В США она составляет около 6% (с 1935 года увеличилась тридцатикратно), Турции – 8%, Италии – и вовсе 14%.

В мире нет идеальной государственной системы пенсионного обеспечения. При этом, если в одних странах основной упор делается на государственное финансирование пенсионной системы, в других – основу составляют пенсионные накопления самих граждан. Однако,  как правило, в каждой стране мира используется комбинированная система, включающая в себя два или все три вида пенсионных систем. Что касается стран СНГ, то  при проведении пенсионных реформ на перспективу стала проблема выбора базового пенсионного института в национальных пенсионных системах. Какому пенсионному институту отдать предпочтение: сохранить старую пенсионную систему, базировавшуюся на государственном социальном обеспечении, или внедрять новый институт, основанный на принципах социального пенсионного страхования? Практически все страны СНГ (кроме Армении) отдали приоритет пенсионному страхованию.

Предполагаемая траектория

Таким образом,  население стареет, а существующая система социальной защиты и пенсионного обеспечения населения в недостаточной степени адаптированы к этой тенденции. В связи с вышесказанным складывается определенный риск значительного увеличения расходов Пенсионного фонда и социальных пособий в долгосрочной перспективе. Несмотря на то, что в нашей стране на сегодняшний день относительно устойчивые пенсионные и социльные выплаты, в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом демографического фактора (т.е. увеличение значительной доли пенсионеров) по возможности  рекомендуется поэтапно реформировать всю пенсионную систему.

Для предотвращения нарушения устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе следует обеспечить опережающий рост численности занятых в экономике, по сравнению с ростом численности пожилого населения.

В целях стимулирования накопления средств для обеспечения пенсионных выплат целесообразно совершенствовать рыночные механизмы, способствующие увеличению накопительной части пенсионного обеспечения населения.

В частности, возможно, следует пересмотреть систему изменения порядка перерасчета пенсий. Если же не провести реформирование по всем направлениям  пенсионной системы и не найти рациональные подходы, а напрямую  повышать отчисления с учетом размера доходов, то существует вероятность того, что будет рост «теневой» экономики, «скрытие  доходов» и другие негативные последствия.

Выбор способов реформирования национальной системы пенсионного обеспечения зависит от ряда макроэкономических, социальных и демографических факторов: состояния экономики и рынка труда (важнейшими индикаторами которых выступают занятость и заработная плата), масштабов малообеспеченности, демографической структуры населения, включающей соотношение работающих и пенсионеров.

В зарубежных странах это  планируется на протяжении длительного срока (до 2030 г. в Японии, до 2027 г. в США) или устанавливается не возраст выхода на пенсию, а максимальный возраст, ранее которого невозможно принудить к выходу на нее (67 лет в Швеции), а право на получение полной пенсии привязано не только к пенсионному возрасту, но и к величине трудового стажа (Франция). В ходе пенсионных реформ «потолок» заработной платы, с которой начисляются взносы в пенсионную систему, отменили в Бельгии, Италии, Португалии и Швейцарии.

В отношении поэтапного увеличения пенсионного возраста на перспективу и доведения до среднемирового уровня, о котором говорится в проекте «Концепция реформирования системы государственного пенсионного обеспечения», опубликованной на сайте Пенсионного фонда,  можно сказать следующее. В динамике ожидаемой продолжительности жизни отмечена благоприятная тенденция роста. Так, ожидаемая продолжительность жизни в республике в 1991 году возросла с 66,4 лет до 73,8 лет в 2016 году, что предполагает активное долголетие после выхода на пенсию. (Поэтому мы все равно рано или поздно придем к этому «повышению», учитывая продолжительность жизни после выхода на пенсию.)

 Актуальные проблемы

 В настоящее  время  демографические проблемы ведущими экспертами мира признаны в качестве важнейших ключевых проблем человечества. И в Узбекистане  на сегодняшний день эти вопросы становятся особенно  актуальными. Динамика численности населения,  размещение, его структура нередко  выступают  стратегическими факторами экономического развития и  формирования  его  параметров на перспективу. Исходя из этого, в большинстве регионов мира и в нашей стране сформировались основные приоритеты в области количественного и качественного  развития народонаселения. Среди них важнейшими являются детская и материнская смертность, здоровье и репродуктивное здоровье,  планирование семьи,  повышение уровня и доступности ко всем ступеням образования, уровень благосостояния населения, сокращение малообеспеченности. Решение этих задач имеет огромное практическое значение  как со стороны деятельности правительств, так и международного сообщества.

Стоит подчеркнуть, что для нашей республики остаются проблемы, решение которых должно быть приоритетным в перспективе. Среди них: отставание от развитых стран по уровню младенческой смертности; гендерный разрыв в продолжительности жизни; омоложение ряда заболеваний, недостаточная профилактическая помощь населению; проблемы со здоровьем в экологически неблагоприятных регионах; начавшееся демографическое старение; растущие масштабы трудовой миграции (внешней и внутренней); относительно низкая социальная мобильность и др.

 

Жизнь на пенсии

На CA-NEWS (UZ) приведены данные, в каких странах бывшего СССР дольше всего живут на пенсии.

На первом месте оказался Узбекистан со средним показателем 29,7. При ожидаемой продолжительности жизни 75 лет для женщин и 69,7 года для мужчин у жительниц Узбекистана есть шанс прожить на пенсии в среднем 20 лет (они выходят на пенсию в 55 лет), у мужчин – 9,7 лет (они выходят на пенсию в 60 лет).

На втором месте с небольшим отрывом (средний показатель – 29,6) оказалась Россия. Россияне сегодня – до принятия пенсионной реформы, которая планирует увеличить пенсионный возраст, – могут прожить на пенсии 6,4 года (средняя продолжительность жизни у них – 66,7), у россиянок – 23,2 года (в среднем женщины живут 77,2 года).

На третьем месте – Беларусь (с показателем 27). Здесь женщины имеют шанс прожить на пенсии чуть более 21 года, мужчины – почти 6 лет.

Антирейтинг по продолжительности жизни на пенсии возглавляет Казахстан. Средний показатель жизни на пенсии – 8,05. Женщины в этой стране живут в среднем 75 лет, так что, уйдя на пенсию в положенные по закону 63 года, они смогут прожить еще чуть более 12 лет. Мужчины также уходят на пенсию в 63 года, но при средней продолжительности жизни почти 67 лет они не проживут на пенсии и четырех лет.

 

Лана Цхай

Экономическое обозрение №-7, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Тренды

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6