|   | 

Экономический акцент внешней политики

Экономический акцент внешней политики

Экономический акцент внешней политики

        Новые приоритеты в развитии страны всегда требуют перенастройки государственного аппарата на решение связанных с их реализацией задач. При этом возникает необходимость структурных и функциональных преобразований в работе государственных органов. О назревшей необходимости перенастройки деятельности внешнеполитического ведомства с целью усиления в ней роли «экономической дипломатии», которая потребует и изменения в его структуре, уже говорилось в статье «Концентрированное выражение экономики», опубликованной в 12-м номере «ЭО» за прошлый год. И вот эта перенастройка произошла.

В деятельности Министерства иностранных дел, в которой,

помимо внешнеполитической, появилась не уступающая ей по

значимости внешнеэкономическая составляющая

          В начале января текущего года на видеоселекторном совещании, проведенном под председательством президента страны, деятельность Министерства иностранных дел и диппредставительств за рубежом была подвергнута критическому анализу. Глава государства поручил специально созданной комиссии критически изучить и подготовить предложения по коренному совершенствованию деятельности МИД и загранучреждений. А 5  апреля текущего года вышли Указ «О мерах по коренному совершенствованию системы МИД и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности» и Постановление «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности МИД». Эти документы определили новые приоритеты в деятельности Министерства иностранных дел, в которой, помимо внешнеполитической, появилась не уступающая ей по значимости внешнеэкономическая составляющая, а также произведены заметные структурные преобразования.

 Организационная вертикаль

           В структуре МИД появилось Главное управление внешнеэкономического сотрудничества, в которое вошли четыре управления: привлечения иностранных инвестиций и средств финансово-технического содействия; продвижения экспорта и внешнеторговых связей; координации деятельности межправительственных комиссий, а также международного сотрудничества в сфере развития туризма.

Курирование экономического направления деятельности МИД возложено на первого заместителя министра, который будет отвечать за обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия по вопросам развития торгово-экономического, инвестиционного, финансово-технического и туристического сотрудничества с зарубежными государствами и международными организациями. Может показаться, что Министерство иностранных дел теперь в определенной степени будет дублировать или заменять внешнюю деятельность таких ведомств, как Госкомитеты по инвестициям и по развитию туризма, а также Министерство внешней торговли, так как именно по линии их работы в составе Главного управления внешнеэкономического сотрудничества МИД созданы соответствующие управления. Но это не так. В данном случае МИД как координирующий орган по реализации единой как внешнеполитической, так теперь и внешнеэкономической деятельности государства должен осуществлять четкое регламентирование и разграничение задач, функций и полномочий профильных министерств и ведомств, а также органов государственной власти на местах в продвижении внешнеэкономических интересов страны и отечественных участников внешнеэкономической деятельности.

За каждым посольством и консульством закреплены конкретные

регионы, отрасли экономики и крупные предприятия республики

В этих целях Министерство иностранных дел на регулярной основе будет разрабатывать утверждаемые Президентом приоритетные направления развития внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества с основными зарубежными партнерами, которые будут ориентиром в практической деятельности также других министерств и ведомств, а также ежегодные «дорожные карты» загранучреждений по работе с зарубежными странами. При этом МИД поручено внедрить новые подходы и методы в свою и загранучреждений деятельность, которые бы способствовали расширению и диверсификации экспорта отечественной продукции, привлечению инвестиций, передовых технологий и туристов в нашу страну.

Следует отметить, что МИД – единственное в стране ведомство, в подчинении которого находится сеть загранучреждений, состоящая в настоящее время из 45 посольств и консульств в 36 странах мира.  В связи с этим только дипломатические сотрудники посольств и консульств имеют возможность путем непосредственных контактов с представителями властей и деловых кругов страны пребывания на месте изучать условия и проводить необходимую работу по содействию экспорта отечественных товаров на её рынки, а также приглашать в страну иностранных инвесторов и туристов.

При этом наши дипломаты должны, прежде всего, владеть необходимой информацией о номенклатуре отечественной экспортной продукции, которую он должен будет продвигать на рынки страны пребывания, об инвестиционных проектах в республике, условиях и льготах, созданных для зарубежных инвесторов, которых он должен будет приглашать в страну, а также быть уверенным, что иностранный турист при пребывании в нашей стране получит тот сервис обслуживания и впечатления, которые ему были обещаны.

Впервые в истории МИД во всех регионах республики создаются его отделения

В связи с этим за каждым посольством и консульством закреплены конкретные регионы, отрасли экономики и крупные предприятия республики, с которыми они будут регулярно (при необходимости даже ежедневно) напрямую обмениваться информацией в онлайн-режиме для эффективной реализации разработанных «дорожных карт». Но это не означает, что, если, например, турецкий инвестор намерен участвовать в реализации инвестиционных проектов не в Самаркандской области, за которой закреплено наше посольство в Турции, а в другом регионе республик, то посольство не будет им заниматься. В этом случае роль общего координирующего органа, по всей видимости, будет выполнять Главное управление внешнеэкономического сотрудничества МИД, которое будет вести обмен информацией по всем предлагаемым для реализации экономическим проектам между загранучреждениями, с одной стороны, и министерствами и ведомствами, а также региональными властями республики, с другой.

Кроме этого, впервые в истории МИД во всех регионах республики создаются его отделения, которые, в частности, будут осуществлять содействие органам государственной власти на местах в налаживании и развитии межрегионального и международного сотрудничества в сфере торговли, инвестиций и туризма, а также координацию их взаимодействия с заграничными учреждениями, закрепленными за соответствующими регионами страны. Ранее (до начала 2000-х) такие отделения МИД уже существовали, но только в Термезе, Самарканде, Бухаре, Нукусе и Хорезме, которые, за исключением термезского отделения, впоследствии были упразднены. Но у них были другие  функции: они, в основном, занимались консульской работой по приему от местных юридических и физических лиц визовых заявок на приглашаемых ими иностранцев.

Таким образом, в системе МИД создана организационная вертикаль: загранучреждения – МИД – его региональные отделения, с возможностями непосредственного выхода с любого уровня на профильные министерства, ведомства, хокимияты. Эта вертикаль позволяет связать работу загранпредставительств по обозначенным внешнеэкономическим направлениям непосредственно с исполнителями реализуемых проектов в регионах страны и обслуживающими туристов фирмами. 

Ротация кадров

В своем выступлении в январе на совещании, посвященном деятельности МИД, Президент отметил, что в центральном аппарате МИД работают 334 человека, в подведомственных учреждениях – свыше 900, а в посольствах за рубежом – 300 человек, в общей сложности – более 1,5 тысячи человек. По-новому же Положению о МИД предельная численность управленческого персонала министерства составляет 256 единиц, без численности технического и обслуживающего персонала. Сокращено также количество заместителей министра с шести до трех (по старому положению общий численный состав МИД составлял 384 человека).

Межведомственный обмен кадрами призван способствовать приобретению

дипломатическими сотрудниками практического опыта работы по

реализации экономических проектов на местах

Намечается коренное совершенствование деятельности загранучреждений. В частности, до конца года должно быть проведено критическое изучение работы загранучреждений с выездом на места. В то же время в посольствах, в странах, являющихся основными экономическими партнерами, – это, прежде всего, государства Центральной Азии, Россия, Китай, США, Южная Корея, Япония, Турция, ведущие страны Европы, будут введены и расширены штаты дипломатических сотрудников по торговле и инвестициям.

Вводится практика межведомственной ротации кадров, когда дипломатические работники МИД и загранучреждений будут переводиться на работу в другие профильные министерства и ведомства, те же Госкомитеты по инвестициям, по развитию туризма, Министерство внешней торговли, а также органы государственной власти на местах, в основном, в хокимияты, а оттуда соответствующие специалисты будут переводиться в МИД с последующим направлением на работу в загранучреждения.

Межведомственный обмен кадрами призван способствовать приобретению дипломатическими сотрудниками практического опыта работы по реализации экономических проектов на местах, недопущению отрыва дипломатов от действительности и происходящих процессов обновления внутри страны. Возможно, при таком обмене будет несколько «размываться» используемое в международной дипломатической практике понятие «карьерный дипломат», то есть человек, который занимается только дипломатической работой и проходит всю карьерную лестницу, как в аппарате МИД, так и в загранучреждениях.

Вновь образованное Главное управление внешнеэкономического сотрудничества МИД также будет укомплектовано, прежде всего, из числа лиц, имеющих высшее экономическое образование и практический опыт работы в соответствующих отраслях экономики, что уже подразумевает привлечение на работу в данное управление МИД сотрудников из других профильных министерств и ведомств.

В работе дипломатического представительства усиливается ключевая роль его руководителя – посла, который считается высшим официальным представителем страны в зарубежном государстве и несет полную ответственность за эффективную реализацию внешней политики, проводимой в отношении страны пребывания. При этом как дипломатические работники, так и представители других государственных органов республики в стране пребывания, вне зависимости от своей ведомственной принадлежности и подотчетности, должны будут неукоснительно подчиняться главе дипмисии и координировать с ним свою деятельность.

Главное управление внешнеэкономического сотрудничества МИД будет укомплектовано,

прежде всего, из числа лиц, имеющих высшее экономическое образование и практический опыт работы

Повышены требования к личным качествам посла, который должен свободно владеть государственным и иностранным языками, иметь соответствующие деловые, моральные и профессиональные качества, а также глубокие познания в области культуры, национальных традиций и обычаев, сути и значения социально-экономических и общественно-политических преобразований в республике.

Кроме полномочий усилена и ответственность глав заграничных учреждений. Теперь они ежемесячно будут заслушиваться министром иностранных дел о ходе реализации возложенных на них задач и утвержденных «дорожных карт» по сотрудничеству с государством пребывания и международными организациями, для последующего доклада их результатов Президенту.

Следует отметить, что в соответствии с законодательством назначение и освобождение, по представлению Президента, дипломатических и иных представителей республики в иностранных государствах, в частности, чрезвычайных и полномочных послов, относятся к полномочиям Сената Олий Мажлиса, а дипломатические ранги чрезвычайного и полномочного посла (ЧПП) присваиваются Указом Президента. При этом назначение послом не влечет за собой автоматического издания указа и присвоения ему дипранга ЧПП, который еще необходимо заслужить, так как он присваивается пожизненно. И на практике далеко не все послы, проработавшие в должности руководителей дипмиссий, удостаивались чести получить дипломатический ранг ЧПП. По новому Положению о МИД министр иностранных дел вносит Президенту предложения по кандидатурам чрезвычайных и полномочных послов, которые, видимо, впоследствии будут также утверждаться Сенатом, а глав консульских учреждений, то есть генеральных консулов, назначает самостоятельно.

С 1 мая этого года повышаются разряды по оплате труда работников центрального аппарата МИД на один разряд по Единой тарифной сетке, а должностные оклады сотрудников загранучреждений будут увеличены на основе изучения социально-экономической ситуации и индексации стоимости товаров и услуг в стране пребывания, а в дальнейшем они будут пересматриваться не менее одного раза в пять лет. Следует отметить, что во многих наших загранучреждениях должностные оклады сотрудников не пересматривались с момента их открытия и к настоящему времени значительно ниже, в некоторых странах даже в разы, чем у аналогичных дипломатов других иностранных посольств, в том числе стран СНГ, работающих в этой же стране. 

Предстоят изменения и в деятельности кузницы дипломатических кадров – в Университете мировой экономики и дипломатии. В частности, будут сокращены сроки обучения и квоты приема в бакалавриат, так как количество выпускников данного вуза намного превышает потребности в таких специалистах у заинтересованных ведомств, а сроки обучения превышают аналогичные зарубежные стандарты. Ректором университета будет являться заместитель министра иностранных дел, курирующий образовательные учреждения в системе МИД. Ранее (в начале 2000-х) подобная практика уже существовала, только тогда ректором по совместительству был министр иностранных дел.

 В целом, в Министерстве иностранных дел и его загранучреждениях еще предстоит значительное обновление кадров, поиск талантливых дипломатов, от способностей которых во многом будет зависеть качество выполнения возложенных на МИД новых важных задач.

 Не только МИД…

 Практика использования возможностей МИД и особенно загранучреждений для решения внешнеэкономических задач государства, в том числе «экономическая дипломатия», давно уже применяется многими странами. И поэтому реформирование МИД Узбекистана – это назревшая проблема, которая, наконец, нашла свое решение.

В то же время считать, что теперь МИД Узбекистана сможет решать все вопросы, связанные с продвижением внешнеэкономических интересов государства, будет неправильно. Для эффективного выполнения своей координирующей роли МИД целесообразно будет не только разрабатывать приоритетные направления развития внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества с основными зарубежными партнерами, но и принимать совместные с профильными министерствами и ведомствами планы работ и «дорожные карты», которые бы увязывались с «дорожными картами» загранучреждений по реализации конкретных задач, связанных с наращиванием экспорта, привлечением инвестиций и туристов.

Повышены требования к личным качествам посла

Кроме этого, как показывает мировая практика, помимо эффективного использования торговых представительств, в том числе при посольствах, в решение задач расширения экспорта вовлекаются также различные ассоциации производителей продукции и услуг, фонды поддержки экспорта, эксимбанки, страховые и консалтинговые компании, а также малый и средний бизнес (см. «Зарубежная практика внешнеэкономической деятельности»).

Что касается привлечения инвестиций и туристов, то решение этих вопросов в значительной степени зависит также от созданного в стране инвестиционного климата и наличия условий для получения туристами ожидаемого ими сервиса и впечатлений. В связи с этим как государственным органам, так и частному бизнесу необходимо будет еще много работать над повышением не только внешней, но и внутренней привлекательности нашей страны.

 Юрий Кутбитдинов

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Тренды

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6