|   | 

Инструменты макроэкономики

Инструменты макроэкономики

Инструменты  макроэкономики

27 марта в Центре экономических исследований прошел круглый стол, посвященный обсуждению аналитического доклада «Анализ воздействия инструментов макроэкономической политики на показатели экономического развития Узбекистана на основе таблицы «Затраты—Выпуск» и матрицы социальных счетов (SAM)».  Доклад был подготовлен ЦЭИ совместно с Госкомстатом и Минэкономики Республики Узбекистан в рамках проекта ПРООН «Поддержка стратегических исследований в целях устойчивого развития». Зачем потребовалось оценить применяемые методы макроэкономического анализа и прогнозирования и  почему они нуждаются в совершенствовании?

Почему именно сейчас?
В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах определены важнейшие задачи углубления экономических реформ. Они связаны в первую очередь с необходимостью либерализации экономических отношений, обеспечением макроэкономической стабильности и устойчивости экономического роста. Новые задачи экономической политики нацелены на повышение роли частного сектора, поддержание равновесного обменного курса, снижение налоговой нагрузки, либерализацию цен, устранение сложившихся ценовых диспропорций и сдерживание инфляции, смягчение последствий внешних вызовов и угроз, повышение конкурентоспособности экономики. Это предъявляет и новые требования к используемым методам макроэкономического анализа и прогнозирования.
Возникает необходимость в более надежных инструментах, позволяющих более объективно и качественно оценить меры экономической политики и оказать косвенное воздействие на социально-экономические процессы.

Новые приоритеты проводимых реформ требуют совершенствования

методов макроэкономического анализа и

прогнозирования для более достоверной оценки результатов экономической политики.

Как показывает международный опыт, принципиально значимым инструментом в этом плане является разработка моделей, основанных на таблице «Затраты—Выпуск» (input-output model), модели SAM (social accounting matrix model) и модели общего равновесия CGE (computable general equilibrium model) на базе широкого применения методов многофакторного эконометрического анализа, позволяющих эффективно решать вопросы макроэкономического характера. Работы по оценке эффективности инструментов экономической политики, проведению комплексного анализа макроэкономических процессов, а также по подготовке многовариантных сценариев развития экономики в обосновании принимаемых решений в Узбекистане начинались еще с 1995 года. Однако проблемы, связанные с доминированием административных методов в управлении экономикой Узбекистана, слабость и невостребованность рыночных инструментов макроэкономической политики вкупе с ограниченностью статистических данных отложили практическое применение данных моделей на долгий период.
Какие модели нам нужны?
В мировой практике прослеживаются два основных направления развития и применения макроэкономических моделей — эконометрическое и межотраслевое моделирование (input-output model, social accounting matrix model), на базе которых разрабатывается абсолютное большинство макроэкономических оценок и прогнозов.
Модель «Затраты—Выпуск» (input-output model) обеспечивает более детальный анализ структуры экономики в сбалансированной матричной форме. На основе учета тесноты межотраслевых связей модель позволяет решить ряд задач касательно выпуска и затрат товаров и услуг, промежуточного и конечного спроса, образования доходов в разрезе широкого перечня видов экономической деятельности.

Возникает необходимость в более надежных инструментах, позволяющих

более объективно и качественно оценить меры экономической политики

В свою очередь, модель «Затраты—Выпуск» создает основу для разработки более совершенной модели, основанной на SAM, которая позволяет расширить возможности самой модели «Затраты—Выпуск» с дополнительным выделением в структуре матрицы экономических агентов, таких как частный, государственный, внешний и монетарный секторы. Исследования по разработке модели на базе SAM, проводимые во многих странах, и изучение их опыта имели важное значение в его адаптации в Узбекистане. Адаптация модели заключалась в оценке показателей SAM c учетом особенностей существующей информационно-статистической базы, определении методов сбора и обработки данных.
В Узбекистане, начиная с 1996 года, разворачивались исследования по адаптации стандартной модели SAM (social accounting matrix SAM), основанной на таблице «Затраты—Выпуск», позволяющей моделировать взаимодействие между отраслями и секторами экономики. Именно эти проведенные ранее в Узбекистане исследования создали основу и дали возможность построения целостной структуры SAM на базе информации 2014 года, выявить систему внутренних и внешних переменных модели, улучшить методы исчисления исходных данных и уточнения коэффициентной базы, сформировать системы линейных уравнений модели и тестирование результатов их решения на соответствие базовым значениям. В представленном на круглом столе докладе рассмотрены методические подходы к моделированию с описанием системы уравнений и блоков моделей, учитывающих особенности и условия экономики Узбекистана, моделирование вариантов политики и роста выпуска отдельных отраслей, предложения по развитию моделей.
Куда двигаться?
Переход статистики к системе национальных счетов в Узбекистане привел к улучшению методологии макроэкономического анализа, в частности, построения таблицы «Затраты—Выпуск». Вместе с тем, важной проблемой в работе с межотраслевыми моделями является получение более корректных отраслевых данных о структуре прямых затрат на производство продукции, товаров, работ и услуг.

В мировой практике прослеживаются два основных

направления развития и применения макроэкономических

моделей — эконометрическое и межотраслевое моделирование 

Полученные данные о затратах, в основном, крупных предприятий не полностью отражают технологические процессы и складывающиеся межотраслевые взаимосвязи в экономике в условиях ее многоукладности.
Не обеспечивается сбалансированность основных макроэкономических показателей между статистическими данными финансовых и экономических органов в силу их неотработанности на практике посредством подготовки финансовых программ, незавершенности периода трансформации статистики, отвечающей требованиям международных стандартов и др. Крупной проблемой в расчетах сбережений является корректность исчисления изменений запасов оборотных средств.
Расширению возможностей применяемых моделей будут способствовать следующие меры:
- проведение один раз в пять лет работ по статистической оценке прямых затрат на производство продукции, товаров, работ и услуг с разбивкой их на отечественные и импортные составляющие, основанные на методах сплошного обследования всех предприятий и организаций, независимо от их размера и типа;
- обеспечение согласованности и сбалансированности статистических показателей национальных счетов (счетов производства, образования и использования доходов, операций с капиталом), а также соотношений выпуска, потребления и накопления, производимых в экономике товаров и услуг;
- совершенствование расчетов в едином формате показателей «чистых» отраслей (структура промежуточного и конечного спроса, добавленной стоимости, выпуска, располагаемых ресурсов, исчисления изменений запасов оборотных средств и т. п.);
- улучшение полноты охвата статистических данных для объективной оценки показателей отраслей и сфер экономики, по которым не проводятся единовременные обследования, затрат, выпуска и реализации продукции, товаров и услуг;
- наблюдение за изменением отраслевых цен, определение дефляторов отраслей для пересчета стоимостных показателей в постоянные цены;
- систематическое проведение комплексного анализа структуры издержек, производительности труда и рентабельности выпуска отраслей.
Кроме того, необходима дальнейшая функциональная привязка модели к целям и задачам экономики. В целях расширения круга решаемых задач и обоснования оценок макроэкономической политики требуется продолжение работ по функциональной привязке модели к условиям экономики Узбекистана, а именно:
- отражение в модели структуры важнейших отраслей, по которым Узбекистан имеет сравнительные преимущества, а также отраслей, оказывающих весомое влияние на развитие других отраслей;
- улучшение структуризации модели, ее коэффициентов и параметров уравнений, описывающих процессы формирования инвестиций, конечного потребления домохозяйств, государственных доходов и расходов, сбережений, денежных переводов и других внешнеэкономических операций;
- совершенствование описания уравнений модели и углубление степени экономической интерпретации получаемых результатов.

Важной проблемой в работе с межотраслевыми моделями является получение более

корректных отраслевых данных о структуре прямых затрат на

производство продукции, товаров, работ и услуг

Перспективным направлением в развитии моделей «Затраты—Выпуск» и SAM является также их адаптация к модельной оценке взаимосогласованности прогнозных индикаторов, разработанных в рамках Целей устойчивого развития Узбекистана (ЦУРУз), охватывающих такие задачи, как устойчивый экономический рост, рационализация занятости, снижение уровня малообеспеченности и неравенства в доходах, повышение ресурсо- и энергоэффективности экономики, качества оказываемых услуг, решение экологических проблем и другие, которые требуют продолжения начатых исследований в данном направлении.
Построенные модельные инструменты позволяют в перспективе перейти к построению вычислимых моделей общего равновесия (CGE) для Узбекистана, которые направлены на обеспечение макроэкономического равновесия спроса и предложения.
Что это нам дает?
В ходе обсуждения представленного аналитического доклада были отмечены следующие важные моменты.
Современная экономика является сложной системой с многочисленными внутренними взаимосвязями, подверженностью воздействию внешних факторов и требует применения современных моделей, в том числе модели «Затраты—Выпуск» на базе современных информационных технологий. Выполненные исследования показали, что в республике имеются хорошие возможности для формирования межотраслевых моделей для макроэкономического анализа и оценки эффективности инструментов макроэкономической политики.
Среди главных результатов исследования необходимо отметить, что в теоретической конструкции моделей, принятых в международной практике, авторам исследования удалось адекватно отразить специфику национальной экономики Узбекистана. Видоизменяя уравнения и адаптируя модель к конкретным проблемам и направлениям макроэкономической политики с использованием сценарного подхода, можно также моделировать процессы либерализации экономики Узбекистана. Это позволит оценивать как положительные последствия перехода от текущего к равновесному состоянию экономики, так и издержки, возникающие при этом.

 

Результаты исследования позволяют подойти к оценке уровня макроэкономической сбалансированности на новой методической основе, выявить специфические особенности экономики Узбекистана, степень сбалансированности параметров макроэкономической политики, охватывающей все ее ведущие секторы и отрасли. Это имеет большое практическое значение в отражении сложившихся закономерностей, характерных для экономики Узбекистана, и может также использоваться для оценки чувствительности экономики к различным шокам и внешним воздействиям.

Сравнивая затраты с выпуском
Модель «Затраты—Выпуск» (input-output model) представляет собой экономико-математическую балансовую модель экономики, которая отражает объективно существующие в экономике многообразные функциональные связи между различными общеэкономическими пропорциями и секторами.
Модель является базой для проведения различных комплексных аналитических расчетов, имеющих актуальное практическое значение. Она используется всеми развитыми странами для реализации вариантов сценарного развития, обоснования принимаемых на правительственном уровне решений по реализации основных социально-экономических задач, поддержания важнейших макроэкономических пропорций и тенденций в отраслях экономики.
Модели позволяют проиграть возможные варианты правительственных политик: в сфере потребления (цены на товары и услуги, пошлины, налоги на экспорт и импорт и др.); в области финансов и формирования бюджета (налоги, льготы, субсидии, уровни заработной платы, тарифы и другие источники статей бюджетного наполнения и направления расходов).
Среди возможностей модели следует отметить следующие.
Моделирование сбалансированного развития отраслей экономики и экономического роста.
Моделирование оценки влияния роста инвестиций на выпуск отраслей.
Моделирование оценки влияния увеличения экспорта на выпуск отраслей.
Моделирование оценки влияния изменения инструментов политики на макроэкономические индикаторы.
Моделирование оценки изменения налогов на выпуск отраслей и на конечный спрос.

 

Сравнивая спрос с предложением

Модель SAM включает систему взаимосвязанных макроэконометрических блоков, описанных в формате «доходы-расходы» и основных тождеств национальных счетов, позволяющих в рамках единой матрицы интегрировать и балансировать спрос и предложение в разрезе отраслей и секторов экономики.

Основной целью разработки макроэкономической модели SАМ в Узбекистане является создание инструментария для анализа, формирования и согласования вариантов макро-экономической политики, оценки возможных их последствий на экономику. Возможности модели SAM позволяют отрабатывать влияние инвестиционной, ценовой, фискальной, денежно-кредитной и многих других аспектов государственной политики на макроэкономические индикаторы.

 Основой построения SAM является учет движения финансовых потоков между счетами различных агентов и отраслей экономики. Потоки, образующие данные счета, отражаются в интегрированном виде в так называемых социальных счетах в матричной форме.

 

Зарубежный модельный ряд
Для разработки прогнозов представляет интерес совместная малазийско-американская модель ЕЕМ. В рамках этой модели интегрируются спрос и предложение, государственный и негосударственный, реальный и банковский секторы, торговля и платежный баланс, мировой сектор, валютные курсы и другие факторы, оказывающие решающее воздействие на макроэкономическую динамику. На ее основе отрабатываются различные варианты фискальной политики (оценка последствий изменения налоговых ставок и государственных расходов), денежно-кредитной политики, политики валютного курса и многих других аспектов макроэкономической политики.
В России принята и реализована специальная программа разработки межотраслевого баланса (МОБ) производства и распределения продукции и услуг по методологии СНС. Одним из результатов построения межотраслевой модели стала разработка равновесной межотраслевой модели российской экономики RIM (Russian Interindustry Model). Она описывает состояние, производственные возможности и динамику развития различных секторов экономики. Ее отраслевая структура основана на 18-отраслевом МОБ. Результаты прогнозных расчетов по этой модели используются при разработке среднесрочных сценариев развития российской экономики. В России на основе матрицы финансовых потоков осуществляется анализ состояния экономики, проводятся исследования по использованию SAM для оценки внешних влияний на региональную экономику и определения величины и структуры регионального продукта.
Исследования по моделированию экономики в Индии велись в нескольких направлениях по различным типам моделей, начиная от статических моделей (input-output), динамических моделей плана оптимизации и эконометрических моделей и заканчивая числовыми моделями общего равновесия (computable general equilibrium (CGE) model). В основном, в Индии активно используется стандартная модель SAM (social accounting matrix model), основанная на таблице «Затраты—Выпуск» и позволяющая моделировать взаимодействие между отраслями и секторами экономики.
В Грузии была построена собственная модель на базе модели Леонтьева input-output model. Модель построена по 16 основным отраслям экономики и позволяет предусмотреть развитие экономики согласно различным проектам в пределах определенного периода времени и принимать меры по недопущению дисбаланса в экономике.
Имеется опыт построения социальных счетов SAM (social accounting matrix model) более чем в 40 странах мира. Например, в США и Нидерландах SAM используется в виде годовых балансов макропоказателей развития национальной экономики. В Эквадоре и Марокко данная модель применяется для расчета влияния сельского хозяйства на другие отрасли. В Индии и Вьетнаме имеется широкий опыт использования SAM для оценки влияния различных политик на ключевые макропеременные экономики, такие как ВВП, инфляция, торговый дефицит и дефицит госбюджета.

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Тренды

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6