|   | 

Молодежь и работа

Молодежь и работа

Молодежь и работа

 

В настоящее время вопросы создания достойных и устойчивых рабочих мест, искоренение принудительного и детского труда в нашей стране стали актуальными. В условиях, когда ежегодный прирост рабочей силы составляет 350-370 тыс. человек, требуется ежегодно создание примерно такого же количества устойчивых и производительных новых рабочих мест для молодежи.
Согласно данным Международной организации труда (МОТ), в 2017 году свыше 200 миллионов человек в мире являлись безработными, из которых более 35% представляли молодежь, причем уровень безработицы среди молодежи превышал уровень безработицы среди взрослого населения примерно в 2,5 раза.
Молодежные рынки труда, как правило, характеризуются тем, что трудовые контракты часто заключаются для выполнения временных работ или для работы на неполной ставке. С одной стороны, это говорит о большой мобильности молодых людей, с другой — об их слабой защищенности на рынке труда и ограниченных возможностях получить полноценный трудовой контракт.
Обеспечение устойчивой занятости молодежи является ключом к снижению бедности и созданию достойных условий жизни для молодых граждан.

Молодежная занятость
Согласно данным Госкомстата, в 2017 году в Узбекистане лица в возрасте 16-24 лет составляли свыше 16% от общей численности населения, или около 5,1 млн. чел. В данной социально-демографической группе общая численность экономически активного населения составила 45,8%, или 2,4 млн. чел. При этом, согласно оценкам на основе данных МОТ, в 2017 году уровень экономической активности среди молодых мужчин составил 57,3%, а среди молодых женщин он был равен 33,8%. В то же время уровень экономической активности среди взрослых мужчин и женщин составил, соответственно, 91,5% и 62,8%. Эта разница в цифрах объясняется, скорее всего, тем, что значительная часть молодых граждан обучалась в лицеях и профессиональных колледжах (порядка 1,5 млн. учащихся), незначительная часть (297689 студентов на конец 2017 г.) — в вузах.
Ввиду отсутствия официальных данных по занятости молодежи воспользуемся оценками МОТ, согласно которым среднегодовая численность занятых среди молодежи в 2017 г. составила порядка 1,9 млн. чел. По данным выборочных обследований «Жизнь в переходный период», проведенных ЕБРР в 2010 и 2016 гг., структура занятости молодежи характеризуется следующими особенностями. Так, если в 2006 г. неполная занятость среди молодежи составляла 31%, а полная — 69%, то уже в 2016 г. наблюдалась иная картина — 85% и 15%. Возможными причинами такой тенденции могут быть нежелание работодателей предоставлять молодым рабочие места, обеспечивающие полную занятость, поскольку работодатели не хотят брать на себя расходы на обучение и тренинг молодых кадров, а также увеличение потребности в молодых работниках для работ сезонного характера в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, торговля, ресторанный и гостиничный бизнес, транспортные услуги. Кроме этого, данные тенденции могут свидетельствовать о кардинальных сдвигах в предпочтениях самой молодежи относительно выбора формы занятости. Молодежь может искать различные варианты занятости с целью определения «любимого вида работы». Неполная занятость также позволяет молодежи обучаться в образовательных учреждениях без отрыва от производства.
Согласно оценкам ЕБРР, в 2016 г. подавляющее большинство молодых граждан (около 65%) было занято в сфере услуг, чуть менее их трети (около 30%) — в сфере промышленности и строительства, причем преобладающая часть женщин (почти 80%) и мужчин (около их половины) была занята в сфере услуг. Примечательно также, что 36% мужчин были заняты в строительстве, а 28% женщин — в организациях социальной сферы. При этом за 2006-2016 гг. занятость в сельском хозяйстве существенно сократилась (с 43% до 5%), что, скорее, свидетельствует о миграции молодежи в городскую местность в поисках лучшей работы, а также о росте производительности труда в сельской местности, который сопровождался высвобождением рабочей силы из сельхозпредприятий. Следует отметить, что в республике сформировались правовые механизмы содействия трудоустройству молодежи.
Оценки ЕБРР показывают, что в 2016 году в сельской местности средняя заработная плата занятой молодежи была на 10% выше, чем в городской местности. Это может объясняться перенасыщенностью городского рынка труда в результате высокой миграции молодежи из сельской местности в поисках работы, что порождает дисбаланс на рынке труда молодежи в сельской местности, т.е. найти работу в городской местности легче, но сложнее найти высокооплачиваемую работу, а в сельской местности найти работу труднее, но если она найдется, то она будет, скорее, высокооплачиваемой. Однако если рассматривать взрослое население, то картина изменяется диаметрально — заработная плата в городах в среднем выше, чем на селе, на 13%.
Среди взрослого населения работники с высшим образованием получали в 2016 году в среднем большую зарплату (1115892 сума), чем работники, имеющие только среднее или среднее специальное образование (соответственно 636500 и 764972 сума), однако среди молодежи парадоксальным образом наибольшее вознаграждение получают те, которые имеют среднее специальное образование (836786 сумов), что говорит о том, что молодые лица с высшим образованием имеют недостаточный уровень профессиональных компетенций, характеризующийся низким уровнем средней зарплаты (737833 сума).
При этом ежемесячная заработная плата молодых мужчин составляла около 1 млн. сумов, т.е. была в среднем на 40% выше, чем зарплата молодых женщин. Тот факт, что молодые женщины преимущественно заняты в бюджетном секторе экономики, обуславливает относительно низкий уровень их зарплаты.


Неформальная занятость и безработица
Существующая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда для трудоемких отраслей в Узбекистане является достаточно обременительной, что отрицательно сказывается на заключении официальных трудовых контрактов и стимулирует неформальную занятость. Однако положение дел в этом плане меняется к лучшему. Так, согласно оценкам Всемирного банка и ЕБРР, в 2016 г. 34% молодых граждан были заняты в неформальном секторе, в то время как в 2006 г. этот показатель был равен 54%. Подобные положительные изменения могут быть связаны с устойчивостью экономического роста, совершенствованием трудового законодательства и введенными недавно льготами для работодателей, нанимающих молодежь на работу. При этом в 2016 году в неформальном секторе были заняты 44% мужчин и 21% женщин в возрасте от 18 до 24 лет. Неформальное заключение трудовых договоров с молодыми людьми чаще наблюдается в сельской местности. Примечательно, что доля неформальной занятости среди молодых людей с высшим образованием близка к нулю.
В соответствии с официальными данными в 2017 году общий уровень безработицы в Узбекистане составил 5,8% от экономически активного населения. Однако в официальной статистике не фигурирует показатель молодежной безработицы, в связи с чем приводим оценки на основе данных МОТ, которые относятся к 2016 году. Так, уровень безработицы в республике в 2016 г. составил порядка 8%, а уровень безработицы среди молодежи в возрасте 16-24 лет был равен примерно 19,2% (или около 460 тыс. человек с учетом того, что незначительная часть учащихся в лицеях или профессиональных колледжах в возрасте 16-18 лет были оценены как экономически активные, поскольку они желали работать неполный рабочий день без отрыва от учебы), причем подавляющая часть молодежной безработицы приходится на возрастную когорту от 19 до 24 лет. Таким образом, в среднем уровень безработицы среди молодежи превысил уровень безработицы среди взрослых почти в 2,4 раза, причем уровень безработицы среди женщин составил 21,7%, а среди мужчин — 18,9%. Как видно, молодежная безработица не характеризуется резкой дифференциацией по половому признаку, чего нельзя сказать о занятости и экономической активности среди молодежи.
Прямым следствием безработицы и неформальной занятости среди молодежи являются экономические потери общества, связанные с недополученными налоговыми поступлениями, увеличением затрат на государственные программы поддержки безработных, недопроизводством валового внутреннего продукта.
Безработица и уязвимая занятость в раннем трудоспособном возрасте также влияют на карьеру в течение всей жизни. Как показывает ряд исследований, отсутствие достойных условий труда в раннем трудоспособном возрасте у молодых людей часто приводит к депрессиям, спаду мотивации к саморазвитию, что, в свою очередь, приводит к снижению их доходов в будущем и высокой вероятности попадания в число безработных.
Если молодые люди долго пребывают в статусе безработного, то они могут потерять веру в себя, надежду на самореализацию и почувствовать себя отчужденными. В результате они могут попасть под влияние деструктивно мыслящих людей, которые могут подтолкнуть молодежь к насилию и радикализму. Кроме этого, наличие молодежной безработицы означает недоиспользование трудового потенциала молодых людей в экономике. Наконец, создание семьи при нестабильной и низкодоходной занятости отражается на благосостоянии будущего поколения вследствие ограниченных инвестиций в обучение детей и их здоровье.


Факторы молодежной безработицы
Негативно влияют на активизацию процессов создания рабочих мест следующие внесистемные факторы: высокое налоговое бремя (30% к ВВП); низкий уровень стимулов для роста предприятий (большая разница между налогообложением малых и крупных предприятий); низкий уровень доступа к кредитам (отношение кредитов коммерческих банков к ВВП составляет 46%); монополизированность ряда отраслей экономики (автомобильная и текстильная промышленность, транспорт, строительство, рынок земли и ирригационных услуг в сельском хозяйстве).
Кроме этого, ограничивающим фактором является высокое демографическое давление на рынок труда, приводящее при прочих равных условиях к увеличению молодежной безработицы. Так, согласно официальным данным, в 2016 г. коэффициент рождаемости на 1000 населения в Узбекистане составлял 22,8 промилле, а ежегодный естественный прирост населения — чуть менее 600 тыс. человек, в то время как в развитых странах уровень рождаемости составляет менее 14 промилле.
Наряду с вышеназванными факторами, внутрисистемными причинами безработицы среди молодежи являются:
- неэффективность принимаемых органами по труду решений по обеспечению устойчивой занятости молодежи из-за низкого качества и неполноты статистической информации о рынке труда молодежи Узбекистана;
- низкий охват высшим образованием выпускников академических лицеев или профессиональных колледжей ведет к высокой молодежной безработице в перспективе из-за ограниченности квот на прием студентов в вузы и ежегодного увеличения платы за учебу (так, несмотря на почти 100%-ную грамотность населения, показатель охвата высшим образованием молодежи в возрасте 19-24 лет в Узбекистане составляет всего лишь около 10%);
- отсутствие необходимых знаний, умений и навыков у выпускников вузов и профессиональных колледжей (согласно результатам исследований, проводимых кадровым агентством HRC Consulting в Узбекистане, многие работодатели отмечают, что заявок на объявленные вакансии много, но отсутствие соответствующих компетенций у кандидатов усложняет задачу по заполнению вакансий);
- низкая доля (менее четверти) предприятий частного сектора, которые проводят для своих работников профессиональные тренинги по повышению квалификации (например, в странах Западной Европы более половины предприятий проводят такие тренинги);
- несоответствие структур квот подготовки кадров и потребностей экономики (например, имеется многократный разрыв между вновь созданными рабочими местами в промышленности и числом выпускников вузов в данной специализации, в то время как такового разрыва в отношении выпускников колледжей не наблюдается);
- отсутствие действенной системы профессиональной ориентации молодежи (в 1990 году система профориентации молодежи была ликвидирована, упразднены межотраслевые и отраслевые центры профессиональной ориентации, а последующие реформы среднего и особенно высшего профессионального образования не предусматривали сколько-нибудь системной и целенаправленной профориентационной работы);
- недостаточная эффективность законодательных механизмов (например, недостаточная гибкость трудового законодательства касательно процедур найма и увольнения молодых сотрудников; неразвитость механизмов социального партнерства в области обеспечения интеграции теории и практики в учебных заведениях ССПО, а также последующего трудоустройства выпускников).


Целесообразные решения
Решение вопросов, связанных с обеспечением устойчивой занятости среди молодежи, требует разработки и реализации комплекса системообразующих стратегий в макроэкономической сфере, трудовом законодательстве, системе государственного управления процессами обеспечения занятости населения и системе профессионального образования.
В целях обеспечения устойчивой занятости молодежи в краткосрочной перспективе требуется реализация комплекса мер в следующих направлениях:
- разработка и реализация адресной подпрограммы создания новых рабочих мест для молодежи (предусмотрев при этом трудоустройство молодежи, включая возвращающихся молодых трудовых мигрантов, в новых или расширяемых производственных объектах МПЗ и СЭЗ);
- предоставление единовременных субсидий работодателям на профессиональное обучение и повышение квалификации молодых работников в возрасте от 18 до 30 лет, направленных ЦСЗН, в размере 4 МРЗП;
- создание интегрированных баз данных о вакансиях для молодежи, ищущей работу, на основе внедрения современных форм социального партнерства и ГЧП;
- развитие подсистемы повышения квалификации и переподготовки для выпускников заведений ССПО и вузов посредством предоставления для учебных центров налоговых льгот и преференций, а для выпускников — льготных кредитов для повышения квалификации или переподготовки. (Такая подсистема будет призвана развивать практические и социальные компетенции у выпускников, которые имеют преимущественно теоретические знания. Например, молодой инженер-механик, выпускник ТГТУ, не получил навыков работы с программным обеспечением Ansys во время учебы в вузе. Он будет иметь возможность получить их, повышая свою квалификацию в соответствующем учебном центре.)
В целях обеспечения устойчивой занятости молодежи в среднесрочной перспективе требуется реализация комплекса мер в следующих направлениях:
- принятие комплекса мер по увеличению гибкости трудового законодательства за счет упрощения процедур найма, содержания и увольнения молодых работников, а также сокращения сроков и объемов предоставляемых им пособий, снижения объема компенсационных выплат в целях стимулирования занятости молодежи;
- рассмотрение возможности упрощения порядка получения прописки для молодых представителей всех регионов республики (не только для Ташкента и Ташкентской области), учитывая, что молодежь, имея более высокую мобильность, по сравнению со взрослыми работниками, нуждается в поддержке при передвижении между регионами республики;
- создание карьерных центров в вузах и учреждениях ССПО, которые будут предоставлять информацию об имеющихся вакансиях студентам и учащимся, предусмотрев, что карьерные центры будут тесно взаимодействовать с кадровыми агентствами и работодателями в информировании соискателей об имеющихся вакансиях;
- формирование системы профессиональной ориентации и социализации молодежи в целях предупреждения случаев неправильного выбора будущей профессии школьниками и подростками;
- совершенствование системы обеспечения интеграции производства и подготовки кадров в учебных заведениях ССПО посредством перехода к системе дуального образования, повышая в ней роль социальных партнеров (в частности, можно использовать прогрессивный немецкий опыт создания и развития дуальной системы обучения, когда учащийся один день проводит в учебном заведении, изучая теорию, а четыре дня — на предприятии, работая по будущей специальности и получая при этом зарплату);
- переход на международную систему оценки качества обучения в системе народного образования по методологии PISA и участие Узбекистана в рейтинговых оценках PISA в целях выявления проблем в системе народного образования и их последовательного решения;
- создание в каждом городе, население которого превышает 80 тысяч человек, двух вузов — одного многопрофильного гуманитарного вуза и одного многопрофильного технического вуза, и внедрение в них принципов корпоративного управления, а также академической автономии в целях эффективного и действенного решения проблем подготовки кадров с высшим образованием на местах (если в каждом городе будут созданы вузы с одними и теми же факультетами, то будет создана конкурентная среда среди вузов республики);
- обеспечение увеличения доли частных вузов, внедрение корпоративной модели управления в отечественных вузах, пересмотр общеустановленных стандартов высшего образования с учетом передового международного опыта развитых стран, особенно успешных моделей стран Запада, Сингапура и Южной Кореи;
- разработка более гибкой системы перехода от одной специальности к другой, облегчающей перевод студентов от одного вуза в другие при выявлении, что они не имеют потенциала и интереса изучать выбранную ранее профессию;
- разработка и внедрение механизмов дистанционного обучения, а также соответствующих необходимых стандартов и требований по предоставлению нетрадиционных форм дистанционного обучения;
- увеличение охвата молодежи качественным (соответствующим мировым стандартам) высшим образованием с нынешних 10% до 25% в среднесрочной перспективе и до 50% в долгосрочной перспективе в целях решения проблем нехватки квалифицированных кадров с высшим образованием.

Право на трудоустройство
Трудовой кодекс РУз предоставляет льготы и для лиц моложе 18 лет. Так, согласно статье 239 ТК РУз, работодатель обязан принимать на работу лиц моложе 18 лет, направляемых местным органом по труду и другими органами в порядке трудоустройства на рабочие места в счет установленного минимального количества рабочих мест. Вышеуказанным лицам предоставляются дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенный рабочий день, облегченная материальная ответственность (только при умышленном причинении вреда), медицинский осмотр, а также гарантии того, что прекращение трудового договора с такими лицами возможно только с согласия местного органа по труду.
Трудовой кодекс РУз также предоставляет ряд дополнительных льгот для лиц, совмещающих работу с обучением. Такие работники пользуются правом на: дополнительный оплачиваемый отпуск (включая творческие отпуска); сокращенную рабочую неделю (5 рабочих дней из 6-дневной рабочей недели); преимущественное оставление на работе при прекращении трудового договора (в случае реорганизации); оплату проезда (для сдачи экзаменов, дипломного проекта, сессий и т.п.).
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду» с начала 2018 года на 50% будет снижена ставка ЕСП по доходам от оплаты труда впервые трудоустроенных выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и вузов. При этом с момента окончания учебного заведения должно пройти не более 3 лет. Кроме того, с 1 января 2018 года все учащиеся профессиональных колледжей, академических лицеев поставлены на учет в органах государственной налоговой службы в качестве налогоплательщиков путем присвоения всем учащимся ИНН. Данная мера позволит на основе мониторинга выплат по отчислениям социального страхования определять незанятых выпускников и оказывать им помощь в решении проблем трудоустройства.
Согласно Положению Центрального банка РУз о порядке выдачи микрокредитов, выпускникам колледжей, окончившим профессиональный колледж не ранее 3 лет до даты обращения за льготным кредитом, национальные банки выдают микрокредиты в размерах до 200 МРЗП для индивидуальных предпринимателей и до 300 МРЗП для акционеров (участников) юридических лиц. При этом процентная ставка за льготный кредит не может превышать ставку рефинансирования, а в случае выделения микрокредитов за счет фонда льготного кредитования банка процентная ставка составит всего 50% от ставки рефинансирования.
Кроме этого, выпускникам высших учебных заведений, обучавшимся по государственным грантам, предоставляются гарантии трудоустройства сроком до 3 лет, а выпускники средних профессиональных образовательных учреждений обеспечиваются трудоустройством на основе подписания многостороннего договора между хокимиятом, родителями, учебным заведением и предприятием.

Трудоустройство выпускников профессиональных колледжей
На основании мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных колледжей в марте 2015 года правительством Узбекистана было принято Постановление №52 «О дополнительных мерах по усовершенствованию системы трудоустройства выпускников профессиональных колледжей». Согласно этому документу, на районные хокимияты было возложено прикрепление каждого выпускника профессионального колледжа к конкретному предприятию или организации для прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства.
В декабре 2015 года и феврале 2016 года правительство приняло очередные решения, направленные на усиление поддержки выпускников при прохождении производственной практики и трудоустройстве. Была внедрена новая система составления договоров на предмет проведения производственной практики выпускников профессиональных колледжей и их дальнейшего трудоустройства, которые стали четырехсторонними. Их подписывают хоким района или города по месту жительства выпускника, руководитель колледжа, выпускник и руководитель предприятия. Таким образом, хокимы взяли на себя личную ответственность за трудоустройство каждого выпускника колледжа. Во всех районных и городских хокимиятах были организованы штабы по созданию рабочих мест для выпускников профессиональных колледжей и обеспечению их трудоустройства. К работе в этих штабах привлечены специалисты всех министерств и ведомств, которые могут способствовать решению поставленных задач, в том числе и отделов экономики хокимиятов, центров содействия занятости населению.
Вместе с тем необходимо отметить, что данный механизм трудоустройства содержит элементы принуждения. Работодатель может быть не заинтересован в принятии на работу выпускника, не имеющего необходимых компетенций. Поэтому требуется трансформация данного механизма в систему дуального обучения (в соответствии с опытом Германии), когда социальные партнеры сами без государства договариваются о прохождении практики учащимися и трудоустройстве выпускников.
Раньше юноши и девушки распределялись для обучения в профессиональных колледжах и лицеях не на основе изучения их потенциала, природных навыков и желаний, а по принуждению родителей или стихийным образом, вследствие чего молодые люди часто разочаровывались в выборе профессии и не находили себя на нужном профессиональном поприще. Сейчас воссоздаются 11-летние школы, включающие в себя элементы профориентации, а система среднего профессионального образования реформируется во многом по образцу развитых зарубежных стран.

Дуальное образование в Германии
Большинство государственно признанных профессий в Германии (в настоящее время около 350) изучаются по дуальной системе (профессиональное обучение ведется одновременно в профессиональной школе и на предприятии). Обучение в профессиональной школе проходит, как правило, от одного до двух раз в неделю наряду с обучением на предприятии. Некоторые профессиональные школы предлагают занятия блоками в течение нескольких недель. Продолжительность обучения в Германии в зависимости от профессии длится от 2 до 3,5 лет.
Дуальное обучение в Германии регламентируется законом, а также положением о профессиональном обучении. Во время обучения каждый ученик имеет право, по закону о профессиональном обучении, на заработную плату, размер которой должен быть приемлемым. Размер заработной платы зависит от профессии и часто зафиксирован тарифными соглашениями. В среднем ежемесячная заработная плата составляет от 250 до 950 евро.
Во время профессионального обучения ученики обязаны, если это предусматривается Положением о профессиональном обучении, сдавать промежуточный экзамен в уполномоченных организациях. Контролируют обучение и проводят экзамены уполномоченные организации, такие как торгово-промышленные палаты (IHK), ремесленные палаты (HWK). Посредством промежуточного экзамена предприятие и профессиональная школа определяют уровень знаний ученика. По окончании профессионального обучения сдается выпускной экзамен, также организуемый, как правило, торгово-промышленной или ремесленной палатой. Обучение считается завершенным при успешной сдаче выпускного экзамена.

 

  Ойбек Юлдашев,  Ашурали Худайназаров

Экономическое обозрение №-8, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Тренды

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6