|   | 

Стратегический текстиль 4

Стратегический текстиль 4

Стратегический текстиль 4

Завершающий материал по обзору доклада «Перспективы развития легкой промышленности в Узбекистане: тенденции, проблемы и пути их решения», подготовленного ЦЭИ совместно с «Узтекстильпром».  Если в предыдущих материалах освещались конкурентные преимущества и проблемы, препятствующие полноценному развитию потенциала отрасли, то в настоящей публикации даны рекомендации авторов доклада по ее развитию.

 Демонополизация хлопкопереработки

Монопольное положение переработчиков хлопка-сырца препятствует развитию конкуренции со стороны поставщиков сырья для текстильной отрасли. Поэтому следует внедрить систему финансовой заинтересованности и технологической взаимосвязанности между производителями семян и хлопка-сырца, с одной стороны, производителями хлопка-сырца и переработчиками его в хлопковое волокно, с другой. Для этого необходима приватизация хлопкозаводов и снятие препятствий по созданию частных хлопкозаводов.

Внедрить систему финансовой заинтересованности между производителями
семян и хлопка-сырца, с одной стороны, производителями хлопка-сырца
и переработчиками его в хлопковое волокно, с другой

Фермерам необходимо предоставить право выбора: продавать ли им хлопок как товар или передавать его на переработку на давальческой основе, оплачивая только услуги по переработке и хранению. Впоследствии они могут выставлять принадлежащее им хлопковое волокно на продажу любым отечественным покупателям через товарно-сырьевую биржу по рыночным ценам, не превышающим цену Ливерпульской хлопковой биржи (без учета транспортных, страховых и прочих экспортных расходов).

Текстильным предприятиям необходимо дать легальную возможность самим авансировать производство хлопкового сырья у фермерских хозяйств. В этом случае текстильные предприятия имели бы возможность заказывать сорт и качество хлопкового волокна, поставлять нужные семена в счет авансовой оплаты, а также авансировать отдельные виды сельскохозяйственных работ. Соответственно хлопковое сырье в этом случае будет поставляться заказчику напрямую, минуя биржевые торги.

Государство на начальном этапе призвано контролировать, чтобы спекулянты не могли скупать хлопок-волокно у фермеров для экспорта, что могло бы привести к дефициту хлопка-волокна на внутриреспубликанском рынке. Для этого можно внедрить механизм реализации хлопкового волокна на экспорт по экспортным квотам, выделяемым специализированным внешнеторговым фирмам, которые сами будут покупать хлопковое волокно на бирже либо заказывать его заранее фермерам, неся бремя авансовых выплат за его производство. При этом важно стимулировать прямые связи узбекских внешнеторговых фирм с зарубежными потребителями хлопкового волокна, в первую очередь, в близлежащих и азиатских странах – России, Китае, Корее, Японии.

Фермерам необходимо предоставить право выбора: продавать ли им
хлопок как товар или передавать его на переработку на давальческой
основе, оплачивая только услуги по переработке и хранению

 Реструктуризация действующих  предприятий

В целях повышения конкурентоспособности отечественного текстильного производства целесообразно осуществить реструктуризацию имущественного комплекса ассоциации «Узтекстильпром», а также крупных текстильных предприятий, включающую поэтапный вывод из состава имущественного комплекса незагруженных производственных мощностей и объектов, реализацию простаивающего и излишнего технологического оборудования предприятий. При этом необходимо предусмотреть также производственно-технологическую реструктуризацию в текстильном и швейно-трикотажном производствах, включающую внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов, модернизацию некоторых звеньев технологической линии производства продукции.

В целях снижения себестоимости продукции текстильной и швейно-трикотажной промышленности целесообразно принятие мер, обеспечивающих снижение  удельного расхода электроэнергии на единицу продукции посредством оптимизации производственных процессов, использования энергосберегающих технологий и повышения загрузки производственных мощностей. Кроме этого, оптимизация применения нормы амортизационных отчислений, в том числе внедрение «производственного метода» начисления амортизационных отчислений (с учетом фактического использования производственных мощностей), позволили бы также снизить себестоимость продукции. В целях стабилизации социально-экономического и финансово-хозяйственного положения предприятий текстильной промышленности целесообразно разработать Концепцию финансового оздоровления предприятий текстильной промышленности на 2018-2021 годы.

Для обеспечения большей доступности импортных полуфабрикатов, машин и оборудования и комплектующих к ним для отечественных предприятий целесообразно ввести нулевую ставку таможенной пошлины на не производимое в республике импортируемые сырье, аксессуары и запасные части к оборудованию для всех текстильных предприятий.

Текстильным предприятиям необходимо дать легальную возможность
самим авансировать производство хлопкового сырья у фермерских хозяйств

 Стимулировать кластеры

Особое внимание необходимо уделять развитию интегрально ориентированных производств, осуществляющих переработку ткани или пряжи, его отделку и швейное производство. По сравнению с прядильным и ткацким производством, такие производства отличаются меньшими объемами капитальных вложений (менее чем 10 млн. долл. США при суточной производительности около 4 тонн) и высоким уровнем экономии на масштабе. Главным же преимуществом является наличие собственного производства по окраске и отделке полотна. Это позволит контролировать и с минимальными затратами осуществлять решающую в условиях Узбекистана фазу производственного процесса, а также замкнутость производственной цепочки до готовых изделий. Используя качественное отечественное сырье, данные производства характеризуются более высокой добавленной стоимостью, обладают наибольшей возможностью экспорта и обеспечивают на сегодня самый высокий уровень занятости в текстильной промышленности. Данный сектор реально может выпускать широкий спектр текстильной продукции, пользующийся повышенным и постоянным спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. 

Создание подобных текстильных корпораций можно стимулировать совершенствованием налогового законодательства, освобождая внутрикооперационные поставки внутри кластеров от таких оборотных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, как НДС, платежи в пенсионный, дорожный и школьный фонды. Для этого достаточно установить, что указанные платежи внутри корпораций оплачивают только предприятия, осуществляющие производство готовой конечной продукции (швейной, трикотажной, чулочно-носочной). Создание частных текстильных предприятий, особенно в форме кластеров, в определенной степени решит многочисленные проблемы совершенствования менеджмента и маркетинговой работы.

Целесообразно осуществить реструктуризацию имущественного комплекса
ассоциации «Узтекстильпром», а также крупных текстильных предприятий

Целесообразны адресные меры государственной поддержки субъектам легкой промышленности для реализации проектов по кластеризации производства, отвечающих ряду требований. Среди этих требований можно указать  импорт современных машин и оборудования; создание СП с мировыми брендовыми производителями одежды; создание дополнительных рабочих мест; вложение собственных инвестиций в проект в объеме не менее 20%  стоимости проекта и другие.

Создание холдинговых компаний (по типу кластеров), в которых головная компания объединяет взаимосвязанные кооперированные производства на всех этапах переработки сырья до производства конечной готовой продукции, не должно привести к монополизации отрасли. Для этого требуется, чтобы в стране функционировали не одна-две такие холдинговые группы, а, возможно, несколько десятков. Крупным холдинговым группам легче создать свои бренды и конкурировать на мировом рынке. В то же время не должно быть никаких барьеров не только для создания новых подобных групп, но и для создания малых предприятий в текстильной отрасли, в первую очередь, по производству готовой швейной продукции, различных видов текстильной фурнитуры и аксессуаров.

Организация аналогичной вышеперечисленным группам компаний холдинговой компании, способной конкурировать с другими частными холдингами, возможна в перспективе и на базе ассоциации «Узтекстильпром». Такая практика тоже имеет свои аналоги в мире. Государство во многих случаях выступает как соучредитель таких объединений, обладая зачастую контрольным пакетом акций, и получает доходы от них как обычный акционер. Вместе с тем, как показывает мировой опыт, национальные корпорации могут получать поддержку центральной и муниципальной властей, которые, не вмешиваясь напрямую в хозяйственную деятельность корпораций, могут осуществить «мягкое» управление.

Особое внимание необходимо уделять развитию интегрально ориентированных производств,
осуществляющих переработку ткани или пряжи, его отделку и швейное производство

 Инвестировать в необходимое

 Государству необходимо стимулировать инвестиционные проекты по выпуску качественной технологически сложной текстильной продукции, таких как шерстяные, полушерстяные, курточные и другие ткани для швейной промышленности, а также полуфабрикатов для швейно-трикотажного производства, таких как химикаты, красители и фурнитура, швейные и прядильно-ткацкие машины, в том числе с привлечением иностранных инвесторов. Крайне важно, чтобы в результате осуществления мер сформировался такой отечественный рынок тканей, на котором жестко конкурировали бы поставщики тканей, причем цены на отечественные ткани были бы в два-три раза ниже, чем импортные.

Наряду с этим необходимо стимулировать создание современных красильно-отделочных производств. Хотя на крупных текстильных предприятиях республики, имеющих прядильное, ткацкое и трикотажное производства, имеется также и отделочное производство, оно находится в весьма изношенном состоянии (свыше 90%) и не обеспечивает соответствующее качество выпускаемой продукции. Если для прядильного производства необходимы повышение производительности машин и применение автоматизированных и компьютеризированных систем управления производством, для ткацкого производства – повышение эффективности ткацких станков и специфических узлов, таких как каретки и жаккардовая машина, для трикотажного производства – повышение класса оборудования, то для отделки производимых тканей и пряжи необходимо коренное обновление основных фондов, сокращение технологического цикла и внедрение  высокоэффективного малоэнергоемкого оборудования.

Создание подобных текстильных корпораций можно стимулировать
совершенствованием налогового законодательства

Сдерживающим фактором технической модернизации производства является практически полное отсутствие отечественного производства не только текстильного оборудования, но и запасных частей к нему, в том числе быстроизнашивающихся. Отсутствует система технического обслуживания современного оборудования. Постоянный импорт запасных частей извне, высокие издержки на техническое обслуживание оборудования являются серьезным препятствием повышению конкурентоспособности отечественной продукции. Организация отечественного производства запасных частей к текстильному оборудованию и предприятий технического обслуживания текстильных предприятий в перспективе позволит значительно снизить издержки текстильных производств.

При этом государство не должно вмешиваться в производство технологически несложной готовой продукции (трикотажные изделия, брюки, костюмы, рубашки, сорочки и т.д.), которую необходимо оставить для малых частных предприятий. Последние, осуществляя пошив малыми партиями и под индивидуальный заказ, смогут более полно удовлетворить потребности и вкусы населения, чем крупные швейные предприятия. Кроме того, создание при швейных предприятиях мини-цехов, где оказывались бы услуги по пошиву индивидуального характера, дало бы возможность более полно удовлетворять потребности населения республики, рекламировать и продвигать продукцию предприятий на внутренний рынок.

Государству необходимо стимулировать инвестиционные проекты по выпуску
качественной технологически сложной текстильной продукции, таких как шерстяные,
полушерстяные, курточные и другие ткани для швейной промышленности

 Не забывая инноваций

 Весьма важным является стимулирование инноваций, продолжение создания технопарков, формирование НИИ и конструкторских бюро в области производства современных швейных и прядильно-ткацких машин, текстильной и швейно-трикотажной продукции. Для активизации инновационной и научно-технической деятельности в легкой промышленности целесообразны:

- создание системы координации научной и производственной деятельности в масштабах регионов и республики в целом;

- формирование и реализация инновационных программ, совершенствование систем экспертизы проектов, продвижение инновационных разработок в  текстильном и швейном производствах;

- выработка научно обоснованных рекомендаций по  совершенствованию экономического механизма повышения эффективности работы производств легкой промышленности;

- создание научно-производственных участков (отделов НИОКР) на базе предприятий швейного производства для обеспечения непрерывности функционирования цикла «наука–производство».

Государство не должно вмешиваться в производство технологически несложной
готовой продукции (трикотажные изделия, брюки, костюмы, рубашки, сорочки и т.д.),
которую необходимо оставить для малых частных предприятий 

Содействие экспорту

 Стратегия легкой промышленности должна быть дополнена мерами, обеспечивающими ее активную переориентацию  на экспорт. В этом направлении целесообразно осуществить следующий комплекс стимулирующих мер:

- предоставление льготных целевых кредитов экспортерам;

- предоставление льготных целевых кредитов на производство готовых изделий с высокой добавленной стоимостью, предназначенных для реализации за рубежом;

- государственное страхование экспортных операций;

- компенсация расходов на проведение научно-исследовательских разработок;

- частичный или полный возврат налогов, включенных в стоимость экспортных товаров;

- повышение ввозных пошлин на импортную готовую продукцию;

- развитие сотрудничества, восстановление и развитие кооперации с зарубежными странами.

Весьма важным является стимулирование инноваций, продолжение
создания технопарков, формирование НИИ и конструкторских бюро

Следующим логическим этапом развития легкой промышленности должна стать необходимость повышения качества и конкурентоспособности продукции. Для достижения этой цели необходимо проводить массовую техническую и технологическую модернизацию отрасли, а также внедрять современные принципы организации производства и менеджмента, повышать квалификацию персонала. Необходимо ускорить процессы сертификации систем управления качеством предприятий в соответствии с международными стандартами ISO 9000/9001/14000.

 

Экономическое Обозрение №-5, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Тренды

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6