|   | 

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни

В «Стратегии действий на 2017-2021 годы», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 февраля 2017 года, четвертое направление – «Развитие социальной сферы» – предусматривает совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан. Первоочередными задачами в этом направлении являются сохранение здоровья нации, снижение уровня заболеваемости, смертности, увеличение продолжительности жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни и улучшение качественного развития демографической ситуации в стране.  А на встречах с активом сферы здравоохранения Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеёв поставил задачу повышения роли профилактической медицины, формирования здорового образа жизни, медицинской культуры и ряд других насущных вопросов, связанных с оздоровлением населения. Что в этом плане может предложить зарубежный опыт?

 Здоровье – фактор экономический

В мире растет понимание того, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) положительно отражается на экономическом и социальном благополучии страны. Здоровый образ жизни  зависит от комплекса обстоятельств и условий, в которых человек проживает, трудится, восстанавливает свое здоровье. В числе этих условий немаловажное значение имеют немедицинские факторы, что вполне обоснованно доказано. Так, в последние годы в США, Канаде, Финляндии, Норвегии главным фактором сокращения уровня смертности по причине сердечно-сосудистых заболеваний выступили меры по предупреждению этого класса заболеваний, а не последствия успешного лечения пациентов. По расчетам Национального института здоровья США, 1 доллар, вложенный в профилактические (оздоровительные) мероприятия, экономит 8 долларов, потраченных на лабораторные исследования, и 326 долларов, потраченных на лечение заболевания.

В мире растет понимание того, что здоровый образ жизни положительно
отражается на экономическом и социальном благополучии страны

Программы охраны здоровья на рабочем месте рассматриваются экспертами ВОЗ как один из наиболее значимых приоритетов политики формирования здорового образа жизни. На Всемирной ассамблее здравоохранения в 2007 г. был принят «Глобальный план действий ВОЗ по охране здоровья работающих на 2008–2017 гг.», который подписали 193 страны-участницы. В этом документе отмечена необходимость стимулирования «работы по укреплению здоровья и комплексной профилактике неинфекционных болезней, в частности, путем пропаганды здорового режима, рациона питания и физической активности среди работающих и укрепления психического здоровья на работе». Такое внимание ВОЗ к программам укрепления здоровья на рабочем месте вызвано, в первую очередь, выгодами, которые получают все участники, задействованные в трудовой деятельности, – работники, работодатели и государство в целом.

Современный международный опыт здравоохранения стратегически направлен на развитие
превентивной медицины, прежде всего, через формирование здорового образа жизни

Современный международный опыт здравоохранения стратегически направлен на развитие превентивной медицины, прежде всего, через формирование здорового образа жизни. В мире применяются разные формы поддержания ЗОЖ среди различных слоев населения, начиная от учащихся образовательных учреждений и заканчивая созданием благоприятных условий на рабочем месте. Такие мероприятия регламентируются государственными программами, которые конечной целью имеют сохранение и укрепление здоровья граждан своей страны путем развития навыков и умений ведения здорового образа жизни, немедицинской охраны здоровья.

 Отечественный акцент

 В Узбекистане состояние здоровья нации рассматривается, главным образом, с точки зрения разработки мер, направленных на улучшение медицинского обслуживания населения и оснащение материально-технической базы медицинских учреждений на основе оценки социально-экономических условий и показателей здоровья населения, но не более. Например, исходя из важнейших индикаторов состояния здоровья населения, в рамках Государственной программы реформирования системы здравоохранения (1998 г.) была пересмотрена вся система медицинского обслуживания, реформировано первичное звено здравоохранения в сельской местности, улучшена система охраны материнства и детства.

В Узбекистане состояние здоровья нации рассматривается, главным образом, с точки зрения
разработки мер, направленных на улучшение медицинского обслуживания населения

Однако подходы к формированию системы, обеспечивающей ЗОЖ, пока еще не сформированы. Состояние здоровья населения в зависимости от питания, быта, физкультуры и спорта, отслеживается пока на недостаточном уровне. Исследования о влиянии немедицинских факторов ведения ЗОЖ практически отсутствуют. Стоит упомянуть, что по исследованиям ВОЗ более 3/4 всех смертей по причинам сердечно-сосудистых заболеваний можно было бы сократить за счет здорового образа жизни и совершенствования изменения поведенческих факторов риска.

В качестве наиболее показательного примера актуальности проблемы здорового образа жизни можно привести результаты обследования населения г. Ташкента.  Проведенное в 2017 г. Центром экономических исследований социологическое обследование с выборкой в 300 респондентов  на предмет влияющих на здоровье населения поведенческих и социально-экономических факторов показало следующее.

Состояние здоровья населения в зависимости от питания, быта,
физкультуры и спорта, отслеживается пока на недостаточном уровне

В целом, треть населения города страдает избыточным весом, причем мужчины лидировали с небольшим отрывом в 6%. Свыше 60% вообще не знакомы с состоянием своего артериального давления (АД). Также отмечено, что эта группа никогда не получала информацию от медицинских работников о состоянии своего АД. Также чаще всего прописанные лекарственные препараты половиной населения в возрасте 50 лет и старше не употребляются.

Пятая часть всего опрошенного населения на постоянной основе употребляет табачные изделия. Почти половина населения употребляет алкоголь (водка, пиво, вино) с разной частотой (преимущественно мужчины с разницей в 4% в отличие от женщин, один и более раза в месяц). Свыше 60% опрошенных ведут сидячий образ жизни и менее 30 минут тратят в день на ходьбу.

Треть населения города страдает избыточным весом, причем мужчины лидировали с небольшим отрывом в 6%

Рацион питания респондентов нерационален и не сбалансирован. Это выражается в небольшом количестве употребляемых овощей и преобладании потребления мяса говядины в ущерб мясу птицы и рыбы, а также в значительном употреблении мучных и хлебобулочных изделий. Более того, по нашим опросам выявлено, что население на постоянной основе досаливает пищу. Опрос на предмет знаний уровня холестерина также не утешителен. Только 6% населения в возрасте 50-60 лет, у кого были серьезные проблемы со здоровьем, проводили анализы на уровень холестерина, и он оказался высоким.

В целом, результаты социологического обследования позволили оценить распространенность поведенческих факторов риска и выявили следующие проблемы. На недостаточном уровне уделяется внимание проблемам курения и потребления алкоголя. В сознании и культуре поведения населения, преимущественно у молодежи в возрасте до 30 лет, сформировалась устойчивая модель поведения, согласно которой употребление спиртных напитков наряду с курением считается вполне допустимой нормой поведения.

Серьезным вызовом служит низкая физическая активность среди лиц молодого и среднего возраста, что в будущем трансформируется в увеличение рисков сердечно-сосудистых и других хронических неинфекционных заболеваний. Из-за крайне низкой физической активности распространенность гиподинамии приобретает массовый характер. Например, если 100 лет назад вклад физического труда в экономике составлял 96%, то сейчас – около 1%. Вследствие гиподинамии скелетные мышцы и сердце все больше детренируются. На фоне гиподинамии не только отрицательные, но и положительные эмоции способны вызвать значительные нарушения сердечной деятельности. У малоподвижных, страдающих ожирением городских жителей часто встречаются ортопедические заболевания (деформация скелета, искривление позвоночника, плоскостопие), которые еще больше ограничивают движение. Поэтому важно стимулировать изучение потенциальных эффектов корпоративных программ укрепления здоровья работников, преимущественно ведущих сидячий образ на работе.

Пятая часть всего опрошенного населения на постоянной основе употребляет
табачные изделия. Почти половина населения употребляет алкоголь

Вместе с тем, профилактическая и оздоровительная медицина в республике находится в крайне сложном положении, прежде всего, из-за формального отношения в системе здравоохранения к этому вопросу, отсутствия четкой системы организации и механизмов профилактических мероприятий. Принимаемые меры по развитию здравоохранения в республике преимущественно направлены на клиническую, лечебную медицину. В результате, несмотря на отдельные позитивные изменения, заболеваемость и инвалидность по ряду направлений увеличивается, что, по экспертным оценкам, станет постоянной причиной дальнейшего роста неэффективных затрат на здравоохранение и увеличения потребления лекарственных средств.

 Здоровье населения

Зарубежный опыт показывает, что проблема здоровья населения разрешима не только за счет возведения новых, высокотехнологичных медицинских центров. Гораздо в большей степени здоровье зависит от условий жизнедеятельности человека и возможностей для ведения здорового образа жизни. Именно на этой идее основаны рекомендации ВОЗ для модернизации национальных систем здравоохранения. Как же  поддерживается здоровый образ жизни населения в других странах?

Министерство здоровья и защиты потребителей Испании разработало общую стратегию для борьбы с ростом ожирения. Главная цель – существенно снизить заболеваемость и смертность, связанные с хроническими заболеваниями, за счет здорового питания и физической активности. Стратегия нацелена на всех граждан, особенно детей, с учетом тревожных тенденций ожирения младших возрастных групп. Меры реализуются на разных уровнях, включая семьи и сообщества, школы, пищевую промышленность и систему здравоохранения.

Серьезным вызовом служит низкая физическая активность среди лиц молодого и среднего
возраста, что в будущем трансформируется в увеличение рисков сердечно-сосудистых заболеваний

Новая концепция национальной спортивной политики в Швейцарии была подготовлена в 2000 году.  Федеральное правительство определило здоровье приоритетом национальной спортивной политики в Швейцарии в качестве основной цели. Благодаря формированию общественного мнения, более 90% швейцарцев понимали, что физическая активность важна для здоровья. Концепция предусматривает партнерские отношения между секторами и уровнями управления, между правительством и частным сектором, средствами массовой информации в выполнении поставленных целей.

Министерство транспорта и Национальная дорожная дирекция Дании инвестировали значительные средства для координации усилий по развитию велоспорта. В течение четырех лет программы были разработаны и реализованы 50 проектов. Эти меры привели к сокращению неинфекционных заболеваний.

В Нидерландах реализуется программа здоровья Heartbeat Limburg, которая поощряет жителей к более активной физической нагрузке, уменьшению потребления жиров и отказу от курения. Программа предусматривает создание пешеходных и велосипедных клубов и проведение пешеходных и велосипедных кампаний. Программа оценивается как успешная.

В Чешской Республике Министерство здравоохранения совместно с Национальным институтом общественного здравоохранения начиная с 2005 г. проводит конкурс «Укрепление здоровья в организации». За период 2005–2012 гг. более 44 чешских предприятий стали победителями и финалистами конкурса. Как отмечают руководители организаций – участники конкурса, в результате реализации мероприятий по поддержке здоровья работников улучшилось самочувствие сотрудников, возросла удовлетворенность от работы, повысилась производительность труда. Чешская программа «Прогулка с нашей школой» увязывает цели в области здравоохранения и образования, популяризуя хождение пешком. По субботам дети проводят полдня со своими родителями, посещая местные объекты, представляющие исторический интерес.

Гораздо в большей степени здоровье зависит от условий жизнедеятельности
человека и возможностей для ведения здорового образа жизни

Программа Adolescent Alсohol Prevention Trial в  Великобритании  ориентирована на противоалкогольные профилактические меры среди подростков. Это универсальная школьная программа для пятого класса с закрепляющим курсом в седьмом классе. Она преследует две  основные цели. Первая – обучение навыкам сопротивления, которые помогут детям отказываться от предложения наркотиков и алкоголя. Вторая – исправляет ошибочные представления о «естественности» употребления алкоголя и наркотиков и психоактивных веществ. Сочетание тренинга сопротивления употреблению наркотиков и нормативного образования предотвращает употребление наркотиков.

В Норвегии с 2004 г. начата школьная программа для всех учащихся начальных школ, обеспечивающая физическую деятельность в течение каждого учебного дня. В ходе реализации программы школьные власти должны информировать о преимуществах физической активности для здоровья. Школы могут самостоятельно разрабатывать программы деятельности на основе своих ресурсов и возможностей, например, благоустройство школьных детских площадок, а также прогулки и катание на велосипеде до и из школы.

В США реализуется несколько моделей «здоровьесбережения». Первая модель «Школьные оздоровительные источники для детей» (SHARP) включает программы: «Профилактика болезней»; «Рациональное питание»; «Рост и развитие»; «Личное здоровье»; «Эмоциональное здоровье»; «Здоровье семьи»; «Потребительское здоровье»; «Общественное здоровье»; «Безопасность и первая помощь». Вторая модель «Всеобщее здоровое образование для детей» (CHEK) состоит из пяти программ: «Обо мне»; «Как я росту»; «Пища, которую я употребляю»; «Выбор, который я делаю»; «Как я остаюсь здоровым». Третья модель  «Оздоровительное расписание школ» (PGHCP/SHCP) направлена на изучение собственного организма младшими школьниками.

В Германии в 2011 г. в стране стартовала национальная программа «Будь в форме» по продвижению принципов здорового питания и активного образа жизни. Программа рассчитана на период до 2020 г., а организаторами инициативы выступили Министерство здравоохранения и Министерство сельского хозяйства, продуктов питания и защиты прав потребителей. Согласно задачам этого проекта, к 2020 году немцы должны научиться правильно питаться, вести активный образ жизни и больше двигаться. Среди задач проекта – преодоление лишнего веса, которым страдает значительное количество жителей Германии, так как примерно треть бюджета системы здравоохранения идет на лечение болезней, вызванных неправильным питанием.

Во Франции реализуется Программа для семей с детьми до 6 лет «Мама, папа, давайте двигаться вместе» (2008 г.). Задача программы – увеличение на 25% количества семей с детьми дошкольного возраста, принимающих участие в подвижных играх. Программа включает: проведение обследований семей с детьми, подготовку соответствующих специалистов для организации игровых мероприятий, предоставление необходимого оборудования, осуществление просветительских мероприятий.

Федеральное правительство определило здоровье приоритетом национальной
спортивной политики в Швейцарии в качестве основной цели

Израильское правительство имеет значительный опыт работы по содействию здоровому образу жизни. Так, в 2011 г. министерствами здравоохранения, образования, культуры и спорта была разработана широкомасштабная «Национальная программа по содействию активному и здоровому образу жизни». Основные цели, заложенные в программе, – борьба с избыточным весом путем формирования у населения привычки к активному и здоровому образу жизни и создание соответствующей законодательной базы. В рамках программы реализуется несколько подпрограмм как на общенациональном уровне (например, «Школа здоровья»), так и на уровне отдельного города (например, «Активный и здоровый город»).

Формирование здорового образа жизни населения России официально зафиксировано в качестве приоритета национальной политики в сфере здравоохранения в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., в Государственной программе РФ «Развитие здравоохранения», принятой в 2012 г., и в ряде других стратегических документов. Основной целью проекта «Здоровье нации» является улучшение состояния физического и духовно-нравственного здоровья граждан России, качественное повышение их уровня жизни. Согласно поставленным целям этого проекта, к 2020 году доля граждан, приверженных здоровому образу жизни, должна составить 50%, к 2025 году – 60%. В настоящий момент эта доля составляет 36%.

В Казахстане с 2012 г. стартовала акция по проведению массовой спортивной зарядки с населением всех возрастных групп. Цель этой акции – доступность занятий физкультурой и спортом, а также пропаганда здорового образа жизни.

 Здоровье на рабочем месте

 Во многих странах способы поддержки здоровья трудоспособного населения, в том числе посредством стимулирования работодателей, определяются в рамках комплексных национальных программ. Например, начиная с 2002 г. в Германии в рамках реализации основных положений Национального социального кодекса, закрепляющего набор основных медицинских услуг государственного медицинского страхования, действует комплексная инициатива «Здоровье и труд». Эта инициатива объединяет государственные и частные страховые организации с целью проведения комплексных мероприятий по охране здоровья работников и продвижению принципов здорового образа жизни. Мониторинг результатов программы показал, что осуществляемые мероприятия способствовали как снижению пропусков работы из-за болезни, так и повышению производительности труда работников.

Министерство здравоохранения и человеческих ресурсов США потратило 10 млн. долл. на финансирование экспертизы программ поддержания здоровья на рабочих местах, направленных на такие цели, как запрет курения, создание гибкого графика работы ради повышения физической активности и предоставление возможностей для здорового питания на рабочем месте. Отдельные инициативы есть и на уровне штатов. Например, штат Нью-Мексико в 2009 г. принял решение о необходимости изучения потенциальных эффектов корпоративных программ укрепления здоровья.

В Норвегии с 2004 г. начата школьная программа для всех учащихся начальных
школ, обеспечивающая физическую деятельность в течение каждого учебного дня

Приоритетные задачи в области здоровья на рабочем месте в Польше определены Национальной программой по охране здоровья на 2006–2015 гг., разработанной Министерством здравоохранения. Программа направлена на улучшение состояния здоровья населения. Решению этих задач должны способствовать, в том числе, и специальные мероприятия по укреплению здоровья на рабочем месте, реализуемые Национальным институтом общественного здравоохранения совместно с Институтом медицины труда и Центральным институтом по охране труда.

В Сингапуре под руководством Министерства здравоохранения и Совета по продвижению здоровья в 1999 г. стартовал ежегодный конкурс по выявлению лучших корпоративных программ по укреплению здоровья в ходе реализации национальной кампании здорового образа жизни. Интересно отметить, что поощрительные награды получают практически все предприятия-участники. Цель программы – не организация соревнования между компаниями, а предоставление информации о возможных мерах по укреплению здоровья на рабочем месте и инициирование новых мероприятий в этой области.

Во многих странах мира применяется практика предоставления различных грантов и преференций для широкого распространения и стимулирования ЗОЖ. Грантовая поддержка нацелена на привлечение работодателей к участию в организации программ поддержки здоровья на рабочем месте. При этом гранты, в основном, предоставляются работодателям, реализующим программы по оздоровлению работников, на конкурсной основе.

Программы грантов действуют, например, в Польше, Сингапуре, Канаде. В Сингапуре грантовая программа координируется Советом по продвижению здоровья. При этом для получения финансовой поддержки в размере до 10 тыс. долл. предприятие Сингапура должно осуществить софинасирование мероприятий в размере не менее 50% затрат, связанных с программой. В Канаде грантовые программы финансируются Департаментом по укреплению здоровья на рабочем месте. С момента начала программы в 2002 г. на поддержку 408 проектов было направлено более 550 тыс. долларов.

Еще одним способом, призванным мотивировать работодателей к внедрению программ укрепления здоровья, является предоставление налоговых льгот компаниям, осуществляющим подобные мероприятия.  Так, в Германии с 2009 г. действует поправка к Закону о налогах, освобождающая работодателя от уплаты налогов с части дохода (до 500 евро в год на одного работника), направленного на финансирование мероприятий по профилактике производственных заболеваний, улучшению условий труда и состояния здоровья персонала. В США девять штатов ввели налоговые льготы для компаний, реализующих программы поддержания здоровья на рабочих местах. Иногда льготы распространяются только на малый бизнес, как, например, в штате Индиана – только предприятия с численностью от 2 до 100 человек имеют право на уменьшение налогооблагаемой базы на сумму, равную 50% от величины расходов на программу укрепления здоровья.

В США реализуется несколько моделей «здоровьесбережения»

Таким образом, зарубежный опыт «здоровьесбережения» показал, что в мире применяются различные формы поддержания ЗОЖ среди различных слоев населения, начиная от учащихся образовательных учреждений и заканчивая созданием благоприятных условий на рабочем месте. Такие мероприятия регламентируются государственными программами, которые конечной целью имеют сохранение и укрепление здоровья граждан своей страны путем развития навыков ведения здорового образа жизни, немедицинской охраны здоровья.

 Траектория стратегии здоровья

Практика развитых зарубежных стран показывает, что целесообразно сформировать новую национальную стратегию здравоохранения, с акцентом на сохранение и укрепление здоровья нации, основанную на ответственном отношении к своему здоровью каждого гражданина и населения в целом. В этом направлении стоит рассмотреть возможность реализации следующих мер.

Разработать Концепцию национальной модели оздоровления населения под девизом «Мое здоровье – здоровье нации», в основе которой должны лежать широкомасштабные мероприятия по формированию здорового образа жизни населения.

Сформировать орган по координации и проведению глубоких научных исследований «немедицинских» факторов влияния ЗОЖ на состояние здоровья населения и выработке практических рекомендаций по прогрессивному внедрению мероприятий ЗОЖ с учетом специфики нашего региона.

Активное развитие науки валеологии и внедрение в отечественные вузы как медицинских, так и педагогических учреждений, формирование учебных валеологических (оздоровительных) программ, создание единой модели обучения проблемам здоровья с учетом традиций и менталитета нашего народа.

Организация Центров здоровья (валеоцентров) как на государственном уровне, так и в форме государственно-частного партнерства. По опыту зарубежных стран такие центры здоровья создаются при крупных поликлиниках с отдельным штатом. В первичном звене здравоохранения целесообразно создавать валеокабинеты с подготовленными специалистами и специальным оснащением. В клиниках, больницах лучше создать специальные оздоровительно-профилактические подразделения.

В Германии в 2011 г. в стране стартовала национальная программа «Будь в форме»
по продвижению принципов здорового питания и активного образа жизни

Широкое внедрение профилактического исследования здоровья на индивидуальном уровне путем составления персональных карт здоровья каждого человека с использованием инновационной компьютерной программы, на которую в Узбекистане имеется инновационный патент. Эта программа позволяет вычислять индекс здоровья конкретного пациента, делать прогноз его потенциальной продолжительности жизни и составлять индивидуальную оздоровительную программу, включающую рекомендации по рациону питания, укреплению физического, психоэмоционального и репродуктивного здоровья как для здоровых, так и для людей с определенной патологией.

Осуществление комплекса мер по более грамотному использованию населением лекарств во избежание таких широко распространенных явлений, как самолечение, отпускание лекарств без рецепта, назначение слишком большого количества лекарств, пренебрежение к противоречивым лекарствам.

В Трудовом кодексе Республики Узбекистан целесообразно предусмотреть дополнительное стимулирование работодателей для более серьезного отношения к охране здоровья своих сотрудников: поощрение своевременного прохождения профилактических осмотров и диспансеризаций, создание дополнительных условий для ведения здорового образа жизни (организация тренажерных залов, содействие занятию спортом, создание велодорожек и др.).

Активное внедрение школьных программ по «Здоровому образу жизни», охватывающих широкий спектр вопросов, начиная с  полезности физической активности и заканчивая вредными для здоровья стереотипами поведения. А также усовершенствовать нравственно-воспитательную работу с населением во всех формах ее проявления, с акцентом на молодежь.

Во Франции реализуется Программа для семей с детьми до 6 лет «Мама, папа, давайте двигаться вместе»

Необходимо создание долгосрочной просветительской программы укрепления семейных отношений, что может дать положительный эффект для ЗОЖ детей и взрослых. На уровне института семьи целесообразно повышение эффективности формирования культуры здоровья среди всех членов семьи, как принцип преемственности от родителей к детям.  Кроме того, в домашней еде легче контролировать потребление жиров и калорий, поэтому она предпочтительней для детей, чем пища в заведениях быстрого питания.

С целью формирования здорового образа жизни населения целесообразны также меры, направленные на сокращение потребления алкоголя и табака, на ограничение распространенности этих факторов риска, включая закрытие мелкорозничных ларьков, где продаются дешевые и низкокачественные (даже контрафактные) вино-водочные изделия.

Профильные министерства и ведомства, помимо обеспечения медицинских мер
здравоохранения, должны выступать триггером в организации оздоровления нации

Для стимулирования населения массово заниматься спортом и физической культурой можно предусмотреть усиление мотивации молодежи к сдачи нормативов по физической подготовке путем предоставления льгот к поступлению в вузы и по трудоустройству.

Кроме того, для повышения уровня физической активности населения в городах весьма неплохой результат могут дать строительство специальных повсеместных пешеходных и велосипедных дорожек, установка уличных спортивных тренажеров (по примеру г. Астаны).

Резюмируя, можно сказать, что решение имеющихся проблем в области здоровья и движение к здоровому образу жизни требуют системной работы на уровне государственных структур, работодателей, общественных и религиозных организаций. При этом профильные министерства и ведомства, помимо обеспечения медицинских мер здравоохранения, должны выступать триггером в организации оздоровления нации и, в частности, трудовых ресурсов в республике.

  Лана Цхай

Экономическое обозрение №-4, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Тренды

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 71) - 150-02-02
    Факс: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6