|   | 

Каспийское решение

Долгие годы Каспий называли «морем раздора». Возможно,  теперь будут называть «морем согласия».

Каспийское решение

Где – нибудь сбоку Каспийское море обрамляет Центральноазиатский регион с запада. Через Каспийское море идут транспортные артерии в Закавказье, Турцию, Европу. Именно через Каспий пошел узбекский хлопок на европейский рынок по транспортному коридору ТРАСЕКА в девяностые годы, когда вопросы транспортировки на новые рынки стояли перед страной наиболее остро.  Поэтому, хотя Узбекистан и не является прикаспийским государством, каспийская проблематика имеет для него особый интерес. Тем более, что активизировавшееся в последнее время экономическое сотрудничество с Туркменистаном непосредственно касается и каспийского ареала. А прошедший в августе саммит прикаспийских государств и принятые на нем решения имеют весьма важное значение и для Центральноазиатского региона.

12 августа 2018 года президенты России, Ирана, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана в рамках 5-го каспийского саммита в казахстанском городе Актау подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря.  Движение к подписанию этого документа продолжалось 20 лет.  Естественно, что и дата подписания была выбрана символичной и совпадает с Международным днем Каспийского моря.

 Знаменательная дата 

12 августа – Международный день Каспийского моря. Впервые День Каспия отмечался в 2008г. в Иране, когда вступила в силу Рамочная (Тегеранская) конвенция, которая стала международным законом в сфере охраны окружающей и морской среды Каспия. Этот документ – юридическая основа для защиты Каспийского моря – определил основные направления регулирования антропогенного воздействия на морскую среду, охраны и воспроизводства биологических ресурсов Каспия, а также процедурные вопросы принятия совместных решений прикаспийскими странами.

 Согласованное море

Каспийское море – озеро, из-за своих размеров называемое морем, крупнейший внутриконтинентальный водоем Земли. Его протяженность составляет около 1,2 тысячи километров, ширина — от 200 до 435 километров, площадь — около 390 тысяч квадратных километров, объем вод — 78 тысяч кубических километров. Каспийское море содержит около 44% общих запасов озерных вод на Земле. Максимальная глубина моря — 1025 метров. Уровень Каспия находится на 27 метров ниже уровня Мирового океана.

В Каспийское море впадает более 130 рек, крупнейшая из них — Волга, которая связывает его с Мировым океаном. Каспийский регион богат запасами нефти и газа.

 Камни преткновения

С обретением независимости бывшими советскими республиками между прикаспийскими государствами велись споры по поводу того, каким образом использовать акваторию и ресурсы Каспийского моря.

Наиболее острые разногласия были связаны с разделом нефтяных и газовых месторождений каспийского шельфа. Наиболее спорным является месторождение Сардар Джангал с запасами не менее 2 млрд. баррелей, на которое претендуют Азербайджан и Иран. Ведется спор между Азербайджаном и Туркменистаном и по месторождению Сардар-Кяпаз.  Долгие годы, пока велись споры, Туркменистан настаивал на том, что строительство трубопровода через Каспийское море не должно согласовываться с другими прикаспийскими странами. Другие страны, в первую очередь Россия и Иран, также обладающие значительными газовыми ресурсами,  считали, что, исходя из экологических соображений, любые трансграничные инфраструктурные проекты должны быть согласованы всеми игроками.

Существует еще один важный фактор – стратегическое положение Каспийского моря с точки зрения географии, транзитных коридоров и энергоресурсов. В связи с чем к региону постоянно проявляли живой интерес и крупные энергетические компании и ведущие державы – США, европейские страны, Турция.  Наличие выгодных предложений от внешних игроков осложняло достижение взаимоприемлемого консенсуса между странами каспийского региона. Тем не менее, после многолетних дискуссий стороны пришли к единому мнению, что правовой статус Каспийского моря должен определяться на основе пятисторонней договоренности, в которой должны быть зафиксированы суверенные права и юрисдикция прикаспийских стран по вопросам использования Каспийского моря.

 Долгая дорога к согласию  Врезка (если скомпонуется)

 Исторически правовой режим Каспийского моря регулировался Россией и Ираном на двусторонней основе.  До распада СССР между Советским Союзом и Ираном действовали Договор между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 года и Договор о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 года. Этими договорами оговаривалась свобода судоходства по всей акватории моря, свобода рыболовства, за исключением десятимильных национальных рыболовных зон, и запрет на плавание в акватории моря судов под флагом не каспийских государств.  Но эти договоры не регулировали вопросы недропользования, охраны природной среды и военной деятельности. Установленный советско-иранскими договорами статус Каспийского моря как внутриконтинентального водоема практически был признан международным сообществом и нашел подтверждение в доктрине международного права. До 1991 года Ирану принадлежали 13,8% Каспийского моря, остальная часть — СССР.

Вопрос о необходимости изменения правового статуса Каспийского моря возник после распада СССР в 1991 году, когда на побережье Каспия вместо двух возникло пять независимых государств.  Между странами возникли острые разногласия по поводу раздела моря. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, а Иран — на разделе по одной пятой части между всеми пятью прикаспийскими государствами. Такой способ раздела позволил бы Ирану увеличить свою долю морского пространства с 13,8% до 20%.  Имели место и острые разногласия между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном по поводу принадлежности морских месторождений энергоресурсов.

Работа над конвенцией о правовом статусе Каспийского моря, которая устраивала бы все прикаспийские страны, началась в 1996 году. Именно в этом году по решению министров иностранных дел прикаспийских государств была образована Специальная рабочая группа (СРГ) на уровне заместителей министров иностранных дел. Всего за годы согласования конвенции было проведено 51 заседание СРГ, более 10 встреч министров иностранных дел и 4 президентских саммита — в 2002 году в Ашхабаде, в 2007 году в Тегеране, в 2010 году в Баку и в 2014 году в Астрахани.

Параллельно велась работа по урегулированию прикаспийских отношений между странами на двусторонней основе.  Так, 6 июля 1998 года между Россией и Казахстаном было заключено Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. 29 ноября 2001 года заключено Соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря. 14 мая 2003 года между Россией, Казахстаном и Азербайджаном заключено Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.

На многосторонней основе прикаспийскими странами 4 ноября 2003 года была подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, которая вступила в силу 12 августа 2007 года. В ней заложены основные положения по экологическому взаимодействию стран-участниц в отношении Каспийского моря. В 2011-2012 годах в пятистороннем формате были подписаны Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников.

На саммите в Тегеране в октябре 2007 года была подписана Декларация, в которой были обозначены общие подходы к выработке конвенции о правовом статусе Каспия. В ходе саммита в Баку в 2010 году было подписано Совместное заявление президентов «каспийской пятерки», а также Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. На саммите в Астрахани в 2014 году была принята Декларация, в которой стороны закрепили основополагающие принципы определения правового статуса моря.

 Достигнутый консенсус

Основной проблемой являлось определение статуса водоема – считать его морем или озером. В классической географии морями признаются естественные водоемы, соединяющиеся проливами с Мировым океаном. Озера же – это замкнутые внутриконтинентальные водоемы. Но международное правовое регулирование морей и озер имеет существенные различия. Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года при разделе морских пространств руководствуется критерием протяженности береговой линии стран. При признании же Каспия озером пять прибрежных стран получили бы по 20% его территории, вне зависимости от протяженности их береговой линии, а ресурсы использовались бы на паритетной основе.  Поэтому, исходя из различия в интересах, прикаспийские страны занимали различные позиции в этом вопросе. Казахстан, Туркменистан и Азербайджан, как обладающие наиболее протяженной береговой линией, были заинтересованы в статусе моря.

Консенсус был достигнут за счет фиксации положения об особом статусе Каспийского водоема. Основная площадь водной поверхности признается морем, а не озером.  Конвенция определяет, что Каспийское море остается в общем пользовании сторон, а «разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права». При этом «каждая сторона устанавливает территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль», а «внешняя граница территориальных вод является государственной границей». Кроме того, каждая сторона устанавливает рыболовную зону шириной 10 морских миль, прилегающую к территориальным водам и в своей рыболовной зоне обладает исключительным правом на осуществление промысла водных биологических ресурсов. Судоходство, рыболовство, научные исследования в общей части акватории осуществляются по согласованным сторонами правилам.   Также в Конвенции зафиксировано, что стороны имеют право на свободный доступ из Каспийского моря к другим морям, Мировому океану и «пользуются свободой транзита через территории сторон транзита всеми транспортными средствами».

Особенно острые споры долгие годы вызывала возможность прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря. Страны, не заинтересованные в них, указывали на   высокие риски экологического загрязнения всей акватории моря. Подписанная конвенция разрешает прокладку трубопроводов по дну моря, но при условии соблюдения согласованными сторонами правил. В частности, при прокладке магистрального трубопровода по дну моря требуется согласие только той стороны, через чей сектор будет пролегать трубопровод. Кроме того, при реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке должны учитываться экологические требования. «Стороны могут прокладывать подводные магистральные трубопроводы по дну Каспийского моря при условии соответствия их проектов экологическим требованиям и стандартам, закрепленным в международных договорах, участницами которых они являются, включая Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря и соответствующие протоколы к ней», – говорится в Конвеции.

В конвенции также серьезное внимание уделено вопросам безопасности. Конвенция определяет, что ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами являются пять прикаспийских государств. Зафиксировано положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил, не принадлежащих сторонам договора, а также «непредоставлении какой-либо стороной своей территории другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любой из сторон». Кроме того, зафиксирована необходимость «обеспечения стабильного баланса вооружений Сторон на Каспийском море, осуществления военного строительства в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех сторон, не нанесения ущерба безопасности друг друга».

 Конвенционные решения

Принятая Конвенция позволяет более согласованно решать многие не решавшиеся ранее вопросы. Если Россия, Казахстан и Азербайджан уже ранее приняли соглашения по разделу и пользованию северной части Каспийского моря, то раздел центральной и южной частей моря еще требует дальнейших переговоров по поводу разработки спорных месторождений. Конвенция определяет рамки формата этих переговоров.

Появилась реальная возможность строить трубопроводы по дну Каспийского моря, чем может воспользоваться Туркменистан и Азербайджан. Туркменский газ может присоединиться к азербайджанскому газу по выходу на европейский рынок через Турцию. В конце мая текущего года в Азербайджане был открыт Южный газовый коридор, по которому газ с месторождения Шах- Дениз пошел в Турцию и далее через Трансанатолийский трубопровод TANAP в Европу. С введением в строй Трансадриатического газопровода (TAP) по дну Адриатического моря эта газовая магистраль дотянется до Южной Италии. В принципе, к этой трубе могут подключиться и Казахстан с Узбекистаном. Но, в отличие от девяностых-нулевых годов, высокой доходности от поставок центральноазиатского газа на европейский рынок в настоящее время ожидать не стоит.

Во-первых, центральноазиатский газ уже в значительных объемах законтрактован на китайском рынке и большие объемы газа на европейское направление вряд ли могут быть выделены. Во-вторых, строящийся газопровод из Азербайджана, через Турцию в Европу рассчитан, в первую очередь, на объемы газа из Азербайджана и можно предположить, что квоты по прокачке через него центральноазиатского газа  если и будут, то небольшими. И, в-третьих, самое важное. Строятся российские газопроводы через Черное море в Турцию и через Балтийское море в Германию. Прокачка газа по ним не сопровождается оплатой транзита. В то же время ставки на транзит газа из Центральной Азии в Европу через целый ряд стран, надо полагать, будут достаточно высокими. Стоит также вспомнить, что США начинают поставлять в Европу сжиженный газ, и из-за высокой конкуренции цены на газ могут снизиться. Вследствие этого возникает вопрос, смогут ли доходы от экспорта газа окупить необходимые в строительство трубопровода через Каспийское море вложения. 

Тем не менее, подписание Конвенции, определяющей правовые рамки использования ресурсов Каспийского моря, будет благоприятствовать притоку иностранных инвестиций в их освоение. Прогнозные ресурсы углеводородов Каспия оцениваются в пределах 18 млрд. т условного топлива, доказанные запасы — до 4 млрд. тонн. Кроме того, подписание Конвенции укрепляет позиции Каспийского региона как крупного континентального транспортного узла, в котором пересекаются коридоры Север–Юг (Россия–Иран) и Восток–Запад (Китай–Европа).  Это вполне может активно способствовать экономическому развитию каспийского региона.

 Факторы достижения

В заключение стоит добавить, что благополучному завершению переговоров и успешному подписанию Конвенции способствовали следующие актуальные факторы. Во-первых, изменение конфигурации поставок российского газа в Европу, уже не делает центральноазиатский газ опасным конкурентом российскому на европейском рынке. Это позволило принять важнейший для Туркменистана пункт о возможности строительства газопроводов по дну моря.

Во-вторых, Иран, наиболее остро оппонирующий ранее принятому варианту раздела моря, после возобновления санкций США оказался в очень сложном экономическом положении. Определение правового статуса Каспийского моря позволит ему более успешно привлекать инвестиции в освоение своего сектора моря, с одной стороны. С другой стороны, решение спорных вопросов с прикаспийскими странами благоприятно скажется на расширении экономического сотрудничества с ними, что для Ирана также является важным на фоне американских санкций.

 

Виктор Абатуров

Экономическое обозрение №-8, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

O'zbekiston

Экономическое обозрение

Aloqa

    Telefon: +(998 71) - 150-02-02
    Faks: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Bizning manzilimiz: O'zbekiston, Toshkent sh., Chilonzor tumani, Novza ko'chasi 6