Обзор ЦЭИР: как изменилась стоимость авто на вторичном рынке Узбекистана за последний год

Обзор ЦЭИР: как изменилась стоимость авто на вторичном рынке Узбекистана за последний год

Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) проведена оценка изменения цен на вторичном рынке автомобилей. Экспертами сравнивались цены за июль-октябрь 2020-2021 гг.

Для анализа вторичного авторынка Узбекистана применен метод веб-скрапинга (Web Scraping) с использованием методов машинного обучения, в котором компьютерная программа извлекает данные из исходных данных, созданных другой программой. Очистка данных проявляется в процессе использования приложения для извлечения информации с веб-сайта. Наиболее распространенные виды использования веб-скрапинга включают в себя сбор данных, мониторинг и сравнение цен, исследования рынка, анализ продукции.

Согласно данным Госкомстата, в Узбекистане по итогам прошлого года число автомобилей выросло на 14,5%. В среднем на каждые 100 семей приходится 50 автомобилей.

Лидером вторичного рынка автомобилей, остается отечественная марка UzAvto. За июль-октябрь 2021 гг. автомобили этой марки заняли 67,7% рынка подержанных машин. На втором месте марка ВАЗ (LADA), удельный вес которой составляет 15,3% вторичного рынка авто (рис. 1)

Рисунок 1. Доля компаний в общих продажах на вторичном рынке в Узбекистане, %

Рисунок 2. Доля марок автомобилей в общих продажах на вторичном рынке в Узбекистане, %

По данным на 1 января 2021 года количество автотранспортных средств, находящихся в собственности физических лиц в Узбекистане, достигло 2 955 295 штук, против 2 109 185 в 2015 году.

Эксперты рассмотрели, как повлияли мировые и национальные тенденции на цены на вторичном рынке авто в Узбекистане. Источником полученных данных стали сайты электронной коммерции и торговые платформы Узнета. В результате были собраны данные по 20 тыс. транспортным средствам. Все автотранспортные средства были разделены по следующим параметрам: цена, модель, год выпуска и пр. Первичные данные были очищены от противоречивых моментов, не влияющих на общую структуру базы данных, после чего число наблюдений осталось на уровне более 10 тыс. Далее, экспертами был проведен сравнительный анализ цен на автомобили на вторичном рынке за период с июля по октябрь 2020-2021 гг.

Последние тенденции неоднородно сказывались на ценах авто

В 2021 году по сравнению с 2020 годом, несмотря на фактор устаревания на год, цены на некоторые национальные модели автомобилей незначительно подорожали. Так, если в 2020 году за Chevrolet Cobalt второй позиции 2019 года выпуска предлагали 9,6 тыс. долларов, то в 2021 году цена предложения повысилась до отметки в 10,2 тыс. долларов (рис.3).

Анализ показал, что цены по всем позициям Chevrolet Cobalt выросли в среднем на 4%, Chevrolet Spark на 4%, Chevrolet Lacetti на 2% (рис.3).

Вместе с тем, Chevrolet Captiva стала дешевле на 5%, Chevrolet Matiz на 2%, Chevrolet Damas на 2%, Labo на 10%. Российские импортные автомобили также незначительно упали в цене: Lada Vesta на 2% и Lada Largus на 2% (рис.3).

Рисунок 3. Изменение цен на самые ходовые марки на вторичном рынке

Цены на новые авто, срок которых не более одного года, значительно выросли

При сравнении цен на относительно новые автомобили (отчетного года выпуска) выяснилось, что в 2021 г. цены значительно росли. Так, если в 2020 году за Chevrolet Cobalt второй позиции этого же года выпуска предлагали 10 тыс. долларов, то в 2021 году цена предложения автомобиля 2021 года выпуска повысилась до 11,2 тыс. долларов.

Цены по всем позициям Chevrolet Cobalt подорожали на 12%, Chevrolet Spark на 5%, Chevrolet Lacetti на 7%, Chevrolet Malibu на 18%, Chevrolet Tracker на 14%. Вместе с тем, цены на Damas и Labo почти не менялись. Значительный рост цен наблюдался, в основном, на средние позиции авто (вторая и третья позиции).

Резкий скачок цен на вторичном рынке автомобилей может быть связан с замедлением выпуска новых отечественных авто, что при неизменном уровне роста спроса привело к активизации вторичного рынка.

В свою завод UzAuto Motors с середины июля до конца августа этого года был закрыт в связи с проводимой модернизацией. Кроме того, из-за глобальной нехватки полупроводников также было приостановлено производство автомобилей Chevrolet Lacetti и Chevrolet Spark. В настоящее время компания восстановила производство всех популярных моделей автомобилей.

Анализ также показал значительный рост стоимости импортных авто: Lada Vesta на 27% и Lada Niva на 44%, что связано с повышением цен на новые автомобили российского происхождения.

Изменение цен на автомобили в 2021 году по сравнению к 2020 году

Марка, модель

Влияние тенденций последнего года на цены авто (%)

Влияние фактора устаревания на цены авто (%)

Chevrolet Captiva

-

-5

Chevrolet Cobalt

12

4

Chevrolet Damas

0

-2

Chevrolet Labo

-3

-10

Chevrolet Lacetti

7

2

Chevrolet Malibu

18

1

Chevrolet Nexia

5

1

Chevrolet Spark

5

4

Lada Largus

-

-7

Lada Vesta

27

-2

Lada Niva

44

0

Аналитики, отмечают, что согласно результатам прошлогоднего исследования вторичного рынка авто, основанного на методе эконометрического моделирования, износ авто на один год приводил к снижению его стоимости в среднем примерно на 300-400 долларов США. При этом, в связи с продолжающейся пандемией и вызванным глобальным дефицитом микрочипов и разрывом глобальных цепочек поставок, кривая предложения сдвинулась влево.

Бахтишод Хамидов, Бахтиер Исмаилов, ЦЭИР


Поделиться постом

Похожие новости