A+ A A-

• Автор  Ольга Немировская
Оцените материал
(1 Голосовать)
Бедный интеллектуал — это оксюморон Бедный интеллектуал — это оксюморон

Бурное развитие генетики в течение последних 60 лет, спровоцированное открытием двойной спирали в структуре ДНК, вызвало к жизни множество исследований, посвященных влиянию генетических факторов на интеллект. Число таких исследований резко возросло после принятия в США государственной программы по расшифровке генома человека. В большинстве случаев результаты исследований, проводимых в разные годы, выявляли статистически значимую связь между интеллектуальными способностями и расовой принадлежностью. Говоря коротко, исследования раз за разом сводились к тому, что по уровню интеллекта представители желтой расы превосходят белых, которые в свою очередь опережают негроидов. История этих изысканий интересна сама по себе, поскольку носит захватывающий характер. Она не менее драматична истории Галилея и Джордано Бруно. Практически всегда ученые вынуждены были приносить извинения и признавать результаты недостоверными — так велико было давление общественности, оскорбленной расовой толерантностью.

Тем не менее исследования на эту тему генерируются вновь и вновь, и вот уже эстафету у генетиков переняли нейробиологи — группа исследователей из Колумбийского и ряда калифорнийских университетов США, опубликовавших в начале 2015 года сенсационную статью. Целью их исследования было выявление причин, которые обусловливают неравенство людей при рождении, и поиск возможных мер по преодолению неравенства. В ходе эксперимента были подвергнуты сканированию мозга 1 099 типично развивающихся людей (вполне репрезентативная выборка) в возрасте 3–20 лет. Стремясь избежать обвинений в расизме, ученые гомогенизировали выборку по расовому признаку, то есть были сформированы подвыборки из представителей разных рас.

Полученный результат: установлена логарифмическая связь между морфологическими характеристиками мозга и уровнем доходов семей. Поверхность коры мозга (читайте — количество извилин) у детей из семей с доходом ниже $25 000 в год на 6% меньше, чем у детей, чьи родители зарабатывают больше $150 000. Чем ниже доходы семьи, тем больше различия в интеллектуальном потенциале. Особенно заметные различия были отмечены в развитии тех участков мозга, которые отвечают за развитие речи, чтение, исполнительные функции и пространственные навыки. Результат подтвердился также в когнитивных тестах на запоминание. То есть, проще говоря, бедные дети хуже соображают, чем дети из богатых семей. Причем эти различия связаны не с разницей в социальных условиях (уровень, качество и образ жизни, образование, здоровье и пр.), а со строением мозга.

Остается только гадать, какая судьба постигнет этих исследователей — повторят ли они судьбу Галилея и отрекутся, или взойдут на костер по примеру Бруно, или снискают лавры на манер Коперника. Если все же научное и политическое сообщество признает результаты достоверными, то возникают два вопроса, уже не имеющие отношения к биологии.

1. В каком контексте теперь следует рассматривать концепции о «социальных лифтах»?

2. Что происходит с обществом во время социальных революций, когда бедное большинство с небольшим и неэффективным мозгом перехватывает власть у более сообразительных элит?

3. По каким критериям общество будет выбирать политическую элиту?

Ольга Немировская

Задайте вопрос эксперту

Воспользуйтесь возможностью задать вопрос экспертам, выбрав в списке ниже интересующую вас тему. Ответы на наиболее интересные вопросы появятся на страницах журнала "Экономическое обозрение".
Неверный ввод

Подписка

Уважаемые читатели!

Не забудьте оформить подписку на наш журнал на 2017 год.

Подписаться на журнал можно с любого очередного месяца во всех почтовых отделениях Узбекистана.

Оформить подписку можно также через редакцию, оплатив счет.

Наши подписные индексы:
- для индивидуальных подписчиков - 957;
- для предприятий и организаций - 958.

Журнал выходит 12 раз в год.

Review.uz 2014 - 2017. Все права защищены.
Перепечатка материалов допускается только при наличии активной ссылки на портал.