Эксперты предлагают ввести новые индикаторы классификации предпринимателей на субъекты малого, среднего и крупного бизнеса

Эксперты предлагают ввести новые индикаторы классификации предпринимателей на субъекты малого, среднего и крупного бизнеса

Узбекистан поставил перед собой цель войти в ряд развитых государств и сможет достичь ее, только проводя ускоренные реформы, опираясь на науку, просвещение и инновации [1]. Для этого необходимо освоить цифровые знания и информационные технологии, что это даст возможность идти по самому короткому пути к достижению всестороннего прогресса.

В 2020 году предусматривалось совершить коренной поворот в развитии цифровой экономики. В первую очередь внимание направлено на цифровизацию сферы строительства, энергетики, сельского и водного хозяйства, транспорта, геологии, кадастра, здравоохранения, образования, архивного дела. В соответствии с постановлением Президента Узбекистана от 28 апреля 2020 года определены целевые ориентиры в развитии цифровой экономики и электронного правительства [2].

В настоящее время разрабатывается Стратегия промышленной политики, предусматривающая трансфер современных технологий, повышение энергоэффективности и конкурентоспособности отраслей экономики. В решении этой задачи важное место занимает малый бизнес, который рассматривается как одна из главных точек экономического роста. В этой сфере накопилось немало проблем, которые приводят к низкой доли малого бизнеса в высокотехнологичных отраслях. В связи с этим предусматривается создание эффективного механизма поддержки деятельности данных субъектов, который бы создавал предпосылки для его перерастания в конкурентоспособный средний и крупный бизнес.

Глава государства, Шавкат Мирзиёев, выступая 22 сентября т.г. на видео селекторном совещании, отметил, что «…до конца этого года каждый руководитель отрасли и региона должен совершить кардинальный поворот в сфере цифровой экономики. Люди должны ощутить эти преобразования в снижении бюрократии и коррупции, ускорении предоставления государственных услуг...» (Обращение от 23.09.2020 г.)

В сфере поддержки деятельности предпринимательства еще имеется немало неиспользованных возможностей. Так до настоящего времени в республике пока ещё отсутствует система поддержки среднего бизнеса и нет критериев его оценки. В последние годы существовала практика, в соответствии с которой если на предприятии работало число сотрудников, превышающее установленный уровень для малого бизнеса, то оно сразу с момента регистрации предприятия включалось в разряд крупных субъектов. Это сказывалось на росте налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта и сокращении стимулов для расширения деятельности.

Начиная с 2019 г. определяющим фактором использования соответствующего режима налогообложения становится размер годового оборота. С 1 января 2020 г. предприятие, у которого годовой оборот составляет менее 100 млн сумов становится плательщиком фиксированной суммы подоходного налога и социального налога (группа 1). Если годовой оборот предприятия составляет от 100 млн. сумов до 1 млрд сумов, то оно также становится плательщиком налога с оборота, налога на землю, налога за пользование водными ресурсами, налога на имущество и социального налога (группа 2). Если у предприятия годовой оборот превышает 1 млрд сумов, то оно становится плательщиком общеустановленных налогов.

Таким образом, де-факто, с учетом использованного режима налогообложения в Узбекистане в настоящее время хозяйствующие субъекты, входящие в группу 1 – являются малыми предприятиями, в группу 2 – средними предприятиями, а в группу 3 – крупными предприятиями.

По результатам исследования зарубежного опыта предлагается для Узбекистана использовать следующие критерии (индикаторы) в целях классификации предпринимателей на субъекты малого, среднего и крупного бизнеса: среднесписочная численность персонала; годовой оборот субъекта хозяйствования; уставной фонд (капитал) предприятия.

Механизм определения принадлежности субъекта хозяйствования к соответствующему виду бизнеса может быть следующим. Для бизнеса, который только начинает функционировать при регистрации его учредительных документов следует установить стартовые размеры двух базовых критериев: уставной капитал и численность персонала предприятия. Размер капитала на первоначальном этапе должен являться главным критерием для отнесения бизнеса к соответствующему типу.

Если размер капитала субъекта хозяйствования не сформирован, то за основу определения принадлежности бизнеса выбирается второй критерий – численность персонала предприятия.

В зависимости от размера капитала (численности персонала) устанавливается соответствующий режим налогообложения: фиксированная сумма подоходного налога (для малого бизнеса), налог с оборота (для среднего бизнеса) или налог на прибыль (для крупного бизнеса). Можно также принять положение, что субъекты малого и среднего бизнеса могут добровольно использовать общеустановленный режим налогообложения.

В случае, если в течение года оборот хозяйствующего субъекта преодолеет пороговое значение (в настоящее время – 100 млн сумов и 1 млрд сумов), то в этом случае именно данный критерий становится главным для определения принадлежности субъекта к соответствующему типу (малый, средний и крупный) и выбора режима налогообложения.

Необходимо также отметить, что в экономике Узбекистана в настоящее время масштабы уставного фонда, численности персонала и годового оборота субъектов хозяйствования сложились значительно ниже, чем в развитых странах мира, использующих аналогичные показатели для систематизации видов бизнеса и выбора режима налогообложения.

В связи с этим, необходимо определить такие обоснованные пороговые показатели, которые бы соответствовали текущей ситуации экономического развития и ближайшие перспективы. Для этого следует на основе цифровых технологий провести анализ масштабности бизнеса в национальной экономике и на этой основе осуществить его систематизацию (классификацию). Исследование сложившейся динамики в сфере предпринимательства предлагается произвести по следующим направлениям:

  1. Проведение статистического анализа динамики числа хозяйствующих субъектов и численности их персонала за 2019-2020 годы (ежеквартально) с выделением трех групп предпринимателей (малые, средние и крупные предприятия).
  2. Осуществление анализа масштабов уставных фондов (капиталов) хозяйствующих субъектов по трем вышеперечисленным группам.
  3. Проведение сопоставительного анализа динамики количества субъектов хозяйствования и их годовых оборотов, которые они имели в 2019-2020 годах (ежеквартально).

На основании результатов данного анализа можно будет более обоснованно определить пороговые значения размеров уставного фонда, численности персонала и годовых оборотов хозяйствующих субъектов, которые будут учитывать реальное состояние отраслей национальной экономики. Выбор порога оборота должен осуществляться с учетом динамики обменного курса национальной валюты, процентной ставки рефинансирования, инфляции и других макроэкономических факторов.

В процессе определения критериев малого, среднего и крупного бизнеса, проведения мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов, а также оказания по мере необходимости поддержки малым и средним предприятиям должны широко использоваться современные цифровые технологии.

С. Воронин, доктор экономических наук

Ж. Раупов, Институт бюджетно-налоговых исследований

Источники:

  1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 24.01.2020.

https://president.uz/ru/lists/view/3324 (Обращение от 20.09.2020 г.)

  1. О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.04.2020 г. № ПП-4699.

http://uza.uz/ru/documents/o-merakh-po-shirokomu-vnedreniyu-tsifrovoy-ekonomiki-i-elekt-28-04-2020

*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Поделиться постом

Похожие новости