Какие компании в первую очередь попадут под камеральный контроль

Какие компании в первую очередь попадут под камеральный контроль

Система камерального контроля направлена на предоставление налогоплательщикам права самостоятельного устранения налоговых правонарушений, выявленных органами государственной налоговой службы.

В Государственном налоговом комитете рассказали, какие компании Узбекистана первыми попадут под камеральный контроль.

– Отбор проводится в автоматическом режиме при помощи специальной автоматизированной информационной системы, – напомнили в начале беседы собеседники – начальник управления риск-анализа и сегментации налогоплательщиков Шухрат Гафуров и начальник управления камерального контроля Азиз Хашимов.

- Какие предприятия в первую очередь подпадают под систему риск-анализа и камеральный контроль?

Ш. Гафуров: Это будут «лидеры» по баллам, которые им выставила система риск-анализа. Откуда поступают сведения? Чтобы ответить на этот вопрос, напомню, что на основании статьи 84 НК и постановления Президента «О мерах по дальнейшему повышению эффективности функционирования информационно-коммуникационной системы органов государственной налоговой службы Республики Узбекистан»» от 30 октября 2012 года функционирует система взаимодействия по обмену информацией ГНК с более чем сорока министерствами, ведомствами и организациями страны. Поступающая по этим каналам информация анализируется системой риск-анализа и сопоставляется с данными из отчетности юридических и физических лиц. Выявленные отклонения подвергаются риск-анализу с выставлением баллов, оценивающих степень риска. Баллы позволяют легко отделить серьезные риски и недостатки от менее значимых, исходя из ожидаемых последствий.

– Как система позволяет выявлять факты несоблюдения налоговой дисциплины?

Ш. Гафуров: - Путем обработки и сопоставления данных. Этот процесс включает в себя:

- исследование и анализ большого объема данных, которые позволяют найти конкретные последовательности и корреляции;

- определение характеристик недобросовестных налогоплательщиков. Это делается при помощи использования сложных компьютерных моделей и интегрированных структур баз данных;

- сравнивание полученной информации с набором предопределённых индикаторов риска;

- ранжировку результатов с точки зрения выявленных рисков.

– Приведите примеры выявляемых нарушений.

А. Хашимов: – К примеру, система легко выявляет случаи, когда объемы выручки поступившей через терминалы для расчетов по пластиковым картам и наличной выручки сданной в коммерческие банки превышают объем валовой выручки реализации товаров (работ, услуг), указанной в отчетности за определенный отчетный период. То есть субъект предпринимательства в отчете указал меньшую сумму, чем получил от продаж. Это может наблюдаться у организаций торговли и общественного питания. По выявленному факту направляем требование о доначислении сумм налога, исходя из расхождений.

Или вот еще один пример, организация торговли или общественного питания получила разрешение на торговлю алкогольной и табачной продукции, но не предоставила расчеты по сбору на право торговли алкогольной и табачной продукции. Система с легкостью выявляет такие факты по информации, поступившей от организации, выдающей это разрешение. По выявленному факту налогоплательщику автоматически направляется соответствующее требование.

И таких примеров много. При этом хочу подчеркнуть, что выявляемые недочеты не всегда следствие умышленных действий, направленных на уменьшение обязательных платежей в казну. Много ошибок по невнимательности, из-за высокой загруженности ответственных сотрудников организаций, а у начинающих еще, элементарно, и по незнанию норм. В целом система камерального контроля направлена на предоставление налогоплательщикам права самостоятельного устранения налоговых правонарушений, выявленных органами государственной налоговой службы.

– При выставлении требований не всегда в полной мере учитываются все нюансы, и это приводит к их необоснованности. Это, наверное, издержки машинной обработки информации. Бухгалтеры говорят о том, что доказать свою правоту бывает очень сложно, контраргументы приходится подтверждать, порой достаточно большим количеством документов.

А. Хашимов: – Да, таких случаев, действительно много. Но ни один из них не остается без внимания. Все они учитываются при совершенствовании программного обеспечения. Изо дня в день наш программный комплекс становится более современным. Следовательно, и предпринимателей беспокоим реже. Тем не менее, без должного внимания эти случаи оставлять нельзя. Так нередко мы сталкиваемся с фактами, когда налогоплательщик пытается желаемое выдать за действительность.

– Может ли субъект предпринимательства попасть под камеральный контроль повторно по налогу, который уже попадал под проверку?

Ш. Гафуров: - Да, может, если в течение 5 лет после окончания налогового периода (ст.38 НК), будут выявлены новые основания и факты, ранее неизвестные специалистам ГНК.

- К примеру, специалист налоговых органов, проверявший предприятие в рамках камерального контроля, уволился. Не будет ли новый проверять субъект предпринимательства по тому же вопросу?

А. Хашимов: – Нет, не будет. Новая проверка возможна только по вновь открывшимся, ранее неизвестным налоговым органам обстоятельствам.

– А из каких источников новый инспектор получит информацию о ранее проведенных проверках?

А. Хашимов: – Каждое требование, направленное налогоплательщику по итогам камерального контроля, заносится сотрудниками налоговых органов в базу данных программы риск-анализ. Она же и будет для сотрудников налоговых органов источником информации о всех ранее проведенных мероприятиях камерального контроля.

Обратим внимание, система риск-анализа позволяет легко выявить налогоплательщиков, которые в установленный законом десятидневный срок в ответ на требования налоговых органов не предоставили обоснования правильности своих действий либо уточненную налоговую отчетность. Так что во избежание более строгих мер, нужно выполнять такие требования в установленный законодательством срок.

Поделиться постом

Похожие новости