Оперативность принимаемых решений

Оперативность принимаемых решений

Меры по снижению процентной ставки и коррекции валютного курса весьма своевременны. 14 апреля на внеочередном заседании правления Центрального банка Узбекистана принято решение о снижении основной ставки с 16 процентов до 15. Ранее в январе ЦБ сохранил ставку без изменений на уровне 16 процентов годовых, но заявил, что существует вероятность ее пересмотра в сторону небольшого снижения в апреле.

Основная ставка - один из основных инструментов регулирования финансово-банковского рынка, так как влияет на экономическую активность его участников. Показывает, под какой процент коммерческие банки получают ликвидность от Центрального банка, и определяет минимальный уровень процент­ных ставок банков по кредитам, предоставляемым бизнесу и населению. При более высокой основной ставке кредиты коммерческих банков становятся дороже, что увеличивает затраты кредитуемого бизнеса. При ее снижении стоимость кредитов для населения и бизнеса снижается, что делает их более доступными.

До снижения ставки 14 апреля 2020 года в последний раз она была изменена в сентябре 2018-го (повышена с 14 процентов до 16). Последнее снижение происходило в 2015-м (с 10 процентов до 9). Ее последующий рост был обусловлен проведением реформы валютного регулирования, когда появилась необходимость приведения ставки в соответствие с изменившимися в ходе реформы рыночными условиями для нейтрализации инфляционных процессов. В 2017 году ставка поднята до 14 процентов.

Фактор пандемии

Изменение процентной ставки производится исходя из целого ряда факторов, отрицательно влияющих на экономическую стабильность страны. Чем же вызвано понижение основной ставки в настоящий момент?

В связи с широкими ограничительными мерами для противостояния пандемии коронавирусной инфекции как за рубежом, так и в нашей стране экономическая ситуация по целому ряду позиций ухудшается.

Объем товарооборота за январь-март 2020-го снизился по сравнению с прошлым годом, составив 89,8 процента от уровня аналогичного периода 2019-го. Причем экспорт снизился больше, чем импорт, составив от уровня аналогичного периода минувшего года 89,1 процента, в то время как импорт - 90,3 процента. Сальдо внешней торговли было отрицательным - 1390,9 млн долларов.

По данным Центробанка, объемы экспорт­ных поступлений только в марте уменьшились на 10 процентов по сравнению с предыдущим месяцем. Объем денежных переводов в Узбекистан в марте составил 296 млн долларов, что на 23 процента меньше, чем в феврале, а за восемь рабочих дней апреля сократился в три раза по сравнению с мартом.

Негативные экономические последствия имеет также девальвация курсов национальных валют в России и Казахстане - ведущих торгово-экономических партнеров Узбекистана. Произошла она из-за того, что в марте резко упали цены на нефть из-за пандемии коронавируса и срыва сделки ОПЕК+.

Валютное эхо

Так как динамика биржевого курса сума формируется под воздействием складывающихся внутренних и внешних факторов спроса и предложения, то влияние вышеуказанных негативных тенденций привело к тому, что с начала апреля биржевой курс сума к доллару повысился на 1,8 процента - до 9762 сумов за доллар (с начала года - на 2,7 про­цента).

Как указано в сообщении Центрального банка, эти факторы способствовали формированию определенных ожиданий относительно курса сума, что в первую очередь отразилось в сегменте операций с физическими лицами. С марта наблюдается значительное повышение объемов покупки иностранной валюты населением.

В частности, за март покупка иностранной валюты физическими лицами выросла на 45 процентов, а в течение первых восьми рабочих дней апреля ее объем увеличился на 28 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого месяца. Если в марте в среднем за один день населением скупалось иностранной валюты на 13,3 млн долларов, то 10 апреля продано 19,5 млн, а 13 апреля - 22 миллиона.

Это вызвало необходимость коррекции курса национальной валюты. С 14 апреля стоимость доллара США определена в 9693 сума. Но уже накануне продажа практически у всех банков выросла до 9800 сумов за доллар, а 14 апреля преодолела отметку в 10 000. Поэтому 15 апреля ЦБ Узбекистана установил новые курсы иностранных валют, которые начали действовать с 16 апреля текущего года. Курс доллара США - 10 121 сум, евро - 11 111,85, российского руб­ля - 138,69.

Подобные действия помогли преодолеть нарастающий ажиотажный спрос на иностранную валюту. В ходе онлайн-брифинга, который состоялся 15 апреля, главой Центробанка Мамаризо Нурмуратовым подчеркнуто: после изменения обменного курса 14 апреля до 10 121 сума 15 апреля произошел возврат почти 80 процентов заявок на покупку валюты на валютной бирже.

Оперативность и своевременность

Что особенно обращает на себя внимание в вышеописанных тенденциях и событиях?

Весьма оперативная реакция регуляторов на неблагоприятные процессы в экономике. Так, практически сразу после получения недостаточно благоприятных данных по итогам первого квартала принимается решение о снижении основной ставки с 16 до 15 процентов. Чем важна эта мера? Удешевляет кредиты для бизнеса, тем самым снижая затраты предпринимателей и себестоимость продукции, что в условиях карантина является весьма важным, позволяя бизнесу держаться на плаву.

Не менее оперативно (счет шел буквально на дни) понижен и курс сума, благодаря чему удалось сбить нарастающий ажиотажный спрос на иностранную валюту. Однако главное в другом. В условиях закрытия границ и падения внешнего спроса по всему миру в особо сложном положении оказываются отечественные экспортеры, которые могут лишиться рынков сбыта. Снижение курса национальной валюты уменьшает их издержки и себестоимость продукции, благодаря чему повышается ее ценовая конкурентоспособность на внешних рынках. И эта мера поможет отечественным экспортерам сох­ранить свои позиции на внешних рынках в такое сложное время.

Виктор Абатуров
Центр экономических исследований и реформ
при Администрации Президента Республики Узбекистан.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №81 от 21.04.20

Поделиться постом

Похожие новости