Эффективная поддержка незанятых работников и уязвимых граждан – важная задача государства в условиях коронавирусной эпидемии

Эффективная поддержка незанятых работников и уязвимых граждан – важная задача государства в условиях коронавирусной эпидемии
фото: t.me/koronavirusinfouz

В настоящее время во многих странах принимаются масштабные меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, в том числе путем введения ограничений на передвижение людей и приостановления деятельности предприятий. Эти вынужденные меры привели к сокращению объемов производства продукции и, следовательно, к увеличению уровня безработицы и сокращению доходов населения.

Экономика Узбекистана, являясь интегрированной в мировую систему хозяйственных связей, также столкнулась с этими процессами. Это потребовало принятия действенных упреждающих мер по смягчению негативного воздействия вируса в условиях нестабильности мировых рынков.

В связи с этим, в республике 19 марта т.г. был принят пакет первоочередных мер, направленный на обеспечение макроэкономической стабильности, эффективной социальной поддержки населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции и других глобальных рисков, недопущения резкого снижения доходов населения страны.

Среди принятых мер ключевое место имеет создание специального Антикризисного фонда со средствами в размере 10 трлн сумов, функциями которого являются[1]:

а) финансирование мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции;

б) поддержка предпринимательства и занятости населения;

в) расширение социальной поддержки населения;

г) обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики.

Из Антикризисного фонда часть средств направляется на социальную поддержку населения, например, 500 млрд сум – перечисляются для усиления мер по поддержке малообеспеченных семей и увеличение числа получателей пособий, 200 млрд сум - для расширения общественных работ, 500 млрд – для обеспечения лечебных учреждений лекарственными препаратами и медикаментами, покрытие расходов по содержанию на карантине.

Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым 3 апреля т.г. на видеоселекторном совещании были анонсированы новые меры поддержки бизнеса и населения в условиях карантина[2]. Так, импорт основных пищевых товаров будет освобожден от сборов и акцизов. Сфера туризма будет освобождена до конца года от ряда налогов, а предпринимателям отсрочат кредитные выплаты или компенсируют часть расходов.

Приняты ряд мер по поддержке населения, особенно его социально уязвимых категорий. В частности, до конца этого года не будут взиматься таможенный сбор и акцизный налог при импорте таких основных потребительских товаров, как мука, растительное масло, мясная и молочная продукция, сахар, средства гигиены.

Выплата пособий семьям с детьми, по уходу за ребенком и материальной помощи, срок по которым истекает в марте-июне текущего года, будет автоматически продлеваться с 6 месяцев на 1 год без необходимости обращения и предоставления документов. Выплата этих пособий другим нуждающимся семьям также будет продолжена. Благодаря этим мерам число охваченных пособием малообеспеченных семей будет увеличено с 600 до 720 тысяч.

В период карантина одинокие престарелые и лица с инвалидностью будут бесплатно обеспечиваться основными продуктами питания 18 видов и гигиеническими товарами.

Реализация этих направлений уже позитивно сказывается и скажется в будущем на сдерживании распространения вируса и смягчении его негативных последствий для населения и экономики. Однако, как показывает мировой опыт, складывающая практика борьбы с эпидемией постоянно вносит свои коррективы и требует дополнительных, нестандартных, и в тоже время, системных подходов и мер.

На наш взгляд, при разработке дальнейших мер необходимо учесть важность подготовки эффективных мероприятий по поддержке работников, временно оставшимся без работы (приостановление деятельности предприятий или их банкротство), лиц, приехавших из других стран, где они временно работали, лиц, остающихся пока еще за границей, а также – поденных рабочих (мардикоров). Эти группы населения пока остаются без должной государственной поддержки. Следует сделать все возможное, чтобы данная группа граждан Узбекистана могла приобретать товары и услуги первой необходимости (продукты питания, жилье, коммунальные услуги и при необходимости, пользоваться медицинской помощью).

С закрытием пунктов общественного питания и торговых центров люди, задействованные в этих сферах, остались без работы. После приостановления междугородного транспортного сообщения граждане, ежедневно ездящие из регионов в города на наемную работу, потеряли источник заработка.

Так, по мнению волонтера из города Чирчика Ташкентской области Луизы Каршибаевой, с каждым днем количество запросов от людей, нуждающихся в помощи, увеличивается. Волонтеры этого города не справляются с раздачей продуктов физически, а средств на обеспечение всех нуждающихся в помощи не хватает[3].

Действительно, можно согласиться с мнением, что «сейчас в помощи нуждаются не только те, кто и раньше испытывал финансовые затруднения, но и тысячи трудоспособных граждан, которые потеряли работу из-за ограничений».

В настоящее время, Правительство Узбекистана уже оказывает определенную поддержку лицам, которые работали на предприятиях, временно приостановивших свою деятельность. В особенности это касается хозяйствующих субъектов, которые наиболее сильно испытывают последствия от распространения коронавирусной инфекции. Эти предприятия функционировали официально и оплачивали соответствующие налоги и социальные отчислении. Поэтому государство предоставило им отсрочки по возврату долгов по кредиту, уплате налогов и сборов, снизило ставки отдельных налогов и другие применило иные меры поддержки.

В то же время, опыт стран ЕС показывает, что государство для поддержки отдельных видов деятельности не редко покрывает все расходы работодателей на выплату заработной платы работникам, отправленным в вынужденные отпуска. Либо правительства возмещает предприятиям до 80% до 100% расходов работодателей на оплату труда. Кроме того, работодатель нередко освобождается от уплаты социального налога на период приостановки деятельности предприятия.

Так, в Венгрии, в сфере туризма, гостиничного бизнеса, развлечений, азартных игр, кино, организации мероприятий и спортивных услуг работодателям разрешено не выплачивать своим работникам заработную плату за март, апрель, май и июнь 2020 года. Государство будет полностью покрывать расходы по заработной плате в этой сфере для сохранения занятости и ликвидности предприятий[4].

В Австралии внесены коррективы в программу совместного использования рабочей силы на общую стоимость около 12 миллионов долларов, чтобы помочь работодателям в выплате заработной платы, которые испытывают спад в бизнесе из-за COVID-19, и их работникам[5].

В связи с этим данные механизмы целесообразно использовать и в Узбекистане. Для этого работодатели, которые обанкротились или приостановили свою деятельность, должны составить список работников, которые отправлены в вынужденные отпуска (или уволены) и передать его в соответствующие социальные службы для оформления выплаты заработной платы (или пособия) за счет средств Антикризисного фонда. В дальнейшем часть из этих средств можно будет возместить бюджету за счет налога на доходы физических лиц и социального налога.

На наш взгляд, этой категории безработных целесообразно выплачивать пособие за счет средств бюджета в размере 80-90% от средней заработной платы работника, а также предоставить возможность получения беспроцентного кредита на проживание на весь период карантина и восстановления экономики (с учетом семейного положения и наличия детей маленького возраста).

Необходимо отметить, что в настоящее время в перечне лиц, нуждающихся в адресной защите от последствий коронавируса полностью отсутствуют лица, которые раньше работали на поденной работе (так называемые, мардикоры).

Необходимо учесть, что поденные работники (мардикоры) не всегда оплачивали налоги и социальные отчисления. Эта категория работников неофициально осуществляла ремонты жилых и нежилых помещений, строила жилые частные дома, обрабатывала сады и огороды, а также выполняла другие виды деятельности. Это сфера неофициального бизнеса сложилась в республике в связи с недостаточным размером оплаты труда в официальной сфере экономики, имеющими проблемами в регистрации граждан и другим причинам.

Это люди в целях возможного найма на поденную работу регулярно выходили на неорганизованные рынки труда и сейчас продолжают выходить в поисках работы, договариваясь с работодателем либо на объем работ, рабочий день, несколько дней или месяцев труда. Некоторые из таких работников ежегодно декларировали свои доходы и оплачивали соответствующие налоги.

Известно, что до эпидемии в республике работали специализированные Центры, которые регулировали деятельность поденных работников. После распространения коронавируса они были закрыты на время проведения карантинных и ограничительных мероприятий. Тем, кто занимается поденной работой, было рекомендовано обратиться в Центры содействия трудоустройству в том районе, где они постоянно проживают[6].

Данные Центры получили возможность использовать средства созданного Антикризисного Фонда для борьбы с кризисной ситуацией, в который было направлено дополнительно 200 млрд сумов из Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений.

В настоящее время в республике расширены возможности по привлечению к общественным работам безработных граждан, лиц, которые не смогли выехать для трудовой миграции в связи с закрытием границ, временно безработных в связи с карантином, а также работников поденного труда. Предусматривается, что вне зависимости от размеров заработной платы граждан, участвующих в общественных работах, ведомственной подчиненности работодателя, организационно-правовой формы собственности в период действия карантинных мероприятий, полная (100 %) оплата труда будет производиться со счета средств Фонда общественных работ.

В то же время, необходимо отметить, что фактическая заработная плата работников, занятых на общественных работах до карантина была невысокой. Она еще до карантина не покрывала всех обоснованных расходов занятого работника и его семьи (питание, проживание, коммунальные услуги и др.). Кроме того, возможности для проведения общественных работ в условиях карантина существенно сократились из-за приостановки деятельности многих фирм и малых предприятий.

Учитывая, что инициатором объявления карантина выступило правительство, то было бы справедливым оказать государственную поддержку и этой группе населения. Если оставить эту проблему без внимания, то значительная часть этой группы в условиях пандемии окажется без доходов с вытекающими из этого негативными последствиями (социальная напряженность в обществе, снижение уровня жизни, скопление людей на неорганизованных рынках труда, контакты между работодателем и работником, и как следствие, дальнейшее распространение вируса).

Этой острой проблеме уделяется большое внимание во многих странах мира, пострадавших от коронавирусной инфекции. Так, по мнению Кристиана Одендаля, главного экономиста Центра европейских реформ и Джона Спрингфорда, заместителя данной организации, «существует четкий путь восстановления экономики после пандемии, при условии, что правительства проводят раннюю и агрессивную экономическую политику, чтобы поддержать ликвидность фирм, компенсировать потерю заработной платы работникам, защитить финансовую систему и стимулировать более широко экономику, чтобы помочь быстрому восстановлению после эпидемии[7]».

Авторами данного исследования отмечается, что «во время пандемии наемные работники по временным или нулевым часовым контрактам, а также работающие не по найму, пострадают больше всего». В связи с этим правительства должны оказывать быструю и небюрократическую поддержку этим группам. Один из вариантов заключается в выплате каждому гражданину базового дохода от коронавируса в размере 500 евро в месяц через частные банки, которые впоследствии будут постепенно возвращаться за счет подоходного налога для всех тех, кто получает доход выше среднего. Таким образом, средства будут направляться только тем, кто нуждается в нем[8].

Естественно, что в Узбекистане правительство не сможет направить такие масштабные средства для поддержки всех групп населения, в том числе – вышеперечисленным категориям. Поэтому, предлагаемые меры должны учитывать возможности бюджетных средств, государственных целевых фондов, а также – наличие благотворительных ресурсов.

На наш взгляд, лица, находящиеся в настоящее время без работы, включая мардикоры, должны обратиться в махаллинские комитеты или органы социального обеспечения по месту жительства (возможно – через интернет или лично) с просьбой об оказании им материальной помощи и получении кредита на проживание на период карантина. Данные органы должны фиксировать эти обращения и информировать об этом Антикризичный фонд с последующим оказанием им материальной поддержки.

Таким образом, государственную поддержку временно незанятых лиц можно осуществлять по следующим направлениям:

- одна часть незанятых лиц может быть вовлечена в общественные работы, которые финансируются за счет средств Фонда общественных работ ( 200 млрд сум). При этом, размер оплаты труда за 21 рабочий день должен составлять, например, в Ташкенте не менее 3 млн. сумов (с учетом того, что человек должен жить целый месяц и кормить свою семью, хотя бы по минимуму, оплачивать коммунальные и другие услуги);

- другую часть незанятых лиц можно поддержать, предоставив им небольшое ежемесячное пособие в размере 70% от МРОТ и беспроцентного кредита в размере до 10 млн сумов до конца 2020 года (после карантина, если будут основания, можно будет часть долга «простить» гражданину, а другую - вернуть в бюджет через механизм НДФЛ в зависимости от ситуации);

- третью часть лиц, оказавшуюся по каким-либо причинам за рубежом, государство может поддержать небольшими регулярными пособиями и кредитами с последующим взаиморасчетом предоставленных средств;

- одиноким пенсионерам, инвалидам и другим наиболее уязвимым слоям населения необходимо организовать качественную доставку товаров первой необходимости прямо до квартир, в которых они проживают.

В тех городах и населенных пунктах, где будет введен усиленный, ограниченный режим перемещения транспорта и людей необходимо позаботиться об организации своевременной доставки и продажи товаров первой необходимости до компактных пунктов проживания жителей при помощи специализированных автолавок и ларьков (рядом с многоквартирными жилыми домами, махалинскими центрами и т.п.). К этой работе целесообразно подключить махаллинские комитеты, ТЧСЖ, домкомов жилых домов, структуры ННО, волонтеров, а также другие заинтересованные стороны.

В целях поддержки занятости в период восстановления экономики от последствий коронавируса целесообразно ввести дополнительные стимулирующие механизмы. Так, если какое-либо предприятие или предприниматели будут принимать на работу лиц, ранее не имевших работу, то им целесообразно предоставить им определенные налоговые льготы. Это будет повышать их интерес к принятию безработных лиц, не имеющих квалификацию на работу.

Кроме того, в условиях карантина можно организовать дистанционное обучение временно безработных по направлениям деятельности, которые необходимы в условиях эпидемии. Также их можно привлекать к волонтерской работе с оплатой их услуг (доставка продовольствия пенсионерам, инвалидам, ветеранам, больным людям).

Принятие этих мер позволит оказать существенную материальную помощь поденным рабочим и временно безработным на время карантина и период восстановления экономики после эпидемии. В этом случая данная категория лиц будет вести активный образ жизни, участвовать в общественных работах или, по крайнем случае, временно оставаться в своих домах или квартирах, в том числе – в съемных, что сократит число случаев инфицирования коронавирусом. Гарантированные доходы и относительно высокая заработная плата будет являться для них стимулом к легализации своей деятельности. Это также позволит снизить напряженность на рынке труда, связанную с потерей работы и снижением покупательской способности получаемых доходов. Необходимо сделать все возможное, чтобы «ни один человек, ни одна семья в Узбекистане не остались без внимания и заботы нашего государства и общества…[9]»

Источники использованных материалов:

[1] О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений. Указ Президента Республики Узбекистан от 19.03.2020 года № УП-5969 https://prezident.uz/ru/lists/view/3461

[2]https://review.uz/ru/post/prezident-uzbekistana-anonsiroval-nove-mer-podderjki-biznesa-i-naseleniya-v-usloviyax-karantina

[3]https://www.gazeta.uz/ru/2020/04/02/social-security/

[4]CORONAVIRUS: Here's the latest. http://abouthungary.hu/news-in-brief/coronavirus-heres-the-latest/ .02.04.2020

[5]Government of Canada takes action on COVID-19.https://www.canada.ca/en/public-health/services/diseases/2019-novel-coronavirus-infection/canadas-reponse/government-canada-takes-action-covid-19.html. 13.03.2020

[6]https://kun.uz/ru/news/2020/03/31/budet-li-okazyvatsya-materialnaya-pomoshch-podennym-rabochim-i-vremenno-bezrabotnym-vo-vremya-karantina

[7] https://review.uz/ru/8ue

[8] https://review.uz/ru/8ue

[9] Эта трудная пора обязательно минует. Выступление Президента Республики Узбекистан на видеоселекторном совещании 3 апреля 2020 года.

Главный специалист Института бюджетно-налоговых исследований,

д.э.н., Сергей Воронин

*Публикация отражает личные взгляды автора и может не отражать официальную позицию информационно-аналитического портала review.uz

Поделиться постом

Похожие новости