Глобальный контекст национального целеполагания

Глобальный контекст национального целеполагания

Материал подготовлен при содействии проекта ПРООН «Поддержка стратегических исследований в целях устойчивого развития».

Национальные цели устойчивого развития сопрягаются с глобальными. О проблемах, с которыми сталкивается мир, основных направлениях их решения и о том, как это происходит в Узбекистане. О том, как национальные цели устойчивого развития сопрягаются с глобальными.

Цель 1. Повсеместное сокращение уровня малообеспеченности населения до 2030 года

Ситуация в мире

Бедность и нищета – это не только недоедание, это социальная изоляция, ограниченный доступ к образованию и к другим основным социальным услугам, а также невозможность участия в принятии решений. В мире более 800 миллионов человек по-прежнему живут менее чем на 1,25 доллара США в день, многие из них не имеют доступа к адекватному питанию, чистой питьевой воде и санитарии. .

Число людей, живущих в условиях крайней нищеты, сократилось более чем наполовину в период с 1990 по 2015 годы – с 1,9 млрд. до 836 млн. Несмотря на это, вопрос нищеты продолжает требовать больших усилий для ее ликвидации. Женщины с большей вероятностью живут в бедности, чем мужчины, из-за неравного доступа к оплачиваемой работе, образованию и частной собственности. Угрозы, вызванные изменением климата, конфликтами и отсутствием продовольственной безопасности, приносят негативные последствия. Так, например, в 2017 году экономический̆ ущерб от бедствий составил более 300 млрд. долл. США, что стало одним из самых высоких показателей за последние годы. Вопрос бедности затрагивает и развитые страны, где существует зависимость между бедностью и уровнем безработицы.

Финансовое положение населения важно не только для отдельно взятого человека, но и для страны в целом. Рост населения, живущего за чертой бедности, наносит ущерб экономическому росту страны – теряется покупательская способность, подрывается сплочённость общества, усиливаются политические и социальные трения, становясь в некоторых случаях причиной высокого уровня преступности, политической нестабильности и даже возникновения вооруженных конфликтов.

Ситуация в Узбекистане

Узбекистан сохранил высокие и стабильные темпы экономического роста в течение последнего десятилетия и добился постепенной диверсификации производства. Очень важно, что экономический рост в Узбекистане сопровождался сокращением бедности. Согласно официальной статистике 2017 года, доля населения, проживающего за национальной чертой бедности, сократилась с 27,7 процента в 2000 году до 11,9 процента в 2017 году.

В 2010-2017 годы наблюдалась тенденция роста доходов, заработной платы и пенсий в расчете на душу населения. Если доход на душу населения в 2010 году составлял более 1765,8 тыс. сумов, то в 2017 году он вырос до 5649,6 тыс. сумов.

По итогам 2017 года общие доходы населения выросли в 13,2 раза, по сравнению с уровнем 2000 года. Размер среднемесячной заработной платы и пенсии за рассматриваемый период увеличился, соответственно, в 24,3 и 18,6 раза.

Тенденция обеспеченности населения товарами длительного пользования показывает высокий рост за 2000-2017 годы. В 2017году на 100 домохозяйств приходились 44 легковых автомобиля, 154 телевизора, 101 холодильник, что показывает двукратное увеличение за рассматриваемый период.

Цель 2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства

Ситуация в мире

Здоровое питание обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека. В то же время недостаточное питание снижает работоспособность и является основным фактором риска для здоровья.

Быстрый экономический рост и увеличение производительности сельского хозяйства за последние два десятилетия привели к снижению числа недоедающих людей почти наполовину. После продолжительного периода сокращения числа недоедающего населения масштабы голода в мире вновь начали расти. К числу основных причин этого относятся конфликты, засуха и стихийные бедствия, связанные с изменением климата. Доля населения мира, страдающего от недоедания, увеличилась с 10,6 процента в 2015 году до 11 процентов в 2016 году. В абсолютном выражении число голодающих во всем мире увеличилось с 777 миллионов человек в 2015 году до 815 миллионов в 2016 году. В 2017 году число детей в возрасте до 5 лет с задержкой развития составляло 151 миллион, страдающих от истощения – 51 миллион, а имеющих избыточный вес — 38 миллионов.

Настоящая цель стремится положить конец всем формам голода и недоедания к 2030 году, чтобы все люди, особенно дети, имели доступ к питательной пище в достаточном количестве круглый год. Это включает содействие устойчивой сельскохозяйственной практике: поддержка мелких фермеров и обеспечение равного доступа к земле, технологиям и рынкам. Это также требует международного сотрудничества для обеспечения инвестиций в инфраструктуру и технологии для повышения производительности сельского хозяйства.

Ситуация в Узбекистане

Узбекистан за годы независимости смог достичь полной продовольственной и зерновой независимости, значительно увеличив производство зерна и продуктов питания, обеспечив, тем самым, широкий доступ всех слоев населения к продуктам первой необходимости (мука, мучные изделия, плодоовощная и мясо-молочная продукция). За 2000-2017 гг., несмотря на прирост населения на 31,4%, в Узбекистане значительно выросло среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов (на 1,3 раза), молока и молочных продуктов (на 1,7 раза), овощей (в 2,2 раза), картофеля (в 1,5 раза), фруктов (в 3,5 раза).

Однако в Узбекистане все еще актуальной остается проблема дефицита микронутриентов, таких как йод, фолиевая кислота, железо и витамин А среди населения. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), распространенность недоедания в Узбекистане составляет 6,3%, что означает, что 1,9 миллиона человек недоедает. В рейтинге глобального индекса продовольственной безопасности (The Global Food Security Index) в 2017 году Узбекистан расположился на 78-й позиции.

Цель 3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

Ситуация в мире

Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте имеет важное значение для создания и поддержания процветающего общества.

С момента принятия Целей развития тысячелетия в 2000 г. был достигнут значительный прогресс в нескольких областях, в том числе в сфере охраны здоровья матери и ребенка, а также в борьбе с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями. С 1990 года материнская смертность сократилась почти на 50 процентов; с 2000 года вакцинация против кори позволила предотвратить около 15,6 млн. смертей от этой болезни; кроме того, к концу 2014 года 13,6 млн. человек получили доступ к антиретровирусной терапии. В 2015 году общемировой показатель смертности среди детей в возрасте до 5 лет составлял 43 случая смерти на 1000 живорожденных, то есть за период, прошедший с 2000 года, этот показатель снизился на 44 процента.

Однако многое еще предстоит сделать. Реальный прогресс означает достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения, доступность основных лекарств и вакцин, обеспечение полноценного доступа женщин к услугам в области репродуктивного здоровья, а также полную ликвидацию предотвратимой смертности детей.

Ситуация в Узбекистане

Охрана здоровья и создание условий для здорового образа жизни населения Республики Узбекистан являются одними из важных задач, стоящими перед Правительством страны. Доказательством тому служат относительно неплохие показатели развития в сфере здравоохранения, особенно если сравнивать со странами со схожим уровнем развития. Так, в результате последовательной реализации концепции «Здоровая мать – здоровый ребенок» за период 2000-2017 гг. материнская смертность сократилась с 33,1 случая до 21,0 (на 100 тысяч), смертность детей в возрасте до 5 лет – с 28,5 до 15,4 на 1000 живорожденных.

Кроме того, в 2017 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 73,7 лет, увеличившись на 2,9 лет, по сравнению с 2000 годом. Наблюдаемый прогресс связан частично и с тем, что государственные расходы на здравоохранение остаются достаточно высокими (5,8% от ВВП) и равны уровню расходов, характерному для стран с высоким уровнем доходов.

В то же время остается нерешенным ряд проблем. Бремя болезней в Узбекистане и других странах Центральной Азии ложится на неинфекционные болезни (НИБ), что приводит к высоким затратам на лечение, инвалидности и потере производительности и экономическим потерям. Система первичной медико-санитарной помощи недостаточно приспособлена для удовлетворения потребностей в области здравоохранения в целом, в частности, НИБ. Несмотря на то, что доля смертности из-за туберкулеза (ТБ) и ВИЧ/СПИДа постепенно снижается с 2000 года, распространенность лекарственно-устойчивого туберкулеза быстро растет и представляет собой серьезную проблему.

Цель 4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех

Ситуация в мире

Доступ к качественному образованию закладывает прочную основу для улучшения условий жизни людей и обеспечения устойчивого развития. За последние десятилетия во всем мире были достигнуты большие успехи в сфере расширения доступа к образованию на всех уровнях и увеличения охвата школьным обучением, в частности, женщин и девочек.

Несмотря на это, около 100 млн. детей школьного возраста на планете не посещают школу, причем 3/5 из них — девочки. На долю только одной Индии приходятся 40 млн. детей, не посещающих начальную школу, что составляет более 1/3 всех детей на планете, не охваченных начальным школьным образованием. Более половины детей, не посещающих школу, живет в африканских странах, расположенных к югу от Сахары. 617 миллионов молодых людей во всем мире не имеют достаточных навыков по математике и чтению. По-прежнему сохраняются значительные диспропорции в доступе к образованию между детьми из бедных и богатых домохозяйств, а также между сельским и городским населением.

Данная цель направлена на обеспечение всеохватывающего и качественного образования и создание условий для обучения на протяжении всей жизни. Реализация этой цели предполагает, что все дети получат бесплатное начальное и среднее образование в 2030 году. ЦУР 4 также направлена на обеспечение равного доступа к получению профессионального обучения, устранив такие проблемы, как гендерное и социальное неравенство с целью достижения общего доступа к качественному высшему образованию.

Ситуация в Узбекистане

Ключевая задача ЦУР 4 – сохранение всеобщего доступа и повышение качества образования на всех уровнях. С 1991 года охват начальным и общим средним образованием в Узбекистане имел устойчиво высокие значения на уровне 98-99,8%. В результате перехода к обязательной двухуровневой системе среднего образования охват средним специальным профессиональным образованием увеличился с 31,2 до 99,6%. Наряду с решением вопроса всеобщего доступа, удалось сохранить высокий уровень грамотности, обеспечить существенный рост успеваемости в среднем образовании.

В то же время охват дошкольным и высшим образованием значительно отстает от показателей стран со схожим уровнем развития. Охват детей дошкольным обучением остается низким около 18%, хотя наметились тенденции к его увеличению. По охвату услугами дошкольного образования Узбекистан находится на уровне развивающихся стран с низкими среднедушевыми доходами. Например, охват дошкольным образованием в Кыргызстане составляет 22,7%, в Казахстане – 81,6%, а в странах Южной и Западной Азии – 40%. В таких странах, как Бельгия, Франция, Италия, Испания охват детей дошкольным образованием достигает 100%-ного уровня. Что касается охвата населения системой высшего образования, то по этому показателю, равному 9%, Узбекистан также значительно отстает от стран региона и мира и в настоящее время принимает меры по постепенному расширению охвата.

Для улучшения качества образования на последующих этапах развития необходимо уделить внимание повышению уровня дошкольной подготовки детей; повышению квалификации педагогического персонала в среднем образовании; обеспечению большей увязки между требованиями рынка труда и системой образования; совершенствованию системы мониторинга качества образования.

Цель 5. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек

Ситуация в мире

Прекращение всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек является не только основным правом человека, но также имеет решающее значение для ускорения устойчивого развития. Расширение прав и возможностей женщин и девочек оказывает мультипликативный эффект и помогает стимулировать экономический рост и развитие по всем направлениям.

Данная цель направлена на достижение прекращения дискриминации в отношении женщин и девочек во всем мире. В некоторых регионах по-прежнему существует огромное неравенство на рынке труда, и женщинам систематически отказывают от равного доступа к рабочим местам. Согласно данным обследования, полученным из 84 стран и районов, женщины в среднем проводят более чем в три раза больше времени, занимаясь неоплачиваемой домашней работой и уходом за членами семьи, чем мужчины. По имеющимся данным, время, затрачиваемое на домашнюю работу, объясняется в значительной степени гендерным разрывом в сфере неоплачиваемого труда.

Женщины по-прежнему недостаточно представлены на руководящих должностях. В большинстве из 67 стран, по которым имеются данные за период 2009-2015 годов, женщины занимают менее одной трети высших руководящих должностей и руководящих должностей среднего уровня.

Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом.

Ситуация в Узбекистане

Конституция Республики Узбекистан ясно формулирует принципы недискриминации и равных прав для женщин и мужчин. Международные оценки гендерного равенства в Узбекистане свидетельствуют о том, что в стране все еще сохраняется гендерный дисбаланс в образовании и в сферах доступа женщин к экономическим и политическим возможностям.

В Узбекистане за последние 25 лет уровень участия женщин в сфере государственного управления возрос. Так, доля женщин в Олий Мажлисе (Парламенте) в течение 1994-2017 гг. возросла с 7,3 до 15,6%. Решающую роль сыграл Указ Президента Республики Узбекистан № 1084 «О повышении роли женщин в государственном и общественном строительстве Республики Узбекистан», принятый в 1995 году. Вторым стимулом стало введение гендерной квоты (новая редакция Закона «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», 2003 г.), в соответствии с которой женщины должно составлять не менее 30% от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политических партий.

Несмотря на данные меры роль женщин в процессе принятия государственных решений является низкой. Женщины преобладают на нижних эшелонах власти – на должностях, не предполагающих принятие решений. По мере продвижения «вверх» присутствие женщин снижается. Так, доля женщин в исполнительной власти (на министерских позициях) в Узбекистане по итогам 2017 года составила всего 5,3%.

В сфере образования отчетливо прослеживается гендерное неравенство на уровне высшего образования, где доля женщин составляет всего 37% против 63 у мужчин.

Цель 6. Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех

Ситуация в мире

Дефицит воды затрагивает более 40 процентов людей во всем мире. Согласно прогнозам, нехватка воды будет расти в результате изменения климата. Проблемы с доступом к чистой воде и водоотведением влекут за собой ухудшение экономической и социальной обстановки среди населения, в том числе голод, нищету, отсутствие возможностей для образования.

В 2011 году 41 страна испытывала водный стресс (нехватка воды приемлемого для питьевых и хозяйственных нужд качества), 10 из которых близки к истощению своих запасов возобновляемой пресной воды и теперь должны полагаться на альтернативные источники. Возрастающая засуха и опустынивание усугубляют ситуацию. К 2050 году прогнозируется, что, по крайней мере, один из четырех человек ощутит на себе последствия дефицита воды.

Обеспечение всеобщего доступа к безопасной и доступной питьевой воде к 2030 году требует инвестиции в адекватную инфраструктуру, улучшения санитарии и гигиены на всех уровнях. Защита и восстановление экосистем, таких как леса, горы, водно-болотные угодья и реки, необходимы для смягчения проблемы нехватки воды. Особо важно повысить уровень осведомленности о проблемах водопользования. Повысить эффективность водопользования можно через развитие инновационных технологий в сфере забора вод и отведения стоков, а также увеличение доли повторно используемой воды и качества ее обработки не только для питьевых, но и технологических и сельскохозяйственных нужд. При этом важную роль играет экономическая доступность новых технологий для всех слоев населения.

Ситуация в Узбекистане

Узбекистан является государством, расположенным в полузасушливом регионе и которое получает 80% от необходимых объемов водных ресурсов из соседних стран, расположенных в верховьях рек. Находясь ниже по течению рек, Узбекистан использует на нужды своего сельского хозяйства воду из двух основных трансграничных рек (Сырдарья и Амударья). Страна очень сильно зависит от орошаемого земледелия, которое составляет около 17% от ВВП. Сельское хозяйство предоставляет рабочие места напрямую и косвенно для около 40% населения Узбекистана, и практически полностью зависит от орошения всех основных культур. Общее годовое потребление воды в Узбекистане в среднем составляет 51 км3, из которых около 46,8 км3, или 90%, используется в сельском хозяйстве.

Оценка будущего спроса на воду показывает, что уже сегодня потребность в воде для орошения и других нужд не удовлетворяется полностью, а в условиях изменения климата дефицит водных ресурсов в Центральной Азии значительно возрастет. Даже при увеличении бассейнов стока рек Амударьи и Сырдарьи объем воды не будет удовлетворять растущую потребность. Дефицит составит в этом случае 8%, а при неизменном стоке – 15%. Но если сток сократится, то дефицит достигнет 33%.

Согласно официальным данным, примерно 88% городского и 79% сельского населения имеют доступ к водопроводной воде. Однако только 17% пользователей имеют непрерывный доступ, а более 65% пользователей получают воду менее шести часов в день. Ситуация особенно тяжела в сельских районах, где часто встречается регулярная поломка оборудования либо централизованная система водоснабжения вообще отсутствует.

По сравнению с доступом к услугам центрального питьевого водоснабжения, доступ к услугам центральной городской канализации значительно более ограничен. По оценкам, эффективный коэффициент охвата составляет 17% и ограничен примерно 70 городами. Построенная в 70-х и 80-х годах прошлого века соответствующая инфраструктура в значительной степени устарела и находится в плохом состоянии. Мощность очистки сточных вод также сильно упала, что часто затрудняет удаление загрязнений.

Цель 7. Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех

Ситуация в мире

Сегодня для большинства населения земли трудно представить жизнь без доступа к энергии. В период с 1990 по 2010 годы число людей, имеющих доступ к электроэнергии, увеличилось на 1,7 млрд. человек. С ростом мирового населения и экономического развития спрос на дешевую энергию будет расти. Тем не менее, доступа к электричеству не имеет каждый седьмой житель Земли. Более того, 2,8 млрд. человек используют древесину, древесный уголь, навоз и уголь для приготовления пищи и обогрева жилища, что ежегодно приводит к более чем 4 млн. смертям вследствие загрязнения воздуха в помещениях.

Следует помнить, что глобальная экономика, зависящая от ископаемых видов топлива, и увеличение выбросов парниковых газов создают кардинальные изменения в нашей климатической системе. Усилия по стимулированию экологически чистой энергии привели к тому, что с 2011 года по возобновляемым источникам энергии генерируется более 20 процентов мировой энергии.

Обеспечение всеобщего доступа к электричеству к 2030 году означает инвестирование в развитие «зеленых» источников энергии, таких как солнечная, ветряная и тепловая энергия. Принятие эффективных стандартов для более широкого спектра технологий также может снизить глобальное потребление электроэнергии в зданиях и объектах промышленности. Расширение инфраструктуры и совершенствование технологий для обеспечения чистой энергии во всех развивающихся странах является одной из важнейших задач, которые могут стимулировать рост и помочь в защите окружающей среды.

Ситуация в Узбекистане

В Узбекистане имеются большие запасы полезных ископаемых, в том числе запасов углеводородов. По добыче природного газа Узбекистан занимает 13-е место в мире, а по резервам находится на 24-м месте. Однако ресурсы быстро истощаются и при нынешних темпах добычи резервы закончатся к 2035 году. К тому же, экономика Узбекистана является одной из наиболее энергоемких в мире. Так, например, энергоемкость ВВП страны на 35% выше, чем в соседнем Казахстане, и в три раза выше, чем в Германии. На промышленный сектор, который зачастую использует устаревшие технологии в производственном процессе, приходится около 40% всей потребляемой энергии в стране.

Правительство Узбекистана в своей национальной Стратегии низкоуглеродного развития определило в качестве приоритетных три сектора, на которые приходится наибольшее потребление энергии и выбросов парниковых газов: производство электроэнергии, теплоснабжение и здания. В частности, на жилищный сектор (в основном, жилые здания) приходится половина всех выбросов парниковых газов, связанных с потреблением энергии (около 80 миллионов тонн CO2-экв. в год). С учетом ожидаемого устойчивого прироста населения (по оценкам ООН, население Узбекистана в течение следующих 15 лет увеличится более чем на 20%), сопровождающегося ростом нового строительства, потреблением энергии в жилых помещениях, выбросы, по прогнозам, вырастут на 30% до 2050 года.

Правительство Узбекистана стремится к 2030 году снизить энергоемкость экономики примерно на 50%, а также обеспечить всеобщий доступ к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех. С этой целью инициируются государственные программы, нацеленные на модернизацию ключевых энергоемких секторов экономики.

Цель 8. Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех

Ситуация в мире

Устойчивый экономический рост является основой повышения качества жизни населения и обеспечения достойных условий жизни для будущих поколений. За последние 25 лет число трудящихся, живущих в условиях крайней нищеты резко сократилось, несмотря на негативные долгосрочные последствия экономического кризиса 2008 года и глобальную рецессию. В то же время в этот период наблюдаются медленный экономический рост, расширение неравенства и недостаток рабочих мест. По данным Международной организации труда за 2015 год, безработными являлись более 204 млн. человек. Рост занятости с 2008 года в среднем составлял лишь 0,1% в год, по сравнению с 0,9%, в период с 2000 по 2007 годы. Достижение цели предусматривает создание 600 миллионов новых рабочих мест к 2030 году для удовлетворения потребностей населения в работе.

Наряду с этим, актуальной остается проблема защиты прав трудящихся: более 60% всех работающих не имеют трудового договора. В некоторых случаях наличие работы не гарантирует достойный доход – 780 млн. женщин и мужчин в мире работают, но их дохода недостаточно, чтобы вырваться из бедности. Одно из решений проблемы – повышение качества работы и производительности труда, которая за последние пятнадцать лет на глобальном уровне существенно снизилась, негативно повлияв на уровень жизни и зарплату. Важно также улучшить условия труда и предоставить женщинам и мужчинам равный доступ к трудоустройству, принять эффективные меры по искоренению принудительного труда, рабства и торговли людьми. Создание качественных рабочих мест и повышение производительности труда населения – непростая задача на ближайшие десятилетия как для развивающихся, так и для развитых стран.

Достижение данной цели к 2030 году представляет собой обеспечение не только всего трудоспособного населения достойной работой, которая приносит достаточный доход, но и гарантий безопасности на рабочем месте, социальной защиты семей, возможностей личностного развития и интеграции в общество.

Ситуация в Узбекистане

Экономическое развитие Узбекистана на период до 2030 года предусматривает обеспечение устойчивого экономического роста, согласно принятым в международной практике определениям и характеристикам этого понятия. Целевые ориентиры экономического развития Узбекистана предусматривают увеличение к 2030 году объема валового внутреннего продукта не менее чем в 2 раза на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики, которая будет достигаться, прежде всего, за счет увеличения производительного роста занятости.

Увеличение благосостояния страны во многом будет зависеть от способности страны создать благоприятные условия для роста устойчивой занятости. В Узбекистане численность экономически активного населения составила 14,357 млн. человек (44,3% от общей̆ численности населения). Численность занятого населения в экономике за 2017 год составила 13,52 млн. человек и возросла на 1,7%, по сравнению с 2016 годом. На конец 2016 года общий уровень безработицы составлял 5%. В то же время нерешенными остаются вопросы низкой экономической активности населения, широкого распространения неформальной занятости, высокой безработицы среди уязвимых слоев населения, низкой квалификации рабочей силы. Так, уровень безработицы среди молодежи составил около 19%. Только 33,1% женщин трудоспособного возраста были экономически активны, тогда как среди мужчин экономически активными были 73,9% населения. По данным международных организаций, в 2015 году более 2 млн. граждан Узбекистана находились на заработках за рубежом.

Важными составляющими вхождения Узбекистана к 2030 году в состав стран с уровнем дохода выше среднего являются создание рабочих мест с высокой добавленной стоимостью на основе улучшения делового климата и повышение производительности труда. Для достижения данной цели правительство реализует политику, нацеленную на углубление структурных преобразований, на основе проведения активной инвестиционной политики за счет расширения потенциала привлекаемых внешних и внутренних инвестиций, направляемых на создание новых производств, техническую модернизацию существующих, развитие объектов инфраструктуры и поддержку инновационной деятельности.

Цель 9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям

Ситуация в мире

Инвестиции в инфраструктуру – транспортную, ирригационную, энергетическую, информационно-коммуникационные технологии – являются ключевым фактором устойчивого развития. Всеобщее признание получил тот факт, что развитие образования, рост производительности, улучшение системы здравоохранения, рост доходов невозможны без развития инфраструктуры.

Другими важными факторами экономического роста являются технологический прогресс и инновации, которые играют важную роль в поиске долгосрочных решений проблем, как экономического и социального, так и экологического характера. Например, это создание новых рабочих мест или повышение энергоэффективности производства. Сегодня инвестирование в научные исследования и инновации становится приоритетом для правительств многих стран мира.

По оценкам экспертов, приблизительно 1-1,15 млрд. человек на сегодняшний день не имеют доступа к надежным услугам телефонной связи, более 4 миллиарда человек по-прежнему не имеют доступа к интернету, из них 90 процентов живут в развивающихся странах. Преодоление этого цифрового разрыва имеет решающее значение для обеспечения равного доступа к информации и знаниям, а также для стимулирования инноваций и предпринимательства.

Ситуация в Узбекистане

Одним из главных приоритетов рыночных реформ Узбекистана является создание современной и надежной инфраструктуры. Развитие транспортной инфраструктуры в стране необходимо не только для обеспечения качественного внутреннего сообщения, но для успешной интеграции в международные транспортные пути. Сегодня Узбекистан имеет разветвленную сеть железных дорог длиной в 5,8 тыс. км, из которых 4,3 тыс. км находятся под общим пользованием. Плотность железных дорог составляет 12,9 км на 1000 км2, что сопоставимо с показателями Турции (15,6) и Норвегии (12,9). Общая протяженность автомобильных дорог составляет 184 тыс. км, из них 42 тыс. км – автомобильные дороги общего пользования с твердым покрытием. Общее количество интернет-пользователей значительно выросло и достигло к 2018 году отметки в 20 млн. человек.

Узбекистан также располагает относительно развитой обрабатывающей промышленностью, доля которой в структуре ВВП составляет 19,5%, тогда как занятость в этом секторе достигает 12% по итогам 2017 года.

В сфера инновационного развития наблюдалась тенденция постепенного ослабления инновационной деятельности, о чем свидетельствует позиция Узбекистана в рейтинге на основе Глобального инновационного индекса по итогам 2015 года (122-е место среди 144 стран мира). Так, например, количество исследователей (в эквиваленте полной занятости) на миллион жителей упало с 566 в 2004 году до 485 в 2017 году. Доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в ВВП упала с 0,36% ВВП до 0,19% ВВП в период 2000-2017 годов.

Цель 10. Сокращение неравенства внутри стран и между ними

Ситуация в мире

Экономическое неравенство широко распространено, многогранно и, до некоторой̆ степени, неизбежно. Тем не менее, если усиление неравенства не будет должным образом отслеживаться и для борьбы с ним не будут приниматься соответствующие меры, оно может привести к самым разным политическим, экономическим и социальным негативным последствиям.

В последние десятилетия неравенство по доходам росло практически во всех регионах мира, но разными темпами. Сильное различие в уровне неравенства между странами, даже когда они схожи по уровню развития, подчеркивает ту важную роль, которую играют в эволюции неравенства национальная политика и институты. В 2016 году доля национального дохода, приходящаяся на 10% самой обеспеченной доли населения (верхняя дециль по уровню доходов), составляла 37% в Eвропе, 41% в Китае, 46% в России, 47% в США и Канаде и около 55% в Африке южнее Сахары, Бразилии и Индии. На Ближнем Востоке, являющимся регионом с самым высоким уровнем неравенства, на верхнюю дециль приходится 61% национального дохода.

Неравенство в доходах является глобальной проблемой, требующей глобальных решений. Это включает в себя разработку программ, которые предоставляют равные возможности для всех, включая уязвимые и маргинализированные слои населения, совершенствование регулирования и мониторинга финансовых рынков и институтов, поощрение прямых иностранных инвестиций в отстающие регионы. Содействие безопасной миграции и мобильности людей также является ключом к преодолению растущего разрыва.

Ситуация в Узбекистане

В целях недопущения резкого социального расслоения общества за годы независимости в Узбекистане реализован комплекс мер по поддержанию на оптимальном уровне дифференциации доходов отдельных слоев населения.

Результаты принятых мер в Узбекистане способствовали последовательному снижению и стабилизации на оптимальном уровне дифференциации доходов населения. Так, соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных слоев населения (децильный коэффициент) снизилось с 53,3 раза в 2000 году до 6,8 раза в 2016 году. За этот период другой показатель дифференциации доходов населения (квинтильный коэффициент) уменьшился с 16,7 раза до 4,4 раза, а в 2017 г. – в 4,1 раза.

Общепринятый в мировой практике показатель, характеризующий расслоение доходов – индекс Джини – составил в 2000 году 0,39, а в 2016 году 0,27 при пороговом значении, рекомендованном ООН 0,35-0,37 и оптимальном уровне 0,25-0,26.

Вместе с этим региональный дисбаланс в социально-экономическом росте внутри страны остается актуальной проблемой. ВВП на душу населения в городе Ташкенте в 4 раза превышает показатели Наманганской области.

В целях обеспечения равномерного распределения результатов экономического роста Узбекистан будет стремиться к достижению темпа роста доходов наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране.

Цель 11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов

Ситуация в мире

Более половины населения мира сейчас живет в городах. К 2050 году эта цифра возрастет до 6,5 миллиарда человек – две трети всего человечества. Исследования показывают, с ростом экономики страны увеличивается доля городского населения. Быстрый рост городов в развивающемся мире в сочетании с увеличением миграции из сельских районов в города привел к росту числа мегаполисов. В 1990 году насчитывалось десять мегаполисов с населением 10 миллионов человек и более. В 2014 году насчитывается 28 мегаполисов с общим числом населения, равным 453 миллионам человек.

Города остаются ядром прогресса и инновационного развития. В 40 крупнейших мегаполисах мира проживает всего 18% населения планеты, которые производят две трети всех экономических благ и девять из десяти инноваций.

Вместе с этим устойчивое развитие не может быть достигнуто без существенного изменения того, как мы строим и управляем нашими городскими пространствами. Крайняя нищета часто сосредоточена в городских и пригородных районах. Обеспечение безопасности и устойчивости городов означает обеспечение доступа к безопасному и доступному жилью и улучшение жилищных условий. Оно также предполагает инвестиции в общественный транспорт, создание «зеленых» общественных пространств и улучшение городского планирования и управления с участием общественности.

Ситуация в Узбекистане

Согласно данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, с 2000 по 2018 годы доля городского населения выросла с 36 до 50,6%. Городов с численностью населения более чем 100 тыс. жителей в стране только 17, а с населением более 500 тыс. жителей – три. Это Ташкент (2,5 млн.), Наманган (0,6 млн.) и Самарканд (0,5 млн.).

С другой стороны, по данным ЮНФПА (Фонд ООН в области народонаселения), доля городского населения Узбекистана сократилась с 40% в 1990 г. до 36,4% в 2016 году.

В перспективе в Узбекистане решение вопросов жизнестойкости и безопасности будет связано с решениями задач обеспечения доступа населения, в том числе малоимущих слоев, к качественному жилью с надлежащей инфраструктурой, а также обеспечением экологической устойчивости городов и населенных пунктов.

Актуальность цели обусловлена тем, что Узбекистан нацелен продолжить процесс индустриализации экономики. Индустриализация, как показывает опыт других стран, обычно сопровождается развитием процесса урбанизации, увеличением нагрузки на инфраструктуру городов, в особенности крупнейших экономических центров, обострением различных социальных проблем. Для минимизации (в идеале – полного исключения) влияния проблем, порождаемых процессом урбанизации, Узбекистан уже реализует комплекс программ по обеспечению сбалансированного развития, в том числе за счет стимулирования развития областных центров и малых городов, расширения и модернизации социальной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры. На перспективу стоит задача дальнейшего совершенствования механизмов управления населенными пунктами и обеспечения сбалансированного пространственного развития страны.

Цель 12. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства

Ситуация в мире

Устойчивое развитие предполагает, что экономический рост будет сопровождаться сокращением экологического следа и изменением способа производства и потребления товаров и ресурсов.

Сегодняшняя модель потребления и производства в долгосрочной перспективе неустойчива и сохранение данной модели может нанести непоправимый ущерб планете. Сельское хозяйство является крупнейшим потребителем воды во всем мире, и сейчас на орошение потребляется почти 70 процентов всех пресноводных ресурсов. Кроме того, примерно одна треть потребляемой человечеством пищи (около 1,3 млрд. тонн) теряется или выбрасывается.

Важными направлениями достижения Цели 12 являются: эффективное управление природными ресурсами, устойчивая утилизация токсичных отходов и загрязняющих веществ, поощрение отраслей, предприятий и потребителей, внедряющих переработку и сокращение отходов, а также принципы циклической экономики.

Ситуация в Узбекистане

В 2000-2018 годах в расчете на душу населения можно наблюдать тенденцию роста доходов, заработной платы и пенсий. С другой стороны, происходит увеличение спроса на различную продукцию, на производство которой нужны и без того ограниченные природные ресурсы. Также это приводит к увеличению отходов.

Данные государственного кадастра мест складирования, хранения и захоронения отходов показали, что к 2011 году на основных хранилищах общей площадью 10329,7 га накоплено более 2,4 млрд. т промышленных и 71,9 млн. м3 коммунально-бытовых отходов.

Ежегодно в Узбекистане образуется 35 миллионов кубометров бытового мусора. Это примерно 254 тысячи вагонов. Каждый гражданин Узбекистана производит около 165 кг бытового мусора каждый год. В среднестатистическом мусорном баке около 25% занимают пищевые отходы, 5-10% — бумага, 50% — полимеры, остальное приходится на металл, текстиль, резину, стекло и другое.

Системы управления твердыми отходами Узбекистана плохо оснащены для удовлетворения текущего спроса. За пределами Ташкента действуют только рудиментарные системы управления отходами, собранный мусор просто выбрасывается в открытые свалки за пределами населенного пункта.

В Красную книгу Республики Узбекистан (2009) занесены 107 видов позвоночных, 77 видов беспозвоночных животных, 321 вид высших растений и 3 вида грибов.

Цель 13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями

Ситуация в мире

В мире нет страны, которая не испытывает резких последствий изменения климата. Выбросы парниковых газов продолжают расти и в настоящее время превышают уровень 1990 года более чем на 50 процентов. Кроме того, глобальное потепление вызывает долговременные изменения в нашей климатической системе, тем самым угрожая необратимыми последствиями.

Изменение температуры, повышение уровня моря, периоды аномальной жары зимой или холода летом, волны жары, недельные проливные дожди, засухи, наводнения, исчезновение растительных и животных видов – это только некоторые из последствий изменения климата. Ежегодные потери от цунами, тропических циклонов и наводнений составляют сотни миллиардов долларов. Изменения климата затрагивает практически все стороны жизни человека – хозяйство, экономику, здоровье. Эта проблема повлияет на всех — от мелкого фермера до бизнесмена, но особенно на бедные и уязвимые слои населения, а также женщин, детей и престарелых.

Помощь более уязвимым регионам, странам, не имеющих выхода к морю, а также островным государствам в адаптации к изменению климата должна идти параллельно с усилиями по уменьшению опасности климатических бедствий. Необходимо ограничить рост средней температуры во всем мире в пределах двух градусов Цельсия, для чего потребуются политическая воля и широкий спектр технологических мер.

Изменение климата невозможно остановить, но смягчить его негативные последствия можно. Экономические потери из-за изменения климата к 2030 году измеряются в сумме 3,2% мирового ВВП. Меры по борьбе с изменением климата позволят создать большое количество рабочих мест, повысится уровень благосостояния.

Ситуация в Узбекистане

Изменение климата и стихийные бедствия, спровоцированные этим процессом, представляют определенные риски для обеспечения продовольственной безопасности, повышения благосостояния населения и развития Узбекистана – страны, в которой вклад сельскохозяйственного сектора в ВВП остается достаточно высоким.

Резкое изменение температурных режимов, уменьшение водных ресурсов, увеличение природных катаклизмов и снижение производительности сельского хозяйства являются серьезными рисками для устойчивого развития нашего региона. Последствия изменения климата непропорционально воздействуют на наиболее уязвимые слои населения. Треть всего населения живет в районах естественных гидрометеорологических бедствий (засухи, сели, оползни, наводнения, лавины, морозы, пыльные бури, тепловые волны), где ситуация может ухудшаться в связи с увеличением интенсивности осадков, температуры и испарения.

Эти проблемы ежегодно приводят к серьезным социально-экономическим последствиям, к внутренней миграции людей, разрушают инфраструктуру и сокращают доступность воды для сельского хозяйства (90% сельскохозяйственных земель орошаются искусственно). В 2016 году было зафиксировано 67 гидрометеорологических чрезвычайных ситуаций, прямой ущерб от которых составил 7,723 млрд. сумов. В период 1977-2015 годов было зарегистрировано 1335 селей, из которых 33 привели к гибели людей. Проблемы с ограниченными водными ресурсами будут еще более усугубляться из-за высоких температур и меньшего количества осадков при изменении климата, что увеличит спрос на воду для ирригации и уменьшит речной сток в течение вегетационного периода.

Примечание: Глобальная Цель №14 «Сохранение морских экосистем» была исключена из национальных целей, так как не является актуальной для нашей страны.

Цель 15. Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия

Ситуация в мире

Человеческая жизнь зависит от земли. Растения обеспечивают 80 процентов нашей пищи, и мы полагаемся на сельское хозяйство как важный экономический ресурс и средство развития. Леса составляют 30 процентов поверхности Земли, обеспечивая жизненно важную среду обитания для миллиона видов флоры и фауны и являются важным источником чистого воздуха и воды. Они также имеет решающее значение для борьбы с изменением климата.

Сегодня мы наблюдаем беспрецедентную деградацию земель и потерю пахотных земель, которая происходит в 30-35 раз быстрее, чем в прошлом. Распространяется опустынивание, что приводит к потере 12 миллионов гектаров земли и затрагивает интересы бедных общин во всем мире. Из 8300 известных пород животных 8% вымерли, а 22% подвержены риску вымирания.

Данная цель направлена на сохранение и восстановление использования наземных экосистем к 2030 году. Прекращение опустынивания также имеет жизненно важное значение для смягчения последствий изменения климата. Необходимо принять неотложные меры для сокращения потерь биоразнообразия и естественных мест обитания животных, которые являются частью нашего общего наследия.

Ситуация в Узбекистане

Республика Узбекистан является страной с засушливым климатом с общей площадью около 44,5 млн. га, которая состоит, в основном, из гор (21,2 %) и равнин (78,8 %), включающих в большей мере пустынные и полупустынные территории, и в меньшей мере – пахотные земли в интенсивно орошаемых долинах. Реформирование землепользования, в основном, было ориентировано на орошаемое сельское хозяйство, занимающее около 10% всех территорий.

Более 90% урожая выращивается на орошаемых землях страны. Характерной̆ особенностью большинства естественных экосистем Узбекистана является их повышенная хрупкость, связанная с аридностью климата. В этой связи устойчивость экосистем к внешним воздействиям довольно низкая и любое антропогенное вмешательство служит дополнительным фактором деградации природных комплексов.

Сельскохозяйственная деятельность, отгонное животноводство, развитие энергетики и добывающей̆ промышленности оказывают негативное воздействие практически на все естественные экосистемы в стране. Наибольшим изменениям подверглись равнинные, предгорные, водные и околоводные экосистемы, особенно в нижнем течении основных рек, включая район Приаралья и Аральское море. Помимо того, что экосистемы испытывают серьезную антропогенную нагрузку, большое влияние на них оказывают также меняющиеся гидрологические и климатические условия.

В настоящий̆ момент в систему охраняемых природных территорий (ОПТ) входят 8 заповедников, 2 природных и 1 национальный̆ парк, 1 биосферный̆ резерват, 3 природных питомника, 12 заказников, 7 памятников природы. Общая площадь ОПТ, обеспечивающих устойчивое сохранение биоразнообразия, составляет более 5% от площади страны.

Цель 16. Содействие построению миролюбивого и открытого общества, обеспечение для всех доступа к правосудию и создание эффективных и подотчетных учреждений управления на всех уровнях

Ситуация в мире

Без мира, стабильности, эффективного управления, верховенства закона и уважения прав человека мир не может надеяться на устойчивое развитие. Мир, в котором мы живем, все больше разделен. Даже крупнейшие в мире демократические государства сталкиваются с серьезными проблемами в борьбе с коррупцией, преступностью и нарушениями прав человека на своей территории.

Так, непрозрачные, обременительные и неэффективные правила и процедуры позволяют коррумпированным должностным лицам вымогать взятки или взимать неофициальные платежи. В 2015 году более 18 процентов компаний во всем мире сообщили о том, что у них по меньшей мере один раз вымогали взятку. Доля таких компаний в странах с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего составила 25 процентов, а в странах с высоким уровнем дохода — 4 процента.

Далее в мире по-прежнему существуют различные формы насилия в отношении детей, в том числе физические наказания и психологическая агрессия, применяемые для обеспечения дисциплины. В 76 странах (большинство из них — развивающиеся страны), по которым имеются данные, полученные за период с 2005 по 2016 годы, около 8 из 10 детей в возрасте от 1 года до 14 лет в той или иной форме регулярно подвергались психологической агрессии и/или физическим наказаниям.

Для достижения мира, справедливости и открытости важно, чтобы правительства, гражданское общество и общины осуществляли совместную работу по реализации долговременных решений, направленных на отправление правосудия, борьбу с коррупцией, обеспечение всеобщего участия на постоянной основе и на сокращение масштабов насилия.

Ситуация в Узбекистане

С обретением независимости руководство страны объявило курс на создание демократического правового государства, в котором права и интересы человека являются высшими ценностями. Поэтапно осуществлялись реформы в сфере государственного управления, обеспечения открытости и подотчетности органов государственной власти, укрепления судебной независимости, развития гражданского общества. По данным международного центра изучения общественного мнения Gallup, Узбекистан занимает 5-место в мире по показателям общественной безопасности.

Узбекистан также занимает 134-е место (из 193 стран) в индексе Всемирного банка по эффективности управления, 74-е место в индексе «Простота ведения бизнеса». Вопросы борьбы с коррупцией остаются серьезной проблемой в Узбекистане, что также отмечено в Индексе восприятия коррупции Transparency International (157-е место из 180 стран, по оценкам 2017 года). Кроме того, в Индексе ООН по развитию электронного правительства Узбекистан в 2016 году занял 80-место среди 193 стран.

В 2016-2017 годах Узбекистан инициировал полномасштабную реформу в системе государственного управления. Одним из ключевых элементов совершенствования системы госуправления являются создание эффективных, самостоятельных и компетентных институтов, эффективно взаимодействующих между собой, система профессиональной государственной службы, комплексные программы и инициативы по противодействию коррупции, активное гражданское общество.

Цель 17. Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития

Ситуация в мире

Успешная реализация повестки дня в области устойчивого развития невозможна без налаживания на глобальном, региональном и местном уровнях всеохватывающих партнерских отношений между правительствами, частным сектором и гражданским обществом, которые построены на принципах и ценностях, общем видении и общих целях, ориентированных на удовлетворение интересов человечества и планеты.

Для реализации целей устойчивого развития необходимо вовлечение в их достижение триллионов долларов, принадлежащих частным компаниям. Необходимо осуществление долгосрочных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций, в важнейших секторах, особенно в развивающихся странах. К их числу относятся устойчивая энергетика, инфраструктура и транспорт, а также информационно-коммуникационные технологии. Государственным сектором должно быть задано четкое направление. Для привлечения инвестиций и укрепления устойчивого развития необходимо модернизировать механизмы проверки и контроля, правовые нормы и системы стимулов, способствующие осуществлению таких инвестиций. Необходимо укрепить национальные надзорные механизмы, такие как высшие ревизионные учреждения и надзорные функции законодательных органов.

Ситуация в Узбекистане

Узбекистан активно участвуют в реализации Целей устойчивого развития.

Агентства системы ООН оказывали содействие правительству в реализации программ развития страны с 1993 года. С 1992 года общая сумма финансового содействия составила около 471 миллиона долларов США. Данная финансовая поддержка выразилась в передаче передового опыта других стран в целях развития Узбекистана.

Цели устойчивого развития имеют особое значение для республики, потому что впервые в истории ООН в процессе всеобъемлющего глобального консультационного процесса было выработано единое видение развития до 2030 года. Данная повестка дня была утверждена 193 государствами-членами ООН и, таким образом, представляет собой всеобщее видение мира 2030 года. Идея ЦУР заключается в том, что процесс экономического развития должен идти рука об руку с совершенствованием социальной защиты и вовлечением уязвимых групп населения в процесс развития.

В целом, последовательная реализация осуществляемых в Узбекистане реформ должна способствовать успешному достижению целей, обозначенных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, а также росту благосостояния населения и решению актуальных социально-экономических вопросов в республике.

Диёра Кабулова,

Орзимурад Гайбуллаев

Экономическое обозрение №6 (234) 2019

Поделиться постом

Похожие новости