Инфляционное таргетирование для Узбекистана

Инфляционное таргетирование  для Узбекистана

Центральный банк комментирует

Одним из важных направлений реформ в Узбекистане является использование в денежно-кредитной политике режима инфляционного таргетирования, который призван обеспечивать ценовую стабильность. Центральный банк Узбекистана с 1 января 2020 года начинает поэтапный переход к инфляционному таргетированию. Ориентир по снижению инфляции к 2021 году составит 10%, к 2023 году — 5%.

Редакция журнала «Экономическое обозрение» обратилась в Центральный банк с целью получения более детальной информации о переходе к режиму инфляционного таргетирования и о том, какой эффект ожидается от его введения.

Как это будет работать?

Цели по инфляции, прежде всего, будут достигнуты за счет проведения скоординированной макроэкономической политики. Фискальная политика будет реализовываться в пределах целевых (утвержденных законом) параметров, а также будет продолжаться умеренно жесткая денежно-кредитная политика и реализация мер по проведению структурных реформ. В частности:

- в денежно-кредитной сфере предусмотрено усиление действенности операционного механизма, в том числе повышение эффективности процентной политики посредством внедрения новых инструментов регулирования ликвидности банковской системы, развитие аналитического потенциала, а также активное проведение коммуникационной политики. Также будут приняты макропруденциальные меры по снижению темпов роста кредитования до уровня номинального экономического роста;

- в налогово-бюджетной сфере ожидается оптимизация государственных расходов, сокращение дефицита общего фискального баланса в 2020 году до 2,7% к ВВП с дальнейшим снижением до 1,5% к 2023 году, а также сохранение государственного долга в пределах установленных параметров;

- будет продолжена либерализация регулируемых цен в 2020-2021 годах, призванная оказать положительный эффект на формирование общего индекса цен потребительских товаров;

- будут продолжены структурные реформы, в частности, меры по улучшению конкурентной среды, снижению себестоимости рыночной продукции, повышению эффективности производства, сокращению «теневой» экономики.

Кроме того, дальнейшее повышение качества логистических услуг, оптовой торговли, инфраструктуры хранения товаров, увеличение количества промышленных холодильников, а также рост эффективности производства сельскохозяйственной продукции позволят снизить влияние сезонного колебания цен на продовольственную продукцию в 2020-2023 годы.

Какие инструменты инфляционного таргетирования будут использованы?

Ключевым инструментом инфляционного таргетирования является основная процентная ставка ЦБ. Эффективная процентная политика Центрального банка позволяет гибко управлять краткосрочными ставками денежного рынка, через которые сигналы денежно-кредитной политики транслируются в экономику.

Управление ставками денежного рынка осуществляется посредством регулирования ликвидности банковской системы, а инструментами являются:

операции постоянного действия

- предоставление однодневной ликвидности по фиксированной ставке, образующей верхнюю границу процентного коридора (основная ставка + 1) посредством операций своп овернайт и РЕПО овернайт;

- абсорбирование ликвидности на срок 1 день по фиксированной ставке, образующей нижнюю границу процентного коридора (основная ставка – 1%) проведением депозитных операций овернайт.

операции на открытом рынке

- предоставление и абсорбирование ликвидности на срок от 2 до 14 дней путем проведения своп-аукционов, аукционов РЕПО и депозитных аукционов;

- размещение облигаций Центрального банка на аукционных торгах.

Таким образом, данные инструменты позволяют Центральному банку создать условия, при которых рыночные процентные ставки приближены к основной, и находятся в границах процентного коридора, середина которого – это основная ставка ЦБ, а верхние и нижние границы задаются 1 п.п. вверх/вниз симметрично от основной. В случае ее изменения, границы коридора будут сдвигаться автоматически на соответствующую величину.

Следует отметить, что операции Центрального банка на открытом рынке будут проводиться по мере необходимости в случае отклонения ставок денежного рынка от основной ставки или их выхода за пределы процентного коридора, а также исходя из прогнозного уровня ликвидности банковской системы.

В целях формирования у коммерческих банков базы залогового обеспечения по операциям предоставления ликвидности предусмотрен выпуск облигаций Центрального банка на сроки 3 и 6 месяцев.

Плюсы инфляционного таргетирования

Обеспечение в среднесрочной перспективе низкого и стабильного уровня инфляции является важным фактором макроэкономической сбалансированности, так как это создает необходимые условия для социальных улучшений, повышения инвестиционной активности, продолжения структурных реформ, что способствует экономическому развитию.

Усилия по обузданию инфляции рано или поздно окупятся с точки зрения достижения более высокой долгосрочной производительности и обеспечения более высокого дохода на душу населения. В условиях стабильности внутренних цен у населения и бизнеса будет возможность сохранять покупательную способность, а также сбережения в национальной валюте. Это повышает уверенность при средне - и долгосрочном планировании расходов и инвестиций.

Конечной целью достижения низкого и стабильного уровня инфляции, несомненно, является улучшение социально-экономической ситуации в стране с поддержанием высокого уровня благосостояния населения.

Распространение режима ИТ

Возникновение режима ИТ было обусловлено необходимостью обуздания инфляции в странах развитого мира (Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Швеция, Австралия). Впоследствии опыт таргетирования инфляции был перенят и многими развивающимися странами (Чехия, Израиль, Польша, Корея, Колумбия, Чили, Россия, Казахстан и т.д.), которые впоследствии успешно приостановили инфляционные процессы в своих экономиках и добились более сбалансированного и стабильного макроэкономического роста.

Преимущества режима инфляционного таргетирования стали очевидны во время мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 годов, а также во время европейского кризиса. Хотя страны, выбравшие данный режим, имели несколько более низкие темпы экономического роста, чем в докризисный период, им все же удалось избежать серьезных экономических потерь во время кризиса.

Международный опыт показывает, что в условиях рыночной экономики режим инфляционного таргетирования является одним из наиболее эфективных методов ведения денежно-кредитной политики. Об этом свидетельствует растущее в мире число стран, переходящих к инфляционному таргетированию. На сегодняшний день более 40 развивающихся и развитых стран ввели режим таргетирования инфляции.

Чего можно ждать от инфляционного таргетирования в Узбекистане?

Поскольку суть инфляционного таргетирования заключается в обеспечении стабильности цен, что выражается в их умеренном и стабильном росте, то наши ожидания от инфляционного таргетирования вполне очевидны – рост цен в экономике не более 5% в год, начиная с 2024 года.

Уверенность в стабильности цен стимулирует сберегательную и инвестиционную активность населения, способствует притоку долгосрочного иностранного капитала в страну, благоприятствует устойчивому экономическому росту и повышению реального благосостояния населения.

При этом необходимо понимать, что существуют определенные предпосылки, которые и предопределяют успешность и эффективность ИТ. Для этого, в частности, должна проводиться скоординированная с монетарной политикой фискальная политика (ограниченный фискальный дефицит), Центральный банк должен быть более автономным в принятии решений, а экономика должна быть достаточно развитой и открытой с высоким уровнем рыночной конкуренции.

Объявление о начале перехода к режиму ИТ в Узбекистане происходит на фоне либерализации и структурного преобразования всей экономики с постепенным снижением темпов инфляции до уровня не выше 10% в 2021 году и 5% в 2023 году.

Предпосылки для успешного перехода

Одной из необходимых предпосылок для успешного перехода в режим инфляционного таргетирования является гибкое формирование обменного курса, изменение которого в полной мере обуславливается фундаментальными факторами спроса и предложения. Поэтому требуются модернизация межбанковского валютного рынка и соответствующее усовершенствование политики Центрального банка в сфере валютных интервенций.

Режим инфляционного таргетирования предполагает проведение независимой монетарной политики ЦБ, то есть возможности автономного изменения основной процентной ставки, исходя из прогнозов по инфляции и инфляционных ожиданий, а также прогнозов иных макропоказателей (потребление, инвестиции, занятость и т.д.).

При этом важным моментом является плавающий валютный курс, основным фактором определения которого на внутреннем валютном рынке является механизм спроса и предложения со стороны банков. В настоящее время для перехода к плавающему валютному курсу Центральным банком предпринимаются шаги по трем основным направлениям:

- повышение роли коммерческих банков в механизме курсообразования и превращению их в маркетмейкеров (когда курсом движет система банковских заявок на основе предложения лучшей цены покупки/продажи иностранной валюты);

- совершенствование стратегии валютных интервенций, направленных исключительно для стерилизации ликвидности;

- разработка и применение современных инструментов хэджирования (страхования) валютных рисков, что повлечет за собой стимулирование и активизацию сделок на внутреннем валютном рынке.

Поделиться постом

Похожие новости