Международный опыт противодействия коррупции

Международный опыт противодействия коррупции

Среди глобальных проблем современности, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие мирового сообщества, стала проблема коррупции, принявшая системный характер. Это негативное явление не только ослабляет демократию и подрывает доверие в обществе к органам государственного управления, но и ведет к нарушениям прав человека, ухудшает его качество жизни, способствует развитию организованной преступности, терроризма и появлению других угроз.

Казалось бы, в чем здесь проблема? Кто-то берет взятки и, обогащаясь, проворачивает коррупционные схемы. Остальных же это мало касается... Однако необходимо понимать, что все мы в той или иной степени оказываемся участниками подобных схем. Маленький подарок за место в хорошем детском саду или небольшое денежное подношение, чтобы ускорить выдачу справки в госучреждении. Кажется, это мелочи... С последним легко согласиться, если смотреть на явление поверхностно. Специалисты видят проблему коррупции глубже, когда маленькие ручейки из подношений и подарочков образуют мощные финансовые потоки. И эти коррупционные потоки как ржавчина разъедают рыночные механизмы, наносят значительный экономический ущерб, негативно влияют на развитие конкуренции, осложняя условия ведения предпринимательской деятельности. При этом коррупция присутствует во всех странах вне зависимости от политической, экономической систем и иных особенностей, разнятся лишь виды коррупционных правонарушений и подходы к их предотвращению.

Указом Президента Республики Узбекистан от 29 июня в стране создано Агентство по противодействию коррупции - специально уполномоченный государственный орган по разработке и реализации государственной политики в области предупреждения и борьбы с коррупцией. Агентство подчиняется непосредственно главе государства, и перед ним поставлен самый широкий круг задач, одной из которых является внедрение в органах государственного и хозяйственного управления системы внутреннего антикоррупционного контроля («комплаенс контроля») и других международных антикоррупционных инструментов.

Мировое сообщество имеет многолетний опыт и инструменты противодействия коррупции и, несомненно, станет хорошим подспорьем для отечественных правоохранителей в деле противодействия этому негативному явлению.

Коррупция негативно сказывается на деятельности бизнес-структур. По оценкам специалистов компании Deloitte (международная сеть консалтинговых и аудиторских компаний - прим. ред.), около 30 процентов случаев коррупционных правонарушений происходит в частном секторе, в среднем каждый субъект предпринимательства теряет пять процентов годовой выручки от коррупционных преступлений. Так, средние убытки, возникшие по причине превышения служебных полномочий собственников/высшего руководства, оцениваются в 573 тысячи долларов, совершенные менеджментом компаний - в 180 тысяч и совершенные сотрудниками - в 60 тысяч.

В результате коррупции в частном секторе:

- причиняется вред интересам как общества и государства, так и жизни и здоровью граждан;

- подрываются основы свободной конкуренции, ухудшается деловой климат, качество корпоративного управления, репутация компаний, их инвестиционная привлекательность;

- происходит отрицательная селекция на рынках товаров, работ, услуг, усиливается монополизм и протекционизм;

- резко снижается конкурентоспособность нацио­нальной экономики, качество государственного управления экономикой, формируются угрозы политической стабильности и безопасности;

- девальвируются демократические ценности, происходит культивирование идеалов вседозволенности, стяжательства, безнаказанности;

- снижается качество товаров и услуг, увеличивается их себестоимость, расширяется сфера «теневой экономики»;

- снижаются доходы, получаемые акционерами и собственниками компаний, сокращается число их контрагентов, заказы и контракты;

- провоцируется рост должностной и организованной преступности, повышается риск легализации преступных доходов за рубежом.

Опосредованно от коррупции в частном секторе страдают не только бизнес-структуры. Ущерб наносится и интересам акционеров, контрагентов и клиентов.

Корпоративная система комплаенс

В целях предотвращения коррупции в частном секторе как международным сообществом, так и рядом государств принимаются меры по совершенствованию правовых, организационных и институциональных механизмов.

С принятием 31 октября 2003 года Конвенции ООН против коррупции это требование в императивном порядке стало внедряться повсеместно. В соответствии со статьей 12 «Каждое государство-участник принимает меры в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и, в надлежащих случаях, установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер».

Условно противодействие коррупции в частном секторе можно разделить на несколько основных направлений.

Первое - развитие антикоррупционных мер в частном секторе. Речь идет о внедрении эффективных механизмов по выявлению и анализу коррупционно-опасных сфер деятельности, оценки и управления правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений, обеспечении комплексной защиты бизнеса от различных правовых, налоговых, экономических, репутационных, санкционных и иных угроз, именуемых антикоррупционным комплаенсом (англ. compliance - соответствие, исполнение - буквально означает действие в соответствии с требованиями закона).

Комплаенс-контроль внедрен в 1906 году, когда в США было создано Агентство по проверке соответствия фармацевтической и пищевой промышленности общеобязательным правилам противодействия коррупции.

Скандалы 60-70-х годов ХХ века и, скажем, Уотергейтский скандал, вскрывший многочисленные случаи коррупции, в том числе и в частных компаниях, инициировали бурное развитие комплаенса в США. Результатом стало принятие Акта о коррупции за рубежом 1977 г. (FCPA - Foreign Corrupt Practices Act), установившего жесткие правила контроля по ведению бухгалтерской и финансовой документации, а также правила взаимоотношений с государственными чиновниками.

В начале 1990-х в США принимаются Federal Sentencing Guidelines (Разъяснения о порядке применения уголовного наказания для организаций), которые содержат четкие инструкции по созданию эффективной программы в области комплаенс, в том числе правил этического регулирования. В 2004 году они были дополнены положениями о необходимости знания менеджментом основных условий комплаенс-программ.

С принятием в 2002 году Закона Сарбанса- Оксли серьезно ужесточены требования к финансовой отчетности организаций, установлена обязанность принятия компаниями кодексов корпоративного поведения, а также предоставления отчетности американским регуляторам.

С 2002 года любая компания, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, подчиняется требованиям американского законодательства, что обязывает внедрить у себя корпоративную систему комплаенс (КСК).

В Великобритании же в 2010 году принимается Закон о взяточничестве (The UK Bribery Act, 2010), направленный на противодействие коррупции как внутри страны, так и за ее пределами.

Соответствие законам, правилам и стандартам в сфере комплаенса обычно касается таких вопросов, как соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам и обеспечение добросовестного подхода при их консультировании, надлежащая проверка контрагентов, запрет на неправомерные действия в отношении государственных служащих, декларирование интересов, доходов и расходов.

К сфере комплаенса относятся также специфические области, такие как противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, мошенничеству и коррупции, разработка документов и процедур, обеспечивающих соответствие деятельности компании действующему законодательству, защита информационных потоков, установление этических норм поведения сотрудников и многое другое.

Приоритетные сферы комплаенса - обеспечение противодействия коррупции в любых ее проявлениях, в том числе взяточничество, коммерческий подкуп, неправомерное использование должностного положения вопреки законным интересам общества, государства и группы организаций компании. Более чем в 150 странах мира внедрение КСК является обязательным.

Антикоррупционное право - одно для всех

Второе направление противодействия коррупции в частном секторе - установление ответственности юридических лиц за непринятие мер равно как склонение государственных служащих к совершению коррупционных преступлений.

В правовой доктрине стран общего права институт ответственности юридических лиц, в том числе за коррупционные правонарушения, действует на протяжении более 200 лет. В 1909 году Верховный суд США признал конституционность уголовной ответственности юридических лиц.

Процесс введения юридических лиц в сферу воздействия уголовного права в странах континентального права активизировался в 1980-е и особенно в 1990-е в связи с принятием новых уголовных кодексов. Например, в эти годы уголовная ответственность юридических лиц была установлена в Нидерландах, Португалии, Франции, Финляндии, КНР.

Введению института ответственности юридических лиц в странах ЕС предшествовали принятие Рекомендации Комитета министров стран - членов Совета Европы по ответственности предприятий - юридических лиц за правонарушения, совершенные в ходе ведения ими хозяйственной деятельности, Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, об уголовной ответственности за коррупцию 1999-го, Конвенции о защите финансовых интересов Европейских сообществ, протоколы к ней и ряд других.

Позже указанное требование было закреплено Конвенцией ООН против коррупции. В настоящее время институт уголовной ответственности юридических лиц существует в законодательстве более чем 50 стран.

Активизации внедрения ответственности юридических лиц в зарубежных странах способствовали коррупционные скандалы 2000-х с участием топ-менеджеров ряда крупных компаний. В качестве примера можно привести скандалы с BAE Systems, Великобритания (2006 год, сумма взяток - 2 млрд фунтов стерлингов), Hyundai Motor, Республика Корея (2007 год, 130 млн долларов), Siemens, ФРГ (2008 год, 1,4 млрд долларов), и не только.

В США к корпорациям могут применяться в виде наказаний разные уголовные санкции, в том числе ликвидация, штраф, пробация (испытательный срок) и так далее.

В 2005 году в УК Латвии включена глава, содержащая статью, устанавливающую следующие виды основных принудительных мер: ликвидацию; ограничение прав; конфискацию имущества; денежное взыскание, а также конфискацию имущества и возмещение ущерба.

В соответствии с УК Грузии видами наказаний, назначаемых юридическим лицам, являются ликвидация; лишение права заниматься деятельностью; штраф и лишение имущества.

Лоббирование - легальное и нет

Третье направление противодействия коррупции в частном секторе - пресечение нелегальной лоббистской деятельности при продвижении интересов бизнес-структур в государственных учреждениях.

Термин лобби (лоббизм) (от англ. lobbi - коридор, крытая площадка) в современной интерпретации вошел в широкое употребление в США в ХХ веке, когда так стали обозначать покупку голосов депутатов в Конгрессе. В 1946 году в США принимается закон о лоббизме, определивший понятие лоббизма и обязавший лоббистов и лоббистские организации регистрироваться в установленном порядке.

Согласно статье 5 Конвенции ООН против коррупции «Каждое государство-участник в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности».

В последние годы отмечается рост числа международных рекомендаций и стандартов в сфере правовой регламентации лоббистской деятельности. В качестве примера можно привести Рекомендацию «Лоббирование в Европе - скрытое влияние» организации Transparency International, Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы 1908 (2010 г.) относительно лоббистской деятельности в демократическом обществе, 1744 (2010 г.) о внеинституциональных участниках демократической системы и т.д. В 2010 году страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития приняли «10 принципов прозрачности и добропорядочности в лоббистской деятельности».

На сегодня специальные законы о лоббировании на национальном уровне действуют более чем в 20 странах мира. Точное их число зависит от того, какими критериями пользоваться при отнесении документа к закону. Глубина и содержательность законов варьируется в широких пределах. Лоббистская деятельность нормативно регламентирована в ФРГ, Грузии, Бразилии, Литве, Израиле и ряде других стран.

Важное требование законодательства о лоббировании - определение предельного размера денежных сумм, расходуемых на лоббирование. Так, Закон штата Гавайи (США) определяет, что «Лоббистом признается любой индивид… который за любой отчетный период расходует на лоббирование более 750 долларов».

* * *

Как видим, противодействие коррупции и ее проявлениям в мире давно приняло системный характер. У нашей страны свой уникальный путь развития, однако законодателям республики вкупе с контролирующими органами, думаем, есть что взять на вооружение, выбирая оптимальные для национального менталитета решения.

Баходир Исмаилов
Начальник Научно-образовательного центра противодействия коррупции Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор.

Сардоржон Маманов.
Магистрант Академии Генеральной прокуратуры

Источник

Поделиться постом

Похожие новости