Природные вызовы Центральной Азии

Природные вызовы Центральной Азии

По данным исследований ЦЭИ

Центральная Азия является воднодефицитным регионом и поэтому наиболее уязвима перед изменением климата. Согласно докладу ВБ, средняя температура в регионе уже повысились на 0,5 градуса и к 2030-2050 годам прогнозируется увеличение температуры на 1,6-2,6 градуса, что будет приводить к засухам и нехватке воды.

По мере роста численности населения, промышленного производства, развития сельского хозяйства зависимость центральноазиатских экономик от водных ресурсов только возрастает. Но климатические изменения усиливают имеющийся водный дефицит, что ведет к деградации экосистем региона и росту природных катаклизмов. Для выработки адекватного ответа на эти вызовы необходима кооперация усилий всех стран региона – к такому выводу приходят в своих исследованиях эксперты ЦЭИ.

Дефицит воды нарастает

Водные ресурсы бассейна ЦА формируются, в основном, двумя реками – Амударьей, берущей начало в таджикской части Памира, и Сырдарьей, которая начинается на склонах Тань-Шаня в Кыргызской Республике. Объем водных ресурсов в регионе постепенно сокращается, из-за климатических изменений происходит таяние ледников, что приводит, в том числе, и к снижению общего стока рек.

За последние 40 лет объемы водоснабжения в ЦА сократились с 8,4 тыс. куб. м до 2,5 тыс. куб. м на человека в год. К 2030 году при текущих показателях роста численности населения в ЦА объемы водоснабжения достигнут критической отметки менее 1,7 тыс. куб. м в год. При этом для поддержания минимального уровня потребления в ЦА ежегодно требуется еще 500-700 млн. куб. м воды. В настоящее время более 90% всех хозяйственных земель в регионе требуют искусственного орошения. По самым скромным подсчетам, выживание почти 80% населения региона (более 55 млн. человек), занятых в аграрном секторе, напрямую зависит от доступа к воде.

Одновременно в связи с высокими темпами роста населения в регионе отмечается рост уровня потребления воды. По данным международного научного журнала Nature, в регионе на каждый доллар ВВП потребляется 2,5 кубометра воды, что ставит центральноазиатские республики в ряд мировых лидеров по неэффективному использованию водных ресурсов. В перспективе проблема воды может приобрести конфликтный характер.

Оценка будущего спроса на воду на основе моделирования показала, что уже в настоящее время потребность на воду для орошения и экологических нужд не удовлетворяется, а в условиях изменения климата дефицит водных ресурсов в Центральной Азии значительно возрастет. Как отмечалось на Всемирной неделе воды, «даже при увеличении стока рек бассейнов Амударьи и Сырдарьи воды может не хватать, дефицит составит в этом случае 8%, а при неизменном стоке – 15%, если же сток сократится, то дефицит достигнет 33%».

По прогнозам Всемирного банка, к 2050 году на фоне прогнозируемого демографического роста в регионе до 90 миллионов человек ожидается дефицит воды до 25-30%. При этом потребность в водных ресурсах, используемых для поливного земледелия, может возрасти к 2020 году на 30%.

В Узбекистане к 2040 годам при сокращении стока рек бассейнов Амударьи и Сырдарьи дефицит воды для орошения может достигнуть 33%. Решить проблему дефицита водных ресурсов может процесс рационального использования воды. По данным экспертов ООН, при рационализации водных ресурсов в регионе экономическая выгода может составить 5% от ВВП (около 20 млрд. долл. США).

Деградация экосистемы

Центральная Азия относится к регионам с засушливым климатом. Изменение климата и стремительное экономическое развитие усугубляют ее последствия, в том числе связанные с нехваткой водных ресурсов в регионе.

Деградация экосистемы региона содержит комплекс экологических проблем и носит широкомасштабный характер, а причины, способствующие их проявлению, во многом имеют трансграничные аспекты. Основными факторами, способствующими деградации экосистемы в ЦА, являются опустынивание и засуха, которые во многом обуславливаются вследствие нерационального использования природных ресурсов аридных земель.

Благополучие ЦА во многом зависит от природного равновесия зон формирования рек горных экосистем Памира, Тянь-Шаня и Алтая. Высокие горные системы улавливают влагу из верхних слоев атмосферы, переносимую воздушными массами преимущественно с Атлантического океана и служат гигантскими аккумуляторами пресной воды. Однако в горах Центральной Азии нарастают процессы деградации, такие как обезлесение и эрозия, загрязнение отходами и сокращение пастбищ.

Согласно публикации Германского агентства развития (GTZ), нигде в настоящее время нет целого региона с площадью более четырех млн. кв. километров, которая сталкивается с большей угрозой от опустынивания, чем регион между Каспийским морем и Памирскими горами. На данный момент более 2/3 территории Центральной Азии представляет собой засушливые земли. В соответствии с климатическими прогнозами, заметный рост температуры (до 2-4 градусов), неравномерное распределение осадков, интенсивное таяние ледников (в настоящее время таянию подвержены 46 ледников в регионе) в долгосрочной перспективе приведут к усилению процесса опустынивания.

Как заявляет руководство Таджикистана, страна за последние несколько десятилетий потеряла более 30% от общего объема ледников, в том числе порядка 1000 малых и средних ледников. В результате этих явлений ежегодно сокращается индикатор обеспеченности водой на душу населения, который за последние 50 лет снизился в 4 раза.

По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), предполагается, что изменение климата окажет одинаковое воздействие на все страны ЦА, что наиболее заметно выразится в уменьшении размеров ледников и горного снежного покрова, следовательно, в снижении уровня рек.

По данным ФАО, пастбищные угодья, занимающие от 77 до 95% всех сельскохозяйственных территорий в регионе, управляются не должным образом. Более 88% пахотных земель Кыргызстана и 97% сельскохозяйственных земель в Таджикистане подвержены эрозии. Кроме того, от 40 до 80% орошаемых земель в регионе подвержены засолению либо заболачиванию. Наиболее пострадавшими являются Туркменистан (68%), Узбекистан (51%) и Казахстан (20%). По оценкам ООН, в Кыргызстане более 90% земель подвержены деградации и эрозии, в Узбекистане и Таджикистане – около 80%, Казахстане и Туркменистане – более 70%. При этом в Таджикистане и Кыргызстане развита преимущественно водная эрозия.

Одним из самых агрессивных факторов в процессе деградации земель является перевыпас в пастбищных условиях (перегрузка пастбищ, нарушение сезонности выпаса и т.д.). В горных и предгорных зонах это приводит к увеличению ливневых стоков, повторяемости селей и оползневым явлениям.

Деградации экосистемы способствует также загрязнение природной среды техногенными отбросами и средствами химизации в сельском хозяйстве. В Таджикистане и Туркменистане основный источник загрязнения – пестициды, Узбекистане – пестициды и промышленные отходы, Казахстане – промышленные отходы, Кыргызстане – хвостохранилища и горные отвалы.

Промышленные, а также бытовые жидкие и твердые отходы в государствах ЦА имеют большой объем, разную степень токсичности и по мере возможности складируются в пределах каждого государства. Степень их обработки остается недостаточной из-за отсутствия заводов прямого назначения, они хранятся на специальных участках, являясь загрязнителями окружающей среды.

Продовольственная опасность

На фоне сокращающихся водных ресурсов и сложных климатических условий страны региона сталкиваются с серьезными вызовами в сфере продовольственной безопасности. Засухи в ЦА оказывают огромное негативное влияние на экономику стран региона, в которых превалирует аграрный сектор. Население, ориентированное, в основном, на сельскохозяйственные отрасли, в результате засухи теряет до 80% своего дохода. В результате сокращения плодородности земель в ЦА экономический ущерб терпят почти 20 миллионов сельских жителей региона. Со времени обретения независимости урожай сельхозкультур в странах ЦА из-за деградации земель снизился на 30%, что приводит к ежегодным потерям в размере $2 млрд.

Согласно ВОЗ, потенциальное воздействие опустынивания заключается в риске недоедания населения из-за снижения продовольственных и водных запасов, доступа к чистой воде, увеличения респираторных заболеваний, вызванных атмосферной пылью, в риске распространения инфекционных заболеваний, особенно при вынужденной миграции из-за опустынивания.

Природа под угрозой

Площадь лесов в ЦА с середины прошлого столетия сократилась в 4-5 раз. Особенно жесткому антропогенному прессу подверглись саксаульные и пойменные леса (тугаи). Только в пойме реки Амударьи площадь лесов сократилась за последние десятилетия со 150 тыс. га до 22-23 тыс. га. Этот процесс продолжается и в настоящее время. На деградацию тугайного леса сильное влияние оказывает нарушение гидрологического режима рек.

Разрушение экосистем привело к значительному сокращению биоразнообразия. Растет число видов животных и растений, исчезнувших и подверженных угрозе исчезновения. В отдельных случаях эти процессы стали необратимыми. Зарегулирование стока рек и загрязнения привели к сокращению рыбных запасов. В целом, по ЦА за период с 1990-х годов вылов рыбы из естественных водоемов сократился более чем на 60%. В Приаралье исчезло свыше половины генофонда растительного и животного мира, практически исчезли 11 видов рыб, 12 видов млекопитающих, 26 видов птиц, 11 видов растений.

Более половины территории ЦА подвержено процессам опустынивания. Площадь деградированных земель в Казахстане составляет 179,9 млн. га, или 66% территории, а в Туркменистане и Узбекистане – до 80%. Если темпы засоления продолжатся, в течение нескольких десятилетий основная часть сельскохозяйственных земель в бассейнах рек станет непригодной для сельского хозяйства, а засоление рек сделает их непригодными для питьевого водоснабжения.

Критическая экологическая ситуация влечет за собой рост заболеваний, увеличение смертности, снижение продолжительности жизни, рождение детей с различными патологиями и т.д., оказывая тем самым серьезное негативное влияние на генофонд населения региона.

Стихийные бедствия

В последние годы в Центральной Азии наблюдается волна стихийных бедствий, таких как наводнения, оползни, разливы ледникового озера, а также необычные погодные условия (сильный дождь, таяние снега).

Центральная Азия (в основном, страны, расположенные выше по течению, – Кыргызстан, Таджикистан) склонна к стихийным бедствиям. Важнейшими факторами, способствующими стихийным бедствиям, являются наличие одних из самых высоких горных хребтов мира (Памир, Тянь-Шань) в Таджикистане и Кыргызстане, а также континентальный климат и геологические условия.

Согласно данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), за последние 27 лет в Центральной Азии произошло 123 стихийных бедствия, в результате которых пострадали 10,4 млн. человек, а экономические потери составили 2,4 млрд. долларов. В Таджикистане за последние 20 лет общий ущерб от стихийных бедствий, связанных с водными ресурсами, составил несколько миллиардов долларов, а потери среди населения превысили одну тысячу человек.

Изменение климата может потенциально усугубить частоту и масштабы стихийных бедствий в горных районах, а также в низинных районах. В этой связи необходимо провести больше исследований для мониторинга условий микроклимата в высокогорьях, понимания связей между климатическими и гидрологическими взаимодействиями.

Совместное преодоление

По данным Регионального экологического центра Центральной Азии (РЭЦЦА), если страны Центральноазиатского региона начнут сотрудничать по воде и экологии, возможный выигрыш ежегодно может составить более 4 млрд. долл. США. Кроме этого, укрепление регионального сотрудничества позволит решить вопросы водной и экологической проблематики, в частности, снижения сельскохозяйственной продуктивности, повышения стоимости энергоресурсов и ограничения доступа к международному финансированию.

Сотрудничество стран ЦА в общих инициативах по смягчению последствий изменения климата и адаптационным стратегиям постепенно развивается, о чем свидетельствуют многие примеры по всему региону. Сочетание инициатив в области изменения климата с возможностями финансирования, предоставляемыми институциональными агентствами и частными донорами, представляет собой мотивацию для всех стран ЦА наладить более тесное сотрудничество для решения общих задач.

Решение вопросов по использованию трансграничных водных ресурсов в Центральной Азии является общей задачей стран региона, и только совместными усилиями можно достичь конкретных результатов по сохранению водного баланса.

Экологическое бедствие Арала

Территории государств ЦА входят в зону Приаралья, которую принято считать на сегодняшний день зоной экологического бедствия. По имеющимся данным, на сегодняшний день Аральское море занимает лишь около 10% от своего исторического размера, объем воды сократился в 30 раз. С обнаженного дна ежегодно ветрами поднимается до 80 млн. тонн ядовитых солей, которые разносятся в виде пылевых бурь на многие тысячи километров далеко за пределы ЦА, оказывая негативное воздействие на здоровье людей. Серьезную обеспокоенность государств ЦА и мирового сообщества вызывает состояние экосистемы Каспийского моря – самого крупного в мире внутреннего водоема и уникального по биологическому многообразию флоры и фауны.

Деградация окружающей среды в Аральском море является следствием хронического и интенсивного давления на основные речные бассейны, которые обеспечивают пресную воду для моря, провоцируя необратимый ущерб для бассейна. Множество национальных, региональных и международных организаций, созданных для восстановления бассейна, смогли вызвать большой общественный резонанс и в конечном итоге помогли возродить меньшую версию Аральского моря. Тем не менее, в настоящее время во всем регионе растет спрос на большее количество воды для нужд сельского хозяйства, энергетики, личного и промышленного использования. Поэтому маловероятно, что удастся возродить Аральское море в его первоначальной форме. ???????????

Напряженное водоснабжение Узбекистана

По официальным данным, 60% питьевой воды в Узбекистане отбирается из подземных источников. Более 20% разведанных запасов подземных пресных вод республики пришли в непригодное состояние для питьевых нужд, а спрос, исходя из демографического роста и возрастающего уровня урбанизации, из года в год непрерывно увеличивается.

Уровень охвата услугами централизованного водоснабжения в 2017 г. достиг около 80% по республике, однако остаются районы, особенно сельские, где уровень охвата домохозяйств имеет доступ к водоснабжению на уровне ниже 50%, например, в Бухарской области.

В результате многие домохозяйства полагаются на другие источники воды, такие как насосы во дворах и открытые водоемы. 13% домохозяйств пьют воду непитьевого качества из родников, рек, каналов и арыков, а 6% населения пользуются привозной водой, стоимость которой значительно выше нормы.

Высокий уровень потерь воды – свыше 30% (а в некоторых населенных пунктах до 60%) – связан в первую очередь с состоянием систем водоснабжения, устаревшими моделями водонасосов и существующим низким уровнем технического обслуживания.

Принимая во внимание проблемы сектора водоснабжения, необходимо инвестировать значительные средства в институциональную сферу с целью обеспечения эффективности и устойчивости сектора водоснабжения, в особенности с учетом того, что республика готова привлечь большие инвестиционные средства в физическую инфраструктуру.

Экономическое обозрение №11 (227) 2018

Поделиться постом

Похожие новости