«Сокровища Нукуса»

«Сокровища Нукуса»

Спустя 15 лет в столице вновь представлены экспонаты из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого.

Этот музей называют «Лувром в пустыне». Он был создан в 1976 году. Его коллекция насчитывает свыше 100 000 экспонатов и включает одно из лучших в мире собраний русского авангарда, многочисленные образцы изобразительного искусства Узбекистана, народно-прикладного искусства Каракалпакстана, искусства Древнего Хорезма, а также копии ряда экспонатов парижского Лувра. По оценкам специалистов, коллекция Государственного музея искусств им. И.В.Савицкого является лучшим художественным собранием Азиатского региона.

О том, как возникла идея проведения выставки «Авангард сквозь пространство и время», что представлено столичной публике и какие изменения происходят в работе музея Савицкого, – в интервью с куратором выставки, начальником управления по развитию музеев и библиотек Министерства культуры Республики Узбекистан, кандидатом искусствоведения Шахло Абдуллаевой.

– Последняя выставка из собрания музея искусств имени Савицкого проводилась в Ташкенте в 2004 году. И после проведения в прошлом году выставки «Сокровища Нукуса» в Москве в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина возникла идея часть этой экспозиции показать в Ташкенте. Ведь не у каждого была и есть возможность поехать в Нукус.

– На выставке представлены 126 живописных и графических работ художников русского и узбекистанского авангарда. Картины Р. Фалька, В. Рождественского, А.Осмеркина, К.Редько, А.Порет, Л. Поповой, Е.Лысенко и многих других представляют противоречивую эпоху в развитии искусства, в них отражены индивидуальные поиски и личное отношение к переменам того времени. В экспозиции также представлены работы узбекских художников периода формирования национальной школы живописи, совпавшего с периодом авангардного течения в мировом искусстве, что, естественно, не могло не отразиться на творчестве Н. Карахана, М. Курзина, В. Уфимцева, А. Волкова, У. Тансыкбаева, Н. Кашиной и других. Уникальность узбекистанского авангарда в соединении стилистики русского авангарда с традиционной культурой Востока.

– Организация выездной выставки – это кропотливая длительная работа. Приказ Министерства культуры Республики Узбекистан № 20 «Об организации выездной выставки из коллекции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Галерее изобразительного искусства Узбекистана» вышел 14 января 2019 года, а 18 января уже состоялось ее открытие в Ташкенте. Как удалось организовать выставку в такие короткие сроки?

– Мы готовились достаточно долго и основательно: восемь месяцев шли переговоры, прорабатывались вопросы транспортировки и страховки картин. Так что выставка не была сделана в спешке, а все продумано и соответствует стандартам проведения подобного рода выставок. Кстати, у нас в Ташкенте, на мой взгляд, давно не было, если можно так сказать, хорошей «классической» выставки.

– Согласно Постановлению Президента «О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в Республике Узбекистан», Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.Савицкого в Нукусе, а также Музей прикладного искусства Узбекистана и Дом-музей Айбека в Ташкенте станут первыми площадками, где будет опробована программа реновации музеев. Почему были выбраны именно эти музеи?

– Во-первых, это наиболее известные и популярные музеи Узбекистана, и, по нашим данным, показатели посещаемости туристами и уровня научно-исследовательской работы в разы превышают другие музеи. Также их отличает хорошо продуманная структура выставочно-экспозиционных залов.

Во-вторых, выбранные музеи относятся к разным категориям – разноплановый Музей искусств им. И. Савицкого, Музей декоративно-прикладного искусства с хорошей коллекцией народного искусства Узбекистана и камерный Дом-музей известного писателя Айбека.

Целью данной программы является усовершенствование деятельности музеев в соответствии с международным опытом.

Программа реновации подразумевает, что музеи поэтапно будут переведены на новую модель финансирования, предполагающую их самообеспечение. Так, музейный бюджет будет не менее чем на 30% формироваться за счет предпринимательской деятельности и не менее чем на 15% – за счет благотворительности.

– Не могли бы Вы пояснить, какую предпринимательскую деятельность могут вести сами музеи и как скоро они смогут выйти на самообеспечение?

– При музеях будут созданы сувенирные магазины, где можно приобрести продукцию с изображением экспонатов, будут продаваться карточки с 3D-визуализацией экспонатов. В здании музеев будут открыты кафе. Также на платной основе планируется создать детские изокружки, организовывать конференции, семинары и тренинги, проводить некоторые научные исследования коллекций музеев. По большей части платным будет доступ к фондам.

Пока о точном времени, когда музеи смогут выйти на самообеспечение, говорить рано. Сейчас изучается опыт зарубежных музеев, которые сами зарабатывают хорошие деньги. С нашими музеями в ближайшее время, к сожалению, это сделать не получится, поскольку они находились на гособеспечении и не привыкли зарабатывать деньги.

– О Музее им. И. Савицкого долгое время было больше известно за границей, чем у нас. Ситуация постепенно меняется. Какие еще шаги планируются в плане популяризации в Узбекистане сокровищ «Лувра в пустыне»?

– О музее им. И. Савицкого у нас было известно всегда. А его популярность за границей – это заслуга ученицы Игоря Витальевича Савицкого Мариники Маратовны Бабаназаровой. Она долгое время руководила музеем и переняла от своего наставника опыт работы с персоналом, хранения, популяризации и широкого привлечения посетителей. Музей имеет свой Клуб друзей, которые помогают с изданием каталогов и альбомов, пропагандой музея за рубежом.

Сегодня музей продолжает свою деятельность более динамично, узбекскими и зарубежными специалистами изучаются и исследуются фонды музея. Для привлечения туристов в работе используются инновационные технологии – продажа электронных билетов, аудиогиды, мобильные приложения, ведется работа над единым электронным каталогом.

А для ознакомления с экспонатами Музея искусств имени Савицкого в ближайшее время мы планируем передвижные выставки, и работа над этим проектом сейчас активно ведется.

– Эпитеты «уникальный», «ошеломляющий», «грандиозный» используются постоянно, когда говорят о коллекции музея им. И. Савицкого. Так в чем же эта уникальность, в чем его особая ценность и значимость?

– Прежде всего, в том, что он, по сути, создан благодаря подвижническому труду одного человека – заслуженного деятеля искусств Узбекистана, народного художника Каракалпакстана, первого директора Музея искусств Игоря Витальевича Савицкого.

Особо ценным является и то, что именно в Узбекистане удалось сохранить культурное наследие разных народов, целые пласты искусства, приговоренные «власть имущими» к уничтожению. Музей им. И. Савицкого является своего рода перекрестком культур, где разные судьбы, стили, художественные явления, абстрактно-конструктивные формы современного искусства пересеклись с декоративностью языка традиционной культуры.

Татьяна Петренко

Экономическое обозрение №1 (229) 2019

Поделиться постом

Похожие новости